Напоминание

Методические рекомендации тренерам-преподавателям по работе с детьми из социально неблагополучных семей


Автор: Задорожная Наталья Николаевна
Должность: Методист
Учебное заведение: МБУ ДО ДЮСШ №1
Населённый пункт: Ростовская область, г. Константиновск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методические рекомендации тренерам-преподавателям по работе с детьми из социально неблагополучных семей
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детско-юношеская спортивная школа №1» (МБУ ДО ДЮСШ №1)

Методические рекомендации

тренерам-преподавателям по работе

с детьми из социально неблагополучных семей

Материал подготовил:

методист МБУ ДО ДЮСШ №1

Задорожная Н.Н.

г. Константиновск

2021 г.

РЕКОМЕНДАЦИИ тренеру-преподавателю

по работе с «трудными» подростками

В работе с «трудными» детьми старайтесь придерживаться следующих

правил общения:

Необходимо ясно сформулировать подростку его права и обязанности,

ограничить круг видов деятельности (которые ему разрешены и доступны) и

ответственность за них. Настаивать на соблюдении принятых «правил игры»,

самим соблюдать их в тех случаях, когда другой стороне этого не удается.

Быть терпеливым и помнить, чтобы избавиться от нежелательных привычек,

нужны долгие месяцы.

В конфликтных ситуациях не стремитесь одержать победу любой

ценой — мы тоже имеем право менять взгляды, мы не гарантированы от

ошибок, кое в чем можем и уступить.

Действовать только тактическим маневром и никогда — прямой

атакой. Выслушивать все, не реагируя тотчас же, и только потом, выбрав

подходящий момент, без раздражения высказать свое мнение, вносящее

поправки в услышанное.

Вскрывать причины неправильных взглядов подростка, показывать, в

чем ошибочность его рассуждении, и таким путем развивать и направлять его

мыслительный процесс, обеспечивая необходимыми источниками.

Быть

самокритичными,

принципиальными,

стараться

настолько

укрепить доверие подростка, чтобы он делился с нами своими возможными

неприятностями.

Не ставить на подростке крест, ведь его обостренное самолюбие и

социальная поза возникли именно вследствие предыдущих социальных

сбоев, которые постоянно напоминают о себе и подпитывают нежелательное

поведение

Не пытаться загнать подростка в угол, поставить в затруднительное

положение. Не прибегать к физическому наказанию.

Требуя что-то от подростка, нельзя торговаться.

Стараться соблюдать принцип А. С. Макаренко: чем больше мы

уважаем человека, тем выше наши требования к нему.

Уметь смеяться. Раскрывать подросткам особенности их личности и

приемлемые для них черты нашей личности.

В

личных

беседах

усиливать

целенаправленную

жизненную

ориентацию подростков и развивать их идеал Я.

ПАМЯТКА тренеру-преподавателю

по работе с «трудными» обучающимися

Посещение «трудных» обучающихся на дому.

Составить психолого-педагогическую характеристику на «трудного»

обучающегося.

Принимать меры по предупреждению и преодолению запущенности в

учебе трудных учащихся.

2

Иметь связь с учителями-предметниками, семьями трудных учащихся.

Контролировать занятость трудных обучающихся в общественной

работе класса и общеобразовательной школы в которой учится подросток.

ИЗУЧАЯ ПОДРОСТКА, ПОМНИТЕ:

Изучать подростка надо целенаправленно и осознанно.

Первое знакомство с подростком — это разговор о его интересах и о

тех областях его жизни, где он лучше всего осведомлен.

В

беседе

с

воспитателем

или

учителем

подросток

должен

почувствовать искреннее, заинтересованное отношение к нему.

Изучение подростка нельзя проводить в отрыве от той среды, в

которой он рос и которая его окружает.

Комплексный

характер

причин

трудновоспитуемое™

должен

выявить

взаимодействие

социальных,

биологических

и

психических

факторов.

Один метод сам по себе не метод. Только содружество методов,

растянутых

во

времени,

дает

объективную

картину

диагностики

трудновоспитуемого подростка.

