Напоминание

«Психология в образовательном процессе»


Автор: Халилова Галина Ивановна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ФГКОУ
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: Практическая работа
Тема: «Психология в образовательном процессе»
Раздел: дополнительное образование





Назад




ФГКОУ

«Московское суворовское военное училище»

Практическая работа по теме:

««Психология в образовательном процессе»

Выполнил:

Педагог дополнительного образования

Халилова Галина Ивановна

2021

Задание 1. Анализ особенностей мотивации

Задание. Дайте психологический анализ мотивационной сферы героя стихотворения А.Бар-

то.

«Все я делаю для мамы,

Для нее играю гаммы,

Для нее хожу к врачу,

Арифметику учу.

Все мальчишки в речку лезли,

Я один сидел на пляже.

Для нее после болезни

Не купался в речке даже».

Задание 1.

В стихотворении раскрыт внутренний мир ребёнка, отображается его многообразная жизнь, автор

желает показать читателям, что герой произведения делает все вышеперечисленное не для себя, а

для мамы. Он любит свою маму и не хочет её расстраивать. Он хочет искупаться, но после

болезни нельзя, у ребёнка смена настроения, ребёнок расстроен, но не желает огорчать маму.

Воспитываются светлые, гуманные качества характера.

Задание . Определение психического новообразования младшего школьника

Иллюстрацией какого психического новообразования, возникшего в процессе учебной дея-

тельности младшего школьника, является стихотворение А. Барто.

«Сережа руку поднимает,

Он все на свете понимает.

Гляжу: красивый он какой Сережа с поднятой рукой.

И тоже руку поднимаю,

Хоть ничего не понимаю».

Подражание у второго мальчика, неосознанность действий

У первого новообразования сформировались, у второго нет.

Основные психологические новообразования младшего школьного возраста следующие:

- произвольность и осознанность всех психических процессов,

- интеллектуализация всех психических процессов,

- внутреннее опосредование процессов, происходящее благодаря усвоению системы научных

понятий

В процессе учебной деятельности развиваются основные психологические новообразования

младшего школьного возраста: произвольность психических процессов, внутренний план

действий, умение организовывать учебную деятельность.

Задание Составление психолого-педагогической модели предупреждения неуспеваемости

младших школьников

Проанализируйте систему психолого-педагогической коррекции педагогической запущенно-

сти по работам Р. В. Овчаровой и составьте психолого-педагогическую модель предупре-

ждения неуспеваемости младших школьников.

Система психолого-педагогической коррекции педагогической запущенности

по работам Р. В. Овчаровой

.

Предмет коррекции:

- Дисгармония развития. Нестабильность и ригидность нервной системы.

Неразвитость произвольности психических процессов в сравнении со сверстниками

- Высокая тревожность.

Слабая социальная рефлексия.

Трудности общения.

Неадекватное поведение.

Низкий социальный статус.

- Дисгармония мотивов учения.

Низкая учебно-познавательная активность.

Школьная тревожность.

Несформированность предпосылок учебных действий и начальных учебных умений.

Слабая обучаемость.

- Неразвитый и нарушенный образ Я.

Неадекватная самооценка.

Неудовлетворенное притязание на признание.

Комплекс неполноценности.

Педагогические приёмы:

- Понимание.

Сочувствие.

Снятие напряжения.

Рационализация учебно-воспитательного процесса.

Индивидуальный подход.

Выравнивание культурно-образовательных возможностей детей.

Система поручений.

Личностная перспектива.

- Доверие к личности ребёнка.

Формирование реально осознаваемых мотивов поведения.

Формирование реально действующих мотивов поведения.

Анализ конфликтов.

Пример и авторитет педагога в отношении к детям.

Позитивная иррадиация авторитета педагога на отношения ребёнка со сверстниками.

Коллективная творческая деятельность детей.

-Позитивное стимулирование.

Авансирование успеха.

Акцентуация достижений ребёнка в деятельности.

Парциальная оценка результатов.

Наглядные опоры в обучении.

Комментируемое управление.

Создание учебных ситуаций с элементами новизны, занимательности, опоры на жизненный опыт.

Поэтапное формирование умственных действий.

Щадящая учебная нагрузка.

Опережающее консультирование по трудным темам.

- Безусловное принятие ребёнка.

Выборочное игнорирование негативных поступков.

Эмоциональное поглаживание ребёнка.

Позитивное побуждение к деятельности.

Ожидание завтрашней радости.

Регулярно организуемое самопознание детей и рефлексивная деятельность (в доступных формах).

