Напоминание

"Особенности организации и методика проведения тренировочного занятия по футболу"


Автор: Елисеев Владимир Владимирович
Должность: тренер-преподаватель
Учебное заведение: МКОУ ДО ДЮСШ ЗАТО Солнечный
Населённый пункт: п.Солненый,Тверская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Особенности организации и методика проведения тренировочного занятия по футболу"
Дата публикации: 29.04.2021
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методическая

разработка

Особенности

организации и методика

проведения учебно-

тренировочного занятия

по футболу

Автор Елисеев Владимир Владимирович

Тренер-преподаватель МКОУ ДО ДЮСШ ЗАТО Солнечный

Дата создания: 7 сентября 2021

2021 год

СОДЕРЖАНИЕ

1.Введение

2. Футбол как средство физического воспитания подростков

и молодежи

3.Основные средства и методы обучения и тренировки

4. Методы обучения и тренировки

5. Заключение

6. Литература

Введение

Футбол – одно из самых доступных, популярных и массовых средств

физического развития и укрепления здоровья молодежи. Игра занимает ведущее

место в общей системе физического воспитания. Коллективный характер

футбольной деятельности воспитывает чувство дружбы, товарищества,

взаимопомощи, развивает такие ценные моральные качества, как чувство

ответственности, уважение к партнерам и соперникам, дисциплинированность и

активность. Каждый футболист может проявить в игре самостоятельность,

инициативу творчества. Вместе с тем игра требует подчинения личных

стремлений интересам коллектива. В процессе игровой деятельности

необходимо овладевать сложной техникой и тактикой футбола, развивать

физические качества, устойчивость к неблагоприятным условиям внешней

среды, строго соблюдать спортивный режим. Все это способствует воспитанию

волевых черт характера, смелости, стойкости, решительности, выдержки и

мужества.

В настоящее время специалисты в области спорта большое внимание уделяют

развитию двигательных возможностей спортсмена, планированию учебно-

тренировочной работы соответственно возрастным особенностям и на этой

основе достижению высокого уровня базовой подготовки. Последнее должно

обеспечивать юным спортсменам основу для дальнейшего совершенствования

их функциональной и технической подготовленности, создавая благоприятные

предпосылки к достижению высокого уровня спорт До настоящего времени в

детско-юношеском футболе не решен ряд проблем, относящихся к построению

учебно-тренировочного процесса и, в частности, оптимальной взаимосвязи

физических качеств в динамике и определения рациональных тренировочных

воздействий с целью их развития.

Все изложенное обуславливает необходимость разработки экспериментальных

моделей учебно-тренировочных программ, направленных на развитие основных

физических качеств у юных футболистов на этапе начальной подготовки.

Футбол как средство физического воспитания подростков и

молодежи

Спорт – это популярнейшее зрелище, действенное средство воспитания и

самовоспитания человека, в нем присутствует сложнейший процесс

межчеловеческих отношений. Спорт является часть физической культуры. В

нем человек стремится расширить границы своих возможностей. Физическая

культура и спорт является важнейшим средством физического воспитания.

Футбол – одно из самых доступных, популярных и массовых средств

физического развития и укрепления здоровья молодежи. Игра занимает ведущее

место в общей системе физического воспитания. Коллективный характер

футбольной деятельности воспитывает чувство дружбы, товарищества,

взаимопомощи, развивает также такое ценное моральное качество, как чувство

ответственности, уважение к партнерам и соперникам, дисциплинированность и

активность. Каждый футболист может проявить личные качества:

самостоятельность, инициативу творчества. Вместе с тем игра требует

подчинения личных стремлений интересам коллектива. В процессе игровой

деятельности необходимо овладевать сложной техникой и тактикой футбола,

развивать физические качества, преодолевать устойчивость к неблагоприятным

условиям внешней среды, строго соблюдать спортивный режим.

Футбол – мощное средство агитации и пропаганды физической культуры и

спорта. Бескомпромиссное и честное единоборство, высокое исполнительское

мастерство, физическое совершенство вызывают не только глубокое

удовлетворение, наслаждение, радость миллионов болельщиков, но также

заинтересованное отношение, которое приводит любителей футбола на

спортивные площадки.

Основные средства и методы обучения и тренировки

Средства обучения и тренировки

Основным средством подготовки футболистов являются физические упраж-

нения, которые представляют собой двигательные действия, выбранные и ис-

пользуемые методически правильно для реализации поставленной задачи.

