Автор: Ершова Анастасия Петровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: г. Прокопьевск, Кемеровская область (Кузбасс)
Наименование материала: Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием мнемотаблицы в подготовительной к школе группе
Тема: Заучивание стихотворения Л.А. Арсеновой «Что такое школа?»
Раздел: дошкольное образование
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №94 «Чебурашка»
(МБДОУ «Детский сад №94)
Конспект открытого занятия по развитию речи
с использованием мнемотаблицы
в подготовительной группе
Тема: Заучивание стихотворения
Л.А. Арсеновой «Что такое школа?»
Составила
Воспитатель первой
Квалификационной
категории
Ершова А.П.
Прокопьевск 2021
Цель: отработать навык заучивания стихотворения с опорой на
мнемотаблицу.
Программные задачи:
Образовательные:
- обогащать, уточнять, активизировать словарь по теме «школа»;
- совершенствовать умение заучивать стихотворение по мнемотаблице;
- учить подбирать синонимы.
Развивающие:
- стимулировать мыслительную и речевую активность ребенка;
- обеспечить развитие диалогической речи, речевого слуха;
- обеспечить развитие логического мышления при составлении схем
зрительной и словесно-логической памяти;
- обеспечить развитие мелкой моторики рук, и крупной маторики;
- совершенствовать интонационную выразительность речи.
Воспитательные:
- воспитывать дружелюбие, желание оказывать помощь;
- воспитывать любовь к школе;
- вызвать эмоциональный отклик при прослушивании стихотворений о
школе, интерес к художественному слову.
Здоровьесберегающие технологии: Психогимнастика,пальчиковая
гимнастика,физминутка.
Предварительная работа:
- заучивание пословиц: Учиться всегда пригодится; Мудрым никто не
родился. Загадывание загадок о школе и школьных принадлежностях;
- чтение художественной литературыЛ.Н. Толстой «Филлипок», А. Барто «В
школу»;
- рассматривание репродукцию картиныФ.П.Решетников Картина «Опять
двойка»;
- дидактическая игра «Собери портфель»,
- беседы«Нужна ли нам школа?»,«Кто работает в школе?»рассматривание
иллюстраций по теме,разучиваниесюжетно-ролевой игры «Магазин
школьных принадлежностей»,Игра «Собери хорошие оценки».
Методические приёмы:
- организационный момент.
- игровой (физминутка).
- наглядный (использование мнемотаблицы, презентация).
- словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы)
Материалы:
картинки с изображением школьников, музыка «Учат в школе» автор: Л.А.
Арсенова, глобус, большой макет земли, ноутбук.
Ход образовательной деятельности.
I.
Организационный момент:
- Ребята, сегодня у нас необычное занятие. На нашем занятии сегодня много
гостей. Поздороваемся с нашими гостями.
Психогимнастика «Улыбка»
Придумано кем – то просто и мудро.
При встрече здороваться: « Доброе утро!»
Доброе утро, - нам шепчут цветы,
Доброе утро, - журчат ручейки,
Доброе утро, - шумят тополя,
Доброе утро, - родная земля.
Доброе утро, - солнцу и птицам,
Доброе утро, - улыбчивым лицам!
И каждый становится, добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!
- Улыбнемся, друг другу и пожелаем хорошего настроения.
(Стук в дверь): - Кто же это?
Буратино:- Это подготовительная группа «Ромашка»? (Да)
-Здрасти всем!
- Вы меня узнали?
Дети: ДА. Ты Буратино
Воспитатель: Буратино, а как ты тут оказался?
Буратино: Я услышал, что вы собираетесь в школув этом году и подумал,
что вы сможете мне помочь в моей беде?
Воспитатель: А что случилось?
Буратино: - Я не знаю, как учить стихи,я не знаю, что такое школа, что там
делают? Я совсем не чего не знаю. Меня ни кто этому не научил!
Воспитатель: - Я думаю, что мы сможем тебе помочь!
-Ну, что, ребята? Поможем Буратино?
Дети: да
Воспитатель: - А ты Буратино слушай внимательно и запоминай!
Воспитатель:- Ребята, проходите и садитесь на свои места (дети
рассаживаются за столы, воспитатель указывает на осанку).
- Вы, ребята, посмотрите
Все ли правильно сидите.
Быть прямой должна спина,
Как гитарная струна.
Ноги вы соедините,
Прямо голову держите.
И конечно не зевайте,
На вопросы отвечайте,
Только хором не кричи,
Знаешь, руку подними.
Воспитатель: про школу сложено много красивых стихотворений. Сегодня я
хочу вас познакомить с одним автором и его произведением. Послушайте
стихотворение. Итак, я буду читать стихотворение, а вы слушайте
внимательно, о чем оно….?
Что такое школаАвтор: Людмила АлександровнаАрсенова
Школа – это светлый дом,
Мы учиться будем в нём.
Там научимся писать,
Складывать и умножать.
В школе многое узнаем:
О своём любимом крае,
О горах и океанах,
О материках и странах;
И куда впадают реки,
И какими были греки,
И какие есть моря,
И как вертится Земля.
В школе мастерские есть…
Интересных дел не счесть!
И звонок весёлый.
Вот что значит "школа"!
II. Вопросы по четверостишиям.
- Ребята, скажите, пожалуйста, о чем стихотворение?
Ответы детей.
Школа – это светлый дом,
Мы учиться будем в нём.
Там научимся писать,
Складывать и умножать.
-как вы думаете почему говориться в стихотворении, что Школа – это
светлый дом? Как понимаете эту фразу? (добрый, чистый, уютный)
- А чему учат в школе?
(Добиваться полных ответов от детей).
