Напоминание

«Организация развивающей предметно-пространственной среды для художественно-эстетического воспитания дошкольников»


Автор: Кудякова Ирина Алексеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ФКДОУ Детский сад № 2 "Сказка"
Населённый пункт: г. Чехов-2
Наименование материала: Учебно-методический
Тема: «Организация развивающей предметно-пространственной среды для художественно-эстетического воспитания дошкольников»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Учебно-методический материал:

«Организация развивающей предметно-пространственной среды для

художественно-эстетического воспитания дошкольников»

Актуальность темы:

В дошкольном периоде детства закладываются основы развития личности и

формируются творческие способности. Педагоги-практики отмечают, что если

ребенок талантлив, он талантлив во многих сферах. Это говорит о том, что

способности, проявляющиеся в одном виде деятельности, качественно влияют на

развитие других. Поэтому обеспечение условий для творческой реализации

личности дошкольников в разнообразных видах деятельности является основой для

всестороннего развития ребёнка.

Мир детства имеет свой язык, свои представления, свой способ выражения

увиденного. Созидая собственный мир, ребенок формирует свой образ, свою

личность, стиль жизни, неповторимый, индивидуальный и отличающийся от

взрослого. Поэтому в последнее время возрастает активная роль педагогики в

поиске путей совершенствования среды, как условия формирования личности.

Задача педагогических работников в ДОУ состоит в умении моделировать

пространственно-предметную развивающую среду, которая бы позволила ребенку

проявить творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира

и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-

коммуникативные потребности в свободном выборе. Моделирование предметной

среды создает условия и для взаимодействия, сотрудничества, взаимообучения

детей.

Изобразительное искусство занимает важное место в эстетическом развитии детей

дошкольного возраста. Потребность в красоте и доброте у ребенка отмечается с

первых дней его жизни. В старшем дошкольном возрасте он уже избирателен в

выборе красивого, имеет на этот счет свои собственные суждения и сам, исходя из

своих возможностей, "творит" красивое, чтобы удивить, восхитить, поразить нас,

взрослых, умением видеть окружающий мир. Ребенка надо учить видеть

прекрасное вокруг себя - в природе, жизни и деятельности человека. Вырабатывать

умение наслаждаться красотой окружающей природы, любоваться предметами

быта, народных промыслов, замечать красивое в окружающем мире.

Проблема эстетического воспитания и развития детского творчества - одна из

серьезных проблем педагогики, решению различных аспектов которой в области

дошкольного воспитания уделяется на сегодняшний день большое внимание.

Большое внимания уделяется оборудованию игровых комнат для детей

дошкольного возраста, а также оформлению различных помещений ДОУ. Поэтому

от внутренней культуры ДОУ зависит, каким будет облик детского учреждения и

уровень эстетического воспитания детей средствами обстановки.

Цель:

развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для его

самореализации, через художественно-эстетическую деятельность.

Реализация цели осуществляется через решение задач:

•организация предметно-развивающей среды в группах ДОУ в художественно-

творческой деятельности;

•развитие продуктивной деятельности и творческого потенциала детей (рисование,

лепка, аппликация, художественный труд);

•использование нетрадиционных, интегрированных форм ООД;

•привлечение родителей и детей к народному творчеству и совместной

деятельности по художественно-эстетическому воспитанию.

Значение развивающей среды в формировании творческой личности ребенка

Развитие ребенка зависит от того, как осуществляется процесс его воспитания,

как организовано пространство, в котором он растет и совершенствуется, в каком

окружении он находится - в монотонном, однообразном, стандартном или,

наоборот,

разнообразном,

насыщенном,

неординарном,

изменяющемся,

динамичном. Личностная и профессиональная позиция педагога заключается в том,

чтобы способствовать полноценному психическому развитию ребенка.

Психологические и педагогические исследования доказывают, что развитие

творческих способностей детей берет свое начало в дошкольном возрасте, когда

изменятся характер деятельности ребенка. По мнению Л.С. Выготского, игра и

творчество выступают как взаимосвязанные понятия, поскольку у ребенка нет

иного пути личностного становления, кроме творческого, связанного с развитием

воображения.

Среда развития ребенка в детском саду - важный компонент дошкольного

образования. И.А. Липчанская считает, что непременным условием построения

развивающей среды в дошкольных учреждениях любого типа является опора на

личностно-ориентированную модель взаимодействия между людьми, которая

реализует ряд принципов.

