Напоминание

Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе.


Автор: Зарубина Галина Федоровна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МОАУ"Юкталинская СОШ"
Населённый пункт: п.Юктали Тындинский район Амурская область
Наименование материала: Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе.
Тема: Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе.
Дата публикации: 29.04.2021
Раздел: начальное образование





Назад




Проектная и исследовательская

работа в начальной школе .

Зарубина Г.Ф.,

учитель начальных классов .МОАУ «Юкталинская СОШ»

Я слышу и забываю,

Вижу и запоминаю,

Я делаю и понимаю.

Конфуций

Проектная и исследовательская работа в начальной школе

Цель: формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно

новых для учащихся знаний или способов деятельности.

Компетенции:

- познавательно – информационная: способность ставить и решать познавательные задачи,

осуществлять поиск, переработку, систематизацию и обобщение информации;

- сфера личностного самоопределения: формирование опыта самопознания, осмысления

своего места в мире, выбор ценных, целевых, смысловых установок для своих действий.

Задачи:

- научить кратко и последовательно излагать свои мысли;

- научить работать с информацией и ее различными источниками;

- осознавать важность стадии представленных результатов исследовательской работы.

Введение

Исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная

деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности,

характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью,

мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование

познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся

знаний или способов деятельности.

Меняется мир, меняются люди, другие сейчас и дети. Мы, педагоги, ищем новые способы,

новые методы и направления работы, позволяющие максимально развить каждого

ребенка, привить интерес к познанию, научить ребенка ориентироваться в огромном

потоке информации, анализировать, искать ответы на поставленный вопрос. Конечно,

ребенок начальной школы самостоятельно это сделать не может. Поэтому, постоянно

рядом должен находиться учитель, который поможет ориентироваться в различных

источниках информаций, поможет проанализировать и сделать правильные выводы.

Огромную роль играет детская исследовательская деятельность в современных школьных

программах. Дети этого возраста особенно любознательны. Подобная деятельность,

ставящаяся учащихся в позицию «исследователя», занимает ведущее место в системах

развивающего обучения. Для развития умений исследовательской деятельности, как и

любых других умений, необходимо найти и реализовать такие условия, которые отвечают

поставленной цели.

Исследовательская деятельность учащихся на уроках и внеурочной р

Проектная и исследовательская работа в начальной школе

Цель:формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно

новых для учащихся знаний или способов деятельности.

Компетенции:

- познавательно – информационная: способность ставить и решать познавательные задачи,

осуществлять поиск, переработку, систематизацию и обобщение информации;

- сфера личностного самоопределения: формирование опыта самопознания, осмысления

своего места в мире, выбор ценных, целевых, смысловых установок для своих действий.

Задачи:

- научить кратко и последовательно излагать свои мысли;

- научить работать с информацией и ее различными источниками;

- осознавать важность стадии представленных результатов исследовательской работы.

Введение

Исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная

деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности,

характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью,

мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование

познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся

знаний или способов деятельности.

Меняется мир, меняются люди, другие сейчас и дети. Мы, педагоги, ищем новые способы,

новые методы и направления работы, позволяющие максимально развить каждого

ребенка, привить интерес к познанию, научить ребенка ориентироваться в огромном

потоке информации, анализировать, искать ответы на поставленный вопрос. Конечно,

ребенок начальной школы самостоятельно это сделать не может. Поэтому, постоянно

рядом должен находиться учитель, который поможет ориентироваться в различных

источниках информаций, поможет проанализировать и сделать правильные выводы.

Огромную роль играет детская исследовательская деятельность в современных школьных

программах. Дети этого возраста особенно любознательны. Подобная деятельность,

ставящаяся учащихся в позицию «исследователя», занимает ведущее место в системах

развивающего обучения. Для развития умений исследовательской деятельности, как и

любых других умений, необходимо найти и реализовать такие условия, которые отвечают

поставленной цели.

Исследовательская деятельность учащихся на уроках и внеурочной работе.

На протяжении восьми лет работаю над темой «Проектная и исследовательская

деятельность учащихся на уроках и внеурочной деятельности»

Целенаправленност

ь

Мотивированность

Творческая

среда.

