Автор: Окочутина Светлана Владимировна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГБОУ АО
Населённый пункт: посёлок Вычегодский, Архангельская область
Наименование материала: статья
Тема: «Повышение качества и доступности образования детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы»
Раздел: среднее образование
«Повышение качества и доступности образования детей с ОВЗ в
условиях общеобразовательной школы»
Право на качественное образование — одно из самых значительных прав
человека современности, поскольку находится в тесной связи с правами
человека на развитие своих способностей и правом на будущее. В связи
с этим становится понятной необходимость обеспечения его полной
доступности и равных прав на его получение для всех членов общества, в том
числе и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Создание
всеобъемлющих условий для получения образования детьми с учетом
их психофизических особенностей следует рассматривать в качестве
основной задачи в области реализации права на образование детей с ОВЗ.
Наиболее обобщенно требования к условиям получения образования детьми
с ограниченными возможностями здоровья отражены в Федеральном
государственном образовательном стандарте, и более подробно разработаны
в федеральном государственном образовательном стандарте детей с ОВЗ.
Министерством науки и образования РФ разработаны методические
рекомендации по внедрению ФГОС начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ФГОС
НОО ОВЗ) для детей с ОВЗ. Они подразделяются на 9 категорий.
Для детей с ОВЗ, в нашей школе созданы основные адоптированные
образовательные программы и дополнительные образовательные про-
граммы, с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с
ОВЗ. Образовательная программа организации МОУ СОШ №2, включает в
себя варианты АООП НОО обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) детей 7 и 8 вида.
На основе анализа результатов психолого-педагогического обследования
ребенка экспертной группой разрабатывается специальная индивидуальная
программа развития (СИПР), которая помогает улучшить качество обучения.
Адаптированная основная образовательная программа предусматривает
решение основных задач:
-Обеспечение условий для реализации прав обучающихся с ОВЗ на
получение бесплатного образования.
- Организация качественной коррекционно-реабилитационной работы с
учащимися с различными формами отклонений в развитии.
- Сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ОВЗ на основе
совершенствования образовательного процесса.
-
Создание
благоприятного
психолого-педагогического
климата
для
реализации индивидуальных способностей обучающихся с ОВЗ.
- Расширение материальной базы и ресурсного обеспечения школы для
организации обучения детей с ОВЗ.
- Совершенствование системы кадрового обеспечения.
Реализация ООП начальной ступени общего образования осуществляется в
следующих видах деятельности младшего школьника:
• учебное сотрудничество (в том числе групповая работа);
•
индивидуальная
учебная
деятельность
(в
том
числе,
домашняя
самостоятельная работа с использованием дополнительных информационных
источников);
• игровая деятельность (виды игр по правилам);
•
творческая
и
проектная
деятельность
(художественное
творчество,
конструирование, формирование замысла и реализация социально значимых
инициатив и др.);
• исследовательская деятельность;
• трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-
полезном труде, в социально значимых трудовых акциях);
•
спортивная
деятельность
(освоение
основ
физической
культуры,
знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных
соревнованиях).
Результаты начального образования
В начальной школе основным результатом образования является
формирование
общеучебных
навыков,
обеспечивающих
возможность
продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться –
способности
к
самоорганизации
с
целью
решения
учебных
задач;
всестороннее развитие личности ребёнка.
У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень
познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности,
сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск
и использование активных форм, методов и приёмов обучения является для
нас одним из необходимых средств повышения эффективности
коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.
Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ
мы используем следующие активные методы, приёмы и технологии
обучения:
1.
Использование наглядности и зрительных стимулов (смена вида
деятельности в ходе урока, развитие зрительного восприятия, внимания
и памяти).
2.
Использование сигнальных карточек при выполнении заданий.
Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью
проверки знаний обучающихся, выявления пробелов в пройденном
материале.
3.
Деление крупного материала на мелкие, связанные между собой части
(составление алгоритма).
4.
Узелки на память (составление, запись и вывешивание на доску
основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно
запомнить).
5.
Внедрение современных компьютерных технологий в школьную
практику позволяет сделать работу учителя более продуктивной и
эффективной.
6.
Использование сюрпризных моментов.
7.
Активные методы рефлексии:
1) рефлексия настроения и эмоционального состояния;
2) рефлексия содержания учебного материала (её можно использовать,
чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного
материала);
3) рефлексия деятельности (ученик должен не только осознать
содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей
работы).