Количество применяемых в подготовке футболистов физических упражнений

крайне велико. Многие из них существенно отличаются одно от другого как по

форме, так и по содержанию. Чтобы выбрать отдельные средства из всего их

многообразия, необходимо в первую очередь четко представлять специфику

содержания физического упражнения.

Содержание физического упражнения составляют действия, которые

определяют основные процессы, происходящие в организме в ходе выполнения

упражнения. Эти процессы многогранны. Они могут рассматриваться в

различных аспектах: психологическом, физиологическом, биохимическом,

педагогическом и др. Таким образом, отдельное физическое упражнение

оказывает комплексное влияние на организм спортсмена, позволяет решать ряд

задач спортивной подготовки.

Исходя из особенностей футбола и задач подготовки, все основные средства

можно подразделить на специфические, т.е. упражнения с мячом, и

неспецифические, т.е. упражнения без мяча.

Специфические упражнения, применяемые в тренировке футболистов, состоят

из двух групп: соревновательные и специальные.

Соревновательные упражнения – это совокупность двигательных действий,

составляющих предмет игры в футбол и выполняемых в полном соответствии с

правилами состязаний по футболу.

Специальные упражнения – это двигательные действия, состоящие из элементов

соревновательных упражнений и их вариантов. Предназначены они главным

образом для технико-тактического совершенствования и развития специальных

физических качеств.

К специальным упражнениям относятся индивидуальные и групповые упраж-

нения с мячом (удары, остановки, ведение, взаимодействия в парах, тройках

т.д.), а также игровые упражнения (различные «квадраты», держание мяча и

т.д.).

Преимущество специальных упражнений заключается в том, что они дают

возможность дозировать воздействие более целенаправленно и эффективно, чем

соревновательные.

Неспецифические упражнения включают в себя две группы:

общеподготовительные и специальноподготовительные.

Общеподготовительные упражнения – это двигательные действия, являющиеся

преимущественно средством общей подготовки футболиста. С их помощью

решают задачи всестороннего физического воспитания, избирательного

воздействия на развитие основных физических качеств, улучшения

координационных способностей, двигательных навыков и умений.

Общеподготовительные упражнения можно использовать и как средство

активного отдыха и восстановления. Наконец, общеподготовительные упраж-

нения способствуют сохранению достаточно высокой физической и психичес-

кой работоспособности, если объективные условия (климатические факторы,

травмы и т.д.) не дают возможности использовать специальные средства.

Соответствующие упражнения подбирают из различных видов спорта,

спортивных и подвижных игр и дополняют общеразвивающими.

Специальноподготовительные упражнения – это двигательные действия,

которые имеют существенное сходство со специальными упражнениями по

форме, структуре и характеру проявления физических и психических качеств.

Методы обучения и тренировки

Действенность любого педагогического средства зависит во многом от метода

его применения. Метод - способ достижения поставленной цели, определенным

образом упорядоченная деятельность.

Основные методы спортивной тренировки можно разделить на три группы:

практические, словесные, наглядные.

В тренировочных занятиях эти методы применяют в основном в комплексе,

хотя иногда в зависимости от конкретных условий тем или иным методам

отдается предпочтение.

Выбор метода определяется возрастом, подготовленностью, квалификацией

футболистов, задачей, изучаемым материалом, применяемыми средствами,

условиями занятий, профессиональной подготовленностью самого тренера и

другими факторами.

Практические методы

Практические методы спортивной тренировки, основанные на двигательной

деятельности спортсмена, подразделяются на методы упражнений, игровой и

соревновательный методы.

При использовании методов упражнений деятельность занимающихся

организуется и регулируется с достаточно полной регламентацией, которая

обеспечивает оптимальные условия для усвоения двигательных навыков и

гарантирует точно направленное воздействие на развитие физических качеств,

способностей.

Методы упражнений имеют несколько вариантов, применение которых зависит

от ряда аспектов. В процессе разучивания двигательных действий выделяют два

основных методических подхода: разучивание действий в целостном и

расчлененном виде. Метод целостного упражнения применяют при изучении

как простейших двигательных действий, так и сложных, которые нельзя

расчленить без существенного искажения их характеристик.

Метод расчлененного упражнения предполагает разучивание отдельных

относительно самостоятельных частей, элементов, фаз изолированно, и лишь

после определенного усвоения они соединяются в целостное действие.

