Автор: Зарубина Галина Федоровна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МОАУ"Юкталинская СОШ"
Населённый пункт: п.Юктали Тындинский район Амурская область
Наименование материала: Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе.
Тема: Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе.
Раздел: начальное образование
Проектная и исследовательская
работа в начальной школе .
Зарубина Г.Ф.,
учитель начальных классов .МОАУ «Юкталинская СОШ»
Я слышу и забываю,
Вижу и запоминаю,
Я делаю и понимаю.
Конфуций
Проектная и исследовательская работа в начальной школе
Цель: формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно
новых для учащихся знаний или способов деятельности.
Компетенции:
- познавательно – информационная: способность ставить и решать познавательные задачи,
осуществлять поиск, переработку, систематизацию и обобщение информации;
- сфера личностного самоопределения: формирование опыта самопознания, осмысления
своего места в мире, выбор ценных, целевых, смысловых установок для своих действий.
Задачи:
- научить кратко и последовательно излагать свои мысли;
- научить работать с информацией и ее различными источниками;
- осознавать важность стадии представленных результатов исследовательской работы.
Введение
Исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная
деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности,
характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью,
мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование
познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся
знаний или способов деятельности.
Меняется мир, меняются люди, другие сейчас и дети. Мы, педагоги, ищем новые способы,
новые методы и направления работы, позволяющие максимально развить каждого
ребенка, привить интерес к познанию, научить ребенка ориентироваться в огромном
потоке информации, анализировать, искать ответы на поставленный вопрос. Конечно,
ребенок начальной школы самостоятельно это сделать не может. Поэтому, постоянно
рядом должен находиться учитель, который поможет ориентироваться в различных
источниках информаций, поможет проанализировать и сделать правильные выводы.
Огромную роль играет детская исследовательская деятельность в современных школьных
программах. Дети этого возраста особенно любознательны. Подобная деятельность,
ставящаяся учащихся в позицию «исследователя», занимает ведущее место в системах
развивающего обучения. Для развития умений исследовательской деятельности, как и
любых других умений, необходимо найти и реализовать такие условия, которые отвечают
поставленной цели.
Исследовательская деятельность учащихся на уроках и внеурочной р
Проектная и исследовательская работа в начальной школе
Цель:формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно
новых для учащихся знаний или способов деятельности.
Компетенции:
- познавательно – информационная: способность ставить и решать познавательные задачи,
осуществлять поиск, переработку, систематизацию и обобщение информации;
- сфера личностного самоопределения: формирование опыта самопознания, осмысления
своего места в мире, выбор ценных, целевых, смысловых установок для своих действий.
Задачи:
- научить кратко и последовательно излагать свои мысли;
- научить работать с информацией и ее различными источниками;
- осознавать важность стадии представленных результатов исследовательской работы.
Введение
Исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная
деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности,
характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью,
мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование
познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся
знаний или способов деятельности.
Меняется мир, меняются люди, другие сейчас и дети. Мы, педагоги, ищем новые способы,
новые методы и направления работы, позволяющие максимально развить каждого
ребенка, привить интерес к познанию, научить ребенка ориентироваться в огромном
потоке информации, анализировать, искать ответы на поставленный вопрос. Конечно,
ребенок начальной школы самостоятельно это сделать не может. Поэтому, постоянно
рядом должен находиться учитель, который поможет ориентироваться в различных
источниках информаций, поможет проанализировать и сделать правильные выводы.
Огромную роль играет детская исследовательская деятельность в современных школьных
программах. Дети этого возраста особенно любознательны. Подобная деятельность,
ставящаяся учащихся в позицию «исследователя», занимает ведущее место в системах
развивающего обучения. Для развития умений исследовательской деятельности, как и
любых других умений, необходимо найти и реализовать такие условия, которые отвечают
поставленной цели.
Исследовательская деятельность учащихся на уроках и внеурочной работе.
На протяжении восьми лет работаю над темой «Проектная и исследовательская
деятельность учащихся на уроках и внеурочной деятельности»
Целенаправленност
ь
Мотивированность
Творческая
среда.
