Автор: Оксана Сергеевна Панькова
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №3 г.Осы"
Населённый пункт: город Оса, Пермский край
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование грамотного чтения у обучающихся 5-6 классов"
Раздел: среднее образование
Добрый день, уважаемые коллеги и все здесь присутствующие. Меня зовут Панькова
Оксана Сергеевна, я преподаю русский язык и литературу в СОШ 3 г.Осы.
В сфере образования я с 2016 , но в области филологических дисциплин я первый год.
Так как мои предметы основываются как правило на текстах разного вида, в ходе
работы я обнаружила ,что не все обучающиеся 5-6х классов умеют работать с
текстами, правильно извлекать информацию.
В октябре была проведена диагностика , детям был предложен текст, «Правила
пользования лесным трамваем» , после этого текста необходимо было отметить
нарушителей . задание на основе информации из текста.
Результаты диагностики на слайде.
Тогда я поняла ,что нужно действовать в направлении формирования Грамотного
чтения .
1.
В рамках международного исследования PISA под грамотностью чтения
подразумевают способность человека к пониманию письменных текстов и
рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения
собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в
жизни общества. Что, в свою очередь, способствует успешной социализации
обучающихся. Слово «грамотность» подразумевает успешность в овладении
учащимися чтением как средством осуществления своих дальнейших планов:
продолжения образования, подготовки к трудовой деятельности, участия в труде
и жизни общества
цель – создать условия для формирования навыков «грамотного чтения» в
различных ситуациях, которые проверяются в международном сравнительном
исследовании образовательных достижений в области функциональной
грамотности 15-летних учащихся PISA.
Целью является –формирование условий
А вот идея, то есть видение осуществления данной цели и достижение успешных
результатов – это игра с текстом, основанная на замене,соотнесении, вставки и
других видов деятельности.
Ключ к успеху в обучении чтению— это развитие у ребенка таких важнейших
познавательных процессов:
•
восприятие
•
память
•
мышление и речь
Согласно наблюдениям, длиной в один месяц (сентябрь) выяснилось, что среди
моих обучающихся большинство учеников являются кинестетиками.
Приёмы
1.
«Мозайка» (части текста) собираем не картину, а текст. (части текста в
неправильной последовательности)
2.
«Наложение» (работа с терминами,замена героев)
3.
«Кубик Блума» (руками ребёнка) 9при изучении раздела части речи, морфемика
кубик очень хорошо помогает структурировать информацию, полученную на
уроках и всегда под рукой в классе)
4.
Чтение текста наоборот (читаем слова с конца)
5.
«Словарики» (не книги, а дети) (зачастую дети встречают незнакомые слова, но
в классе всегда найдется тот ученик, который объяснит значение слова без
обращения к научной литеартуре)
6.
Буклеты ручной работы
7.
Поиск слов в других словах (морфемы)
8.
Чтение по запутанным тропинкам (прочитать по шагово, слева,верх,
вних ,вправо)
9.
Перенос одной буквы (результат-другое слово)
10.Таблицы,схемы,зарисовки…
11.Восстановление пословиц и поговорок (хождение по классу)
12.«Рисование» текста ….
Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человеческая
устроена так, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает:
то есть, то нет. Именно это вызывает реакцию мозга и запоминается. Поэтому, если
необходимо усвоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка,
то лучше упражняться короткими порциями, но с большой частотой.
упражнения в чтении должны быть каждодневными;
отбор текстов для чтения не должен быть случайным, а должен производиться с
учетом психологических особенностей детей и литературных особенностей
текстов;
При этом увеличивается скорость чтения и обеспечивается быстрое понимание смысла
читаемых слов.
Материал для упражнений — это наиболее часто встречающиеся в русском языке
темы: популярные разделы -части речи, тексты описания, повествования и
рассуждения, состав слова, предложения; в литературе же писатели и поэты их
творчество.
Материал распределен таким образом, чтобы строго и последовательно соблюсти
основной принцип обучения от простого к сложному. Объём материала от урока к
уроку рекомендуется увеличивать.
Именно на каждом уроке имеются игровые и занимательные упражнения, цель
которых — сделать обучение грамотному чтению более привлекательным, радостным
и интересным
Ключ к успеху в обучении — это развитие у ребенка таких важнейших
познавательных процессов, как восприятие, память, мышление и речь.
Процесс чтения – это не тот процесс, который можно сформировать быстренько
Чтение- творческий процесс, в котором переплетаются чувства и мысли читателя,
героев и автора. Чтение - сложная деятельность мышления, воображения, чувств,
памяти и внутренней речи.
Чтение - речевая деятельность. Чтение относится к репродуктивному виду
деятельности, ибо оно, как и слушание, использует чужую речь. Говорение и
слушание создают задачи для других людей.
А моя цель разнообразить уроки игровыми текстами с продуктивными видами
заданий.
В процессе чтения и игры с текстом формулируется мысль .Результатом такой
деятельности становится как раз-таки понимание текста.
Спасибо за внимание! Я готова ответить на ваши вопросы!