Сопряженный метод используется в процессе совершенствования в технике,

тактике с параллельным развитием физических качеств. При выполнении

технико-тактических действий применяют различного рода отягощения (пояса,

жилеты, утяжеленную обувь, мячи и т.д.) строго определенного веса, не

искажающие технику движений.

Иную основу имеет метод избирательных воздействий. Характерная черта

этого метода - преимущественная направленность воздействий на те или иные

функциональные свойства организма, что достигается посредством

специальных упражнений, которые нередко могут иметь относительно

локальный характер (например, упражнения с отягощениями, направленные на

развитие отдельных мышечных групп, старты из различных исходных

положений, направленные на развитие стартового ускорения, и т.д.).

Кроме того, при специальной организации упражнений (учет координационной

сложности, оптимальные паузы отдыха, рациональное количество повторений и

т.д.) данный метод может быть направлен на избирательное совершенствование

техники футбола, его тактики или технико-тактических действий.

Следующая большая группа методов основана на различных способах

регламентации режима нагрузки и отдыха.

Равномерный метод характеризуется непрерывным выполнением физических

упражнений в течение относительно длительного времени с постоянной

интенсивностью (как правило, невысокой), темпом, величиной усилия

(например, кроссы, плавание, ведение мяча и т.д.). Тренирующее воздействие

равномерного метода на организм обеспечивается в период работы. Увеличение

нагрузки достигается за счет повышения длительности или интенсивности

выполнения упражнения.

Переменный метод определяется направленным изменением воздействующих

факторов по ходу выполнения упражнения. Это достигается за счет

варьирования нагрузки в ходе непрерывного упражнения путем изменения

скорости передвижения, темпа, величины усилий, амплитуды движений,

изменения техники и т.п.

Тренирующее воздействие повторного метода обеспечивается в период работы.

Одним из преимуществ переменного метода по сравнению с равномерным

является то, что при его использовании во многом устраняется монотонность в

работе.

Повторный метод заключается в многократном выполнении упражнений с

определенными интервалами отдыха. Длительность упражнения, интенсивность

нагрузки, продолжительность отдыха, количество повторений зависят от

решаемых задач.

Тренирующее воздействие повторного метода обеспечивается как в процессе

выполнения отдельного упражнения, так и суммированием эффекта от всех

повторений. К преимуществам данного метода можно отнести возможность

четкой организации занимающихся, достаточно точной регламентации

нагрузки, своевременного исправления ошибок.

Интервальный метод характеризуется многократным серийным повторением

упражнений через определенные интервалы отдыха между повторениями и

между сериями повторений. Причем как нагрузку, так и паузы отдыха можно

изменять в различных отношениях. Это существенно расширяет возможность

целенаправленного воздействия на различные функции организма (при

развитии физических качеств) и на динамику усвоения технико-тактических

навыков или на параллельное сопряженное совершенствование этих важных

компонентов футбола. Тренирующим воздействием обладают не только (и не

столько) сами упражнения, но и интервалы отдыха.

Применение интервального метода требует, однако, осторожности и строгого

контроля за компонентами нагрузки. Несоответствия их содержания и

структуры часто приводит к перенапряжению и переутомлению.

В последние годы разработаны специальные методические формы,

предназначенные для комплексного использования физических упражнений,

которые получили название круговой тренировки.

Круговая тренировка - это организационно-методическая форма занятий,

основу которой составляет серийное (непрерывное и с интервалами) повторение

упражнений, подобранных и объединенных в комплексе, которые выполняются

в порядке последовательной смены "станций" по замкнутому контуру.

Ценной чертой круговой тренировки является возможность строго

индивидуальной дозировки нагрузки.

Игровой метод представляет собой двигательную деятельность игрового

характера, определенным образом упорядоченную (замысел, план игры, правила

и т.д.). В игровом методе могут быть использованы различные физические

упражнения: бег, прыжки, метания, акробатические упражнения, технико-

тактические и другие упражнения, выполняемые в форме подвижных игр,

эстафет и специальных игр с мячом.

Один из недостатков игрового метода - ограниченные возможности дозировки

нагрузки, так как многообразие способов достижения цели, постоянное

изменение ситуаций, динамичность действий не позволяют точно регулировать

нагрузку как по направленности, так и по степени воздействия.