8.
Здоровьесберегающие технологии. Данные технологии влияют не
только на сохранение и укрепление здоровья, они позволяют развивать
умственные способности детей с ОВЗ.
В общеобразовательной программе нашей школы есть раздел
коррекционная работа с учащимися.
При её проведении мы применяем следующие требования:
а) используем приёмы активизации работы учащихся (свободный выбор
количества и сложности выполнения заданий, творческие работы и т.д.);
б) обеспечиваем возможность последовательного продвижения от лёгкого к
трудному с помощью разноуровневых и самостоятельных работ;
в) даём возможность обучающимся достигать более высоких целей обучения,
помогая раскрыть потенциальные возможности ученика;
г) создаём необходимый психологический микроклимат на уроках.
Таким образом, применение активных методов и приёмов обучения
повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие
способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс,
стимулирует самостоятельную деятельность учащихся с ОВЗ.
Перед
началом
учебной
деятельности мы проводим
диагностику
интеллектуальной готовности ребёнка к обучению.
С первых дней обучения проводится образовательный мониторинг.
Условием, которого является поэтапность:
I этап – Диагностический (изучение исходного уровня готовности учащихся
к обучению в данном классе);
II
этап
–
Промежуточный
(анализ
динамики
эффективности
образовательного
процесса
в
сравнении
с
результатами
входной
диагностики);
III этап – Итоговый (итоговая диагностика, ставящая целью определение
уровня готовности учащихся к обучению на следующей ступени).
Данный мониторинг даёт возможность проанализировать и получить
объективную и очень конкретную информацию об уровне усвоения каждым
школьником программного материала:
• выявить и измерить уровень успешности обучения по предметам каждого
ученика, класса;
• определить уровень усвоения отдельных тем из изученного курса;
• выявить затруднения учащихся и пробелы в их подготовке;
• дифференцировать учащихся по успешности обучения.
Задачи мониторинга:
Создание банка данных по уровню развития и здоровья обучающихся
в течение всего периода их пребывания в школе.
Анализ результатов исследований с целью определения направлений
индивидуального комплексного развития, дальнейшей корректировки
и предупреждения отклонений.
Осуществление контроля за реализацией индивидуальных программ
развития и сохранения здоровья ребенка и отслеживание динамики.
Сбор и накопление фактического материала о состоянии деятельности
образовательного учреждения, выявление проблемных областей.
Оценка
эффективности
управленческой
деятельности
с позиции
обеспечения комплексного развития обучающегося.
В адаптированной основной образовательной программе разработан блок
«Система оценки достижения обучающимися с ОВЗ и планируемых
результатов освоения АООП основной образовательной программы
начального общего образования» с учетом индивидуальных показателей
в развитии.
Логика построения программы мониторинга предусматривает
последовательность действий участников процесса в виде управленческих
циклов: от исходной информации о ребенке — к проектированию задач
на учебный год — от него к практическим действиям по комплексному
развитию ребенка — через контроль достигаемых результатов —
к объективной оценке достигнутого и, наконец, к формулированию
заключения, выводов и корректировки дальнейшего маршрута развития.
Ведущую роль в вопросах социализации играет семья, т. к обладает
большим воспитательным потенциалом, поэтому педагогами ведется тесная
взаимосвязь с родителями.
Психологическая поддержка родителей - это процесс, в котором
взрослый сосредоточивается на позитивных сторонах и преимуществах
ребёнка с целью укрепления его самооценки, помогает ребёнку поверить в
себя и свои возможности, поддерживает при неудачах. Родители, имеющие
ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, должны помнить, что от
их отношения к ребёнку, от правильного выбора собственного поведения, от
внутрисемейного психологического климата будут зависеть уверенность,
комфортность подрастающей личности, удовлетворенность собой и другими
людьми.
Общие психолого-педагогические рекомендации, в работе с детьми,
имеющие ограниченные возможности здоровья
- Учет психо-физиологических и возрастных особенностей
- Принимать ребенка таким, какой он есть.
- Как можно чаще общаться с ребенком.
- Избегать переутомления.
- Использовать упражнения на релаксацию.
- Не сравнивать ребенка с окружающими.
- Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
- Способствовать повышению его самооценки, но хваля ребенка он должен
знать за что.
- Обращаться к ребенку по имени.
- Не предъявлять ребенку повышенных требований.
- Стараться делать замечания как можно реже.
- Оставаться спокойным в любой ситуации.