Напоминание

«Пластилинография – как средство развития речи у детей с ОНР».


Автор: Лимаренко Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад №320 Ворошиловского района Волгограда"
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: «Пластилинография – как средство развития речи у детей с ОНР».
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Пластилинография – как средство развития речи у детей с ОНР».

В последнее время все чаще встречаются дети с нарушением речи. Они

отличаются ограниченным запасом слов, ошибками звукопроизношения,

проблемами восприятия и понимания слов, фраз и предложений. А мы ведь

знаем, что речь – это, прежде всего инструмент общения. С развитием речи у

ребенка связано формирование личности в целом, развитие основных

психических процессов. От богатства словарного запаса, умения выбрать

лучшее и точное слово зависит ясность и точность мышления. При

недостаточно развитой речи в дошкольном возрасте возникают трудности с

освоением более сложных процессов младшего школьного возраста - чтения

и письма.

Общее недоразвитие речи (ОНР) относится к такой форме

патологии речи у детей, с нормальным слухом и первично сохранным

интеллектом, при которой нарушается формирование всех компонентов

речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, связной речи,

звукопроизношения, слоговой структуры слов, фонематического слуха и

восприятия. Общее недоразвитие речи сказывается и в отставании в развитии

двигательной сферы: отмечается плохая координация, снижение скорости и

ловкости общих движений, а также недостаточная координация пальцев,

кистей рук, недоразвитие мелкой моторики. Рядом исследователей доказано

(М.М. Кольцова, А.В. Антакова - Фомина), а практикой подтверждено, что

развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на

становлении речи всех детей, в том числе с ОНР (Е.М. Мастюкова,

Т.Б.Филичева).

Знаменитый педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и

дарования детей — на кончиках их пальцев. От них идут тончайшие ручейки,

которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше

мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». С этим нельзя не согласиться

— двигательные и речевые центры располагаются в головном мозге рядом, и

значит, чем успешнее развита мелкая моторика, тем лучше будет развиваться

и речь. Примечательно, что на руке находятся биологически активные точки

нашего организма. Если моторика развивается нормально, т.е. ребенок на

определенных возрастных этапах выполняет те или иные действия, то

нормально развивается и речь. При слабом развитии мелкой моторики

отмечаются отставания и в овладении речи. Труды В. М. Бехтерева доказали

влияние манипуляций рук на функции речи высшей нервной деятельности.

Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук,

но и с губ, снимают умственную усталость. Они способствуют улучшению

произношения

многих

звуков,

а

значит

развитию

речи.

Известный

исследователь детской речи Кольцова М.М отмечала, что кисть руки нужно

рассматривать как орган речи. Если движение пальцев рук соответствуют

возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Зона моторики

кисти в коре занимает 2/3 всей ее поверхности, и тесно связана с речевой

моторной зоной. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к

моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи»,

такой же, как артикуляционный аппарат. Сначала развиваются движения

пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее

совершенствование речевых реакций состоит в прямой зависимости от

степени тренировки движений пальцев. Разнообразные действия руками,

пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития

ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только

тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев

рук, или мелкую моторику. Работа по развитию мелкой моторики позволит

улучшить качество речи, чёткость звуков и расширить словарный запас,

вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного. Какие же способы

существуют, для развития движения пальцев рук? Конечно, игры с мелкими

предметами - пазлы, мозаика, конструкторы, бусины; пальчиковые игры;

массаж кистей и пальцев, лепка и конечно рисование. Рисование – одно из

полезнейших занятий для ребёнка, одно из средств эстетического воспитания

– помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать

прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Воспроизводя тот или

иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его

формой,

развивают

руки,

пальцы,

что

способствует

развитию

речи,

развивают наблюдательность, детскую фантазию. А чтобы сделать этот

процесс более интересным и необычным – необходимо использовать

разнообразные

методики.

Одной

из

таких

методик

является

«пластилинография».