Психологические методы:

- Развитие произвольности в двигательной сфере.

Развитие произвольности в познавательной сфере.

Развитие произвольности в эмоциональной сфере.

Развитие произвольности в общении и поведении.

Когнитивная тренировка.

Систематическая десенсибилизация.

Терапия средствами искусства.

- Игровая коррекция поведения в группе.

Развитие позитивного отношения к «другому».

Ролевое научение.

Коммуникативные игры и упражнения.

Расшатывание традиционных позиционных ролей.

Статусное перемещение детей.

- Формирование адекватной самооценки школьных успехов.

Релаксация и эмоциональное отреагирование школьных страхов.

Десенсибилизация к оцениванию.

Снижение силы потребностей, связанных с внутренней позицией школьника.

Развитие познавательных процессов.

- Психологический массаж.

Идентификация.

Зеркальное отражение.

Подтверждение уникальности ребёнка.

Развитие позитивного восприятия других.

Самовнушение «я хочу», «я могу», «я буду».

Психолого-педагогическая модель предупреждения неуспеваемости младших школьников.

- обеспечение дозированной помощи взрослого при выполнении школьниками интеллектуальных

заданий

-предлагать посильные задания для самостоятельного выполнения;

- обязательно поощрять правильное выполнение заданий;

-обеспечить индивидуальный и дифференцированный подходы обучения;

- устронять пробелы в знаниях.

Занятие 2. Определение уровня деформации личности педагога

Проанализируйте фрагмент из книги В. Крапивина «Журавленок и молнии». Что можно ска-

зать о личности завуча Виктора Борисовича? Опираясь на таблицу «Уровни профессиональ-

ной деформации учителя», определите уровень деформации этого педагога.

Журку слегка затошнило от противного страха: все знали, что Виктор Борисович — гроза и

бич всяких нарушителей. Маргарита Васильевна, пригласите виновников происшествия к

доске, — сухим голосом распорядился он и сжал рот в красную точку. Посмотрел, как Жур-

ка, Горька, Иринка и Грабля выбираются из-за парт, и повторил громче: — Да-да, к доске.

Вот сюда! — Он ткнул острым пальцем. —Вот на это место! Чтобы все видели паршивцев,

которым не место в советской школе! — И взвизгнул: — Живо!

Они — что делать—стали у доски понурой шеренгой. Отвечайте! — крикнул Виктор Бори-

сович.

Легко кричать «отвечайте». А на какой вопрос отвечать? Что говорить? Долго будем мол-

чать? — вдруг, совершенно успокоившись, поинтересовался Виктор Борисович. И по-

мальчишески забегал вдоль шеренги. Тогда Журка услышал сумрачный Горькин голос:

Чего отвечать-то? Молчать! — снова взвизгнул завуч. — Ничтожные болтуны! Отвечайте,

как вы посмели! Да, как вы посмели устроить это надругательство над школьными

правилами?!

Рассказ показывает противоречивые отношение между разными поколениями, а также учит

тому, что в жизни, помимо добрых и хороших моментов, есть злость и несправедливость, и

порой её даже больше, чем добра.

Виктор Борисович – гроза и бич всяких нарушителей,

напряженный, конфликтный, агрессивный, авторитарный.

Задание 3. Анализ природы синдрома «сгорания» педагога

Возможно, вы встречали педагогов, у которых наблюдается так называемый «синдром сго-

рания» — сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоцио-

нальное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной

нагрузки. Что вы думаете по поводу природы его возникновения? Познакомьтесь со следу-

ющим материалом и выделите факторы, играющие существенную роль в возникновении

данного синдрома. В чем,с вашей точки зрения, может заключаться профессиональная пси-

хологическая помощь педагогу при эмоциональных проблемах?

Синдром сгорания

Синдром выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недо-

статке энергии и энтузиазма, утрате способности видеть положительные результаты своего

труда, отрицательной установке по отношению к работе и жизни в целом.

Можно выделить наиболее часто встречающиеся причины «синдрома сгорания»: напряжен-

ность и конфликты в профессиональном окружении, недостаточная поддержка со стороны

коллег; нехватка условий для самовыражения, экспериментирования и новаций;

однообразие и неумение творчески подойти к выполняемой работе; вкладывание в работу

больших личностных ресурсов при недостаточном признании и отсутствии положительной

оценки; работа без перспективы невозможности выстроить профессиональную карьеру;

немотивированность учащихся, результаты работы с которыми «невидимы»;

неразрешенные личностные конфликты.