Психологический

комфорт.

и систематичность.

1.Целенаправленность и систематичность. Работа по развитию исследовательских умений

должна проходить в классе постоянно как в урочной, так и внеурочной деятельности.

Использовать материал уроков литературного чтения, русского языка, окружающего

мира, кубановедения с целью формирования умений исследовательской деятельности,

постоянно использовать исследовательский метод в преподавании тем.

2.Мотивированность. Помогать учащимся видеть смысл их творческой деятельности,

возможность

реализации

собственных

талантов,

способ

саморазвития

и

самосовершенствования.

3.Творческая среда. Поддерживать интерес к работе.

4.Психологический комфорт. Создание соответствующего психологического климата,

доброжелательного отношения к ученикам, радостного, эмоционального отношения к

познанию. Поощрение творческого проявления, создание у ребенка уверенности в своих

силах, соблюдение принципа «права на ошибку», сравнение новых успехов ученика с его

прошлыми успехами, а не сравнение друг с другом.

5.Учет возрастных особенностей. Обучение должно вестись на доступном для детского

восприятия уровне, само исследование быть посильным, интересным.

Умения, необходимые при организации учебной деятельности

Умение

организовать

свою работу.

Умения и знания

исследовательского

характера

(выбор темы,

постановка цели, умение

выстроить структуру,

выбор метода, поиск

информации)

Умения работы с

информацией

.(виды, источники,

архивные документы,

термины,

формулирование

выводов, логика

изложения,

доказательство)

Умение

представить

результат

работы

Система моей работы по данной теме на уроках и внеклассных мероприятиях построена

по концентрическому принципу (осуществляет пропедевтическую работу по развитию

исследовательских умений). Исследовательская работа проводится каждый год с

постепенным усложнением материала, изменением форм и методов исследования.

Исследовательская деятельность – это:

проведение

исследования,

направленного

на

решение

обозначенной

проблемы,

экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы, достижение поставленных целей

исследования, решение пошаговых задач, определяющих цели исследования.

Умение определять цель и задачи исследования

Определить цель исследования, значит ответить себе и другим, для чего ты проводишь это

исследование. Существует много вариантов слов, с которых можно начинать

формулировку цели: выявить, определить, изучить, исследовать и т.д.

Задачи исследования определяют основные шаги исследования.

Определяем гипотезу исследования

Вслед за выбором темы, необходимо научиться выдвигать гипотезу (строить

предположения). Гипотеза – это предвидение событий. Изначально она не определена, ее

нужно обозначить. Гипотезы начинаются словами:предположим, допустим, возможно,

что, если, почему....

Все гипотезы нужно записать.

Первой запиши самую важную на твой взгляд, затем остальные.

Предположим,_______________________________________________

Допустим,___________________________________________________

Возможно,__________________________________________________

Что, если____________________________________________________

Составить план исследования

Записать все, что уже известно по этой проблеме!

Пролистать все энциклопедии, справочники, журналы, книги, для того, чтобы собрать

материал по теме исследования.

Собирать информацию у людей, «сведущих» в данной проблеме: специалистов в данной

области, учителей – предметников.

Наблюдение

Наблюдение

это

планомерное,

целенаправленное

и

специальным

образом

организованное восприятие явлений, результаты которого фиксируются наблюдателем.

При данном методе исследования используются различные приспособления: это часы,

компас,

лупа,

бинокли,

телескопы,

микроскопы,

подзорные

трубы,

различные

электронные приборы.

Результаты моих наблюдений

Эксперимент предпринимается с целью получения нового знания и проверки старого. В

процессе

его

проведения

сочетаются

элементы

чувственного,

практического

и

теоретического познания. Этапы проведения эксперимента:

1) подготовительный,

2) этап проведения эксперимента и получение опытных данных;

3) этап обработки опытных данных, или заключительный.

Как подготовить себя к публичной презентации проекта

Говорить так, чтобы тебя слушали и родители, и учителя, и ребята в твоей компании, и

посторонние люди – важное умение. Доказать свою точку зрения, не обидев при этом

другого, подобрать самые убедительные аргументы – эти умения нужны каждому

человеку.

