Автор: Королькова Татьяна Николаевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №30"
Населённый пункт: г .Саратов
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду?
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей
Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду?
Адаптация к детскому саду где все незнакомо, - сложный опыт для детей, особенно
когда малыш проводит время только рядом с мамой.
Оптимальный возраст для поступления в дошкольное учреждение - 4 года. Но как
подсказывает практика большинство детей приходят в детский сад в 3-3,5 года. Для того
чтобы ребенок быстрее привык к детскому саду родители должны провести
предварительную работу.
Первой ступенью к менее безболезненной адаптации это формирование у ребенка
опыта поведения в среде сверстников, воспитание чувства симпатии к ним. В процессе
общения у ребенка накапливается опыт доброжелательных взаимоотношений, появляется
отрицательное отношение к грубости, жадности, развивается умение играть не ссорясь,
помогать друг другу. Так ребенок научится контактировать с незнакомыми взрослыми и
незнакомыми детьми.
Вторая ступень это развитие самостоятельности . Нужно формировать у малыша
привычку мыть руки по мере загрязнения и пред едой, насухо вытирать лицо и руки
личным полотенцем. Научить ребенка самостоятельно есть, правильно держать ложку, по
возможности одеваться и раздеваться, контролировать свои собственные
физиологические отправления. Постарайтесь привлекать ребенка к выполнению
простейших трудовых действий: приучать поддерживать порядок в комнате, убирать свои
игрушки, складывать аккуратно одежду.
Порой родители учат ребенка навыкам которые он еще не может использовать в своей
практике, а про элементарные вещи как самообслуживание забывают.
Третья ступень это безопасность вашего малыша. Познакомьте его с элементарными
правилами безопасного поведения. Объяснить ребенку, что нельзя подходить к
незнакомым животным, не гладить их, не дразнить, не рвать и не брать в рот растения.
Дать ребенку первичные представления о транспорте, улице, дороге, о правилах
безопасного поведения в игре с песком и водой (воду не пить, песком не бросаться).
Четвертая ступень - режим дня. Нет сомнения, что все родители хотят, чтобы их
ребенок был здоров, но далеко не все знают, что главное условие сохранения здоровья -
соблюдение режима дня. Навыки соблюдения режима дня формируются у ребенка с
малых лет и во многом определяются привычками и укладом жизни семьи. Конечно для
того чтобы своевременный прием пищи, организация отдыха и другие режимные
моменты вошли в привычку ребенка, нужны усилия, терпение, воля. Зато ребенок
живущий по режиму быстрее адаптируется в окружающей среде, не утомляется, успевает
и поесть и отдохнуть.
Любое нарушение режима (не регулярный прием пищи, сокращение времени сна,
прогулок) может стать причиной задержки роста и развития детского организма. Поэтому
режим дня дошкольника должен бать построен с учетом его возраста и функциональных
возможностей.
Пятая ступень - знакомство с детским садом издалека. Предложите малышу погулять
вокруг детского сада, рассмотреть на расстоянии, воспитателя, детей, игровую площадку.
Затем заранее договоритесь о посещении территории детского сада, желательно это
делать во вторую половину дня, когда меньше детей и у воспитателя будет больше
свободного времени. Выйдя на вечернюю прогулку, предложите малышу зайти в детский
сад. На территории детского сада старайтесь дать ребенку больше самостоятельности, не
держите его за руку. Пусть ребенок пройдет с воспитателем по участку, ознакомится с
его расположением, игровыми конструкциями.
Затем можно усложнить задачу и привести ребенка в помещение групповой комнаты на
несколько часов. Такое посещение должно продолжаться несколько дней, пока ребенок не
освоится в окружающей обстановке. Потом ребенка можно оставить на прогулку,
предварительно договорившись с ним, что после прогулки он сразу же пойдет домой.
И только после этого можно ребенка оставлять на дневной сон. Таким образом при
помощи мягкой адаптации ребенок постепенно включается в обычную жизнь
сверстников.
Шестая ступень спокойное поведение родителей. Переживания ребенка связаны со
страхом разлуки. Чем тревожнее мать, тем сильнее страх разлуки у ребенка.
Постарайтесь заранее поиграть в "разлуку". Пусть любимая игрушка будет
ребенком, а ребенок ее мамой. Пусть ситуации будут разные, но заканчиваться они
обязаны одинаково хорошо.
Не показывайте страхов и опасений по поводу пребывания ребенка в детском саду.
Помните: чем спокойнее вы при разлуке, тем здоровее будет ребенок.
Придерживайтесь каких-либо выработанных совместно правил (идти в детский сад
с любимой игрушкой, посидеть 5 минут, обнявшись в раздевалке и пр.).
Держите свое слово: если обещали забрать ребенка до обеда, не нарушайте
обещания, в противном случае ребенок перестанет вам доверять и его страхи
усугубятся .
Обсудите с ребенком чем будете заниматься, когда вернетесь за ним, - состояние
приятные ожидания улучшают эмоционально тяжелое ребенка.
Каждый ребенок индивидуален и привыкает к детскому саду по разному. Насколько
ребенок адаптировался в детском саду решать родителям. Показателями этого сложного
периода являются: спокойное бодрое настроение ребенка в момент расставания и встреч
с родителям , уравновешенное настроение в течении дня, ребенок хорошо ест, быстро
засыпает во время дневного и ночного сна. Если малыш спешит в детский сад, если у
него там друзья, можно считать, что адаптация закончилась.