Соревновательный метод основан на сопоставлении сил в условиях

упорядоченного (в соответствии с правилами) соперничества, борьбы за

первенство или возможно более высокого достижения в соревнованиях и играх

различного ранга.

Особенности этого метода (официальное определение победителей, награды за

достигнутые результаты, признание общественной значимости достижений и

т.д.) создают особый эмоциональный и физиологический фон, который

усиливает воздействие физических упражнений и способствует максимальному

проявлению функциональных возможностей организма.

Однако соперничество и связанные с ним межличностные отношения в ходе

борьбы могут содействовать формированию у футболистов не только

положительных, но и отрицательных нравственных качеств (эгоизм, тщеславие

и т.д.). Кроме того, соревновательный метод предоставляет относительно

ограниченные возможности для дозировки нагрузки и для непосредственного

руководства деятельностью футболистов.

Словесные методы

Практически все стороны деятельности тренера связаны с использованием

слова. С помощью методов использования слова сообщаются теоретические

сведения, ставятся конкретные задачи, формируется отношение к выполнению

тренировочных заданий, анализируются и оцениваются результаты. Методы

использования слова позволяют тренеру направлять поведение занимающихся,

воспитывать нравственные, волевые и другие качества личности. В то же время

"словесные" методы играют важную роль в осмысливании, самооценке и

саморегуляции действий самих футболистов.

Методы обеспечения наглядности

Данный комплекс методов применяется для создания зрительных, двигательных

и других ощущений и восприятий об изучаемых упражнениях в процессе

технической, тактической, физической подготовки. Их условно можно

разделить на две группы: методы непосредственной наглядности и методы

опосредованной наглядности.

К первым относятся различные формы методически организованного показа

самих упражнений (в целом или по частям, замедленно или в обычном темпе и

т.д.).

Методы опосредованной наглядности являются вспомогательными средствами

демонстрации и служат формированию предварительных представлений о

двигательных действиях, правилах и условиях их выполнения, а также для

уточнения и углубления представлений, полученных путем непосредственных

восприятий.

Заключение

На современном этапе развития теории и методики спортивной подготовки

вообще и в футболе, в частности, разработано большое количество

методических рекомендаций по всем разделам физической подготовки. Однако

анализ эффективности соревновательной деятельности команд различного

уровня показывает, что их реализация не обеспечивает должной базы для

проявления технико-тактического мастерства футболистов в игре. Поэтому

необходимо выделение приоритетных направлений развития физических

качеств для обеспечения игровой активности и надежности техники на всех

этапах подготовки футболистов.

Выносливость играет важнейшую роль для повышения эффективности

соревновательной деятельности в течение всей игры - различные ее компоненты

обеспечивают поддержание скорости, силы, точности технико-тактических

действий.

Для повышения эффективности соревновательной деятельности необходим

поиск путей учета ее структуры на каждом из этапов многолетней подготовки с

оценкой вклада различных компонентов выносливости в обеспечение качества

игровой деятельности.

На этапе начальной подготовки футболистов рекомендуется использовать

учебно-тренировочные программы, направленные на развитие ведущих для

избранного вида спорта физических качеств, где средства и методы развития

различных компонентов общей и специальной выносливости включаются в

тренировочный процесс блоками избирательной направленности.

Литература

1. Арестов Ю.М., Годик М.А. Подготовка футболистов высших разрядов.

Учебное пособие. - М.: ГЦОЛИФК, 1980.

2. Аркадьев Б.А. Тактика футбольной игры. - М.: ФиС, 1962.

3. Варюшин В.В. Тренировка юных футболистов.- М.: «ФОН», 1997.

4. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсме-

нов. - М., ФиС, 1978.

5. Гриндлер К.Техническая и тактическая подготовка футболистов. Пер. с нем. -

М.: ФиС, 1976.

6. Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок.- М.:

ФиС, 1980.

7. Куликов Л.М. Управление спортивной тренировкой: системность, адаптация,

здоровье. - М., ФОН, 1995.

8. Лаптев А.П. Режим футболиста. 2-е изд., доп. - М.: ФиС, 1986.

9. Левин B.C. Педагогические параметры тренировочных нагрузок футболистов.

Учебное пособие. - Малаховка, 1997.

10. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. – М .: ФиС, 1977.

11.Осташев П.В. Прогнозирование способностей футболиста. – М.: ФиС, 1982.



В раздел образования