Напоминание

Первая помощь ребенку в экстремальной ситуации


Автор: Иванникова Наталья Александровна
Должность: педагог-психолог отделения сопровождения несовершеннолетних в кризисных ситуациях
Учебное заведение: ГБУ АО
Населённый пункт: город Архангельск
Наименование материала: статья
Тема: Первая помощь ребенку в экстремальной ситуации
Раздел: среднее образование





Назад




Первая помощь ребенку в экстремальной ситуации

Если у человека есть в прошлом не переработанный опыт травмы, его

действия в контакте становятся заблокированными и менее спонтанными,

заметны ограничения в телесном опыте, есть заметные блокировки в

естественной жизни эмоций. Трудно и с осторожностью такой человек

осваивает новый опыт. У него мало спонтанности в организации отношений

с людьми. Опытные специалисты иногда при первом интервью с клиентом

могут по манере общения определить признаки «психической травмы».

Если собеседник демонстрирует признаки ужаса, как то: побледнение,

замирание, ступор мышц, поверхностное дыхание, расширенные зрачки,

застывший взгляд или застывшую улыбку, и при этом сообщает, что у него

«все нормально», возможно, вы «задели» травму.

Чем отличается ужас от страха? Прежде всего, ситуацией контакта. Эмоции

предполагают

контакт.

Можно

сказать,

«ужас

перед

надвигающейся

лавиной» мало вероятно высказывание «испытываю ужас в контакте с

лавиной».

В ситуации контакта есть эмоции, они проявлены и размещены в

коммуникации. Если эмоции полностью сформированы, мы наблюдаем

страх, растерянность, унижение, душевную или физическую боль. Если они

будут остановлены, человек может регрессировать до первичного аффекта,

например, «ужаса».

Существует ошибочное мнение, что дети ничего не понимают в

происходящем, и таким образом, не испытывают эмоционального стресса от

чрезвычайных ситуаций. Ребенок может испытывать такие же сильные

чувства, что и взрослый (страх повторения события, разрушение иллюзии

справедливости мира, беспомощность).

В экстремальной ситуации у ребенка могут возникнуть такие симптомы, как

апатия, ступор, двигательное возбуждение, нервная дрожь, истерика, плач,

страх, агрессия, бред и галлюцинации. Мы часто рассматриваем работу

психолога или иного специалиста с событиями травмы, которая произошла

как результат внешнего вмешательства в жизнь человека. Травматический

опыт стал результатом того, что в столкновении с реальностью жизни

ребенок не получил от окружения достаточно поддержки. Активность его

была фрустрирована. И ребенок попал в ситуацию замешательства,

растерянности, и как результат – остановил, заморозил часть своей жизни.

Опыт неожиданных событий, который часто называют «шоковая травма»,

приводит к тому, что ребенок блокирует часть своих эмоций. Он становится

«замороженным». Часть спектра его чувств и реакций как будто бы

выключена из жизни. На базе этой «замороженности» легко и разнообразно

формируются разного рода «невротические механизмы». В дальнейшем,

взрослея,

такой

человек

кажется

более

ограниченным,

ригидным,

упрощенным

в

своей

организации

опыта

контакта.

Его

творческое

приспособление становится ограниченным.

Для успешной первой помощи необходимо вступить в контакт с

ребенком, сделать так, чтобы он доверился специалисту, а этого нелегко

достигнуть. Лучше всего, получается, установить контакт с ребенком через

игрушки. С помощью них можно проработать чувства пострадавшего и

определить его эмоциональное состояние.

Специалисту при взаимодействии

с ребенком в экстремальных

ситуациях необходимо создать условия для нервной «разрядки». Сначала

необходимо отвести ребенка в безопасное место, где можно отдохнуть.

Также говорить с ним, находиться рядом. Если ребенок потерял кого-то из

близких, он может чувствовать себя одиноким, ему необходима опора и

поддержка, которую может дать взрослый. Также следует информировать

ребенка, о том, что сейчас происходит: «Спасатели уже едут, скорая помощь

в пути». Необходимо разговаривать с ним: «Как тебя зовут? Хочешь ли ты

есть или пить?» Важно дать ему понять, что вы всерьез относитесь к его

переживаниям. Следует установить телесный контакт, взять его за руку,

обнять. Такие меры специалиста могут помочь при апатии, когда ребенок не

видит смысла говорить или действовать, при страхе, плаче. Важно не

оставлять ребенка одного, необходимо дать ему почувствовать, что он важен,

заняться совместной деятельностью, дать ему какое-нибудь поручение.

Рисование

и

лепка

из

пластилина

помогают

ребенку

отвлечься

от

происходящих событий и тем самым облегчить его психологическое

напряжение.

Общие рекомендации для специалистов, оказывающих первичную

помощь:

- Отнестись к страхам ребенка серьезно, сообщить, что бояться-это

нормально!

- Объяснить событие как можно лучше и понятнее, поговорите, что

пугающего произошло;

- Быть доступным для ребенка;

- Сказать ребенку, что думает и чувствует взрослый. Это поможет

чувствовать себя менее одинокими (если ребенок знают, что их чувства

похожи на ваши);

- Поддерживаете рутинные процедуры, такие как прием пищи,

регулярные часы сна, прогулки;

- Помогать увеличивать чувство контроля;

- Заверить ребенка (особенного младшего возраста), что он находится

сейчас в безопасности;

- Использовать искусство, чтобы помочь детям выразить свои эмоции

(например, драма, музыка, фотографии, письма и т. д.).

Важно знать, что:

- Наличие четкого плана регулирования в экстремальной ситуации у

взрослых, помогает уменьшить риск возникновения негативных последствий

у ребенка;

- Если взрослый не способен сохранять спокойствие, он не должен

оказывать прямую помощь ребенку.



В раздел образования