Напоминание

Эффективность применения цифровых образовательных ресурсов, в том числе ЦОС «Мобильное электронное образование» в образовательном процессе ДОУ


Автор: Калмыкова Татьяна Михайловна
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 12"
Населённый пункт: г. Урай, ХМАО-Югра
Наименование материала: статья
Тема: Эффективность применения цифровых образовательных ресурсов, в том числе ЦОС «Мобильное электронное образование» в образовательном процессе ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Эффективность применения цифровых образовательных ресурсов,

в том числе ЦОС «Мобильное электронное образование» в

образовательном процессе ДОУ

(материалы тематического контроля)

Тема тематического контроля:

Использование педагогами ЦОР с

целью формирования развивающей образовательной среды.

Цель:

определить

эффективность

использования

ЦОР

в

образовательном процессе, в том числе, в дистанционном формате.

Первым

вопросом

тематического

контроля

было

определение

эффективности использования ЦОР в образовательном процессе, оценка

профессиональных компетенций воспитателей при использовании ЦОР.

В

качестве

методов

контроля

были

использованы

наблюдения

различных видов деятельности воспитателя с детьми, беседы, анкетирование

и диагностические карты для педагогов.

Были

просмотрены

образовательные

ситуации,

непосредственно-

образовательная

деятельность

в

группах,

где

созданы

условия

для

применения ЦОР. Это подготовительные группы, средняя группа, старшая

группа и 2 младшая группа.

В процессе просмотренных мероприятий во всех группах были

соблюдены

санитарные

нормы

при

использовании

интерактивного

оборудования,

выбор

цифровых

ресурсов

был

рациональным

и

соответствовал возрастным особенностям детей. В подготовительной группе

педагог показала применение интерактивных игр и библиотеки ЦОС МЭО в

познавательно-исследовательской деятельности, в средней группе педагог

представила работу с документ-камерой и интерактивной доской, в

остальных группах были использованы презентации и видеофрагменты.

В

целом,

можно

отметить

эффективность

применения

ЦОР

в

образовательной деятельности и рациональность педагогического подхода в

выборе средств обучения. Для детей, использование ЦОР является хорошим

мотивирующим фактором, позволяет воспитателю активизировать внимание

детей,

способствует

проявлению

самостоятельности

работе

с

интерактивной доской) и создаёт положительный эмоциональный настрой в

процессе деятельности.

Но при использовании интерактивного оборудования в группах во время

организованной деятельности необходимо обратить внимание на проблему,

которая

пока

в

большинстве

случаев,

не

находит

решения.

Это

невозможность активного участия в процессе всех детей, при наличии

именно интерактивной доски, большинство из них выступают просто

пассивными зрителями, и лишь некоторым выпадает возможность проявить

активность, подойти к доске, провести какие то манипуляции. Поэтому

необходимо

планировать

в

течение

дня

индивидуальную

работу

с

интерактивным

оборудованием,

чтобы

интерес

детей

не

угасал

и

образовательные задачи были бы решены с каждым ребёнком в полном

объеме.

Вторым

вопросом

контроля

был

анализ

работы

с

детьми

в

дистанционном формате. Для анализа были просмотрены календарные планы

воспитателей, запущена анкета для педагогов для определения степени

использования

информационно-компьютерных

технологий

(ИКТ),

цифровых

образовательных

ресурсов

(ЦОР),

дистанционных

образовательных технологий (ДОТ) в педагогической деятельности. Одним

из вопросов анкеты был: «Используете ли вы ЦОР для организации

дистанционного образования?», на который 14 педагогов из 21 опрошенного

ответили положительно. Но при анализе календарных планов только в двух

группах отмечена планомерная работа с родителями в дистанционном

режиме.

Еще одним фактором, требующим внимания, является то, что многие

педагоги не совсем верно трактуют понятие «Дистанционное образование»

(это отразилось в ответах на некоторые вопросы анкеты). Общение с

родителями в мессенжерах, распространение информации в родительских

группах, даже если это ссылки на сетевые ресурсы, ещё не является

дистанционным образованием. Дистанционное образование подразумевает

обязательную обратную связь, и предполагает удаленное обучение, а значит

должно быть планомерным и иметь возможность увидеть его результат.

По результатам анкетирования 12 педагогов отметили необходимость в

повышении квалификации по направлениям использования ЦОР, ДОТ в

педагогической деятельности.

Третий вопрос контроля подразумевал оценку предметно-развивающей

среды. Здесь можно отметить, что на сегодняшний день во всех группах, в

музыкальном

зале,

в

кабинетах

специалистов

есть

возможность

подключиться к сети интернет. В 2-х группах для постоянного использования

установлено демонстрационное оборудование, в 2-х группах для постоянного

использования установлено интерактивное оборудование, и временно в

группе – интерактивная доска. Нам осталось оборудовать всего 6 групп.

Несмотря на имеющиеся проблемы, можно сказать, что все без

исключения педагоги детского сада используют цифровые ресурсы в

качестве различных баз данных, как собственных, так и разработанных

различными сетевыми педагогическими сообществами, имеют в запасе

определённый

методический

материал

на

электронных

и

облачных

носителях, который используют при работе с родителями в мессенжерах.

Во всех группах созданы сообщества для связи с родителями. Для этого

используется традиционный сетевой ресурс Viber. Работа в этих группах

ведётся

постоянно,

в

основном

для

распространения

педагогической

пропаганды по различным направлениям деятельности.

Важно

отметить,

что

сегодня

наблюдается

перенасыщение

информационного пространства и главная задача педагога правильно

распределить информационный поток, адресованный родителям во времени

и по содержанию, чтобы не вызвать негативных реакций и избежать

конфликтных ситуаций.

Нам пока это удаётся, и я считаю это нашим важным достижением.

В

процессе

подготовки

к

педагогическому

совету

мы

провели

анкетирование родителей, для того, чтобы выяснить их отношение к

применению ЦОР и дистанционных форм образования в детском саду.

В заключении необходимо отметить, что тема, которую мы сегодня

рассматриваем, является для нас не новой, т.к. в своё время мы много

внимания уделяли информационно-коммуникационным технологиям, но

сегодня это направление приобрело особую актуальность и обсуждается в

ряду инноваций в системе образования.

Условия пандемии и самоизоляции изменили нашу жизнь. Поток

информации

увеличился

в

разы,

мы

встали

перед

необходимостью

реализации дошкольного образования для всех детей, посещающих и не

посещающих детский сад. Это вызывает множество вопросов.

В сложившихся условиях деятельность педагога переформатруется,

изменяются формы работы с детьми и родителями, меняемся мы с вами.

Думаю, что мы находимся в начале пути, и это не плохое начало,

считаю, что каждый из нас морально уже готов к переменам, кто-то уже

освоил

многие

современные

компетенции.

Поэтому

предлагаю

не

останавливаться на достигнутом, повышать цифровую грамотность и

стремиться к новым достижениям. Это позволит улучшить качество

образования и повысить эффективность работы педагогического коллектива.



В раздел образования