Уважение интересов и потребностей: предполагает предоставление свободы

исследования, резерв свободного места и времени. Необходимо активизировать

самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей, побуждать

их к творческому отношению к выполняемой деятельности, самовыражению и

импровизации. Для этого требуется соблюдать следующие условия:

- разнообразие, насыщенность, неординарность и сменяемость предметной среды,

окружающей ребенка; включение в нее максимального количества предметов

взрослого обихода; предоставление свободы исследования (в обиходе называемого

"ломанием"); возможность свободно брать любые игрушки и действовать с ними

по собственному усмотрению;

-определение максимального уровня размещения игрового и дидактического

материалов

согласно

росту;

универсальность

предметно-игровой

среды,

позволяющей самим детям и вместе с педагогами строить и менять игровую среду,

трансформируя ее в соответствии с видом игры и содержанием;

- учет прежнего опыта, способности к комбинированию, созданию нового.

Уважение мнения и личностной позиции: заключается в создании атмосферы

личностного комфорта. Определяющими становятся такие способы общения, как

понимание, признание личности ребенка, способность взрослого стать на его

позицию и др. Этот принцип находит свое отражение в следующих идеях:

- невмешательство педагога в дела, которыми увлеченно занят ребенок, если он не

обращается за помощью или не вступает в контакт; создание в детском саду такой

психологической атмосферы, при которой каждый ребенок может свободно

проявлять свои желания и интересы, чувствовать, что педагог принимает и любит

его таким, каков он есть; отказ от высказывания личностных оценок и критики в

адрес ребенка; представление о том, что у детей есть права и обязанности, которые

никто не в праве нарушить.

Среда в дошкольном учреждении, по сравнению с обычной семейной

обстановкой,

должна

быть

интенсивно

развивающей,

стимулирующей

возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств,

эмоций,

чувств.

Предметно-пространственная

среда

в

ДОУ

обеспечивает

возможность создания непересекающихся сфер активности детей. Это позволяет

дошкольникам в соответствии со своими интересами и желаниями одновременно

заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу.

Многообразие детских потребностей порождает и многообразие видов

деятельности для их удовлетворения. Специфичные для дошкольного детства виды

деятельности, такие как общение, предметная и художественная деятельность,

игра, труд, обучение, содержат в себе богатый воспитательный потенциал.

Воспитательная функция реализуется в том случае, если на каждом возрастном

этапе педагог стимулирует адекватную данному периоду детства творческую

активность.

Предметно-развивающая среда художественно-эстетического развития и

воспитания детей

Федеральные

государственные

образовательные

стандарты

дошкольного

образования ставят в центр внимания ребёнка с его индивидуальными и

возрастными особенностями развития. Одним из пяти направлений развития детей

является художественно - эстетическое.

Приобщение

детей

к

миру

искусства,

формирование

представлений

об

эстетических признаках объектов окружающего мира, развитие любознательности,

способности видеть красоту природы, любоваться ею, а так же формирование

первых

технических

навыков

и

умений

в

изобразительной

деятельности

происходит уже в младшем дошкольном возрасте. Поэтому важным моментом в

работе педагогов является создание развивающей среды, которая обеспечит

единство различных форм организации изобразительной деятельности в ДОУ.

Обстановка в группах создаётся таким образом, чтобы предоставить ребёнку

самостоятельно сделать выбор, чем он будет заниматься. Помещение каждой

группы разделено на несколько центров, в каждом из которых содержится

достаточное количество материалов для исследования, продуктивной деятельности

и игры.

Центр художественного творчества способствует формированию творческой

личности, развитию самостоятельности и самодеятельности ребёнка. Основная

цель

создания

Центров

творчества

заключается

в

активизации

детского

художественно-эстетического

творчества,

обогащении

опыта

творческой

деятельности, развитии эстетических способностей. Данный центр объединяет

разные

виды

художественно-эстетической

деятельности

дошкольников

(изобразительной, творческой, речевой, игровой, музыкальной). Материалы для

развития изобразительной деятельности располагаются рядом с игрушками,

костюмами, играми, так как именно игровая деятельность во многом активизирует

появление образа в рисунке, лепке, конструировании. Созданный рисунок или

работа часто обыгрываются детьми. В уголке достаточно свободного пространства

для организации самостоятельной детской деятельности. Здесь воспитатель в

свободное время вместе с детьми рисуют, лепят, создают аппликацию.

