Автор: Лимаренко Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад №320 Ворошиловского района Волгограда"
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: «Пластилинография – как средство развития речи у детей с ОНР».
Раздел: дошкольное образование
«Пластилинография – как средство развития речи у детей с ОНР».
В последнее время все чаще встречаются дети с нарушением речи. Они
отличаются ограниченным запасом слов, ошибками звукопроизношения,
проблемами восприятия и понимания слов, фраз и предложений. А мы ведь
знаем, что речь – это, прежде всего инструмент общения. С развитием речи у
ребенка связано формирование личности в целом, развитие основных
психических процессов. От богатства словарного запаса, умения выбрать
лучшее и точное слово зависит ясность и точность мышления. При
недостаточно развитой речи в дошкольном возрасте возникают трудности с
освоением более сложных процессов младшего школьного возраста - чтения
и письма.
Общее недоразвитие речи (ОНР) относится к такой форме
патологии речи у детей, с нормальным слухом и первично сохранным
интеллектом, при которой нарушается формирование всех компонентов
речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, связной речи,
звукопроизношения, слоговой структуры слов, фонематического слуха и
восприятия. Общее недоразвитие речи сказывается и в отставании в развитии
двигательной сферы: отмечается плохая координация, снижение скорости и
ловкости общих движений, а также недостаточная координация пальцев,
кистей рук, недоразвитие мелкой моторики. Рядом исследователей доказано
(М.М. Кольцова, А.В. Антакова - Фомина), а практикой подтверждено, что
развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на
становлении речи всех детей, в том числе с ОНР (Е.М. Мастюкова,
Т.Б.Филичева).
Знаменитый педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и
дарования детей — на кончиках их пальцев. От них идут тончайшие ручейки,
которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше
мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». С этим нельзя не согласиться
— двигательные и речевые центры располагаются в головном мозге рядом, и
значит, чем успешнее развита мелкая моторика, тем лучше будет развиваться
и речь. Примечательно, что на руке находятся биологически активные точки
нашего организма. Если моторика развивается нормально, т.е. ребенок на
определенных возрастных этапах выполняет те или иные действия, то
нормально развивается и речь. При слабом развитии мелкой моторики
отмечаются отставания и в овладении речи. Труды В. М. Бехтерева доказали
влияние манипуляций рук на функции речи высшей нервной деятельности.
Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук,
но и с губ, снимают умственную усталость. Они способствуют улучшению
произношения
многих
звуков,
а
значит
развитию
речи.
Известный
исследователь детской речи Кольцова М.М отмечала, что кисть руки нужно
рассматривать как орган речи. Если движение пальцев рук соответствуют
возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Зона моторики
кисти в коре занимает 2/3 всей ее поверхности, и тесно связана с речевой
моторной зоной. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к
моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи»,
такой же, как артикуляционный аппарат. Сначала развиваются движения
пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее
совершенствование речевых реакций состоит в прямой зависимости от
степени тренировки движений пальцев. Разнообразные действия руками,
пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития
ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только
тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев
рук, или мелкую моторику. Работа по развитию мелкой моторики позволит
улучшить качество речи, чёткость звуков и расширить словарный запас,
вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного. Какие же способы
существуют, для развития движения пальцев рук? Конечно, игры с мелкими
предметами - пазлы, мозаика, конструкторы, бусины; пальчиковые игры;
массаж кистей и пальцев, лепка и конечно рисование. Рисование – одно из
полезнейших занятий для ребёнка, одно из средств эстетического воспитания
– помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать
прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Воспроизводя тот или
иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его
формой,
развивают
руки,
пальцы,
что
способствует
развитию
речи,
развивают наблюдательность, детскую фантазию. А чтобы сделать этот
процесс более интересным и необычным – необходимо использовать
разнообразные
методики.
Одной
из
таких
методик
является
«пластилинография».