ВОСПИТАНИЕ

ПОДРОСТКА

ТРЕБУЕТ

СОБЛЮДЕНИЯ

СЛЕДУЮЩИХ ПРАВИЛ:

педагогический оптимизм воспитания, вера в своего воспитанника;

начинайте перевоспитание с социально-значимой деятельности, в

которой подросток может и хочет самоутвердиться;

наличие

сплоченного

жизнерадостного

коллектива

учебно-

тренировочной

группы;

единство

педагогических

влияний

общеобразовательной школы, спортивной школы, семьи и общества;

авторитет тренера-преподавателя в глазах подростка;

высокая педагогическая культура воспитания;

тренер-преподаватель должен быть современным человеком с ярко

выраженной индивидуальностью

ОБЩАЯСЬ С ПОДРОСТКОМ, ПОМНИ:

Беседу с подростком нужно начинать с дружеского тона.

При первой встрече с подростком старайтесь его не критиковать.

В процессе общения с подростком проявляйте к нему искренний

интерес.

Лучшим словом, располагающим подростка к общению, является его

имя.

Диалог с подростком следует начинать с тех вопросов, мнения по

которым совпадают.

В процессе общения старайтесь вести диалог на равных.

Старайтесь инициативу общения держать в своих руках.

Умейте смотреть на вещи глазами подростка.

Общаясь с подростком, старайтесь развивать в себе готовность к

педагогической импровизации.

3

Рекомендации тренерам-преподавателям

для повышения результативности процесса воспитания «трудного»

подростка

Эффективность

воспитания

зависит

от

того,

обеспечены

ли

необходимые для него условия:

1. Единство педагогических влияний. Когда нет согласия между всеми

сторонами, участвующими в перевоспитании (тренеров-преподавателей,

педагога - психолога, учителей общеобразовательных школ, родителей

(законных представителей)), нет единства требований в детском коллективе,

перевоспитание невозможно.

2. Наличие сплоченного детского коллектива, с которым трудный

подросток

связан

системой

личностных

отношений.

Высокая

результативность коррекции поведения трудновоспитуемых зависит не

только от педагога, но и от всего детского коллектива, уйти из поля зрения

которого

невозможно.

Педагогическое

влияние

в

перевоспитании

приобретает ценность именно как часть воспитательного воздействия

коллектива на духовный мир подростка.

3. Наличие деятельности, в которой трудный подросток может

утвердить себя с положительной стороны как в глазах сверстников,

взрослых, так и в собственных. Кстати, многие ученые-криминалисты

связывают падение нравов у некоторой части современной молодежи с

проблемой

досуга.

Это

указывает

на

необходимость

и

значение

целенаправленного

воспитания

у

трудновоспитуемых

подростков

общественно полезных потребностей, интересов и привычек не только в

сфере учебы, но и в сфере досуга.

4.

Эффективностью

перевоспитания

и

воспитания

является

использование общеобразовательной школой, спортивной школой огромных

воспитательных возможностей семьи, согласованность действий учителей,

тренеров-преподавателей

и

родителей

(законных

представителей),

стремление к общению-диалогу.

В процессе воспитания и перевоспитания весьма существенную роль

играет педагогический оптимизм, проектирование положительного развития

детского коллектива и каждого ребенка.

Необходимо

неукоснительно

соблюдать

следующие

ПРАВИЛА

ОПТИМИСТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ, которые охотно поддерживают и

родители (законные представители):

1. Кто не любит детей, свою работу, тот не имеет шансов на успех, на

счастье творческого труда с детьми.

2. Меньше замечаний и раздражающих интонаций, больше приемов,

побуждающих к самоанализу и самооценке.

3. Нельзя воспитывать на крике, приказе и оскорблении. Главный

показатель

качества

воспитания

«непуганые

дети».

Недостатки

обучающихся должны вызывать у педагогов не озлобление, а озабоченность.

4

4.Тренер-преподаватель обязан быть щедрым на похвалу и скупым на

порицание. Порицание должно звучать оптимистично, включать в себя

элементы личного огорчения тренера-преподавателя и его веры в будущие

спортивные достижения обучающегося. Добрыми к детям должны быть и

родители (Законные представители).

