Автор: Черноярова Алиса Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 11 Приморского района
Населённый пункт: Санкт-Петербурга
Наименование материала: статья
Тема: Использование технологии ТРИЗ в декоративно-прикладном искусстве
Раздел: дошкольное образование
Использование технологии ТРИЗ в декоративно-прикладном искусстве
Шабаловская Алиса Владимировна
воспитатель ГБДОУ детского сада № 11
Приморского района Санкт-Петербурга
Каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален, но его надо
научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат
достичь максимума эффекта.
Г. С. Альтшуллер
Теория
решения
изобразительных
задач
(ТРИЗ)
была
разработана
писателем-фантастом и изобретателем Генрихом Альтшуллером. Прежде чем
прийти к этой теории, Альтшуллеру пришлось проанализировать более 40000
патентов на изобретения и авторских свидетельств и лишь потом удалось
выявить
закономерности,
помогающие
изобретателям
пройти
путь
от
зарождения идеи до ее реализации. Теория ТРИЗ в педагогике помогает
находить лучшее и максимально эффективное решение для решения любых
творческих задач.
Если говорить о декоративно-прикладном искусстве и способе его подачи
для детей дошкольного возраста, ТРИЗ позволяет не только заинтересовать и
мотивировать воспитанников на продуктивную деятельность, но при этом и
развивать их творческие и познавательные способности.
Система,
в
которой
воспитанники
и
педагог
ставятся
в
условия
сотрудничества и сотворчества не только стимулирует создание ситуации успеха
для детей, но и позволяет поддерживать их веру в свои силы и возможности,
интерес к познанию окружающего мира. При этом решается сразу целый ряд
образовательных задач:
Активно развиваются воображение и фантазия воспитанников;
Знания, преподносимые в интересной, увлекательной форме лучше
усваиваются и систематизируются;
Стимулируется развитие мышления дошкольников;
Творческий процесс захватывает все развивающее пространство,
вовлекая в сотворчество педагога и воспитанников;
Развивается детская фантазия,
которая находит воплощение в
игровой,
практической,
художественной деятельности; помогает
сформировать
личность,
способную
предложить
нестандартное
решение, найти выход из затруднительной ситуации, помочь другим
взглянуть на проблему под иным углом зрения.
В
дошкольном
возрасте
у
ребенка
еще
нет
сформированного
мировоззрения. И в этом моменте, роль ТРИЗ заключается в развитии
аналитического и сравнительного мышления, в умении найти возможные
решения
и
выбрать
оптимальные.
Такое
мышление,
осознает
прошлые
неправильные выводы и гипотезы, но продолжает уверенно двигаться дальше.
Именно эти качества помогают не боятся неудачи, неправильного вывода и в
процессе обучения вбирать максимум от окружающей ребенка среды.
ТРИЗ
для
дошкольников
это
система
коллективных
игр,
занятий,
призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить её
эффективность. «Управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе
точный
расчёт,
логику,
интуицию»,
как
утверждал
основатель
теории
Г.С.Альтшуллер.
Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к
дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить
ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное
взрослыми.
В работе с воспитанниками ДОУ можно выделить следующие методы
работы с ТРИЗ:
1.
Метод
мозгового
штурма:
Метод
решения
задачи
путем
высказывания любых, даже самых фантастических вариантов решения и
выбора наиболее удачных, для решения задачи на практике.
2.
Метод каталога: Широко используется при обучении рассказыванию.
3.
Метод переноса свойств одного объекта на другой (фокальный
метод): Способствует развитию речи, воображения и учит управлять своим
мышлением.
4.
Метод системного анализа: Призван определить роль и место
объектов, и их взаимодействие по каждому элементу.
5.
Метод морфологического анализа (комбинация разных вариантов
характеристик определённого объекта при создании нового образа того же
объекта):
Очень
эффективен
для
развития
творческого
воображения,
фантазии, преодоления стереотипов.
6.
Метод мышления по аналогии: Метод позволяющий научить
определять свойства и признаки предметов, научить их сравнивать и
классифицировать.
7.
Метод ТПФ (Типовых приемов фантазирования): Цель данного
метода, изменить свойства объекта (увеличение-уменьшение, деление-
объединение, преобразование признаков времени, оживление-окаменение,
специализация-универсализация,
наоборот),
что
позволяет
развивать
воображение и свойство мыслить неординарно.
Активное использование в образовательном процессе методов ТРИЗ с
детьми дошкольного возраста помогает интересно и нестандартно решать те
задачи, которые были возложены Министерством образования страны на
педагогов. Одно из главных преимуществ технологии - это максимальный
акцент на самостоятельность работы воспитанников. Смысл в том, чтобы
ребенок смог сам дойти до правильного ответа. Педагог выступает как мудрый
наставник, который направляет течение мысли своих маленьких подопечных в
нужное русло.
Используемая литература:
1.
Альтшуллер Г.С. Краски для фантазии. Прелюдия к теории развития
творческого воображения. // Шанс на приключение. /сост. Селюцкий
А.Б. – Петрозаводск, 1991.
2.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.:
Просвещение, 1991.
3.
Гин А.А. «Да» и «нет» говорите…// Педагогика+ТРИЗ: сб. статей для
учителей, воспитателей и менеджеров образования, выпуск 2. –
Гомель: ИПП «Сож», 1997.
4.
Корзун А.В. Веселая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с
дошкольниками. – Мн, Университетское, 2000.
5.
Мурашковская И.Н. Валюмс Н.П. Картинки без запинки. – С-Пб,
1995.