Психологический
комфорт.
и систематичность.
1.Целенаправленность и систематичность. Работа по развитию исследовательских умений
должна проходить в классе постоянно как в урочной, так и внеурочной деятельности.
Использовать материал уроков литературного чтения, русского языка, окружающего
мира, кубановедения с целью формирования умений исследовательской деятельности,
постоянно использовать исследовательский метод в преподавании тем.
2.Мотивированность. Помогать учащимся видеть смысл их творческой деятельности,
возможность
реализации
собственных
талантов,
способ
саморазвития
и
самосовершенствования.
3.Творческая среда. Поддерживать интерес к работе.
4.Психологический комфорт. Создание соответствующего психологического климата,
доброжелательного отношения к ученикам, радостного, эмоционального отношения к
познанию. Поощрение творческого проявления, создание у ребенка уверенности в своих
силах, соблюдение принципа «права на ошибку», сравнение новых успехов ученика с его
прошлыми успехами, а не сравнение друг с другом.
5.Учет возрастных особенностей. Обучение должно вестись на доступном для детского
восприятия уровне, само исследование быть посильным, интересным.
Умения, необходимые при организации учебной деятельности
Умение
организовать
свою работу.
Умения и знания
исследовательского
характера
(выбор темы,
постановка цели, умение
выстроить структуру,
выбор метода, поиск
информации)
Умения работы с
информацией
.(виды, источники,
архивные документы,
термины,
формулирование
выводов, логика
изложения,
доказательство)
Умение
представить
результат
работы
Система моей работы по данной теме на уроках и внеклассных мероприятиях построена
по концентрическому принципу (осуществляет пропедевтическую работу по развитию
исследовательских умений). Исследовательская работа проводится каждый год с
постепенным усложнением материала, изменением форм и методов исследования.
Исследовательская деятельность – это:
проведение
исследования,
направленного
на
решение
обозначенной
проблемы,
экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы, достижение поставленных целей
исследования, решение пошаговых задач, определяющих цели исследования.
Умение определять цель и задачи исследования
Определить цель исследования, значит ответить себе и другим, для чего ты проводишь это
исследование. Существует много вариантов слов, с которых можно начинать
формулировку цели: выявить, определить, изучить, исследовать и т.д.
Задачи исследования определяют основные шаги исследования.
Определяем гипотезу исследования
Вслед за выбором темы, необходимо научиться выдвигать гипотезу (строить
предположения). Гипотеза – это предвидение событий. Изначально она не определена, ее
нужно обозначить. Гипотезы начинаются словами:предположим, допустим, возможно,
что, если, почему....
Все гипотезы нужно записать.
Первой запиши самую важную на твой взгляд, затем остальные.
Предположим,_______________________________________________
Допустим,___________________________________________________
Возможно,__________________________________________________
Что, если____________________________________________________
Составить план исследования
Записать все, что уже известно по этой проблеме!
Пролистать все энциклопедии, справочники, журналы, книги, для того, чтобы собрать
материал по теме исследования.
Собирать информацию у людей, «сведущих» в данной проблеме: специалистов в данной
области, учителей – предметников.
Наблюдение
Наблюдение
—
это
планомерное,
целенаправленное
и
специальным
образом
организованное восприятие явлений, результаты которого фиксируются наблюдателем.
При данном методе исследования используются различные приспособления: это часы,
компас,
лупа,
бинокли,
телескопы,
микроскопы,
подзорные
трубы,
различные
электронные приборы.
Результаты моих наблюдений
Эксперимент предпринимается с целью получения нового знания и проверки старого. В
процессе
его
проведения
сочетаются
элементы
чувственного,
практического
и
теоретического познания. Этапы проведения эксперимента:
1) подготовительный,
2) этап проведения эксперимента и получение опытных данных;
3) этап обработки опытных данных, или заключительный.
Как подготовить себя к публичной презентации проекта
Говорить так, чтобы тебя слушали и родители, и учителя, и ребята в твоей компании, и
посторонние люди – важное умение. Доказать свою точку зрения, не обидев при этом
другого, подобрать самые убедительные аргументы – эти умения нужны каждому
человеку.