5. Надо верить в обучающегося. Особенно же следует доверять

коллективу. Лучше о Индивидуальный подход к трудному обучающемуся.

МАСТЕРСТВО воспитания включает в себя следующие составные

элементы:

1.

Научное

педагогическое

мышление,

позволяющее

правильно

ориентироваться в самых сложных педагогических ситуациях, быстро

намечать

ведущую

воспитательную

задачу,

определить

совместно

с

педагогом-психологом

эффективные

меры

воздействия,

использовать

возможности общеобразовательной школы, спортивной школы, семьи,

учебно-тренировочной

группы

и

побуждать

обучающегося

к

самовоспитанию.

2. Высокую педагогическую эрудицию и психологическое чутье,

которое необходимо для выяснения причин трудновоспитуемого, понимания

особенностей поведения обучающегося в различных ситуациях.

3. Педагогический такт и педагогическую этику, благодаря которым

складываются нормальные отношения с детьми, становятся возможным

воспитание, самовоспитание, нормализация детской среды и успешное

устранение причин трудновоспитуемости.

4. Развитые организаторские способности, позволяющие привлечь

коллег, родителей (законных представителей) и детский коллектив к

перевоспитанию

трудных

подростков,

использовать

воспитательные

возможности общественной системы.

5.

Методику

и

стиль

воспитания,

выработанный

тренером-

преподавателем на основе своего опыта. Этот компонент педагогического

мастерства особенно важен.

Воспитание выполняет важную роль в формировании коллектива и

личности, оно призвано устранить трудности и препятствия на пути их

развития. Его функции тоже разнообразны.

Это, во-первых, интенсификация положительного развития сил и

способностей обучающихся за счет устранения неблагоприятных условий и

преодоление внутренних предпосылок трудновоспитуемых.

Во-вторых,

устранение

рассогласования

отношений

личности

и

изменение ее отношений к себе, к другим и к собственной учебной

деятельности.

В-третьих,

устранение

результатов

неправильного

воспитания

и

исправление ошибок, допущенных в развитии данного ребенка. Наконец,

активизация усилий самой личности на преодоление отрицательных явлений

в собственном поведении.

Рекомендации психолога по общению с подростками:

5

1. Уметь выслушивать подростка

2. Незаметно вторгаться в круг его неформальных отношений,

постараться изолировать его от лидера группы.

3. Обеспечить возможность занять достойное место в коллективе (через

поручения, поощрение малейших успехов, поиск и развитие способностей).

4. Проявлять и подтверждать свое доверие к подростку, доверив

ответственное поручение или выступление от лица коллектива.

5. Дать возможность самому подростку шефствовать над младшими с

такой же судьбой

6. Знать состояние здоровья ребенка, замечать признаки утомляемости.

7. На проступок надо реагировать мерой наказания, но наказание

должно завершать конфликт, а не создавать его.

8. Общение с подростком должно носить успокаивающий характер

9. Подход к анализу поведения подростков не должен носить

оценочный

характер,

нужно

находить

положительные,

отрицательные

моменты поступков и предлагать альтернативные способы поведения.

10. Формировать нормативность поведения через пример отношения

родителей к подростку и друг к другу.

11. Построение учебно-тренировочной деятельности на занятиях

должно отражать учет индивидуальных отличий, что поможет снизить

напряженность

обучающихся,

испытывающих

неудовлетворенность

по

поводу учебных затруднений.

12. Учебная деятельность должна способствовать развитию умений

думать абстрактно и гипотетически, должна соответствовать постоянно

меняющимся потребностям подростков.

13. Во взаимодействии необходимо избегать чрезмерного физического

и психологического давления на подростков.

14. Способствовать пониманию и принятию подростками физических

изменений.

15. В повседневной жизни пропагандировать ценность физического

здоровья, занятий спорта, правильного питания, необходимости соблюдения

личной гигиены.

Рекомендации для родителей и педагогов для целенаправленного

воздействия на личность трудных детей и подростков.

