Напоминание

«Профилактика суицидального поведения у подростков»


Автор: Рябова Нина Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБОУ Тучковская специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида
Населённый пункт: Московская область, Рузский район, пгт Тучково
Наименование материала: Доклад
Тема: «Профилактика суицидального поведения у подростков»
Раздел: среднее образование





Назад




ДОКЛАД НА ТЕМУ:

«

Профилактика

суицидального поведения у

подростков

»

Подготовила Рябова Н.С.

2021 г.

В современном обществе все в большей степени наблюдается

социальное расслоение в обществе. При этом отсутствие действенных

механизмов, которые способны обеспечить равный старт и продвижение

каждого человека на основе его способностей и таланта, приводит к росту

социального напряжения, озлобленности и конфликтности, обострению

межнациональных отношений.

По данным ВОЗ, самоубийства ежегодно приводят к 1 миллиону

смертельных исходов, из которых около 20 % приходится на юношеский и

подростковый

возраст.

Эта

цифра

превосходит

ежегодные

мировые

показатели смертности от убийств и военных конфликтов. Это при том, что

далеко не все случаи суицида попадают в статистику. Например, никогда

нельзя точно утверждать, какая часть автомобильных аварий, утоплений,

падений с высоты и, особенно, использования чрезмерных количеств

наркотиков и алкоголя являются преднамеренными, а какая – несчастными

случаями.

Самоубийство – это осознанное лишение себя жизни. Суицидальное

поведение – это более широкое понятие, включающее в себя суицидальные

покушения, попытки и проявления.

Лишь у 10 % подростков имеется истинное желание убить себя, в 90% же

случаев, суицидальное поведение – это «крик о помощи», обращенный к

родным и близким.

В группу лиц, подверженных суициду, входят подростки:

- с нарушением межличностных отношений,

-«одиночки», злоупотребляющие алкоголем или наркотиками,

- отличающиеся вызывающим или криминальным поведением, включающим

физическое насилие;

- страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат;

- фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами в

жизни и реальными достижениями;

Классификацию суицидальных мотивов предложили психологи С. В.

Бородин и А. С. Михлин, причем давно ещё в 1978 году)

Лично-семейные

(болезнь

или

смерть

близких,

одиночество,

оскорбление, половые расстройства).

Состояние здоровья

(уродство, психосоматические заболевания).

Поведенческие конфликты

(боязнь наказания позора, тюрьмы),

Конфликты в учебе.

Морально-бытовые трудности.

Факторы повышенного суицидального риска

можно разделить на

внешние и внутренние.

Внешние:

психические заболевания и пограничные состояния;

экстремальные условия жизни или работы;

утрата престижа;

пьянство, наркомания

Внутренние

неадекватная самооценка;

отсутствие; целей и интереса к жизни;

особенности характера;

сниженная способность к эмоциональным нагрузкам.

Мысли о самоубийстве проявляются в следующих высказываниях

подростков:

я никому не нужен; меня никто не любит, не хочу никого видеть; жизнь не и

меет смысла; я вас вижу в последний раз; я навестил

вас в последний раз, вы со мной больше не увидитесь; я не могу

выносить этого; я умираю; я не хочу жить.

На что нужно обращать внимание, для того, чтобы вовремя заметить

признаки неблагополучия подростка и предотвратить суицидальное

поведение.

Различают словесные, поведенческие и ситуационные признаки.

1. Словесные признаки, когда человек говорит о своем душевном

состоянии

«я собираюсь покончить с собой»;

«зачем так жить»;

«зачем я появился на свет»;

«я не могу так дальше жить»;

«я не хочу никого напрягать» и т. д. в этом духе;

проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти;

могут много шутить на эту тему.

2. Поведенческие признаки.

раздаёт другим вещи, имеющие большую личную значимость, мирится

с давними врагами;

появляются радикальные перемены в поведении: в еде – есть слишком

мало или слишком много; во сне – спать слишком мало или слишком

много; во внешнем виде – стать неряшливым; в привычках –

пропускать занятия; замкнуться от семьи и друзей и т.д.;

проявляются признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.

3. Ситуационные признаки.

Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного

друга), чувствует себя отверженным.

Живет в нестабильном состоянии (серьезный кризис в семье – в

отношениях к родителям или родителей друг с другом; алкоголизм –

личная или семейная проблема).

Ощущает себя жертвой насилия – физического, сексуального или

эмоционального.

Предпринимал попытку суицида ранее.

Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно

совершалось кем - то из друзей, знакомых или членов семьи.

Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод

родителей).

Слишком критически настроен по отношению к себе.

Стремительное развитие информационно-коммуникативных технологий

создало условия для незащищенности детей от противоправного контента в

информационно-телекоммуникационной

сети

«Интернет»,

содержащего

материалы с детской порнографией, изготовлением и распространением

наркотических и психоактивных веществ и посвященных суицидам. Пример

тому распространение информации среди

подростков про группы в

социальных сетях суицидальной направленности.

Велика роль общения в интернет-сети. С одной стороны, возможность

такого общения дает преимущества: можно найти друзей по интересам,

общаться с теми, кто находится далеко от нас и т.д., с другой – возникает

подмена настоящего «живого» общения «компьютерным».

