Автор: Петрук Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №39
Населённый пункт: х. Бараниковского
Наименование материала: Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе
Тема: "Как в старину одежду в чистоте держали"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
Детский сад № 39 х. Бараниковский Славянский район
Конспект образовательной деятельности
по познавательному развитию
для детей среднего возраста
«Мир старинных вещей»
Тема: « Как в старину одежду в чистоте держали»
Подготовила воспитатель
Петрук Е.Н.
2020г.
Тема: «Как в старину одежду в чистоте держали»
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.
Образовательные области: познавательное развитие, художественно-
эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое
развитие.
Цель: «Чистая рубашка»
Задачи:
1)
Пополнять знания детей о старинном способе стирки и глажки белья
2)
Активный словарь старинных названий
3)
Дать возможность приобрести практические умения
4)
Дать понятие об особенностях труда в старину и в современном мире
путем наглядного сравнения
5)
Привлечь интерес к кубанскому быту, уважение к предкам.
Оборудование: валик (каталка), рубель, корыто, доска, одежда,
коромысло.
Словарная работа: рубель, коромысло, каталка, валик.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Мы с вами пришли в необычную
комнату. Здесь все выглядит так, как было в старину с его обычаями,
традициями. Обратите внимание, сколько здесь необычных предметов.
Дети рассматривают.
В углу детская кроватка, иконы в красном углу, портреты казаков, глиняная
посуда и разная утварь воссоздают быт прошлого, интерьер кубанской
комнаты.
Воспитатель: Ребята, я загадаю вам загадку, а вы угадайте про кого она:
«Кто раздеваться не решился,
В чем ходил, в том и помылся?» (Домовой)
- Ой, ребята, посмотрите, а кто это спрятался в углу комнаты? Да это
Домовенок. Как вы думаете, кто такой Домовой? (ответы детей)
- Это дух - хранитель жилища. «Если в доме Домовой, дом в порядке, дом
живой!»
- Ребята, посмотрите, как он испачкался, на нем грязная рубашка. Давайте мы
ему постираем рубашку?
Дети: Давайте!
Воспитатель: Ребята, а вы знаете кто и как в старину стирал белье?
У казака была жена-казачка. Она занималась дома хозяйством. С утра ей
надо было сходить к колодцу, принести воды на коромысле, чтобы можно
было постирать грязную одежду, приготовить пищу, погладить. (Дать детям
подержать коромысло) Стирали белье в корыте, на доске.(Дать попробовать
«постирать»)
А белье гладили вот этим предметом, называется он – рубель. Он ребристый.
На каталку наматывают мятую одежду и с силой проводят по ней рубелем
несколько раз. Белье, (рубашка) получается гладким и ровным. (Дать детям
попробовать гладить таким образом белье)
- Ребята, повторите, как называется такой утюг?
Дети: Рубель и каталка.
Воспитатель: Вот мы с вами постирали и погладили домовенку рубашку.
Споем ему песню и наденем чистую рубашку.
Дети с воспитателем поют «Одевательную песенку»:
Мы на пухлые ручонки,
Надеваем рубашонку,
Повторяй за мной слова:
Ручка – раз, и ручка – два.
Застегнем застежки
На твоей одежде
Пуговки и кнопочки,
Разные заклепочки.
Воспитатель: Игра «Доскажи». Ребята, я буду вам описывать предмет, а вы
должны будете назвать мне его.
- Воду принесли из… (колодца)
- Ведра несли на чем? (на коромысле)
- Белье стирали где? (в корыте, на доске)
- Белье гладили чем? (рубелем, каталкой)
А теперь люди не пользуются такими старинными предметами, трудными в
обращении. Люди создали утюг, легкий в обращении. Рассмотрим
современный утюг. Какой он?
Нагревается от электричества, можно регулировать силу нагрева. Он
паровой. Чтобы погладить ровно и без складок, нужно слегка смочить ткань
водой. В утюге есть емкость с водой и специальные отверстия из которых
поступает вода. (показать)
Воспитатель: Предлагаю поиграть.
Сюжетно-ролевая игра: «Наша гладильная»
Рефлексия:
Воспитатель: Что вам понравилось? Что вы узнали нового? (Ответы детей)
Молодцы, ребята! Теперь я знаю, что наши предки гордились бы вами.
Наше занятие подошло к концу.