Напоминание

Элективный курс «Современная энергетика и окружающая среда»


Автор: Шкиренок Людмила Григорьевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ гимназия №9
Населённый пункт: г. Невинномысск, Ставропольский край
Наименование материала: учебная программа
Тема: Элективный курс «Современная энергетика и окружающая среда»
Раздел: среднее образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 9 ГОРОДА НЕВИННОМЫССКА

РАССМОТРЕНО

на заседании кафедры

учителей

естественнонаучного цикла

протокол №1 от

29.08.2018 г.

УТВЕРЖДЕНО

приказом директора

МБОУ ГИМНАЗИЯ № 9

приказ № 18 от

29.08.2018 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Элективного учебного предмета

«Современная энергетика и окружающая среда»

9 класс

Автор-составитель:

Шкиренок Людмила Григорьевна,

учитель географии высшей

квалификационной категории

МБОУ гимназии № 9 города

Невинномысска

Пояснительная записка

Данная программа «Современная энергетика и окружающая среда» для

9-го

класса,

составлена

на

основе:

Федерального

компонента

государственного стандарта основного (общего) образования (приказ МОиН

РФ от 05.03.2004г. №1089). Образовательной программы МБОУ гимназия №

9 на 2018-2019 учебный год. Программы элективного курса В.М. Возница для

профильных классов «Альтернативные источники энергии».

С учетом: Учебного плана МБОУ гимназия № 9 на 2018-2019 гг. (приказ

от 29.08.2018 № 5). Согласно образовательной программе МБОУ гимназия №

9на изучение элективного курса «Современная энергетика и окружающая

среда)»

отводится

17

часов

в

год.

С

целью

предоставления

равных

возможностей всем ученикам обучение построено на дифференцированном и

индивидуальном подходе в изучении предмета. Индивидуальные особенности

каждого ученика учитываются при планировании урока. Индивидуальный

подход в реализации предложенной программы осуществляется при выборе

форм и методов работы с классом. Учащиеся 9 класса в основной массе

отличаются средним уровнем обученности и обучаемости, интеллектуальным

развитием;

обладают

средней

скоростью

усвоения

и

воспроизведения

учебного материала. Навыки самостоятельной работы развиты слабо, поэтому

учащиеся требуют постоянного контроля при работе. В течении учебного года

возможны коррективы календарно-тематического планирования, связанные с

форс-мажорными обстоятельствами.

Цель курса- расширить знания учащихся и создать ориентационную и

мотивационную

основу

для

осознанного

выбора

профиля

обучения

(способности

ориентироваться

в

мире

профессий

энергетика,

инженера-

эколога,

экоконсультанта).

Для

этого

предлагается

знакомство

девятиклассников

с

особенностями

перспектив

развития

и

имеющегося

мирового и отечественного опыта освоения современных источников энергии

и

их

воздействия

на

окружающую

среду.

Данный

курс

предполагает

использование знаний географии, физики, экологии и знакомство учащихся с

их применением в различных типах электростанций, в понимании явлений,

происходящих при этом в окружающей среде, в теоретических обобщениях.

Задачи курса:

1. Формировать познавательный интерес.

2. Расширить кругозор учащихся.

3. Развить умение обосновывать физиологические процессы с точки

зрения физических процессов.

4.

Формировать

умение

самостоятельно

приобретать

и

применять

знания.

5. Формировать умения работать с источниками информации.

Планируемые результаты обучения

Личностные:

-

сформированность

познавательных

интересов,

интеллектуальных

и

творческих способностей учащихся;

-

готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными

интересами и возможностями;

-

мотивация к дальнейшей образовательной деятельности;

-

формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам

открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметные:

-

овладение

навыками

самостоятельного

приобретения

новых

знаний,

организации

учебной

деятельности,

постановки

целей,

планирования,

самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть

возможные результаты своих действий;

-

формирование

умений

воспринимать,

перерабатывать

и

предъявлять

информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и

перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными

задачами;

-

приобретение

опыта

самостоятельного

поиска,

анализа

и

отбора

информации

с

использованием

различных

источников,

и

новых

информационных технологий;

-

умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника,

понимать

его

точку зрения,

признавать

право

другого

человека

на

иное

мнение;

-

формирование

умений

работать

в

группе

с

выполнением

различных

социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения,

вести дискуссию.

