Автор: Комарова Ирина Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУДО
Населённый пункт: город Кемерово
Наименование материала: Статья
Тема: «Как развить артистичность у детей»
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования «Центр детского творчества»
Центрального района города Кемерово
«Как развить артистичность у детей»
Статья
Автор:
педагог
дополнительного образования
МБОУДО «ЦДТ»
Центрального района г. Кемерово
Комарова И.А.
Кемерово 2021
Танец – это не просто движение или музыкальность, прежде всего, это
душа. Очень часто мы требуем от детей эмоциональности и артистичности в
танце и остаемся недовольны их выступлениями.
Достаточно ли просто сказать детям перед выходом на сцену –
«Улыбайтесь!»? Конечно, нет! Артистичному и эмоциональному
выступлению предшествует ежедневная, кропотливая работа хореографа,
направленная на развитие этих самых качеств. И прежде всего дети должны
понимать то, что они выражают своим танцем, знать и чувствовать то, «о чем
танцуют». Поэтому важно, чтобы танец соответствовал возрасту детей,
чувства, которые они должны показать, были им близки и понятны.
Одним из путей развития воображения и, конечно же, артистизма
у
детей является игра. Предлагаю несколько игр для детей дошкольного и
младшего школьного возраста, которые вы сможете применить в своей
работе уже завтра.
1.
Веселые поварята
Целый день стоим на кухне –
(с выражением усталости вытираем лоб рукой – «Ух, устали»)
Тесто месим, хлеб печем.
(круговыми движениями правой руки изображаем, как мешаем или двумя
руками месим тесто, печем хлеб)
В перерывах между делом
(руки на пояс, качаем головой с выражением радости, улыбаемся)
Мы танцуем и поем.
(исполняем подскоки или прыжки (2 раза), на «поем» - с помощью мышц лица
поизносим буквы И и О)
Печь доходит до кондиций…
(кулачки на пояс, выполняем приседания колени в стороны (плие), при этом
лицом изображаем пыхтящую печь)
От веселья, беготни
(бег на носочках на месте или вокруг себя с поднятыми вверх руками)
Добрый дядюшка Кондитер
Потерял свои очки.
(делаем вид, будто что-то ищем, поправляем очки) Расходились не на шутку
(грозим пальчиком, с грозным выражением лица )
Поварята-молодцы!
(показываем себя с поднятым кверху носом)
И забыли, что на утро
(изображаем испуг, «Ой, забыли» - руками взяться за голову)
Торт испечь просили мы.
(легкий наклон корпуса вперед, руки перед собой соединить в кольцо – будто
ставим на стол огромный торт)
Дружно взявшись за работу,
(с деловым выражением лица отводим в стороны правую, затем левую руку
открытыми ладонями вверх, затем – хлопок перед собой)
Поварята хлеб пекут.
(печем хлеб – куличики, «ладушки»)
Параллельно, между делом
(притопы на месте)
Вместе пляшут и поют…
(продолжаем исполнять притопы, одновременно с помощью мышц лица
поизносим буквы И и О).
(сл. О.А. Куприяновой)
2. Чистюли
Ой, лады, лады, лады! (Хлопок в ладоши себе – хлоп другу, 2 р.Весело!)
Не боимся мы воды! (Брызгаемся пальцами 4 р.Морщимся)
Часто умываемся, (Руки перед лицом вправо – влево от локтя, голова влево-
вправо 4 р., выглядывая и хмурясь)
Друг – другу (Наклон корпуса вперед с разведением рук в стороны)
Улыбаемся! (Выпрямились, руки на пояс)
3.
Кошка
Точит кошка коготки
Сидя на окошке
Ах, какие же они
Острые у кошки.
Ах, какие у нее
Мягонькие лапки
В этих лапках до поры
Дремлют цап-царапки
1-этап. Проучиваем слова и добавляем движения
2-этап. Выбираем четыре эмоции «ГРУСТЬ»- «РАДОСТЬ»- «ЗЛОСТЬ»-
«НЕЖНОСТЬ» и рассказываем стихотворение, показывая каждую из эмоций.
Сначала отрабатываем перед зеркалом по одному, затем можно поработать в
парах. Перед началом каждой эмоции четко обозначить, как именно дети
должны изображать ее.
4.
После дождя.
Под звучание музыки разных жанров играющие должны изобразить:
идет дождь (руками и эмоциями: какой дождь? Холодный, сильный,
ласковый летний ит.д.);
прохожие идут под дождем (с зонтиками, как идут, настроение);
солнышко засияло; (как могут вести себя прохожие?)
природа ожила (раскрываются цветы, летают птички, пчелы и
бабочки).
Для детей среднего и старшего школьного возраста также используются
игры и упражнения, но задания усложняются:
Игра «Угадай эмоцию». Ребята учатся уже распознавать
изображаемые эмоции
Упражнение «Стоп-кадр» предлагает изобразить названный предмет
или абстрактное понятие в мимике, жесте, позе, движении тела.
Задание «Сядьте так, как…» предусматривает вхождение в какую-
либо социальную роль.
Упражнение «Походки» предполагает изображение движения
уверенного, радостного, обиженного и т.д. человека.
В упражнении «Зеркало» надо не просто повторить движения за
партнёром, но сделать ему противоположное.
Эти упражнения могут выполняться как индивидуально, так и в парах, в
мини группах. Упражнения по импровизации выполняются на разный
музыкальный материал.
Главным и основным показателем артистизма является лицо. Очень
важно, чтобы ребенок владел своим лицом, танцевал не движения, а свои
чувства, переживания, эмоциональное состояние. Все мы умеем улыбаться,
удивляться, пугаться, то есть выражать свои чувства, но делаем мы это на
рефлекторном уровне. Но свойство всех рефлексов - они достаточно
непродолжительны по времени. Для того чтобы удерживать долго то или
иное выражение лица, необходима тренировка мышц. Для этого существуют
различные разминки на «Развитие мышц лица».
Можно использовать, например, такую разминку:
1. Нижняя челюсть: движения из стороны в сторону, вперед и в себя,
оттягивание вниз; сжатие зубов и шевеление желваками;
2. Губы: зажатие зубами верхней и нижней губы, поджатие губ в «поцелуй»,
шевеление губами вверх и вниз, из стороны в сторону;
3. Щеки: надувание и втягивание щек, поочередно и одновременно;
4. Нос: сморщивание и расслабление, приподнимание ноздрей;
5. Веки: подергивание, моргание одновременное и поочередное;
6. Глаза: закатывание и опускание зрачков, движение из стороны в сторону,
по кругу;
7. Брови: поднятие и опускание.
Каждое движение исполняется по 10-16 раз. Не забываем про то, что
любая разминка должна проходить под ритмичную музыку.
Правильное и грамотное использование музыкального сопровождения на
уроке хореографии так же имеет первостепенную важность для
формирования артистических способностей учащихся. Музыкальное
оформление хореографических занятий должно определяться такими
понятиями, как ясность, доходчивость, законченность мелодии, образность.
Понимание роли музыки обогащает занятие, наполняет подлинной
выразительностью хореографическое исполнение. Именно музыка позволяет
передать разнохарактерные образы, обогащает и организует эмоциональный
мир ребенка.
Артистами не рождаются, ими становятся. А это долгий, тяжелый труд,
который мы должны пройти со своими воспитанниками. Чтобы, в конце
концов, увидеть на сцене ярких "звездочек", которые бы с полной
искренностью и самоотдачей показали нам свой высочайший уровень
артистизма в танце.