Секреты успешного выступления:

1. Постарайтесь сделать понятным предмет разговора не только себе, но и аудитории.

2. Когда вы говорите один на один, вы меняете темп речи, интонацию, делаете паузы

перед важными моментами и после них, вы вкладываете эмоции в слова, отражаете свое

отношение к происходящему. Так же поступайте и во время выступлений. Смотрите на

людей не как на незнакомую аудиторию, а как на известного тебе собеседника. Загляните

ему в глаза, расскажите, что вы думаете, поделитесь с ним интересной информацией. Не

старайтесь быть похожим на кого-то - будьте самим собой.

3. Самая хорошая речь – это речь подготовленная. Определите для себя, о чем вы хотите

рассказать, составьте план выступления, соберите как можно больше информации и

изложите на бумагу свои мысли. Это делают все известные писатели, журналисты,

ораторы. Они находят фактов по теме в десять раз больше, чем собираются поведать

людям. Но рассказывают они самое важное, нужное и захватывающее.

4. Рассказ необходимо разделить на три части: вступление, основная тема и завершение.

5. Постарайтесь в первых предложениях заинтересовать, увлечь слушателей.

Обязательно должна быть наглядность подачи материала.

«настоящее» комнатное растение, его спрос для содержания в комнатах во много раз

превосходит на все другие цветущие в начале года горшочные растения. Когда за окном

еще метут снега и зима еще не сдает своих позиций, гиацинт способен наполнить дом

сочными весенними красками и долгожданным ароматом весны.

В исследовательской работе рассказывается, как при соблюдении условий выгонки можно

в комнатных условиях в зимнее время вырастить луковичное растение – гиацинт.

В исследовании ставилась цель – самостоятельно вырастить дома цветок гиацинт к

маминому дню рождения, создав условия выгонки.

Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:

Изучение литературу о гиацинте

Приобретение необходимого материала для выращивания цветка

Создание условий для выгонки и выращивания цветка.

Проведение фенологических наблюдений за ростом и развитием растения.

Получение результата: подарить маме любимый цветок

В исследовательской работе описываются результаты и их обсуждение, сделаны выводы.

Краткая аннотация

Разведение гиацинтов в настоящее время становится массовым явлением. Выводятся

новые сорта, изменяются окраска листьев и цветов, их размеры, форма и количество.

В исследовательской работе рассказывается, как при соблюдении условий выгонки можно

в комнатных условиях в зимнее время вырастить луковичное растение – гиацинт.

В исследовании ставилась цель – самостоятельно вырастить дома цветок гиацинт к

маминому дню рождения, создав условия выгонки.

В исследовательской работе описываются результаты и их обсуждение, сделаны выводы.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение _______________________________________________________________ 3-4

Цветы любимой маме________________________________________________ 5-7

Выводы __________________________________________________________________ 8

Заключение и перспективы работы _________________________________________ 8

Литература _______________________________________________________________ 9

Приложение ______________________________________________________________ 10

Основная работа

Куцая Арина

Цветы любимой маме

Научный руководитель: Зарубина Галина Федоровна,

учитель начальных классов, МОАУ «Юкталинская СОШ»

Введение

Цветы для мамы, цветы для мамы,

Я прижимаю к сердцу своему.

Цветы для мамы, цветы для мамы,

Я их сегодня с трепетом дарю….

Цветоводство - отрасль растениеводства, занимающаяся выращиванием цветочно-

декоративных растений для получения цветов на срезку, высадки их в садах, парках,

скверах, для внутреннего украшения помещений. В зависимости от назначения и состава

растений различают цветоводство открытого и закрытого (теплицы, оранжереи, парники)

грунта. В открытом грунте возделывают приспособленные к местным условиям

многолетние и однолетние цветочные культуры (флоксы, пионы, ирисы, анютины глазки,

шалфей, лобелию, петунию и др.). В закрытом грунте выращивают теплолюбивые

растения (розу, гвоздику, цикламен), комнатные растения (пальмы, кактусы, алоэ,

аспарагусы), проводят зимнюю выгонку сирени, тюльпанов и других луковичных

растений.

