Автор: Шкиренок Людмила Григорьевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ гимназия №9
Населённый пункт: г. Невинномысск, Ставропольский край
Наименование материала: учебная программа
Тема: Элективный курс «Современная энергетика и окружающая среда»
Раздел: среднее образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 9 ГОРОДА НЕВИННОМЫССКА
РАССМОТРЕНО
на заседании кафедры
учителей
естественнонаучного цикла
протокол №1 от
29.08.2018 г.
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МБОУ ГИМНАЗИЯ № 9
приказ № 18 от
29.08.2018 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективного учебного предмета
«Современная энергетика и окружающая среда»
9 класс
Автор-составитель:
Шкиренок Людмила Григорьевна,
учитель географии высшей
квалификационной категории
МБОУ гимназии № 9 города
Невинномысска
Пояснительная записка
Данная программа «Современная энергетика и окружающая среда» для
9-го
класса,
составлена
на
основе:
Федерального
компонента
государственного стандарта основного (общего) образования (приказ МОиН
РФ от 05.03.2004г. №1089). Образовательной программы МБОУ гимназия №
9 на 2018-2019 учебный год. Программы элективного курса В.М. Возница для
профильных классов «Альтернативные источники энергии».
С учетом: Учебного плана МБОУ гимназия № 9 на 2018-2019 гг. (приказ
от 29.08.2018 № 5). Согласно образовательной программе МБОУ гимназия №
9на изучение элективного курса «Современная энергетика и окружающая
среда)»
отводится
17
часов
в
год.
С
целью
предоставления
равных
возможностей всем ученикам обучение построено на дифференцированном и
индивидуальном подходе в изучении предмета. Индивидуальные особенности
каждого ученика учитываются при планировании урока. Индивидуальный
подход в реализации предложенной программы осуществляется при выборе
форм и методов работы с классом. Учащиеся 9 класса в основной массе
отличаются средним уровнем обученности и обучаемости, интеллектуальным
развитием;
обладают
средней
скоростью
усвоения
и
воспроизведения
учебного материала. Навыки самостоятельной работы развиты слабо, поэтому
учащиеся требуют постоянного контроля при работе. В течении учебного года
возможны коррективы календарно-тематического планирования, связанные с
форс-мажорными обстоятельствами.
Цель курса- расширить знания учащихся и создать ориентационную и
мотивационную
основу
для
осознанного
выбора
профиля
обучения
(способности
ориентироваться
в
мире
профессий
энергетика,
инженера-
эколога,
экоконсультанта).
Для
этого
предлагается
знакомство
девятиклассников
с
особенностями
перспектив
развития
и
имеющегося
мирового и отечественного опыта освоения современных источников энергии
и
их
воздействия
на
окружающую
среду.
Данный
курс
предполагает
использование знаний географии, физики, экологии и знакомство учащихся с
их применением в различных типах электростанций, в понимании явлений,
происходящих при этом в окружающей среде, в теоретических обобщениях.
Задачи курса:
1. Формировать познавательный интерес.
2. Расширить кругозор учащихся.
3. Развить умение обосновывать физиологические процессы с точки
зрения физических процессов.
4.
Формировать
умение
самостоятельно
приобретать
и
применять
знания.
5. Формировать умения работать с источниками информации.
Планируемые результаты обучения
Личностные:
-
сформированность
познавательных
интересов,
интеллектуальных
и
творческих способностей учащихся;
-
готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными
интересами и возможностями;
-
мотивация к дальнейшей образовательной деятельности;
-
формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам
открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметные:
-
овладение
навыками
самостоятельного
приобретения
новых
знаний,
организации
учебной
деятельности,
постановки
целей,
планирования,
самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть
возможные результаты своих действий;
-
формирование
умений
воспринимать,
перерабатывать
и
предъявлять
информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и
перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными
задачами;
-
приобретение
опыта
самостоятельного
поиска,
анализа
и
отбора
информации
с
использованием
различных
источников,
и
новых
информационных технологий;
-
умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника,
понимать
его
точку зрения,
признавать
право
другого
человека
на
иное
мнение;
-
формирование
умений
работать
в
группе
с
выполнением
различных
социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения,
вести дискуссию.