В

повседневной

практике

тренеру-преподавателю

приходится

постоянно корректировать поведение воспитанников, развивать нужные

качества личности и черты характера, преодолевать недостатки. В этих

случаях тренер-преподаватель использует разумные методы и приемы

педагогического

воздействия.

Существуют

следующие

группы

педагогических приемов:

Созидательные – содействуют улучшению взаимоотношений между

тренером-преподавателем

и

обучающимся,

установлению

душевного

контакта:

6

1) проявление доброты, внимания, заботы;

2) просьба;

3) поощрение (одобрение, похвала, награда, доверие, удовлетворение

определенных

интересов

и

потребностей,

выражение

положительного

отношения).

Применяя

поощрение,

следует

руководствоваться

такими

положениями:

- поощряется только тот положительный поступок, который является

нерядовым для данного обучающегося или в данных условиях;

- любое поощрение должно вызывать у трудновоспитуемого ребенка

положительные эмоции;

- форма и цена поощрения должны компенсировать те трудности,

которые преодолел ребенок, совершив данный положительный поступок, они

должны быть значимы для данной личности, поэтому надо учитывать ее

индивидуальные особенности;

- награда должна быть каждый раз, когда совершается нерядовой

поступок;

-

поощряя

ребенка,

следует

указывать

конкретный

поступок,

являющийся причиной награды;

- помните важнейшее положение: что бы ни случилось, не лишайте

ребенка заслуженной похвалы и награды;

- никогда не отнимайте подаренного вами или кем бы то ни было;

ребенок должен знать, что, несмотря ни на что, он хороший. И этого

простого и главного утверждения родителей(законных представителей) и

тренеров-преподавателей дети ждут от них каждый день;

- ребенку необходима своя доля свободы от приказаний, распоряжений,

уговоров взрослых, особенно однообразных внушений. Будем помнить о

внушаемости ребенка. Уважайте тайну ребенка;

- если обстоятельства вынуждают, приказывайте решительно и твердо,

но обязательно весело и жизнерадостно;

- всегда учитывайте состояние ребенка;

- не унижайте ребенка;

- соблюдайте закон неприкосновенности личности.

Определяйте только поступки, только конкретные действия. Не «ты

плохой», а «ты сделал плохо», не «ты жестокий», а «ты жестоко поступил». В

нарушении перечисленных правил есть риск потерять ребенка.

4)

«авансирование

личности»

–предоставление

обучающемуся

определенного блага, высказывание положительного мнения о личности,

хотя он этого в настоящее время в полной мере еще не заслуживает. Аванс

побуждает к лучшему;

5) обходное движение. Различное отношение тренера-преподавателя к

обучающемуся находит в каждом отдельном случае свой особый отклик.

Например, обучающийся, совершивший проступок, находится в очень

затруднительном положении, в крайнем напряжении: товарищ относится к

7

нему враждебно, подозревает или обвиняет его в чем-то. Конфликт

нарастает,

приближается

развязка.

В

таких

условиях

безоговорочная

поддержка тренера-преподавателя силой своего авторитета производит на

обучающегося сильное впечатление: он удивлен неожиданностью событий;

опасность

минует,

он

счастлив.

Тревога

и

напряжение

сменяются

облегчением и радостью. И, конечно, обучающийся благодарен своему

тренеру-преподавателю

за поддержку. Такие минуты не забываются.

Тренер-преподаватель становится для него близким человеком, которому

можно доверить свое сокровенное. Естественно, у обучающегося возникает

желание как-то выразить благодарность, в связи с этим появляется

стремление

исправить

поведение.

На

него

легче

впредь

оказать

педагогическое

воздействие.

Такой

прием,

связанный

с

защитой

воспитанника от обвинения коллектива, А.С. Макаренко назвал обходным

движением;

6) Прощение. Умение прощать —необходимейшее качество для

педагога. Самое главное -трезво оценивать факты. Тренер-преподаватель

должен уметь любого в любом случае простить, все понимать —это все

прощать;

7) проявление огорчения;

8) проявление умений учителя, его мастерство.

ПРИЕМЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ У

ВОСПИТАННИКА ПРАВИЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ:

Убеждение и личный пример. Убеждение - это и разъяснение, и

доказательство правильности или необходимости определенного поведения

либо допустимости какого-то поступка. Личный пример - важный аргумент

правоты педагога.

Доверие.

Моральная поддержка и укрепление веры в свои силы.

Вовлеченность в интересную деятельность.

Пробуждение гуманных чувств.

Нравственное упражнение.

ПРИЕМЫ, СТРОЯЩИЕСЯ НА ПОНИМАНИИ ДИНАМИКИ ЧУВСТВ

И ИНТЕРЕСОВ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ:

1.

Опосредование.

Тренер-преподаватель

достигает

желаемых

изменений в поведении обучающегося не прямым указанием, как вести себя,

а посредством какого-то промежуточного звена.

2. Фланговый подход. Тренер-преподаватель, обнаружив проступок

ученика, не всегда осуждает и наказывает его, а умело затрагивает такие

чувства, которые активизируют к хорошему поведению. Разговор с учеником

не сосредоточивается на совершенном нарушении, а ведется в другом плане,

тем не менее он влияет на поведение трудного ребенка. В этом суть

флангового подхода.

8

3.

Активизация

сокровенных

чувств

воспитанника.

Воздействие

заключается в создании обстоятельств, вызывающих звучание глубоко

скрытых

чувств,

которые

способствуют

воспитанию

благородных

стремлений

ПРЯМЫЕ И КОСВЕННЫЕ ТОРМОЗЯЩИЕ ПРИЕМЫ:

1.

Констатация

поступка.

Прямая

констатация

поступка

характеризуется высказыванием, которое делает акцент на данном поступке,

косвенная констатация поступка выражается высказыванием или действием,

которое доказывает ученику, что его поступок педагогу известен.

2. Необычный подарок. «Вечером воспитатель преподнес девочкам

букеты сорняков, собранных с их рядков. Все смеялись, смеялись и Рая с

Таей. Зато и сорняков больше на их грядках не стало».

3. Осуждение. Это прием открытого отрицательного отношения

педагога к нарушению моральных норм.

4. Наказание. Наказание действует относительно успешно только тогда,

когда нежелательное поведение еще не превратилось в привычку, а само

наказание является для ребенка неожиданностью. Недопустимы грубость,

оскорбительные выражения, физическое наказание.

5. Приказание.

6. Предупреждение.

7. Возбуждение тревоги о предстоящем наказании.

8. Проявление возмущения.

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ:

1.

Организация

внешней

опоры

правильного

поведения.

Суть

заключается в формировании культурных и моральных привычек с помощью

нравственных упражнений, способствующих многократной организации

правильного поведения.

2. Отказ от фиксирования отдельных проступков. Достоинство приема

в том, что он помогает поддерживать правильные взаимоотношения с

детьми, так как предотвращает несправедливые упреки, злоупотребление

осуждением и наказанием.

Итак, мы рассмотрели различные способы влияния на трудного

ребенка. Тончайшим инструментом воздействия на душу ребенка является

слово

родителей(законных

представителей),

педагогов.

Применяя

его,

необходимо соблюдать чувство меры, не переходить на крик. Крик - это

педагогическое

невежество.

Он

воспринимается

детьми

как

несправедливость. Опора на лучшие качества личности трудного ребенка,

вера в его силы и возможности, доверие к нему — вот что обеспечит успех.

Для всех случаев справедливо одно: какой бы поступок ни совершил

ребенок, он нуждается в сочувствии. Оно ему не навредит, но растопит лед

недоверия и отчуждения. Это первый шаг взрослых на пути к ребенку, чтобы

9

правильно понять его, принять и вовремя помочь, более полно раскрыть себя

в отношениях с окружающими.

Психолого-педагогическая коррекция детей и подростков

включает в себя следующие компоненты:

1. Целенаправленная работа по нравственному просвещению (уроки

этики, нравственные беседы, индивидуальные консультации и т.д.).

