Автор: Иванова Наталья Евгеньевна
Должность: преподаватель иностранного языка
Учебное заведение: ГАПОУ ЛО
Населённый пункт: Бокситогорский район, д. Бор
Наименование материала: статья
Тема: Признаковое взаимодействие в системе английских частей речи
Раздел: среднее профессиональное
Признаковое взаимодействие в системе частей речи
Одна из наиболее значимых теорий взаимодействия- это теория
признакового взаимодействия. При анализе видов взаимодействия можно
исходить из понятия связующего признака, определяя его как любой
признак, исконно свойственный той или иной части речи или приобретенный
ею в условиях функционирований ее конституентов, через посредство
которого устанавливаются прямые или косвенные контакты класса с другими
сущностями аналогичного порядка. Такое определение связующего признака
учитывает только языковые факторы взаимодействия. Более поздних
исследованиях определение было несколько модифицировано с учетом
некоторых социолингвистических и прагматических факторов. Таким
образом, в понятие признакового взаимодействия включен широкий спектр
разнообразных явлений, таких как выполнение разными частями речи
одинаковых синтаксических функций, наличие общих грамматических
характеристик и категорий. Одни категории рассматриваются как присущие
внутренней структуре той или иной части речи- как обусловленные
особенностями строя языка.
Можно использовать понятие связующего признака как минимальную
характеристику языкового анализа, последовательно выделяя связующие
признаки на всех уровнях исследования: морфологическом, синтаксическом
и семантическом. Такой подход дает возможность детально охарактеризовать
разные процессы взаимодействия между различными классами слов.
Становится очевидным тот факт, что взаимодействие осуществляется не
только на уровне синтаксического поведения единиц и не только по
категориальным признакам. Если взаимодействие по существенным
признакам обычно эксплицитно выражено, то периферийные связи несут в
себе широкий спектр категорий в основном семантического характера,
представленных имплицитно. Выявление и описание таких связей возможно
при глубоком анализе функционирования языкового материала с учетом
интенции говорящего. Выявление всех связующих признаков невозможно.
Однако можно утверждать, что на основе функционального подхода
возможно осуществить их упорядочение и систематизацию.
Явление субстантивации причастий характеризуется широким спектром
признакового взаимодействия. В первую очередь осуществляется
взаимодействие по категориальным существенным признакам трех
кардинальных частей речи: существительное, прилагательное, глагол. При
этом одновременно в качестве связующих признаков выступают
синтаксические характеристики (признак: синтаксическая позиция) и
семантические свойства ( категориальная семантика частей речи). Далее
взаимодействие осуществляется по периферийным признакам (например,
абстрактность, собирательность), и субстантивирующееся причастие может
реализовывать связи с разнообразными частями речи.
В целом можно сказать, что анализ признакового взаимодействия
позволяет проводить дальнейшие исследования в области переходных
явлений в системе частей речи и определить статус исследуемых единиц.
Выявление некоторых связующих признаков субстантивированных
причастий невозможно без изучения и анализа механизмов субстантивации.
К ним относятся проблема эллиптического характера субстантивов и
проблема предварительной адъективации причастий.