Предметные:
-
умения пользоваться методами научного исследования явлений природы;
-
умения и навыки применять полученные знания для объяснения физических
явлений, решения практических задач повседневной жизни, рационального
природопользования и охраны окружающей среды;
-
развитие
теоретического
мышления
на
основе
формирования
умений
устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выдвигать
гипотезы и строить модели физических явлений, находить доказательства для
выдвинутых
гипотез,
выводить
из
экспериментальных
данных
и
их
теоретического описания физические закономерности;
-
использовать принципы классификации альтернативных источников;
-
использовать нормы и правила рационального использования природных
ресурсов,
оценивать
эффективность
природоохранных
мероприятий
по
использованию новых методов и технологий.
Содержание программы
1. Традиционная энергетика. Цель и задачи дисциплины. Традиционные и
нетрадиционные источники энергии. Энергия -это то, без чего не может
существовать
наша
цивилизация.
Растущее
население
Земли,
новые
высокотехнологичные производства, «оцифровывание» человечества требуют
все
больше
и
больше
источников
энергии.
Это не
только
традиционная
энергетика, но и современная низкоуглеродная генерация, к которой можно
отнести атомную, солнечную, ветровую энергетику. Важным направлением
развития отрасли является аккумулирование энергии для ее дальнейшего
использования как стационарными, так и мобильными потребителями. Кроме
того,
в
настоящее
время
происходит
активное
внедрение
цифровых
технологий в энергетическую отрасль.
Невинномысская ГРЭС.
2. Возобновляемые и невозобновляемые источники энергии. Структура
мирового энергопотребления. Динамика роста энергопотребления в мире и в
России. Запасы и ресурсы источников энергии. Экологические проблемы.
Место нетрадиционных источников энергии в удовлетворении энергетических
потребностей
человека.
Особенности
топливно-энергетического
баланса
Ставропольского края.
3.
Использование
энергии
Солнца.
Физические
основы
процессов
преобразования
солнечной
энергии.
Промышленное
и
хозяйственное
использование солнечной энергии для получения тепла. Нагревание воды и
воздуха.
Типы
коллекторов,
принцип
их
действия
и
методы
расчёта.
Пассивные и активные отопительные системы. Солнечные пруды. Другие
применения солнечной энергии: получение холода, сушка, опреснение воды.
Солнечные системы для получения электроэнергии. Фотоэлектрическая
генерация. Концентрация солнечной энергии. Рассредоточенные коллекторы.
Солнечные башни. Типы солнечных электростанций (СЭС). Экологические
проблемы СЭС. Технико-экономические показатели СЭС.
4. Ветроэнергетические установки. Потенциал энергии ветра и возможности
его
использования.
Ветровой
кадастр
России.
Общие
характеристики
ветроэнергетических
установок
(ВЭУ).
Расчёт
идеального
и
реального
ветряка.
Типы
ВЭУ.
Оптимальный
режим
работы
ветроколеса.
Ветроэлектростанции. Экономика и экология ветроэнергетики. Кочубеевский
ветропарк.
5.
Геотермальная
энергия.
Тепловой
режим
земной
коры.
Источники
геотермального тепла. Классификация геотермальных районов. Методы и
способы использования геотермального тепла для выработки электроэнергии
и в системах теплоснабжения. Комплексное использование геотермальных
ресурсов. Геотермальные электростанции (ГеоЭС) России. Экологические
проблемы геотермальной энергетики.
6. Энергия биомассы. Фотосинтез. Биомасса. Биотопливо. Классификация
процессов
производства
биотоплива.
Газификация
и
газогенераторы.
Анаэробное
сбраживание.
Расчет
биогазогенераторов.
Производство
биотоплива
для
энергетических
целей.
Энергетические
фермы.
Биоэнергетические установки (БЭУ). БиоТЭЦ. Биоэнергетические комплексы
(БЭК).
Автономные
теплоэнергетические
комплексы
(АТК).
Технологии
обезвреживания
твёрдых
бытовых
и
промышленных
отходов
(ТБПО):
складирование
на
полигонах,
сжигание
с
утилизацией
тепла,
компостирование, глубокая высокотемпературная переработка (пиролиз) в
высокотемпературных
шахтно-доменных
печах,
комплексная
переработка.