2. Актуализация всех источников нравственного опыта обучающихся

(учебно-спортивная, общественно полезная, внеклассная работа, отношения

между

обучающимися

в

учебной

группе,

отношения

детей

с

родителями(законными

представителями),

тренеров-преподавателей

с

родителями(законными

представителями)

детей,

стиль

работы

всего

педколлектива школы).

3. Введение нравственных критериев в оценку всех без исключения

видов деятельности и проявлений личности обучающихся.

4. Оптимальное соотношение форм практической деятельности и

нравственного просвещения на разных этапах с учетом половозрастных

особенностей учащихся.

5.

При

проведении

психолого-педагогической

воспитательно-

коррекционной работы с трудновоспитуемыми обучающимися необходимо

соблюдение следующих принципов.

Принцип ориентации на позитивное в поведении и характере трудного

ученика. Этот принцип предполагает, что педагог должен видеть в ученике

прежде всего лучшее и опираться на это лучшее в своей работе с ним.

Условиями реализации данного принципа являются:

стимулирование самопознания учеником своих положительных черт;

формирование

нравственных

качеств

при

самооценке

своего

поведения;

постоянное внимание к положительным поступкам ученика;

проявление доверия к ученику;

формирование у него веры в свои

силы и в возможность достижения поставленных целей;

оптимистическая

стратегия

в

определении

воспитательных

и

коррекционных задач;

учет интересов обучающихся, их индивидуальных особенностей,

вкусов, предпочтений, на основе этого пробуждение новых интересов.

В

практической

психолого-педагогической

деятельности

этот

принцип отражается в следующих правилах:

• преобладание позитивных оценок в анализе поведения обучающегося;

проявление в общении с подростком уважительного отношения к нему;

• приобщение тренером-преподавателем

обучающегося к добру и

доброте;

• защита тренером-преподавателем, педагогом-психологом интересов

подростка и оказание помощи ему в решении его актуальных проблем;

10

• постоянный поиск тренером-преподавателем, педагогом-психологом

вариантов решения воспитательных и коррекционных задач, которые

принесут пользу каждому подростку;

• формирование тренером-преподавателем в группе, гуманистических

отношений, не допускать унижения достоинства подростков. Принцип

социальной

адекватности

воспитательно-коррекционных

мер.

Данный

принцип требует соответствия содержания и средств воспитания и коррекции

социальной ситуации, в которой находится трудный обучающийся.

Условиями реализации данного принципа являются следующие:

учет особенностей социального окружения подростка при решении

воспитательных и коррекционных задач;

координация взаимодействия социальных институтов, оказывающих

влияние на личность подростка;

обеспечение

комплекса

социально-психолого-педагогической

помощи подростку;

учет разнообразных факторов окружающей социальной среды

(национальных, региональных, типа поселения и т.д.);

коррекция

воспринимаемой

обучающимися

разнообразной

информации, в том числе и от средств массовой информации.

В практической деятельности тренера-преподавателя, педагога-

психолога этот принцип отражается в следующих правилах:

воспитательная

и

коррекционная

работа

строится

с

учетом

особенностей социальных отношений подростка;

воспитательно-коррекционная работа должна проводиться не только

в общеобразовательной школе, спортивной школе, необходимо широко

использовать и учитывать реальные факторы социума;

необходимо корректировать негативное влияние окружающей среды

на ребенка;

все участники воспитательно-коррекционного процесса должны

взаимодействовать.

Принцип

индивидуализации

воспитательно-коррекционного

воздействия

на

трудновоспитуемых

подростков.

Этот

принцип

предполагает определение индивидуального подхода в социальном развитии

каждого обучающегося, специальных задач, которые соответствовали бы его

индивидуальным

особенностям,

предоставление

возможности

каждому

обучающемуся для самореализации и самораскрытия.

Условиями реализации принципа индивидуализации являются: оценка

изменений индивидуальных качеств обучающегося;

выбор специальных средств педагогического воздействия на каждого

ребенка;

учет

индивидуальных

особенностей

ребенка

при

выборе

воспитательно-коррекционных средств, направленных на его социальное

развитие.

11



В раздел образования