Набор материалов и оборудования для продуктивной (изобразительной)

деятельности включает материалы для рисования, лепки и аппликации. Наличие

оборудования общего назначения (доска для рисования мелом и маркером,

фланелеграф, магнитные планшеты, доска для размещения работ по лепке и др.)

являются обязательными и используются при реализации образовательной

программы. В группах предусмотрен стеллаж для расположения и систематизации

изобразительных материалов и инструментов, магнитная доска для крепления

репродукций, фотографий, детских книг и других материалов, доска для рисования

цветным мелом. Предусмотрена возможность трансформации и изменения

расположения некоторых предметов мебели в центре искусства по мере

необходимости.

Для

развития

художественно-эстетического

восприятия

Центр

изобразительного искусства оснащен предметами народного искусства (Дымка,

Хохлома,

Городец,

филимоновская

игрушка,

матрешки),

репродукциями

живописных произведений, привлекательной выразительной скульптурой малых

форм. Игрушки расположены на фоне картин, что активизирует желание детей

рассматривать и обыгрывать представленные материалы, что важно в среднем

дошкольном возрасте. Обогащение развивающей среды находится в прямой

зависимости от содержания воспитания, возраста и уровня развития детей и их

деятельности. Развивающая среда в группах целесообразна, информирована,

создаёт образ того или иного процесса, настраивает на эмоциональный лад,

обеспечивает гармоничное отношение между ребёнком и окружающим миром,

предоставляет ему свободу выбора, оказывает влияние на мироощущение,

самочувствие, здоровье.

Центр художественного творчества взаимодействует с другими центрами:

Центром прикладного искусства, где дошкольников знакомят с самобытностью

национальной культуры русского народа. Здесь размещены методические и

наглядные

материалы

по

народно

-

прикладному

творчеству,

куклы

в

национальных костюмах и т.п.;

Центром книги. Рисование по произведениям, создание рукописной книги, выпуск

литературного журнала - эффективные методы развития художественных и

литературно - творческих способностей;

Центр драматизации. Театр воздействует на воображение ребёнка различными

средствами, в том числе и через изобразительное искусство. Дети совместно с

взрослым придумывают декорации, костюмы к спектаклям;

Центр Музыки. Дети рисуют настроение, которое они почувствовали, прослушав

музыкальное произведение, песню. Содержание предметно - развивающей среды

должно

соответствовать

интересам

мальчиков

и

девочек,

периодически

изменяться, варьироваться, постоянно обогащаться материалом интересным для

детей, ориентированным на индивидуальные возможности дошкольников.

Предметная среда в решении задач эстетического воспитания в ДОУ

Эстетическое воспитание - целенаправленное, систематическое воздействие на

личность с целью ее эстетического развития, то есть формирования творчески

активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в природе,

труде, общественных отношениях с позиций эстетического идеала, а также

испытывать

потребность

в

эстетической

деятельности,

преобразовании

действительности по законам природы .

Задачи эстетического воспитания детей дошкольного возраста определяются

возрастными возможностями детей. Их можно объединить в четыре группы,

направленные:

на развитие эстетической восприимчивости, эстетического запаса образов,

формирование эстетических эмоций, чувств, отношений, интересов;

на формирование элементарного эстетического сознания;

на освоение эстетической деятельности;

на развитие эстетических и художественно-творческих способностей.

К первой группе относятся задачи, обеспечивающие развитие эстетического

восприимчивости, эстетического запаса образов окружающей действительности и

произведений искусства, эмоциональной отзывчивости на них; формирование

эстетических чувств, потребностей, вкусов и отношений.

Вторая группа задач включает формирование элементов эстетического сознания

детей (объем представлений и знаний, эстетические суждения и оценки). Для этого

детей знакомят с различными эталонами правильного определения красивого или

безобразного, комического или трагического в действительности и искусстве,

вооружая их правильным отношением к окружающему и пониманием красоты. Это

разнообразные эталоны: сенсорные (свойства и качества предметов - форма, цвет,

звуки),

эмоциональные

(радость,

грусть,

горе,

удивление,

печаль),

искусствоведческие (виды и жанры искусства, их выразительные средства, знание

имен некоторых художников, композиторов), эстетические (красивое, некрасивое,

смешное, героическое).

Решение третьей группы задач поможет приобщить детей к активной эстетической

и художественной деятельности: а) развить эстетическое и художественное

восприятие; б) формировать первичные умения и навыки исполнительской

художественной деятельности; в) воспитать у детей творческие умения и навыки

активно вносить элементы прекрасного в быт, природу, собственный облик, в

отношении с окружающими людьми.