В школе многое узнаем:
О своём любимом крае,
О горах и океанах,
О материках и странах;
-Скажите, пожалуйста, что такое «любимый край»?(где мы родились, живем
с вами);
-а в какой стране, мы живем?(Россия);
- а как называется город, в котором мы живем? (Прокопьевск);
- как можно определить на модели «Земля» горы и океаны? (Коричневым и
синем цветом);
- какие названия океанов вы знаете? (Тихий, Атлантический, Индийский,
Южный,Северный ледовитый);
- какие материки вы знаете, назовите их, покажите?(Евразия, Африка,
Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида);
- на каком материке расположена наша страна Россия? (Евразия);
- назовите, какие страны вы знаете? (Германия, Франция, Италия и т.д.)
И куда впадают реки,
И какими были греки,
И какие есть моря,
И как вертится Земля.
- а кто знает, куда же впадают реки? (в моря и океаны)
- кто такие греки? (народ из древней Греции, а еще это национальность)
- ребята назовите моря, какие вы знаете?(черное, белое, красное, азовское и
т.д.);
- как вертится земля? (вокруг своей оси);
-какие изменения происходят на нашей планете, когда вертится земля вокруг
своей оси? (день и ночь).
В школе мастерские есть…
Интересных дел не счесть!
И звонок весёлый.
Вот что значит "школа"!
- ребята как вы думаете, что за мастерские есть в школе? (новые знания)
Воспитатель: - Мастерские –это такие кабинеты( помещения), для девочек и
для мальчиков, где обучают труду.
-Мастерская для мальчиков, где их учат работать на станках, пилить,
строгать из дерева, забивать гвозди. А в мастерской для девочек учат шить на
швейной машинке, вязать, вышивать и учат готовить еду.
- Вот как интересно в школе, а еще один из главных атрибутов школы - это
веселый звонкий что? (звонок).
-Правильно ребята, молодцы!
Воспитатель: Предлагаю вам немножкоотдохнуть.
Физминутка
Ребята, давайте, возьмёмся за руки.
Воспитатель: - какую фигуру мы с вами образовали? (круг)
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдём направо,
А теперь пойдём налево,
В центре круга соберёмся,
И на место все вернёмся.
Вместе будем очень дружно
На вопросы отвечать
Все хотим мы заниматься,
Все хотим мы много знать.
Дети: Выполняют действия согласно тексту.
-Молодцы
Ну, а теперь, предлагаювыучить это стихотворение наизусть?
Приглашаю сесть вас за столы. Спина прямая, ноги поставили вместе,
красиво.
Поиграем в игру «Шифровальщики»
То есть попробуем это стихотворение нарисовать.
Но для начала я вам предлагаю сделать массаж.
III.
Пальчиковая гимнастика
«ШКОЛА»
В школу осенью пойдем. (Дети «шагают» пальчиками по столу.)
Там друзей себе найдем, (Загибают по одному пальчику.)
В школе будем мы читать (повороты головы вправо, влево)
В школе будем мы писать (пальчики «здороваются»)
И учиться все на пять! (показать 5 пальцев)
Воспитатель:молодцы!
У каждого из вас лежит: лист с таблицей, и простой карандаш.
- назовите положение листа на столе? (верхний правый угол и т.д.)
- поднимите левую руку те, у кого короткий карандаш?
- поднимите правую руку у кого длинный карандаш?
-посчитайте молча, сколько клеток заполненных картинками в таблице,
покажите цифру обозначающее число клеток? (10)
- предлагаю посчитать про себя, сколько клеток незаполненных, покажите
цифру обозначающее число клеток? (6)
- а как нам, не считая узнать, сколько всего клеток? (сложить, прибавить к 10
+6=16)
Проследить правильное положение карандаша в руке.
Что ж приступим к заполнению наших таблиц.
(В пустой квадрат зарисовывалась картинка, подбирали ее вместе с детьми,
обсуждали, что именно нужно нарисовать).
Хорошо, молодцы!
Воспитатель: -А теперь еще одна игра
«Лучший чтец».
Сначала послушайте меня, я еще раз прочитаю вам, а вы смотрите на свои
таблицы повторяйте про себя и запоминайте.
Что такое школа
Автор: Л.А. Арсенова
Школа – это светлый дом,
Мы учиться будем в нём.
Там научимся писать,
Складывать и умножать.
В школе многое узнаем:
О своём любимом крае,
О горах и океанах,
О материках и странах;
И куда впадают реки,
И какими были греки,
И какие есть моря,
И как вертится Земля.
В школе мастерские есть…
Интересных дел не счесть!
И звонок весёлый.
Вот что значит "школа"!
Кто хочет сейчас с помощью своих рисунков рассказать стихотворение?
Хорошо, молодцы!
Воспитатель: А как нужно себя вести в школе?
Ответы.
Буратино: - Друзья, спасибо вам за интересные рассказы, познавательные
игры.
– Вы меня сегодня многому научили.
– Я узнал, что такое школа, что в школе дети учатся, получают новые знания,
общаются со сверстниками и друзьями. В школе очень интересно!В школе
ученикам надо себя вестивоспитанно.
- И за это я вас отблагодарю. Не большой,но очень нужный подарокк школе,
(ручки)
Буратино: Ну, а мне пора. До свидания!
А наше занятие подошло к концу.
-Что вам больше всего запомнилось?
-Что вам больше всего понравилось?
- Что вам помогло быстро запомнить стихотворение? (рисунки-подсказки).
Воспитатель:
– Ребята, в этом году вам уже в школу! Я вас поздравляю с этим событием!
Я желаю вам хорошо учиться в школе, быть прилежными, любознательными,
внимательными учениками, чтобы вырасти настоящими людьми.И чтобы в
ваших дневниках были только одни «5»(дети сами отвечают).
Раздаю(Сладкие призы).