В «паутине» существует множество «интернет-тусовок»,

объединяющих людей, интересующихся темой самоубийства. На таких

форумах всегда поймут, всегда выслушают. Помогут советом: какую музыку

послушать, какие книги прочесть, какими способами бороться с депрессией.

Какими способами уйти на тот свет быстрее и безболезненнее всего...

Приобретая приложение или вступая в группу в ВК за ними

закрепляется человек который следит за выполнением заданий, последним

этапом игры является суицид.

Семья утрачивает свои ведущие позиции в процессах социализации

детей, в организации их досуга и отдыха.

В результате этих и других факторов растут или ослабляются

стабильно

высокие

асоциальные

проявления:

детская

наркомания,

алкоголизм, безнадзорность и беспризорность, детская и подростковая

преступность,

правонарушения,

совершаемые

несовершеннолетними,

проявления суицидального поведения.

В этой связи возникает необходимость реализации дополнительных

мер,

направленных

на

повышение

уровня

компетентности

и

осведомленности родителей и педагогических работников. Одной из таких

мер

должно

стать

целенаправленное

и

систематическое

обучение

педагогических работников, а также родителей (законных представителей)

детей по вопросам профилактики суицидального поведения обучающихся,

употребления психоактивных веществ и жестокого обращения с детьми.

Основной целью организации обучения педагогических работников,

является создание адаптивных условий для формирования безопасной и

комфортной среды для ребенка в образовательной организации и семье, а

также обеспечение помощи и гарантии прав и интересов детей всех возрастов

и групп.

Достижение поставленной цели обеспечивается путем решения

следующих задач:

Внедрение современных образовательных технологий, форм и

методов работы по вопросам профилактики суицидального

поведения обучающихся, употребления психоактивных веществ,

и жестокого обращения с детьми;

Повышение эффективности социальной, психологической и

юридической

помощи,

предоставляемой

детям

и

семьям,

оказавшимся в трудной жизненной ситуации, также доведение

стандартов этой работы до уровня, отвечающего европейским

стандартам, а также потребностям современного общества;

Повышение правовой грамотности в вопросах нормативного

правового регулирования работы по профилактике употребления

психоактивных

веществ,

жестокого

обращения

с

детьми,

суицидального поведения, обеспечения защиты прав интересов

детей;

Повышение

квалификации

педагогических

работников

образовательных

организаций

по

вопросам

профилактики

суицидального

поведения

обучающихся,

употребления

психоактивных веществ, и жестокого обращения с детьми;

Формирование условий для организации взаимодействия между

всеми участниками образовательного процесса по вопросам

защиты прав и интересов детей, профилактики суицидального

поведения, употребления психоактивных веществ, жестокого

обращения с детьми;

Повышение

правовой

грамотности

и

культуры

родителей

(законных

представителей)

детей

по

вопросам

защиты

и

интересов детей, профилактики употребления психоактивных

веществ, жестокого обращения с детьми;

Повышение

ответственности

родителей

(законных

представителей) за здоровое, физическое, психическое, духовное

и нравственное развитие своих детей;

Повышение мотивации родителей (законных представителей)

обучающихся

к

саморазвитию,

самопознанию

и

самосовершенствованию

по

вопросам

профилактики

суицидального

поведения

детей,

употребления

ими

психоактивных веществ и жестокого обращения;

Обучение

родителей

(законных

представителей)

детей

современным формам работы с детьми в семье по вопросам

профилактики

употребления

психоактивных

веществ,

суицидального поведения, а также способствующих созданию в

семье здоровой жизненной ситуации;

Формирование у родителей (законных представителей) детей

практических

навыков

по

созданию

в

семье

здоровой

и

безлопастной среды для ребенка.

Содержание мер профилактики суицидального поведения

Направление

деятельности

Цель

Исполнители

Информационно –

корректирующие

мероприятия

Формирование здорового образа жизни, установок о

недопустимости преждевременного ухода из жизни,

информирование населения о существовании телефона

доверия,

кабинетов

социально-психологической

помощи, центров психолого-педагогической помощи, и

других структур, имеющихся в территории.

Учреждения

здравоохранения.

Учреждения

социальной защиты.

Социальные

мероприятия

Изменение

социального

статуса,

социально-

экономических

условий

жизни

потенциальных

суицидентов.

Средства массовой

информации.

Учреждения

образования.

Учреждения

социальной защиты.

Служба занятости.

Психологическая

коррекция

Изменение личностных установок, повышение уровня

психологической

защищенности,

активизация

антисуицидальных факторов.

Средства массовой

информации.

Учреждения

образования.

Учреждения

здравоохранения.

Учреждения

социальной защиты.

Специализированные

психиатрические

(собственно

суицидологические)

Оказание

психиатрической,

психотерапевтической,

психологической

помощи

лицам

в

кризисных

состояниях

в

пресуициде

и

после

совершенной

суицидальной попытки.

Учреждения

здравоохранения.

Общемедицинские

Лечебные мероприятия, направленные на устранение

соматических

последствий

после

суицидальной

попытки.

Учреждения

здравоохранения.

В

заключении

хочется

сказать,

что

развитие

деятельности

по

профилактике суицидов может быть обеспечено только при комплексном,

мультидисциплинарном

подходе,

объединяющем

усилия,

как

административных органов, так и специалистов разного профиля.



В раздел образования