Предметные:

-

умения пользоваться методами научного исследования явлений природы;

-

умения и навыки применять полученные знания для объяснения физических

явлений, решения практических задач повседневной жизни, рационального

природопользования и охраны окружающей среды;

-

развитие

теоретического

мышления

на

основе

формирования

умений

устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выдвигать

гипотезы и строить модели физических явлений, находить доказательства для

выдвинутых

гипотез,

выводить

из

экспериментальных

данных

и

их

теоретического описания физические закономерности;

-

использовать принципы классификации альтернативных источников;

-

использовать нормы и правила рационального использования природных

ресурсов,

оценивать

эффективность

природоохранных

мероприятий

по

использованию новых методов и технологий.

Содержание программы

1. Традиционная энергетика. Цель и задачи дисциплины. Традиционные и

нетрадиционные источники энергии. Энергия -это то, без чего не может

существовать

наша

цивилизация.

Растущее

население

Земли,

новые

высокотехнологичные производства, «оцифровывание» человечества требуют

все

больше

и

больше

источников

энергии.

Это не

только

традиционная

энергетика, но и современная низкоуглеродная генерация, к которой можно

отнести атомную, солнечную, ветровую энергетику. Важным направлением

развития отрасли является аккумулирование энергии для ее дальнейшего

использования как стационарными, так и мобильными потребителями. Кроме

того,

в

настоящее

время

происходит

активное

внедрение

цифровых

технологий в энергетическую отрасль.

Невинномысская ГРЭС.

2. Возобновляемые и невозобновляемые источники энергии. Структура

мирового энергопотребления. Динамика роста энергопотребления в мире и в

России. Запасы и ресурсы источников энергии. Экологические проблемы.

Место нетрадиционных источников энергии в удовлетворении энергетических

потребностей

человека.

Особенности

топливно-энергетического

баланса

Ставропольского края.

3.

Использование

энергии

Солнца.

Физические

основы

процессов

преобразования

солнечной

энергии.

Промышленное

и

хозяйственное

использование солнечной энергии для получения тепла. Нагревание воды и

воздуха.

Типы

коллекторов,

принцип

их

действия

и

методы

расчёта.

Пассивные и активные отопительные системы. Солнечные пруды. Другие

применения солнечной энергии: получение холода, сушка, опреснение воды.

Солнечные системы для получения электроэнергии. Фотоэлектрическая

генерация. Концентрация солнечной энергии. Рассредоточенные коллекторы.

Солнечные башни. Типы солнечных электростанций (СЭС). Экологические

проблемы СЭС. Технико-экономические показатели СЭС.

4. Ветроэнергетические установки. Потенциал энергии ветра и возможности

его

использования.

Ветровой

кадастр

России.

Общие

характеристики

ветроэнергетических

установок

(ВЭУ).

Расчёт

идеального

и

реального

ветряка.

Типы

ВЭУ.

Оптимальный

режим

работы

ветроколеса.

Ветроэлектростанции. Экономика и экология ветроэнергетики. Кочубеевский

ветропарк.

5.

Геотермальная

энергия.

Тепловой

режим

земной

коры.

Источники

геотермального тепла. Классификация геотермальных районов. Методы и

способы использования геотермального тепла для выработки электроэнергии

и в системах теплоснабжения. Комплексное использование геотермальных

ресурсов. Геотермальные электростанции (ГеоЭС) России. Экологические

проблемы геотермальной энергетики.

6. Энергия биомассы. Фотосинтез. Биомасса. Биотопливо. Классификация

процессов

производства

биотоплива.

Газификация

и

газогенераторы.

Анаэробное

сбраживание.

Расчет

биогазогенераторов.

Производство

биотоплива

для

энергетических

целей.

Энергетические

фермы.

Биоэнергетические установки (БЭУ). БиоТЭЦ. Биоэнергетические комплексы

(БЭК).

Автономные

теплоэнергетические

комплексы

(АТК).

