Напоминание

Использование технологии ТРИЗ в декоративно-прикладном искусстве


Автор: Черноярова Алиса Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 11 Приморского района
Населённый пункт: Санкт-Петербурга
Наименование материала: статья
Тема: Использование технологии ТРИЗ в декоративно-прикладном искусстве
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование технологии ТРИЗ в декоративно-прикладном искусстве

Шабаловская Алиса Владимировна

воспитатель ГБДОУ детского сада № 11

Приморского района Санкт-Петербурга

Каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален, но его надо

научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат

достичь максимума эффекта.

Г. С. Альтшуллер

Теория

решения

изобразительных

задач

(ТРИЗ)

была

разработана

писателем-фантастом и изобретателем Генрихом Альтшуллером. Прежде чем

прийти к этой теории, Альтшуллеру пришлось проанализировать более 40000

патентов на изобретения и авторских свидетельств и лишь потом удалось

выявить

закономерности,

помогающие

изобретателям

пройти

путь

от

зарождения идеи до ее реализации. Теория ТРИЗ в педагогике помогает

находить лучшее и максимально эффективное решение для решения любых

творческих задач.

Если говорить о декоративно-прикладном искусстве и способе его подачи

для детей дошкольного возраста, ТРИЗ позволяет не только заинтересовать и

мотивировать воспитанников на продуктивную деятельность, но при этом и

развивать их творческие и познавательные способности.

Система,

в

которой

воспитанники

и

педагог

ставятся

в

условия

сотрудничества и сотворчества не только стимулирует создание ситуации успеха

для детей, но и позволяет поддерживать их веру в свои силы и возможности,

интерес к познанию окружающего мира. При этом решается сразу целый ряд

образовательных задач:

Активно развиваются воображение и фантазия воспитанников;

Знания, преподносимые в интересной, увлекательной форме лучше

усваиваются и систематизируются;

Стимулируется развитие мышления дошкольников;

Творческий процесс захватывает все развивающее пространство,

вовлекая в сотворчество педагога и воспитанников;

Развивается детская фантазия,

которая находит воплощение в

игровой,

практической,

художественной деятельности; помогает

сформировать

личность,

способную

предложить

нестандартное

решение, найти выход из затруднительной ситуации, помочь другим

взглянуть на проблему под иным углом зрения.

В

дошкольном

возрасте

у

ребенка

еще

нет

сформированного

мировоззрения. И в этом моменте, роль ТРИЗ заключается в развитии

аналитического и сравнительного мышления, в умении найти возможные

решения

и

выбрать

оптимальные.

Такое

мышление,

осознает

прошлые

неправильные выводы и гипотезы, но продолжает уверенно двигаться дальше.

Именно эти качества помогают не боятся неудачи, неправильного вывода и в

процессе обучения вбирать максимум от окружающей ребенка среды.

ТРИЗ

для

дошкольников

это

система

коллективных

игр,

занятий,

призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить её

эффективность. «Управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе

точный

расчёт,

логику,

интуицию»,

как

утверждал

основатель

теории

Г.С.Альтшуллер.

Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к

дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить

ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное

взрослыми.

В работе с воспитанниками ДОУ можно выделить следующие методы

работы с ТРИЗ:

1.

Метод

мозгового

штурма:

Метод

решения

задачи

путем

высказывания любых, даже самых фантастических вариантов решения и

выбора наиболее удачных, для решения задачи на практике.

2.

Метод каталога: Широко используется при обучении рассказыванию.

3.

Метод переноса свойств одного объекта на другой (фокальный

метод): Способствует развитию речи, воображения и учит управлять своим

мышлением.

4.

Метод системного анализа: Призван определить роль и место

объектов, и их взаимодействие по каждому элементу.

5.

Метод морфологического анализа (комбинация разных вариантов

характеристик определённого объекта при создании нового образа того же

объекта):

Очень

эффективен

для

развития

творческого

воображения,

фантазии, преодоления стереотипов.

6.

Метод мышления по аналогии: Метод позволяющий научить

определять свойства и признаки предметов, научить их сравнивать и

классифицировать.

7.

Метод ТПФ (Типовых приемов фантазирования): Цель данного

метода, изменить свойства объекта (увеличение-уменьшение, деление-

объединение, преобразование признаков времени, оживление-окаменение,

специализация-универсализация,

наоборот),

что

позволяет

развивать

воображение и свойство мыслить неординарно.

Активное использование в образовательном процессе методов ТРИЗ с

детьми дошкольного возраста помогает интересно и нестандартно решать те

задачи, которые были возложены Министерством образования страны на

педагогов. Одно из главных преимуществ технологии - это максимальный

акцент на самостоятельность работы воспитанников. Смысл в том, чтобы

ребенок смог сам дойти до правильного ответа. Педагог выступает как мудрый

наставник, который направляет течение мысли своих маленьких подопечных в

нужное русло.

Используемая литература:

1.

Альтшуллер Г.С. Краски для фантазии. Прелюдия к теории развития

творческого воображения. // Шанс на приключение. /сост. Селюцкий

А.Б. – Петрозаводск, 1991.

2.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.:

Просвещение, 1991.

3.

Гин А.А. «Да» и «нет» говорите…// Педагогика+ТРИЗ: сб. статей для

учителей, воспитателей и менеджеров образования, выпуск 2. –

Гомель: ИПП «Сож», 1997.

4.

Корзун А.В. Веселая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с

дошкольниками. – Мн, Университетское, 2000.

5.

Мурашковская И.Н. Валюмс Н.П. Картинки без запинки. – С-Пб,

1995.



В раздел образования