Напоминание

«Повышение качества и доступности образования детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы»


Автор: Окочутина Светлана Владимировна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГБОУ АО
Населённый пункт: посёлок Вычегодский, Архангельская область
Наименование материала: статья
Тема: «Повышение качества и доступности образования детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы»
Раздел: среднее образование





Назад




«Повышение качества и доступности образования детей с ОВЗ в

условиях общеобразовательной школы»

Право на качественное образование — одно из самых значительных прав

человека современности, поскольку находится в тесной связи с правами

человека на развитие своих способностей и правом на будущее. В связи

с этим становится понятной необходимость обеспечения его полной

доступности и равных прав на его получение для всех членов общества, в том

числе и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Создание

всеобъемлющих условий для получения образования детьми с учетом

их психофизических особенностей следует рассматривать в качестве

основной задачи в области реализации права на образование детей с ОВЗ.

Наиболее обобщенно требования к условиям получения образования детьми

с ограниченными возможностями здоровья отражены в Федеральном

государственном образовательном стандарте, и более подробно разработаны

в федеральном государственном образовательном стандарте детей с ОВЗ.

Министерством науки и образования РФ разработаны методические

рекомендации по внедрению ФГОС начального общего образования

обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ФГОС

НОО ОВЗ) для детей с ОВЗ. Они подразделяются на 9 категорий.

Для детей с ОВЗ, в нашей школе созданы основные адоптированные

образовательные программы и дополнительные образовательные про-

граммы, с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с

ОВЗ. Образовательная программа организации МОУ СОШ №2, включает в

себя варианты АООП НОО обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) детей 7 и 8 вида.

На основе анализа результатов психолого-педагогического обследования

ребенка экспертной группой разрабатывается специальная индивидуальная

программа развития (СИПР), которая помогает улучшить качество обучения.

Адаптированная основная образовательная программа предусматривает

решение основных задач:

-Обеспечение условий для реализации прав обучающихся с ОВЗ на

получение бесплатного образования.

- Организация качественной коррекционно-реабилитационной работы с

учащимися с различными формами отклонений в развитии.

- Сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ОВЗ на основе

совершенствования образовательного процесса.

-

Создание

благоприятного

психолого-педагогического

климата

для

реализации индивидуальных способностей обучающихся с ОВЗ.

- Расширение материальной базы и ресурсного обеспечения школы для

организации обучения детей с ОВЗ.

- Совершенствование системы кадрового обеспечения.

Реализация ООП начальной ступени общего образования осуществляется в

следующих видах деятельности младшего школьника:

• учебное сотрудничество (в том числе групповая работа);

индивидуальная

учебная

деятельность

том

числе,

домашняя

самостоятельная работа с использованием дополнительных информационных

источников);

• игровая деятельность (виды игр по правилам);

творческая

и

проектная

деятельность

(художественное

творчество,

конструирование, формирование замысла и реализация социально значимых

инициатив и др.);

• исследовательская деятельность;

• трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-

полезном труде, в социально значимых трудовых акциях);

спортивная

деятельность

(освоение

основ

физической

культуры,

знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных

соревнованиях).

Результаты начального образования

В начальной школе основным результатом образования является

формирование

общеучебных

навыков,

обеспечивающих

возможность

продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться –

способности

к

самоорганизации

с

целью

решения

учебных

задач;

всестороннее развитие личности ребёнка.

У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень

познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности,

сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск

и использование активных форм, методов и приёмов обучения является для

нас одним из необходимых средств повышения эффективности

коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.

Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ

мы используем следующие активные методы, приёмы и технологии

обучения:

1.

Использование наглядности и зрительных стимулов (смена вида

деятельности в ходе урока, развитие зрительного восприятия, внимания

и памяти).

2.

Использование сигнальных карточек при выполнении заданий.

Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью

проверки знаний обучающихся, выявления пробелов в пройденном

материале.

3.

Деление крупного материала на мелкие, связанные между собой части

(составление алгоритма).

4.

Узелки на память (составление, запись и вывешивание на доску

основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно

запомнить).

5.

Внедрение современных компьютерных технологий в школьную

практику позволяет сделать работу учителя более продуктивной и

эффективной.

6.

Использование сюрпризных моментов.

7.

Активные методы рефлексии:

1) рефлексия настроения и эмоционального состояния;

2) рефлексия содержания учебного материала (её можно использовать,

чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного

материала);

3) рефлексия деятельности (ученик должен не только осознать

содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей

работы).

