Напоминание

«Особенности организации физкультурно-оздоровительной системы в детском саду»


Автор: Власова Марина Павловна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 472
Населённый пункт: город Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: «Особенности организации физкультурно-оздоровительной системы в детском саду»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Власова М.П.,

инструктор по физической культуре

МАДОУ детский сад № 472

«Особенности организации физкультурно-оздоровительной системы в детском саду»

Актуальность данной темы проявляется в организации физкультурно-

оздоровительной работы с детьми. Эта проблема стоит особо остро в образовательном

учреждении, где должна давать ощутимые результаты. По результатам обследования в

последнее время наблюдается снижение показателей уровня здоровья детей, их

физического развития. Недостаточная двигательная активность – гипокинезия –

отмечается у совсем маленьких детей. Конечно, в первую очередь от гипокинезии

страдает мышечная система, снижается тонус мышц. Тем самым способствует нарушению

осанки, кровообращения, сердечнососудистой системы, функции дыхания, центральной

нервной системы. В связи с этим культура здоровья является составляющей общей

системы культуры. Это обусловлено тем, что эволюция возможна только в здоровом

обществе, и говорит о неизбежности формирования культуры здоровья – индивидуальной

и популяционной.

Исходя из этого, сформировалась проблема оздоровления детей – это

целенаправленная систематически спланированная работа всего коллектива

образовательного учреждения на длительный период. Анализ практики работы

дошкольных учреждений показывает, что в последние годы отмечает уменьшение

удельного веса движений в общем режиме дня, это отрицательно сказывается на

формировании всех систем и, несомненно, понижает защитные силы детского организма.

Оптимизация двигательного режима становится, таким образом, одним из элементов

неспецифической профилактики острых респираторных заболеваний. Для характеристики

двигательного режима в настоящее время все шире используется учет повседневной

двигательной активности. Простым приближенным показателем этой величины является

число локомоций за час бодрствования ребенка. Дети с большей двигательной

активностью оказываются более развитыми и физически и психически: более интенсивная

двигательная активность способствует лучшему физическому развитию, а лучшее

физическое развитие, в свою очередь стимулирует двигательную активность и нервно-

психическое развитие.

Цель физического воспитания в том, чтобы, удовлетворяя естественную

биологическую потребность детей в движении, добиться хорошего уровня здоровья и

всестороннего физического развития детей, обеспечить овладение дошкольниками

двигательными умениями и навыками, создать условия для разностороннего

(умственного, нравственного, трудового) развития детей и воспитания у них потребности

систематически заниматься физическими упражнениями. В процессе физического

воспитания детей дошкольного возрасте осуществляются оздоровительные,

образовательные и воспитательные задачи физического воспитания.

1. Развитие форм и функций организма человека, направленное на всестороннее

совершенствование физических способностей; укрепление здоровья, обеспечение

творческого долголетия людей.

2. Формирование жизненно важных двигательных умений, навыков (в том числе

непосредственно прикладных и спортивных), специальных знаний, привитие

организаторских способностей.

3. Воспитание моральных волевых и эстетических качеств личности в духе

принципов морального кодекса; содействие развитию интеллекта.

Эти задачи могут конкретизироваться в зависимости от контингента

занимающихся: их возраста, состояния здоровья, уровня физической подготовленности и

др.

Главной оздоровительной задачей физического воспитания дошкольников является

охрана жизни и укрепления здоровья, закаливание организма детей. Хорошее здоровье

определяется нормальной работой всех органов и систем организма. Исходя из

особенностей развития детского организма, задачи укрепления здоровья определяются в

более конкретной форме по каждой системе: помогать правильному и своевременному

окостенению, формированию изгибов позвоночника, развитию сводов стопы, укреплению

связочно-суставного аппарата, способствовать развитию правильного соотношению

частей тела (пропорции), регулированию роста и веса костей; развивать все группы мышц

(мышцы туловища, спины, живота, ног, плечевого пояса, рук, кисти, пальцев, стопы, шеи,