Секреты успешного выступления:
1. Постарайтесь сделать понятным предмет разговора не только себе, но и аудитории.
2. Когда вы говорите один на один, вы меняете темп речи, интонацию, делаете паузы
перед важными моментами и после них, вы вкладываете эмоции в слова, отражаете свое
отношение к происходящему. Так же поступайте и во время выступлений. Смотрите на
людей не как на незнакомую аудиторию, а как на известного тебе собеседника. Загляните
ему в глаза, расскажите, что вы думаете, поделитесь с ним интересной информацией. Не
старайтесь быть похожим на кого-то - будьте самим собой.
3. Самая хорошая речь – это речь подготовленная. Определите для себя, о чем вы хотите
рассказать, составьте план выступления, соберите как можно больше информации и
изложите на бумагу свои мысли. Это делают все известные писатели, журналисты,
ораторы. Они находят фактов по теме в десять раз больше, чем собираются поведать
людям. Но рассказывают они самое важное, нужное и захватывающее.
4. Рассказ необходимо разделить на три части: вступление, основная тема и завершение.
5. Постарайтесь в первых предложениях заинтересовать, увлечь слушателей.
Обязательно должна быть наглядность подачи материала.
«настоящее» комнатное растение, его спрос для содержания в комнатах во много раз
превосходит на все другие цветущие в начале года горшочные растения. Когда за окном
еще метут снега и зима еще не сдает своих позиций, гиацинт способен наполнить дом
сочными весенними красками и долгожданным ароматом весны.
В исследовательской работе рассказывается, как при соблюдении условий выгонки можно
в комнатных условиях в зимнее время вырастить луковичное растение – гиацинт.
В исследовании ставилась цель – самостоятельно вырастить дома цветок гиацинт к
маминому дню рождения, создав условия выгонки.
Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:
Изучение литературу о гиацинте
Приобретение необходимого материала для выращивания цветка
Создание условий для выгонки и выращивания цветка.
Проведение фенологических наблюдений за ростом и развитием растения.
Получение результата: подарить маме любимый цветок
В исследовательской работе описываются результаты и их обсуждение, сделаны выводы.
Краткая аннотация
Разведение гиацинтов в настоящее время становится массовым явлением. Выводятся
новые сорта, изменяются окраска листьев и цветов, их размеры, форма и количество.
В исследовательской работе рассказывается, как при соблюдении условий выгонки можно
в комнатных условиях в зимнее время вырастить луковичное растение – гиацинт.
В исследовании ставилась цель – самостоятельно вырастить дома цветок гиацинт к
маминому дню рождения, создав условия выгонки.
В исследовательской работе описываются результаты и их обсуждение, сделаны выводы.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение _______________________________________________________________ 3-4
Цветы любимой маме________________________________________________ 5-7
Выводы __________________________________________________________________ 8
Заключение и перспективы работы _________________________________________ 8
Литература _______________________________________________________________ 9
Приложение ______________________________________________________________ 10
Основная работа
Куцая Арина
Цветы любимой маме
Научный руководитель: Зарубина Галина Федоровна,
учитель начальных классов, МОАУ «Юкталинская СОШ»
Введение
Цветы для мамы, цветы для мамы,
Я прижимаю к сердцу своему.
Цветы для мамы, цветы для мамы,
Я их сегодня с трепетом дарю….
Цветоводство - отрасль растениеводства, занимающаяся выращиванием цветочно-
декоративных растений для получения цветов на срезку, высадки их в садах, парках,
скверах, для внутреннего украшения помещений. В зависимости от назначения и состава
растений различают цветоводство открытого и закрытого (теплицы, оранжереи, парники)
грунта. В открытом грунте возделывают приспособленные к местным условиям
многолетние и однолетние цветочные культуры (флоксы, пионы, ирисы, анютины глазки,
шалфей, лобелию, петунию и др.). В закрытом грунте выращивают теплолюбивые
растения (розу, гвоздику, цикламен), комнатные растения (пальмы, кактусы, алоэ,
аспарагусы), проводят зимнюю выгонку сирени, тюльпанов и других луковичных
растений.