Актуальность темы

Предметно - содержательная область исследовательской работы объединила все

предметы, изучаемые в начальной школе, их взаимообусловленные связи.

«Пусть живая, ищущая мысль ребенка, рассуждение, доказательство, сопоставление

освещают все стороны изучаемых явлений и помогают не только усвоению понятий, но и

овладению навыками» Л.В. Занков

Гиацинт не «настоящее» комнатное растение, его спрос для содержания в помещении во

много раз превосходит другие горшочные растения. Когда за окном идет снег, гиацинт

наполняет дом сочными красками и долгожданным ароматом весны.

Моя гипотеза

Мама очень любит цветы. Я рада, что гиацинт её любимый цветок. И подумала, смогу ли

я вырастить его в комнатных условиях, чтобы подарить маме.

Цель моей работы:

Самостоятельно вырастить дома цветок гиацинта;

Выяснить, можно ли создать зимой условия для выращивания цветка в помещении путем

выгонки.

3. Больше узнать о гиацинте.

Для достижения цели исследования поставила следующие задачи:

-Изучить литературу о гиацинте;

-Приобрести необходимый материал для выращивания цветка;

-Создать условия для выгонки и выращивания цветка;

-Провести фенологические наблюдения за ростом и развитием растения;

О своей исследовательской работе я рассказала маме и попросила помочь приобрести

необходимый материал.

Практическая направленность работы – вырастить и подарить маме гиацинт.

Характер исследования – учебно-исследовательская работа

Структура исследовательской деятельности – блок теоретических знаний, практическая

деятельность, экспериментально-опытная работа.

Характеристика объекта исследования – гиацинт – прекрасный цветок, появление

которого в нашем мире овеяно множеством легенд. Он прекрасен в саду поздней весной.

А каким чудом становится его цветение у нас дома в морозы, когда за окном холодно.

Методы и способы - изучение литературы, работа с журналами и каталогами, поиск в

Интернете, опрос родителей, учителей, экспериментально-опытная работа.

На день рождения мама подарила мне книгу «Мифы Древней Греции». Я с огромным

удовольствием читала о подвигах Геракла, троянской войне и мифологических Богах.

Больше всего меня заинтересовала легенда об Аполлоне и Гиацинте – одна из самых

известных историй о происхождении цветов.

Гиацинт в греческой мифологии (по одной из версий) сын спартанского царя Амикла и

правнук Зевса. Он был так прекрасен, что затмевал красотою даже богов-олимпийцев.

Красивому юноше покровительствовал бог южного ветра Зефир и Аполлон.

)

Цветы любимой маме

Меня тронула эта история, и я нашла в энциклопедии фотографию этого цветка. Гиацинт

очень красив.

Мне стало интересно, где впервые вырос этот цветок?

Очень увлеклись гиацинтами в Германии. Во второй половине XVIII века даже была

устроена первая выставка этих цветов.

В России первые гиацинты появились в 1730 году, сначала их выписывали из Голландии,

но позже стали выращивать на Кавказском побережье Черного моря. С тех пор

отечественные сорта гиацинтов не уступают иноземным ни по красоте, ни по

продолжительности цветения.

Подготовка к практической работе

деятельности:

посетить школьную и районную библиотеки с целью поиска литературы по теме моей

исследовательской работы; обратиться к учителю биологии с тем же вопросом;

привлечь классного руководителя к совместному поиску информации о выгонке

луковичных растений в зимний период в Интернете;

изучить найденную литературу и информацию из Интернета;

выбрать сорт гиацинтов для зимней выгонки;

проконсультироваться у цветоводов по вопросу агротехники выгонки этих цветов зимой;

выполнить работу по выращиванию гиацинтов в домашних условиях;

вести наблюдение за развитием растений;

.

1.3 Изучение литературы

Так как моей задачей было изучение литературы, то в библиотеке я взяла книги «Все о

комнатных растениях», «Комнатное цветоводство», прочла о происхождении цветка, его

внешнем виде, сортах, об уходе, размножении. На страницах интернета узнала, откуда

ведутся исторические «корни» гиацинта, о сортах и видах.