Одним

из

существенных

факторов,

преграждающих

усиление

«синдрома

сгорания»,

является

принятие личной ответственности за происходящее. Если педагог во всем

происходящем

винит свое окружение, то чувство бессилия и безнадежности только возрастает.

Как правило, три фактора играют существенную роль в «эмоциональном сгорании»: лич-

ностный, ролевой и организационный. Установлено, что с развитием «сгорания» связана

значимость работы. Если работа оценивается как незначимая в собственных глазах, то

синдром развивается быстрее. Педагоги, испытывающие недостаток автономности («сверхкон-

тролируемые»), больше подвержены «сгоранию». Работа в ситуациях распределенной ответ-

ственности, где выражено коллегиальное начало, ограничивает развитие «эмоционального

сгорания», несмотря на то, что рабочая нагрузка может быть существенно выше.

На эмоциональное состояние педагога могут влиять организационный фактор, климат в кол-

лективе, отношение администрации.

Если администрация школы обеспечивает работникам возможность профессионального ро-

ста, налаживает поддерживающие отношения, часто распределяет обязанности, то в коллек-

тиве будет преобладать эмоционально положительная атмосфера.

X. Дж. Фрейденберг описывает сгорающих следующим образом: они сочувствующие, гу-

манные, мягкие, увлекающиеся идеалисты, ориентированные на людей, и одновременно не-

устойчивые, интровертированные, фанатичные и легко солидаризирующиеся. Е. Махер до-

полняет этот список авторитаризмом, низким уровнем эмпатии. М. Джехода выделяет

шесть аспектов психического здоровья: положительное отношение к себе; оптимальное

развитие, рост и самоактуализация личности; психическая интеграция; личная автономия;

реалистиче- ское восприятие окружения; умение адекватно воздействовать на окружение.

На основе предложенного материала выделите ключевые характеристики разных

уровней профессиональных деформаций личности учителя и заполните табл..

Таблица

Уровни профессиональной деформации личности учителя

Общепедагогические

деформации:

авторитарный стиль

руководства

назидательность

завышенная

самооценка

излишняя

самоуверенность

догматичность взглядов

отсутствие гибкости

Типологичес

киде

деформации

комплекс

превосходства

гипертрофирован

ный уровень

притязаний

завышенная

самооценка

нарциссизм

неумение

слушать

контролёрство

Предметные

деформации

Преувеличение

значимости своего

предмета

Индивидуальные

деформации

повышенная

тревожность

морализация

Освоение личностью профессии неизбежно сопровождается изменениями в структуре лич-

ности, когда, с одной стороны, происходит усиление и интенсивное развитие качеств, которые

способствуют успешному осуществлению деятельности, а с другой — изменение, подавление и

даже разрушение структур, не участвующих в этом процессе. Если эти профессиональные из-

менения расцениваются как негативные, т. е. нарушающие целостность личности, снижающие

ее адаптивность и устойчивость, то их следует рассматривать как профессиональные деформа-

ции.

У представителей педагогической профессии деформированность личности деятельностью мо-

жет проявляться на четырех уровнях. Общепедагогические деформации, характеризующие

сходные изменения личности у всех лиц, занимающихся педагогической деятельностью. Нали-

чие этих деформаций делает учителей, преподающих разные предметы, работающих в разных

учебных заведениях, проповедующих разные педагогические взгляды, с разным темпераментом

и характером, похожими друг на друга. Эти инвариантные особенности обусловлены специфи-

кой пространства, в котором существует личность учителя — профессионала — здесь произо-

шло сближение субъекта деятельности со средствами этой деятельности. Кроме того, педагоги-

ческая деятельность имеет свой, особенный объект воздействия, который в отличие от боль-

шинства других профессий обладает существенной активностью. В ходе взаимодействия с объ-

ектом учитель, используя свою личность как инструмент влияния на него, прибегает к более

простым и действенным приемам, в совокупности известным как авторитарный стиль руковод-

ства. В результате в его личности появляются такие черты, как назидательность, завышенная

самооценка, излишняя самоуверенность, догматичность взглядов, отсутствие гибкости и пр.

Типологические деформации вызваны слиянием личностных особенностей с соответствующи

ми структурами функционального строения педагогической деятельности в целостные пове-

денческие комплексы. В соответствии с полученными в исследованиях данными в педагогиче-

ской профессии существуют четыре типологических комплекса: коммуникатор, организатор,

интеллигент (просветитель) и предметник. Особенности каждого из них могут со временем

проявиться в структуре личности, которая претерпевает изменения, аналогичные происходя-

щим при акцентуациях.



В раздел образования