К четвертой группе задач относится развитие у каждого ребенка общих и

специальных художественно-творческих способностей. Общие способности - это

сенсомоторное развитие, способность к эмоциональной отзывчивости, творческое

воображение и другое. К специальным художественным способностям в области,

например,

изобразительной

деятельности

относятся

особая

деятельность

творческого воображения, особая зрительная чувствительность, дающая легкость и

полноту восприятия пространственных и цветовых отношений, глазомер, хорошая

зрительная память, специальная умелость руки, эмоциональная чувствительность,

создающая эмоциональное настроение, и т.д.

Решение

этих

задач

возможно

только

при

правильно

организованной

образовательной среде. Оформление интерьера детского сада, участок с его

оборудованием и земельными насаждениями, предметная среда: мебель, игрушки,

инструменты и материалы для организации художественной деятельности детей на

занятиях и вне их способствуют формированию эстетического восприятия,

эстетических чувств, оценок, основ эстетического вкуса.

В художественном оформлении детского сада используются и растения. При этом

учитываются следующие условия: с одной стороны, они должны гармонировать с

общим интерьером, с другой - получать необходимые им свет и тепло. Особенно

красивы при оформлении помещений вьющиеся цветущие растения.

Интерьер детского сада не должен быть статичным, необходимо время от времени

изменять расположения мебели, вносить новые детали в оформлении, обновлять

произведения искусства. В целях эстетического воспитания в детском саду широко

используются произведения искусства различных видов жанров (живопись,

скульптура, музыка, народное прикладное искусство, литература).

В целях эстетического воспитания используются следующие формы организации

учебной

и

самостоятельной

деятельности

детей:

занятия,

художественно-

дидактические игры, а также праздничные утренники, вечера развлечений,

экскурсии и прогулки, театрализованные зрелища, кино и передачи.

Таким образом, дошкольный возраст - это особенный возраст для эстетического

воспитания, где главную роль в жизни дошкольника играет воспитатель. Пользуясь

этим, умные воспитатели способны не только основать прочный фундамент

эстетически развитой личности, ведь именно в этом возрасте формируется

отношение ребенка к миру и происходит развитие сущностных эстетических

качеств будущей личности.

Заключение

Мир детства имеет свой язык, свои представления, свой способ выражения

увиденного. Созидая собственный мир, ребенок формирует свой образ, свою

личность, стиль жизни, неповторимый, индивидуальный и отличающийся от

взрослого.

В последнее время возрастает активная роль педагогики в поиске путей

совершенствования среды, как условия формирования личности. Формирование

личности является важной задачей педагогики, так как позволяет сформировать у

каждого ребенка представления о цели жизни. Выработав образ среды, ребенок

начинает сопоставлять его с действительностью, искать или преобразовывать в

соответствии

со

своими

представлениями.

Создание

такой

благоприятной

обстановки - большое искусство, включающее в себя разумную и красивую

организацию пространства и его элементов. Исследуя среду, ученые по разному

определяли ее воспитательный потенциал: среда наполненная нравственно-

эстетическими ценностями дает способ жить и развиваться, создает мир как бы

заново, в ней есть сила и действие (В.С.Библер), формирует отношение к базовым

ценностям, способствует усвоению социального опыта и приобретению качеств,

необходимых для жизни (Н.В.Гусева, Л.П.Буева); представляют целостную

социокультурную систему, способствует распространению новых культурных

ценностей,

стимулирует

групповые

интересы,

усиливает

взаимоотношения

(Ю.Г.Волков, В.С. Поликарпов).

Благодаря созданной обстановке успешность художественно-эстетической

деятельности определяется увлеченностью и способностью детей свободно

использовать приобретенные знания, умения и навыки в самом процессе

деятельности и находить оригинальные решения поставленных задач. У детей

постоянно развивается творческое, гибкое мышление, фантазия и воображение.

Творческий поиск в конкретном виде деятельности приводит к положительным

результатам.

Список литературы:

1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения

до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы; Т.С. Комаровой, Мозаика-Синтез,

Москва, 2016 г.

2.Бородкина Н.В. Изобразительная деятельность в детском саду. Конспекты

занятий с детьми - М.: Академия развития, 2012.

3.Ветлугина И.А. Эстетическое воспитание в детском саду. - М., 1985.



В раздел образования