Напоминание

"Формирование грамотного чтения у обучающихся 5-6 классов"


Автор: Оксана Сергеевна Панькова
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №3 г.Осы"
Населённый пункт: город Оса, Пермский край
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование грамотного чтения у обучающихся 5-6 классов"
Раздел: среднее образование





Назад




Добрый день, уважаемые коллеги и все здесь присутствующие. Меня зовут Панькова

Оксана Сергеевна, я преподаю русский язык и литературу в СОШ 3 г.Осы.

В сфере образования я с 2016 , но в области филологических дисциплин я первый год.

Так как мои предметы основываются как правило на текстах разного вида, в ходе

работы я обнаружила ,что не все обучающиеся 5-6х классов умеют работать с

текстами, правильно извлекать информацию.

В октябре была проведена диагностика , детям был предложен текст, «Правила

пользования лесным трамваем» , после этого текста необходимо было отметить

нарушителей . задание на основе информации из текста.

Результаты диагностики на слайде.

Тогда я поняла ,что нужно действовать в направлении формирования Грамотного

чтения .

1.

В рамках международного исследования PISA под грамотностью чтения

подразумевают способность человека к пониманию письменных текстов и

рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения

собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в

жизни общества. Что, в свою очередь, способствует успешной социализации

обучающихся. Слово «грамотность» подразумевает успешность в овладении

учащимися чтением как средством осуществления своих дальнейших планов:

продолжения образования, подготовки к трудовой деятельности, участия в труде

и жизни общества

цель – создать условия для формирования навыков «грамотного чтения» в

различных ситуациях, которые проверяются в международном сравнительном

исследовании образовательных достижений в области функциональной

грамотности 15-летних учащихся PISA.

Целью является –формирование условий

А вот идея, то есть видение осуществления данной цели и достижение успешных

результатов – это игра с текстом, основанная на замене,соотнесении, вставки и

других видов деятельности.

Ключ к успеху в обучении чтению— это развитие у ребенка таких важнейших

познавательных процессов:

восприятие

память

мышление и речь

Согласно наблюдениям, длиной в один месяц (сентябрь) выяснилось, что среди

моих обучающихся большинство учеников являются кинестетиками.

Приёмы

1.

«Мозайка» (части текста) собираем не картину, а текст. (части текста в

неправильной последовательности)

2.

«Наложение» (работа с терминами,замена героев)

3.

«Кубик Блума» (руками ребёнка) 9при изучении раздела части речи, морфемика

кубик очень хорошо помогает структурировать информацию, полученную на

уроках и всегда под рукой в классе)

4.

Чтение текста наоборот (читаем слова с конца)

5.

«Словарики» (не книги, а дети) (зачастую дети встречают незнакомые слова, но

в классе всегда найдется тот ученик, который объяснит значение слова без

обращения к научной литеартуре)

6.

Буклеты ручной работы

7.

Поиск слов в других словах (морфемы)

8.

Чтение по запутанным тропинкам (прочитать по шагово, слева,верх,

вних ,вправо)

9.

Перенос одной буквы (результат-другое слово)

10.Таблицы,схемы,зарисовки…

11.Восстановление пословиц и поговорок (хождение по классу)

12.«Рисование» текста ….

Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человеческая

устроена так, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает:

то есть, то нет. Именно это вызывает реакцию мозга и запоминается. Поэтому, если

необходимо усвоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка,

то лучше упражняться короткими порциями, но с большой частотой.

упражнения в чтении должны быть каждодневными;

отбор текстов для чтения не должен быть случайным, а должен производиться с

учетом психологических особенностей детей и литературных особенностей

текстов;

При этом увеличивается скорость чтения и обеспечивается быстрое понимание смысла

читаемых слов.

Материал для упражнений — это наиболее часто встречающиеся в русском языке

темы: популярные разделы -части речи, тексты описания, повествования и

рассуждения, состав слова, предложения; в литературе же писатели и поэты их

творчество.

Материал распределен таким образом, чтобы строго и последовательно соблюсти

основной принцип обучения от простого к сложному. Объём материала от урока к

уроку рекомендуется увеличивать.

Именно на каждом уроке имеются игровые и занимательные упражнения, цель

которых — сделать обучение грамотному чтению более привлекательным, радостным

и интересным

Ключ к успеху в обучении — это развитие у ребенка таких важнейших

познавательных процессов, как восприятие, память, мышление и речь.

Процесс чтения – это не тот процесс, который можно сформировать быстренько

Чтение- творческий процесс, в котором переплетаются чувства и мысли читателя,

героев и автора. Чтение - сложная деятельность мышления, воображения, чувств,

памяти и внутренней речи.

Чтение - речевая деятельность. Чтение относится к репродуктивному виду

деятельности, ибо оно, как и слушание, использует чужую речь. Говорение и

слушание создают задачи для других людей.

А моя цель разнообразить уроки игровыми текстами с продуктивными видами

заданий.

В процессе чтения и игры с текстом формулируется мысль .Результатом такой

деятельности становится как раз-таки понимание текста.

Спасибо за внимание! Я готова ответить на ваши вопросы!



В раздел образования