Гиацинт — луковичное растение семейства лилейных. Листья длиной 15—20 см,

желобчатые, сочные, ярко-зеленого цвета. Цветки колокольчатые, собранные в густых

кистях султана, с очень приятным ароматом. Есть сорта гиацинтов с махровыми цветками.

Гиацинт — уроженец Малой Азии.

По мнению исследователей, За 400 лет селекционерами создано около 3000 сортов. Сорта

различаются по окраске цветков, по высоте цветоноса и форме соцветия. Самыми

распространенными видами являются римский и голландский. Римский выглядит

эффектнее, так как дает по 2-3 цветоноса, усыпанного мелкими белыми, синими или

розовыми цветами. А голландский подвид имеет больше вариантов окраски - он может

быть сиреневого, синего, белого, красного, розового и даже желтого цвета!

Цветок вырастает из многолетней луковицы. Цветы собраны в початок, форма цветка –

колокольчик, листья линейные с заостренными краями.

Выгонка – это агроприем, с помощью которого растения выводят из состояния покоя,

чтобы в дальнейшем получить цветущие растения в зимнее время.

В условиях комнаты лучшими растениями являются луковичные: гиацинт, тюльпан,

нарцисс и др. При выгонке они мирятся с недостатком света, поэтому их можно содержать

в любых комнатах по отношению к сторонам света. В период выгонки и цветения

луковичных растений температура должна быть невысокой. Выгоночные растения плохо

переносят резкие колебания температуры, сквозняки и сухость воздуха.

Для выгонки отбирают крупные, совершенно здоровые, плотные и тяжеловесные

луковицы. Луковицы до пересадки надо хранить в темном сухом месте. Посадку

производят для более ранней выгонки в сентябре, для более поздней – в октябре. В

горшок засыпают до краев огородную землю или торф, в середину помещают луковицу,

вдавливая ее в грунт и крепко обжимая. Посаженная луковица не должна возвышаться над

краем горшка Горшки ставят в деревянный ящик или картонную коробку (на дно ящика

сначала насыпают слой песка или сырых опилок толщиной 2-3 см). Сверху горшки с

посаженными луковицами и промежутки между ними засыпают слоем земли, песка, торфа

или опилками толщиной 8-10 см. Землю (песок, торф, опилки) поливают водой, и ящики

ставят в прохладное место при температуре 4-5

0

С. Если насыпанный слой начнет

просыхать, его снова поливают. Примерно через 2-2,5 месяца луковицы укореняются и

прорастают. Срок выемки наступает, когда на поверхности появляются толстые беловатые

ростки, и ком земли в горшке будет хорошо оплетен корнями.

Вынутые горшки размещают на окне и накрывают бумажным колпаком. Закрывать ростки

необходимо по двум причинам. Во-первых, при переносе в комнату растения сразу

попадают в более сухую атмосферу, а под колпаком воздух более влажный, так что они

постепенно привыкают к воздуху комнаты; во-вторых, растения приучаются к

постепенному переходу от темноты к свету. Из луковки стремительно будут расти

стрелки.

Гиацинт и косметика. Женщины издавна использовали гиацинты в косметических целях.

Если настоять лепестки гиацинта на спирту, получится лосьон, который хорошо

разглаживает кожу лица, устраняя морщины, предохраняет от вредных атмосферных

воздействий и ароматизирует ее.

Гиацинт в быту. Высушенные лепестки гиацинта кладут в полотняные мешочки,

которыми перекладывают постельное белье в шкафу. Оно долго сохраняет свежесть.

Высушенные и измельченные в порошок лепестки гиацинта можно использовать для

борьбы с вредными насекомыми: тараканами, комарами. Если поджечь такой порошок и

окурить гиацинтовым дымом квартиру, комары сразу же исчезнут. И, главное, если вы

заведете у себя в квартире этот изящный цветок, его прелесть и изумительно тонкий

аромат всегда будут создавать вам прекрасное настроение.