Экология биоэнергетики. Состояние и перспективы биоэнергетики за рубежом
и в России.
7. Энергия малых рек. Гидроэнергоресурсы. Работа водяного потока. Схемы
концентрации
напора.
Идеальная
и
реальная
мощность
гидротурбин.
Активные и реактивные турбины. Схема малой ГЭС и её основные элементы.
Гидравлический
таран.
Экономика
и
экология
малых
ГЭС.
«РусГидро»-
Каскад Кубанских ГЭС».
8. Энергетические ресурсы океана. Баланс возобновляемой энергии океана.
Основы преобразования энергии волн. Преобразователи энергии волн. Общие
сведения об использовании энергии приливов. Мощность приливных течений
и приливного подъема воды.
Использование энергии океанских
течений.
Ресурсы
тепловой
энергии
океана.
Схема
океанической
тепловой
электростанции (ОТЭС), работающей по замкнутому циклу. Схема ОТЭС,
работающей по открытому циклу. Использование перепада температур океан
– атмосфера. Прямое преобразование тепловой энергии.
9. Вторичные энергоресурсы. Классификация вторичных энергоресурсов
(ВЭР):
топливные,
тепловые,
избыточного
давления.
Энергетический
потенциал ВЭР в России. Экономическая эффективность использования ВЭР
в различных отраслях народного хозяйства. Приведённые затраты. Тепловые
насосы. Экологические проблемы.
10. Защита проекта «Развитие современной энергетики в Ставропольском
крае».
Учебно-тематический план
№
п/ п
Тема курса
Кол-во часов
1.
Введение
1
2
Традиционная
энергетика
и
её
влияние
на
окружающую среду. Невинномысская ГРЭС.
2
3
Возобновляемые
и
невозобновляемые
источники
энергии. Плюсы и минусы.
1
4
Использование энергии Солнца.
1
5
Ветроэнергетические
установки
и
их
влияние
на
окружающую среду.
2
6
Геотермальная энергия.
1
7
Энергия биомассы.
1
8
Энергия малых рек. «РусГидро»-Каскад Кубанских
ГЭС»
2
9
Энергетические ресурсы океана
1
10
Вторичные энергоресурсы.
1
11
Экскурсия на предприятие
1
12
Проект
«Развитие
современной
энергетики
в
Ставропольском крае»
2
13
Урок-семинар (защита проектов)
1
14
ИТОГО
17
Литература
1. Баранников А.В. Элективные курсы в профильном образовании //Первое
сентября. – 2004. – № 2. – С. 1–2.
2.
Белова
С.В.
Элективные
курсы
гуманитарной
направленности
для
различных профилей обучения: Учебно-методическое пособие. – М.: Глобус,
2006. – 190 с.
3.
Болотникова
Н.В.
Элективные
курсы
по
географии
для
профильного
обучения в 10–11 классах / [Сост. Н.В. Болотникова]. – М.: Глобус, 2007. – 261
с.
4. Воронина Г.А. Элективные курсы: алгоритмы создания, примеры программ:
Практическое руководство для учителя. – 2-е изд. – М.: Айрис-Пресс, 2008. –
128 с.
5.
География.
Программы
элективных
курсов.
10–11
классы.
Сборник
программ. Профильное обучение. /Автор-сост. В.П. Дронов. – М.: Дрофа,
2012.
6.
География.
Программы
элективных
курсов.
10–11
классы.
Сборник
программ. Профильное обучение. Автор-сост. Н.Ф. Винокурова. – М.: Дрофа,
2012.
7.
Программы
элективных
курсов
по
географии
для
предпрофильной
подготовки: География. Программы элективных курсов. 9 класс. Сборник
программ. Профильное обучение. Автор-сост. С.Е. Дюкова. – М.: Дрофа, 2006.
Колесниченко
С.А.
Программа
элективного
курса
«Основы
природопользования» (9 класс): профильное обучение / С.А. Колесниченко //
География и экология в школе XXI века. – 2009. – № 5. – С. 72–80.