Автор: Калмыкова Татьяна Михайловна
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 12"
Населённый пункт: г. Урай, ХМАО-Югра
Наименование материала: статья
Тема: Эффективность применения цифровых образовательных ресурсов, в том числе ЦОС «Мобильное электронное образование» в образовательном процессе ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Эффективность применения цифровых образовательных ресурсов,
в том числе ЦОС «Мобильное электронное образование» в
образовательном процессе ДОУ
(материалы тематического контроля)
Тема тематического контроля:
Использование педагогами ЦОР с
целью формирования развивающей образовательной среды.
Цель:
определить
эффективность
использования
ЦОР
в
образовательном процессе, в том числе, в дистанционном формате.
Первым
вопросом
тематического
контроля
было
определение
эффективности использования ЦОР в образовательном процессе, оценка
профессиональных компетенций воспитателей при использовании ЦОР.
В
качестве
методов
контроля
были
использованы
наблюдения
различных видов деятельности воспитателя с детьми, беседы, анкетирование
и диагностические карты для педагогов.
Были
просмотрены
образовательные
ситуации,
непосредственно-
образовательная
деятельность
в
группах,
где
созданы
условия
для
применения ЦОР. Это подготовительные группы, средняя группа, старшая
группа и 2 младшая группа.
В процессе просмотренных мероприятий во всех группах были
соблюдены
санитарные
нормы
при
использовании
интерактивного
оборудования,
выбор
цифровых
ресурсов
был
рациональным
и
соответствовал возрастным особенностям детей. В подготовительной группе
педагог показала применение интерактивных игр и библиотеки ЦОС МЭО в
познавательно-исследовательской деятельности, в средней группе педагог
представила работу с документ-камерой и интерактивной доской, в
остальных группах были использованы презентации и видеофрагменты.
В
целом,
можно
отметить
эффективность
применения
ЦОР
в
образовательной деятельности и рациональность педагогического подхода в
выборе средств обучения. Для детей, использование ЦОР является хорошим
мотивирующим фактором, позволяет воспитателю активизировать внимание
детей,
способствует
проявлению
самостоятельности
(в
работе
с
интерактивной доской) и создаёт положительный эмоциональный настрой в
процессе деятельности.
Но при использовании интерактивного оборудования в группах во время
организованной деятельности необходимо обратить внимание на проблему,
которая
пока
в
большинстве
случаев,
не
находит
решения.
Это
невозможность активного участия в процессе всех детей, при наличии
именно интерактивной доски, большинство из них выступают просто
пассивными зрителями, и лишь некоторым выпадает возможность проявить
активность, подойти к доске, провести какие то манипуляции. Поэтому
необходимо
планировать
в
течение
дня
индивидуальную
работу
с
интерактивным
оборудованием,
чтобы
интерес
детей
не
угасал
и
образовательные задачи были бы решены с каждым ребёнком в полном
объеме.
Вторым
вопросом
контроля
был
анализ
работы
с
детьми
в
дистанционном формате. Для анализа были просмотрены календарные планы
воспитателей, запущена анкета для педагогов для определения степени
использования
информационно-компьютерных
технологий
(ИКТ),
цифровых
образовательных
ресурсов
(ЦОР),
дистанционных
образовательных технологий (ДОТ) в педагогической деятельности. Одним
из вопросов анкеты был: «Используете ли вы ЦОР для организации
дистанционного образования?», на который 14 педагогов из 21 опрошенного
ответили положительно. Но при анализе календарных планов только в двух
группах отмечена планомерная работа с родителями в дистанционном
режиме.
Еще одним фактором, требующим внимания, является то, что многие
педагоги не совсем верно трактуют понятие «Дистанционное образование»
(это отразилось в ответах на некоторые вопросы анкеты). Общение с
родителями в мессенжерах, распространение информации в родительских
группах, даже если это ссылки на сетевые ресурсы, ещё не является
дистанционным образованием. Дистанционное образование подразумевает
обязательную обратную связь, и предполагает удаленное обучение, а значит
должно быть планомерным и иметь возможность увидеть его результат.
По результатам анкетирования 12 педагогов отметили необходимость в
повышении квалификации по направлениям использования ЦОР, ДОТ в
педагогической деятельности.
Третий вопрос контроля подразумевал оценку предметно-развивающей
среды. Здесь можно отметить, что на сегодняшний день во всех группах, в
музыкальном
зале,
в
кабинетах
специалистов
есть
возможность
подключиться к сети интернет. В 2-х группах для постоянного использования
установлено демонстрационное оборудование, в 2-х группах для постоянного
использования установлено интерактивное оборудование, и временно в
группе – интерактивная доска. Нам осталось оборудовать всего 6 групп.
Несмотря на имеющиеся проблемы, можно сказать, что все без
исключения педагоги детского сада используют цифровые ресурсы в
качестве различных баз данных, как собственных, так и разработанных
различными сетевыми педагогическими сообществами, имеют в запасе
определённый
методический
материал
на
электронных
и
облачных
носителях, который используют при работе с родителями в мессенжерах.
Во всех группах созданы сообщества для связи с родителями. Для этого
используется традиционный сетевой ресурс Viber. Работа в этих группах
ведётся
постоянно,
в
основном
для
распространения
педагогической
пропаганды по различным направлениям деятельности.
Важно
отметить,
что
сегодня
наблюдается
перенасыщение
информационного пространства и главная задача педагога правильно
распределить информационный поток, адресованный родителям во времени
и по содержанию, чтобы не вызвать негативных реакций и избежать
конфликтных ситуаций.
Нам пока это удаётся, и я считаю это нашим важным достижением.
В
процессе
подготовки
к
педагогическому
совету
мы
провели
анкетирование родителей, для того, чтобы выяснить их отношение к
применению ЦОР и дистанционных форм образования в детском саду.
В заключении необходимо отметить, что тема, которую мы сегодня
рассматриваем, является для нас не новой, т.к. в своё время мы много
внимания уделяли информационно-коммуникационным технологиям, но
сегодня это направление приобрело особую актуальность и обсуждается в
ряду инноваций в системе образования.
Условия пандемии и самоизоляции изменили нашу жизнь. Поток
информации
увеличился
в
разы,
мы
встали
перед
необходимостью
реализации дошкольного образования для всех детей, посещающих и не
посещающих детский сад. Это вызывает множество вопросов.
В сложившихся условиях деятельность педагога переформатруется,
изменяются формы работы с детьми и родителями, меняемся мы с вами.
Думаю, что мы находимся в начале пути, и это не плохое начало,
считаю, что каждый из нас морально уже готов к переменам, кто-то уже
освоил
многие
современные
компетенции.
Поэтому
предлагаю
не
останавливаться на достигнутом, повышать цифровую грамотность и
стремиться к новым достижениям. Это позволит улучшить качество
образования и повысить эффективность работы педагогического коллектива.