Актуальность темы
Предметно - содержательная область исследовательской работы объединила все
предметы, изучаемые в начальной школе, их взаимообусловленные связи.
«Пусть живая, ищущая мысль ребенка, рассуждение, доказательство, сопоставление
освещают все стороны изучаемых явлений и помогают не только усвоению понятий, но и
овладению навыками» Л.В. Занков
Гиацинт не «настоящее» комнатное растение, его спрос для содержания в помещении во
много раз превосходит другие горшочные растения. Когда за окном идет снег, гиацинт
наполняет дом сочными красками и долгожданным ароматом весны.
Моя гипотеза
Мама очень любит цветы. Я рада, что гиацинт её любимый цветок. И подумала, смогу ли
я вырастить его в комнатных условиях, чтобы подарить маме.
Цель моей работы:
Самостоятельно вырастить дома цветок гиацинта;
Выяснить, можно ли создать зимой условия для выращивания цветка в помещении путем
выгонки.
3. Больше узнать о гиацинте.
Для достижения цели исследования поставила следующие задачи:
-Изучить литературу о гиацинте;
-Приобрести необходимый материал для выращивания цветка;
-Создать условия для выгонки и выращивания цветка;
-Провести фенологические наблюдения за ростом и развитием растения;
О своей исследовательской работе я рассказала маме и попросила помочь приобрести
необходимый материал.
Практическая направленность работы – вырастить и подарить маме гиацинт.
Характер исследования – учебно-исследовательская работа
Структура исследовательской деятельности – блок теоретических знаний, практическая
деятельность, экспериментально-опытная работа.
Характеристика объекта исследования – гиацинт – прекрасный цветок, появление
которого в нашем мире овеяно множеством легенд. Он прекрасен в саду поздней весной.
А каким чудом становится его цветение у нас дома в морозы, когда за окном холодно.
Методы и способы - изучение литературы, работа с журналами и каталогами, поиск в
Интернете, опрос родителей, учителей, экспериментально-опытная работа.
На день рождения мама подарила мне книгу «Мифы Древней Греции». Я с огромным
удовольствием читала о подвигах Геракла, троянской войне и мифологических Богах.
Больше всего меня заинтересовала легенда об Аполлоне и Гиацинте – одна из самых
известных историй о происхождении цветов.
Гиацинт в греческой мифологии (по одной из версий) сын спартанского царя Амикла и
правнук Зевса. Он был так прекрасен, что затмевал красотою даже богов-олимпийцев.
Красивому юноше покровительствовал бог южного ветра Зефир и Аполлон.
)
Цветы любимой маме
Меня тронула эта история, и я нашла в энциклопедии фотографию этого цветка. Гиацинт
очень красив.
Мне стало интересно, где впервые вырос этот цветок?
Очень увлеклись гиацинтами в Германии. Во второй половине XVIII века даже была
устроена первая выставка этих цветов.
В России первые гиацинты появились в 1730 году, сначала их выписывали из Голландии,
но позже стали выращивать на Кавказском побережье Черного моря. С тех пор
отечественные сорта гиацинтов не уступают иноземным ни по красоте, ни по
продолжительности цветения.
Подготовка к практической работе
деятельности:
посетить школьную и районную библиотеки с целью поиска литературы по теме моей
исследовательской работы; обратиться к учителю биологии с тем же вопросом;
привлечь классного руководителя к совместному поиску информации о выгонке
луковичных растений в зимний период в Интернете;
изучить найденную литературу и информацию из Интернета;
выбрать сорт гиацинтов для зимней выгонки;
проконсультироваться у цветоводов по вопросу агротехники выгонки этих цветов зимой;
выполнить работу по выращиванию гиацинтов в домашних условиях;
вести наблюдение за развитием растений;
.
1.3 Изучение литературы
Так как моей задачей было изучение литературы, то в библиотеке я взяла книги «Все о
комнатных растениях», «Комнатное цветоводство», прочла о происхождении цветка, его
внешнем виде, сортах, об уходе, размножении. На страницах интернета узнала, откуда
ведутся исторические «корни» гиацинта, о сортах и видах.