внутренних органов, в том числе сердце, кровеносных сосудов), особое внимание уделять

слаборазвитым группам мышц-разгибателей; способствовать усилению тока крови к

сердцу, улучшению ритмичности его сокращения и способности приспосабливаться

внезапно изменившейся нагрузке; укреплять дыхательную мускулатуру, развивать

подвижность грудной клетки, способствовать углублению дыхания, экономному

расходованию воздуха, устойчивости ритма дыхания, увеличению жизненной емкости

легких, научить дышать через нос; способствовать правильному функционированию

внутренних органов (пищеварения, выделения и д.р.); охранять кожу от повреждений и

способствовать правильному развитию ее функции (терморегулирующих и защитных);

способствовать уравновешенности процессов возбуждения и торможения, подвижности

их, развитию активного торможения, а также совершенствованию двигательного

анализатора, органов чувств (зрение, слух и др.).

В процессе физического воспитания детей дошкольного возраста не менее важно

решать образовательные задачи: формирование двигательных навыков, привитие

навыков правильной осанки, навыков гигиены, освоение знаний о физическом

воспитании. Благодаря пластичности нервной системы у детей двигательные навыки

формируются сравнительно легко. Большинство их (ползание, ходьба на лыжах, катание

на велосипеде и др.) дети используют в повседневной жизни. Двигательные навыки

облегчают связь с окружающей средой и способствуют её познанию: так, ребёнок,

научившись ползать, сам приближается к тем предметам, которые его интересуют, и

знакомится с ними; дети, умеющие передвигаться на лыжах, кататься на велосипеде, легче

познают свойства снега, ветра; при плавании дети знакомятся со свойствами воды.

Сформированные двигательные навыки позволяют экономить физические силы ребёнка.

Если ребёнок выполняет упражнения легко, без напряжения то он тратит меньше нервной

энергии. Благодаря этому создается возможность повторять большее количество раз и

более эффективно влиять на сердечнососудистую, дыхательную системы, а также

развивать физические качества.

У детей дошкольного возраста необходимо сформировать навыки выполнения

упражнения основной гимнастики (строевые, общеразвивающие упражнения, основные

движения – ходьба, бег, упражнения в равновесии, лазанье, ползание, перелезание,

метание, прыжки), спортивные упражнений (ходьба на лыжах, катание на коньках, санках,

велосипедах, плавание). Кроме того, следует научить детей играть в игры с элементами

спортивных игр (теннис, бадминтон, городки, волейбол, баскетбол, хоккей, футбол и др.).

Объем двигательных навыков по группам дан в «Программе воспитания в детском саду».

Наряду с формированием двигательных навыков у детей с первых дней жизни

необходимо развивать физические качества (ловкость, быстроту, гибкость, силу,

выносливость), равновесие и другие. О наличии возможностей для развития этих качеств

свидетельствуют количественные показатели. Без развития физических качеств ребёнок

не смог бы выполнять даже элементарные упражнения, совершенствовать различные

виды деятельности, включающие движения. Дети должны название частей тела,

направления движений (вверх, вниз, вперед, назад, вправо, влево, кругом и др.), название

и назначение физкультурного инвентаря, правила хранения и ухода за ним, правила за

одеждой и обувью. Объём знаний, относящихся к физкультурному воспитанию, с

возрастом детей расширяется.

В процессе физического воспитания не менее важно решать широкие

воспитательные задачи. Необходимо вырабатывать у детей потребность, привычку к

ежедневным занятиям физическими упражнениями, развивать умения самостоятельно

заниматься этими упражнениями в детском учреждении и дома, проводить наиболее

простые со своими сверстниками и детьми более младшего возраста.

У детей необходимо, воспитывать любовь к знаниям спортом, интерес к их

результатам, достижениям спортсменов.

В процессе физического воспитания имеются большие возможности для

осуществления нравственного, умственного, эстетического и трудового воспитания.

Процесс физического воспитания детей дошкольного возраста должен строиться

так, чтобы одновременно решать все перечисленные задачи.



В раздел образования