Технологии

обезвреживания

твёрдых

бытовых

и

промышленных

отходов

(ТБПО):

складирование

на

полигонах,

сжигание

с

утилизацией

тепла,

компостирование, глубокая высокотемпературная переработка (пиролиз) в

высокотемпературных

шахтно-доменных

печах,

комплексная

переработка.

Экология биоэнергетики. Состояние и перспективы биоэнергетики за рубежом

и в России.

7. Энергия малых рек. Гидроэнергоресурсы. Работа водяного потока. Схемы

концентрации

напора.

Идеальная

и

реальная

мощность

гидротурбин.

Активные и реактивные турбины. Схема малой ГЭС и её основные элементы.

Гидравлический

таран.

Экономика

и

экология

малых

ГЭС.

«РусГидро»-

Каскад Кубанских ГЭС».

8. Энергетические ресурсы океана. Баланс возобновляемой энергии океана.

Основы преобразования энергии волн. Преобразователи энергии волн. Общие

сведения об использовании энергии приливов. Мощность приливных течений

и приливного подъема воды.

Использование энергии океанских

течений.

Ресурсы

тепловой

энергии

океана.

Схема

океанической

тепловой

электростанции (ОТЭС), работающей по замкнутому циклу. Схема ОТЭС,

работающей по открытому циклу. Использование перепада температур океан

– атмосфера. Прямое преобразование тепловой энергии.

9. Вторичные энергоресурсы. Классификация вторичных энергоресурсов

(ВЭР):

топливные,

тепловые,

избыточного

давления.

Энергетический

потенциал ВЭР в России. Экономическая эффективность использования ВЭР

в различных отраслях народного хозяйства. Приведённые затраты. Тепловые

насосы. Экологические проблемы.

10. Защита проекта «Развитие современной энергетики в Ставропольском

крае».

Учебно-тематический план

п/ п

Тема курса

Кол-во часов

1.

Введение

1

2

Традиционная

энергетика

и

её

влияние

на

окружающую среду. Невинномысская ГРЭС.

2

3

Возобновляемые

и

невозобновляемые

источники

энергии. Плюсы и минусы.

1

4

Использование энергии Солнца.

1

5

Ветроэнергетические

установки

и

их

влияние

на

окружающую среду.

2

6

Геотермальная энергия.

1

7

Энергия биомассы.

1

8

Энергия малых рек. «РусГидро»-Каскад Кубанских

ГЭС»

2

9

Энергетические ресурсы океана

1

10

Вторичные энергоресурсы.

1

11

Экскурсия на предприятие

1

12

Проект

«Развитие

современной

энергетики

в

Ставропольском крае»

2

13

Урок-семинар (защита проектов)

1

14

ИТОГО

17

Литература

1. Баранников А.В. Элективные курсы в профильном образовании //Первое

сентября. – 2004. – № 2. – С. 1–2.

2.

Белова

С.В.

Элективные

курсы

гуманитарной

направленности

для

различных профилей обучения: Учебно-методическое пособие. – М.: Глобус,

2006. – 190 с.

3.

Болотникова

Н.В.

Элективные

курсы

по

географии

для

профильного

обучения в 10–11 классах / [Сост. Н.В. Болотникова]. – М.: Глобус, 2007. – 261

с.

4. Воронина Г.А. Элективные курсы: алгоритмы создания, примеры программ:

Практическое руководство для учителя. – 2-е изд. – М.: Айрис-Пресс, 2008. –

128 с.

5.

География.

Программы

элективных

курсов.

10–11

классы.

Сборник

программ. Профильное обучение. /Автор-сост. В.П. Дронов. – М.: Дрофа,

2012.

6.

География.

Программы

элективных

курсов.

10–11

классы.

Сборник

программ. Профильное обучение. Автор-сост. Н.Ф. Винокурова. – М.: Дрофа,

2012.

7.

Программы

элективных

курсов

по

географии

для

предпрофильной

подготовки: География. Программы элективных курсов. 9 класс. Сборник

программ. Профильное обучение. Автор-сост. С.Е. Дюкова. – М.: Дрофа, 2006.

Колесниченко

С.А.

Программа

элективного

курса

«Основы

природопользования» (9 класс): профильное обучение / С.А. Колесниченко //

География и экология в школе XXI века. – 2009. – № 5. – С. 72–80.



В раздел образования