Гиацинт — луковичное растение семейства лилейных. Листья длиной 15—20 см,
желобчатые, сочные, ярко-зеленого цвета. Цветки колокольчатые, собранные в густых
кистях султана, с очень приятным ароматом. Есть сорта гиацинтов с махровыми цветками.
Гиацинт — уроженец Малой Азии.
По мнению исследователей, За 400 лет селекционерами создано около 3000 сортов. Сорта
различаются по окраске цветков, по высоте цветоноса и форме соцветия. Самыми
распространенными видами являются римский и голландский. Римский выглядит
эффектнее, так как дает по 2-3 цветоноса, усыпанного мелкими белыми, синими или
розовыми цветами. А голландский подвид имеет больше вариантов окраски - он может
быть сиреневого, синего, белого, красного, розового и даже желтого цвета!
Цветок вырастает из многолетней луковицы. Цветы собраны в початок, форма цветка –
колокольчик, листья линейные с заостренными краями.
Выгонка – это агроприем, с помощью которого растения выводят из состояния покоя,
чтобы в дальнейшем получить цветущие растения в зимнее время.
В условиях комнаты лучшими растениями являются луковичные: гиацинт, тюльпан,
нарцисс и др. При выгонке они мирятся с недостатком света, поэтому их можно содержать
в любых комнатах по отношению к сторонам света. В период выгонки и цветения
луковичных растений температура должна быть невысокой. Выгоночные растения плохо
переносят резкие колебания температуры, сквозняки и сухость воздуха.
Для выгонки отбирают крупные, совершенно здоровые, плотные и тяжеловесные
луковицы. Луковицы до пересадки надо хранить в темном сухом месте. Посадку
производят для более ранней выгонки в сентябре, для более поздней – в октябре. В
горшок засыпают до краев огородную землю или торф, в середину помещают луковицу,
вдавливая ее в грунт и крепко обжимая. Посаженная луковица не должна возвышаться над
краем горшка Горшки ставят в деревянный ящик или картонную коробку (на дно ящика
сначала насыпают слой песка или сырых опилок толщиной 2-3 см). Сверху горшки с
посаженными луковицами и промежутки между ними засыпают слоем земли, песка, торфа
или опилками толщиной 8-10 см. Землю (песок, торф, опилки) поливают водой, и ящики
ставят в прохладное место при температуре 4-5
0
С. Если насыпанный слой начнет
просыхать, его снова поливают. Примерно через 2-2,5 месяца луковицы укореняются и
прорастают. Срок выемки наступает, когда на поверхности появляются толстые беловатые
ростки, и ком земли в горшке будет хорошо оплетен корнями.
Вынутые горшки размещают на окне и накрывают бумажным колпаком. Закрывать ростки
необходимо по двум причинам. Во-первых, при переносе в комнату растения сразу
попадают в более сухую атмосферу, а под колпаком воздух более влажный, так что они
постепенно привыкают к воздуху комнаты; во-вторых, растения приучаются к
постепенному переходу от темноты к свету. Из луковки стремительно будут расти
стрелки.
Гиацинт и косметика. Женщины издавна использовали гиацинты в косметических целях.
Если настоять лепестки гиацинта на спирту, получится лосьон, который хорошо
разглаживает кожу лица, устраняя морщины, предохраняет от вредных атмосферных
воздействий и ароматизирует ее.
Гиацинт в быту. Высушенные лепестки гиацинта кладут в полотняные мешочки,
которыми перекладывают постельное белье в шкафу. Оно долго сохраняет свежесть.
Высушенные и измельченные в порошок лепестки гиацинта можно использовать для
борьбы с вредными насекомыми: тараканами, комарами. Если поджечь такой порошок и
окурить гиацинтовым дымом квартиру, комары сразу же исчезнут. И, главное, если вы
заведете у себя в квартире этот изящный цветок, его прелесть и изумительно тонкий
аромат всегда будут создавать вам прекрасное настроение.