Пластилинография
–
это
нетрадиционная
техника
изобразительного
искусства, принцип, которой заключается в создании лепной картины с
изображением полуобъѐмных предметов на горизонтальной поверхности.
Понятие «Пластилинография» имеет два смысловых корня: графия -
создавать, изображать, а первая половина слова пластилин подразумевает
материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с
изображением более или менее выпуклых, полуобъѐмных объектов на
горизонтальной поверхности. Во время выполнения практических заданий по
пластилинографии включаются различные группы мышц, происходит и
коррекция моторики рук, познавательной деятельности, эмоционально –
волевой сферы. Тренируя пальцы рук, мы оказываем мощное воздействие на
работоспособность коры головного мозга, а следовательно и на развитие
речи. Поэтому применение пластилинографии, ориентированной на развитие,
является незаменимой в коррекционной работе. Большое значение имеет
цвет
пластилина,
как
средство
выразительности,
средство
передачи
признаков изображаемых предметов. Дети учатся смешивать разные цвета
для получения более светлого оттенка, осваивают приѐм вливания одного
цвета в другой. При выполнении работы задействованы все пальцы рук, а
также кисти. Происходит огромное воздействие на тактильные рецепторы.
При этом развивается мелкая мускулатура рук, повышается координация и
точность
движений.
Технологические
особенности
пластилинографии:
наличие
множества
мелких
деталей.
Закручивание,
вытягивание,
переплетение частей, смазывание, нанесение узоров – все это является
прекрасной возможностью для укрепления мелкой моторики рук.
При использовании пластилинографии дети учатся правильно соотносить
«право», «лево», «сзади», «под», различать понятия «между тем-то и тем-то»,
тем самым формируются понимания пространственных отношений между
предметами. Важно
и
то
обстоятельство,
что
ребенок
в
процессе
пластилинографии опирается одновременно на несколько анализаторов
(зрение, слух, тактильное восприятие), что также оказывает положительное
влияние на развитие речи. Пластилинография воспитывает такие качества
как самостоятельность и целенаправленность, усидчивость и настойчивость,
умение довести работу до конца, аккуратность, все те качества, которые
необходимы для дальнейшего развития ребенка. Также создает приподнятый
эмоциональный фон у ребенка, что способствует проявлению разнообразных
чувств и эмоций: снятия напряжения, чувства удовлетворения, повышения
самооценки. Малыш сам стремится рассказать, что он сотворил, при этом
пытается
правильно
строить
свое
высказывание.
С
использованием
пластилинографии работа над пересказом, рассказом становится более
эффективной. Составление описательного рассказа не по картинке, по
объёмному образу, созданному своими руками (домашние животные,
перелётные птицы, грибы, ягоды и т.д.) поможет ребёнку лучше осознать
объект, что делает рассказ воспитанника более осознанным, развёрнутым и
логичным.
Работа
по
лексическим
темам
с
помощью
пластилинографии
даёт
возможность детям с ОНР запомнить новые слова, активизировать словарь
используя тактильный и зрительный анализаторы. Лучше всего у таких детей
накопление словаря происходит через увиденное и осознанное. На таких
занятиях хорошо закреплять признаки предмета, для чего он необходим, что
из него можно сделать или для чего он служит. Через рисование фигур с
помощью
пластилинографии
дети
учатся
выделять
части
целого
и
отрабатывать падежные окончания.
При обучении дошкольников пластилинографии, не следует ставить перед
ними очень сложные задачи, чтобы не испугать. Важно подкреплять их
уверенность в собственных силах и поощрять даже за небольшие успехи в
освоении
новой
техники.
Пластилинография,
должна
доставлять
дошкольникам радость общения, познания труда, игры, отдыха.
Работу надо начинать с самого простейшего, с каждым разом все усложняя
задачу. Первые успехи в работе вызовут у детей желание создавать
тематические картинки с начала под руководством взрослого, а затем в
собственном творчестве, что будет способствовать развитию воображения и
фантазии.