Посадила луковицы гиацинта, обильно полила. А за тем засыпала песком до верха горшка.

Горшки с луковицами опустила в подвал, чтобы они укоренились.

Ежедневно я вела наблюдение за цветком, все изменения и действия систематизировала в

таблице. (Приложение 1)

Первые ростки начали появляться в начале декабря. (Приложение 1, рис. 3)

11 января листочки подросли до 2-4 см, я занесла их в более тёплое помещение, полила.

Накрыла горшки бумажными колпаками, чтобы в темноте ростки вытянулись. Закрывать

ростки необходимо по двум причинам. Во-первых, при переносе в комнату растения сразу

попадают в более сухую атмосферу, а под колпаком воздух более влажный, так что они

постепенно привыкают к воздуху комнаты; во-вторых, растения приучаются к

постепенному переходу от темноты к свету. Из луковки стремительно будут расти

стрелки. (Приложение 1, рис. 4)

Каждое утро ставила цветок на подоконник, на «северное» окно, т.к. гиацинт любит

прохладу. Вечером ставила горшок с цветком на стол, чтобы он дольше находился в

светлом помещении. В обед поворачивала горшок на 180

0

, чтобы листья росли прямыми и

ровными.

28 января – высота листочков гиацинта 11 см. Поставила горшки на окно с северной

стороны в прохладную комнату, в поддоны налила отстоявшуюся воду, чтобы луковицы

получали необходимую влагу, почву прорыхлила. (Приложение 1, рис. 5)

Гиацинт не любит тепло, боится сквозняков. После ночной темноты цветок наклоняется

вниз. Это происходит из-за нехватки света, через 2-3 часа поднимается вертикально. Еще

я заметила, что гиацинт растет ночью.

29 января - на подоконнике росточки позеленели, стали красивого насыщенно зелёного

цвета.

31 января - листочки начали раскрываться.

2 февраля - листочки раскрылись, и показались нежно - зеленого бутончики 3-4см.

4 февраля - листочки гиацинта выросли до 14 см, цветочная стрелка вытянулась

(бутончики 6-7 см.) (Приложение 1, рис. 6)

5 февраля - начали раскрываться первые нижние бутоны. Высота цветка 17см.

(Приложение 1, рис. 7)

7 февраля – бутоны раскрылись (Приложение 1, рис. 8)

8 февраля – подарила маме её любимый цветок (Приложение 1, рис. 9)

1.5 Результаты исследования.

В ходе проведения исследовательской работы по выгонке гиацинтов в домашних условиях

в зимний период я получила следующий результат. Вырастила в зимнее время цветок

гиацинта путем выгонки, создав условия для развития цветка (освещение, температура,

подкормка, полив).

8 февраля – подарила маме её любимый цветок (Приложение 1, рис. 10)

Выводы

В результате моего исследования я доказала, что можно вырастить цветок в комнатных

условиях в зимнее время года, создав условия для выгонки.

Через свои наблюдения я узнала об условиях посадки, полива, о температурном режиме

на разных этапах выращивания.

Мои результаты исследования и сведения из литературы о выращивании цветка гиацинта

путем выгонки совпали.

Я научилась терпеливому и бережному отношению к своему цветку.

После того, как цветок отцветет, я продолжу наблюдение за ним, и в соответствии с

условиями выгонки сохраню луковицу для дальнейшего размножения и посадки.

Заключение и перспективы работы

Данную исследовательскую работу можно использовать как дополнение к учебному

материалу и во внеклассной работе

Литература

1. . Ганичкина О., Ганичкин А. – «Моим цветоводам» - М.: Эксмо, 2010г

2. ж. «Вокруг цветов» - №4 – 2007г.

3 ж. «Мои любимые цветы» - №4 – 2004г; №9 – 2006г.

4. Каталоги садоводческого центра «Мир Увлечений»

5.. Родионова С.В. – «Все о цветах». Новая энциклопедия дачника – М.; «РИПОЛ

КЛАССИК», 2000г.

6. Хессайон Д.Г. – «Все о цветах в вашем саду» - М.; Кладезь-Букс, 2004г.



В раздел образования