Пластилинография

это

нетрадиционная

техника

изобразительного

искусства, принцип, которой заключается в создании лепной картины с

изображением полуобъѐмных предметов на горизонтальной поверхности.

Понятие «Пластилинография» имеет два смысловых корня: графия -

создавать, изображать, а первая половина слова пластилин подразумевает

материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с

изображением более или менее выпуклых, полуобъѐмных объектов на

горизонтальной поверхности. Во время выполнения практических заданий по

пластилинографии включаются различные группы мышц, происходит и

коррекция моторики рук, познавательной деятельности, эмоционально –

волевой сферы. Тренируя пальцы рук, мы оказываем мощное воздействие на

работоспособность коры головного мозга, а следовательно и на развитие

речи. Поэтому применение пластилинографии, ориентированной на развитие,

является незаменимой в коррекционной работе. Большое значение имеет

цвет

пластилина,

как

средство

выразительности,

средство

передачи

признаков изображаемых предметов. Дети учатся смешивать разные цвета

для получения более светлого оттенка, осваивают приѐм вливания одного

цвета в другой. При выполнении работы задействованы все пальцы рук, а

также кисти. Происходит огромное воздействие на тактильные рецепторы.

При этом развивается мелкая мускулатура рук, повышается координация и

точность

движений.

Технологические

особенности

пластилинографии:

наличие

множества

мелких

деталей.

Закручивание,

вытягивание,

переплетение частей, смазывание, нанесение узоров – все это является

прекрасной возможностью для укрепления мелкой моторики рук.

При использовании пластилинографии дети учатся правильно соотносить

«право», «лево», «сзади», «под», различать понятия «между тем-то и тем-то»,

тем самым формируются понимания пространственных отношений между

предметами. Важно

и

то

обстоятельство,

что

ребенок

в

процессе

пластилинографии опирается одновременно на несколько анализаторов

(зрение, слух, тактильное восприятие), что также оказывает положительное

влияние на развитие речи. Пластилинография воспитывает такие качества

как самостоятельность и целенаправленность, усидчивость и настойчивость,

умение довести работу до конца, аккуратность, все те качества, которые

необходимы для дальнейшего развития ребенка. Также создает приподнятый

эмоциональный фон у ребенка, что способствует проявлению разнообразных

чувств и эмоций: снятия напряжения, чувства удовлетворения, повышения

самооценки. Малыш сам стремится рассказать, что он сотворил, при этом

пытается

правильно

строить

свое

высказывание.

С

использованием

пластилинографии работа над пересказом, рассказом становится более

эффективной. Составление описательного рассказа не по картинке, по

объёмному образу, созданному своими руками (домашние животные,

перелётные птицы, грибы, ягоды и т.д.) поможет ребёнку лучше осознать

объект, что делает рассказ воспитанника более осознанным, развёрнутым и

логичным.

Работа

по

лексическим

темам

с

помощью

пластилинографии

даёт

возможность детям с ОНР запомнить новые слова, активизировать словарь

используя тактильный и зрительный анализаторы. Лучше всего у таких детей

накопление словаря происходит через увиденное и осознанное. На таких

занятиях хорошо закреплять признаки предмета, для чего он необходим, что

из него можно сделать или для чего он служит. Через рисование фигур с

помощью

пластилинографии

дети

учатся

выделять

части

целого

и

отрабатывать падежные окончания.

При обучении дошкольников пластилинографии, не следует ставить перед

ними очень сложные задачи, чтобы не испугать. Важно подкреплять их

уверенность в собственных силах и поощрять даже за небольшие успехи в

освоении

новой

техники.

Пластилинография,

должна

доставлять

дошкольникам радость общения, познания труда, игры, отдыха.

Работу надо начинать с самого простейшего, с каждым разом все усложняя

задачу. Первые успехи в работе вызовут у детей желание создавать

тематические картинки с начала под руководством взрослого, а затем в

собственном творчестве, что будет способствовать развитию воображения и

фантазии.



В раздел образования