Посадила луковицы гиацинта, обильно полила. А за тем засыпала песком до верха горшка.
Горшки с луковицами опустила в подвал, чтобы они укоренились.
Ежедневно я вела наблюдение за цветком, все изменения и действия систематизировала в
таблице. (Приложение 1)
Первые ростки начали появляться в начале декабря. (Приложение 1, рис. 3)
11 января листочки подросли до 2-4 см, я занесла их в более тёплое помещение, полила.
Накрыла горшки бумажными колпаками, чтобы в темноте ростки вытянулись. Закрывать
ростки необходимо по двум причинам. Во-первых, при переносе в комнату растения сразу
попадают в более сухую атмосферу, а под колпаком воздух более влажный, так что они
постепенно привыкают к воздуху комнаты; во-вторых, растения приучаются к
постепенному переходу от темноты к свету. Из луковки стремительно будут расти
стрелки. (Приложение 1, рис. 4)
Каждое утро ставила цветок на подоконник, на «северное» окно, т.к. гиацинт любит
прохладу. Вечером ставила горшок с цветком на стол, чтобы он дольше находился в
светлом помещении. В обед поворачивала горшок на 180
0
, чтобы листья росли прямыми и
ровными.
28 января – высота листочков гиацинта 11 см. Поставила горшки на окно с северной
стороны в прохладную комнату, в поддоны налила отстоявшуюся воду, чтобы луковицы
получали необходимую влагу, почву прорыхлила. (Приложение 1, рис. 5)
Гиацинт не любит тепло, боится сквозняков. После ночной темноты цветок наклоняется
вниз. Это происходит из-за нехватки света, через 2-3 часа поднимается вертикально. Еще
я заметила, что гиацинт растет ночью.
29 января - на подоконнике росточки позеленели, стали красивого насыщенно зелёного
цвета.
31 января - листочки начали раскрываться.
2 февраля - листочки раскрылись, и показались нежно - зеленого бутончики 3-4см.
4 февраля - листочки гиацинта выросли до 14 см, цветочная стрелка вытянулась
(бутончики 6-7 см.) (Приложение 1, рис. 6)
5 февраля - начали раскрываться первые нижние бутоны. Высота цветка 17см.
(Приложение 1, рис. 7)
7 февраля – бутоны раскрылись (Приложение 1, рис. 8)
8 февраля – подарила маме её любимый цветок (Приложение 1, рис. 9)
1.5 Результаты исследования.
В ходе проведения исследовательской работы по выгонке гиацинтов в домашних условиях
в зимний период я получила следующий результат. Вырастила в зимнее время цветок
гиацинта путем выгонки, создав условия для развития цветка (освещение, температура,
подкормка, полив).
8 февраля – подарила маме её любимый цветок (Приложение 1, рис. 10)
Выводы
В результате моего исследования я доказала, что можно вырастить цветок в комнатных
условиях в зимнее время года, создав условия для выгонки.
Через свои наблюдения я узнала об условиях посадки, полива, о температурном режиме
на разных этапах выращивания.
Мои результаты исследования и сведения из литературы о выращивании цветка гиацинта
путем выгонки совпали.
Я научилась терпеливому и бережному отношению к своему цветку.
После того, как цветок отцветет, я продолжу наблюдение за ним, и в соответствии с
условиями выгонки сохраню луковицу для дальнейшего размножения и посадки.
Заключение и перспективы работы
Данную исследовательскую работу можно использовать как дополнение к учебному
материалу и во внеклассной работе
Литература
1. . Ганичкина О., Ганичкин А. – «Моим цветоводам» - М.: Эксмо, 2010г
2. ж. «Вокруг цветов» - №4 – 2007г.
3 ж. «Мои любимые цветы» - №4 – 2004г; №9 – 2006г.
4. Каталоги садоводческого центра «Мир Увлечений»
5.. Родионова С.В. – «Все о цветах». Новая энциклопедия дачника – М.; «РИПОЛ
КЛАССИК», 2000г.
6. Хессайон Д.Г. – «Все о цветах в вашем саду» - М.; Кладезь-Букс, 2004г.