8.

Здоровьесберегающие технологии. Данные технологии влияют не

только на сохранение и укрепление здоровья, они позволяют развивать

умственные способности детей с ОВЗ.

В общеобразовательной программе нашей школы есть раздел

коррекционная работа с учащимися.

При её проведении мы применяем следующие требования:

а) используем приёмы активизации работы учащихся (свободный выбор

количества и сложности выполнения заданий, творческие работы и т.д.);

б) обеспечиваем возможность последовательного продвижения от лёгкого к

трудному с помощью разноуровневых и самостоятельных работ;

в) даём возможность обучающимся достигать более высоких целей обучения,

помогая раскрыть потенциальные возможности ученика;

г) создаём необходимый психологический микроклимат на уроках.

Таким образом, применение активных методов и приёмов обучения

повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие

способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс,

стимулирует самостоятельную деятельность учащихся с ОВЗ.

Перед

началом

учебной

деятельности мы проводим

диагностику

интеллектуальной готовности ребёнка к обучению.

С первых дней обучения проводится образовательный мониторинг.

Условием, которого является поэтапность:

I этап – Диагностический (изучение исходного уровня готовности учащихся

к обучению в данном классе);

II

этап

Промежуточный

(анализ

динамики

эффективности

образовательного

процесса

в

сравнении

с

результатами

входной

диагностики);

III этап – Итоговый (итоговая диагностика, ставящая целью определение

уровня готовности учащихся к обучению на следующей ступени).

Данный мониторинг даёт возможность проанализировать и получить

объективную и очень конкретную информацию об уровне усвоения каждым

школьником программного материала:

• выявить и измерить уровень успешности обучения по предметам каждого

ученика, класса;

• определить уровень усвоения отдельных тем из изученного курса;

• выявить затруднения учащихся и пробелы в их подготовке;

• дифференцировать учащихся по успешности обучения.

Задачи мониторинга:

Создание банка данных по уровню развития и здоровья обучающихся

в течение всего периода их пребывания в школе.

Анализ результатов исследований с целью определения направлений

индивидуального комплексного развития, дальнейшей корректировки

и предупреждения отклонений.

Осуществление контроля за реализацией индивидуальных программ

развития и сохранения здоровья ребенка и отслеживание динамики.

Сбор и накопление фактического материала о состоянии деятельности

образовательного учреждения, выявление проблемных областей.

Оценка

эффективности

управленческой

деятельности

с позиции

обеспечения комплексного развития обучающегося.

В адаптированной основной образовательной программе разработан блок

«Система оценки достижения обучающимися с ОВЗ и планируемых

результатов освоения АООП основной образовательной программы

начального общего образования» с учетом индивидуальных показателей

в развитии.

Логика построения программы мониторинга предусматривает

последовательность действий участников процесса в виде управленческих

циклов: от исходной информации о ребенке — к проектированию задач

на учебный год — от него к практическим действиям по комплексному

развитию ребенка — через контроль достигаемых результатов —

к объективной оценке достигнутого и, наконец, к формулированию

заключения, выводов и корректировки дальнейшего маршрута развития.

Ведущую роль в вопросах социализации играет семья, т. к обладает

большим воспитательным потенциалом, поэтому педагогами ведется тесная

взаимосвязь с родителями.

Психологическая поддержка родителей - это процесс, в котором

взрослый сосредоточивается на позитивных сторонах и преимуществах

ребёнка с целью укрепления его самооценки, помогает ребёнку поверить в

себя и свои возможности, поддерживает при неудачах. Родители, имеющие

ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, должны помнить, что от

их отношения к ребёнку, от правильного выбора собственного поведения, от

внутрисемейного психологического климата будут зависеть уверенность,

комфортность подрастающей личности, удовлетворенность собой и другими

людьми.

Общие психолого-педагогические рекомендации, в работе с детьми,

имеющие ограниченные возможности здоровья

- Учет психо-физиологических и возрастных особенностей

- Принимать ребенка таким, какой он есть.

- Как можно чаще общаться с ребенком.

- Избегать переутомления.

- Использовать упражнения на релаксацию.

- Не сравнивать ребенка с окружающими.

- Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.

- Способствовать повышению его самооценки, но хваля ребенка он должен

знать за что.

- Обращаться к ребенку по имени.

- Не предъявлять ребенку повышенных требований.

- Стараться делать замечания как можно реже.

- Оставаться спокойным в любой ситуации.



В раздел образования