Автор: Лебедева Оксана Викторовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОУ
Населённый пункт: г. Пугачев
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Проектная деятельность на уроках математики
Раздел: среднее образование
Геометрия является самым могущественным средством
для изощрения наших умственных способностей
и даёт нам возможность
правильно мыслить и рассуждать.
Увлечение математикой часто начинается с размышления над какой-то
особенно интересной задачей. На уроке математики мы находили площади
многоугольников, составленных из прямоугольников и квадратов, изображенных на клетчатой
бумаге. А если фигура представляет собой многоугольник, состоящий не из целого количества
клеток? Как быть тогда? Какие существуют способы нахождения площадей произвольных
многоугольников?
Проблема:
Существует
ли
универсальный
способ
нахождения
площади
произвольного
многоугольника, изображенного на клетчатой бумаге?
Цель работы:
1.
Изучить способы нахождения площадей на клетчатой бумаге.
2.
Найти самый эффективный способ решения задач.
Задачи:
1.
Изучить литературу по данной теме.
2.
Рассмотреть разные способы нахождения площадей фигур на клетчатой бумаге.
3.
Провести эксперимент.
4.
Сделать выводы.
Объект исследования: фигуры на клетчатой бумаге.
Предмет исследования: площадь фигур.
Методы исследования: 1) теоретический: изучение литературы и других источников
информации;
2) эмпирический (сбор и обработка данных ) :
тестирование,
анкетирование;
3) математический: вычисления, построение диаграмм.
Актуальность выбранной темы: От учителя математики мы узнали, что задания на нахождение
площадей многоугольников, изображенных на клетчатой бумаге, встречаются на ОГЭ и ЕГЭ.
Поэтому мы решили подробнее рассмотреть такие задачи и помочь выпускникам допускать меньше
ошибок и тратить меньше времени на выполнение этих заданий.
Ещё в начальной школе мы изучали формулы нахождения площадей прямоугольника S = a ∙ b,
квадрата S = a ∙ a и прямоугольного треугольника S = (a ∙ b) : 2.
При изучении математики в 5 классе мы тоже использовали эти формулы для вычисления площадей
фигур. А также изучили основные свойства площадей: равные фигуры имеют равные площади;
площадь фигуры равна сумме площадей её частей.
За единицу измерения площади многоугольника принимается квадрат со стороной, равной
единице измерения его длины. Это, чаще всего, квадратные миллиметры, квадратные сантиметры,
квадратные дециметры и т.д. Найти площадь произвольного многоугольника, изображенного на
клетчатой бумаге , с вершинами в узлах клеток, можно разными способами.
Задача . На клетчатой бумаге с размером клетки 1×1 изображён треугольник ABC. Найдите его
площадь.
Каждый прямоугольный треугольник можно дополнить до прямоугольника, площадь большего
прямоугольника состоит из 9 клеток, а меньшего из 3 клеток, площадь целого
прямоугольника равна 12 (9 + 3 = 12). Мы знаем, что площадь прямоугольного
треугольника в 2 раза меньше площади прямоугольника, следовательно, площадь
треугольника равна 6 (12: 2 = 6).
На рисунке дан параллелограмм ABCD. Разделим его на части AFB и FBCD, путем перестановки
составим из них равновеликий многоугольник FBCE . В полученном прямоугольнике количество
клеток будет 14. S
ABCD
=S
FBCE
=14.
Рисунке
изображен
ромб
АВС
из них прямоугольник, со сторонами 4 и 6. Тогда площадь исходной
фигуры S= 4 · 6 = 24
Иногда легче вычислить площадь многоугольника как сумму площадей его частей.
На рисунке
дан многоугольник ADMN, который разделен на три части: два прямоугольных
треугольника ABN и CDM и один прямоугольник BCMN. Используя результаты задачи 1, площадь
всего многоугольника можно вычислить так 6 + 12 = 18 кв. единиц
Площадь данной фигуры можно найти как сумму площадей её частей
1 + 2 + 3 + 5 + 7 = 18 кв. единиц
В некоторых случаях нахождение площади целой фигуры по сумме площадей ее частей
оказывается слишком громоздким, тогда возможно использовать это свойство с точностью
наоборот.
Необходимо описать около данного многоугольника - прямоугольник так, чтобы вершины
прямоугольника совпадали с вершинами построенного прямоугольника или лежали на его
сторонах.
Площадь
искомой
фигуры
будет
равна
разности
площади
построенного
прямоугольника и площадей оставшихся частей.
Площадь многоугольника равна разности площади прямоугольника и площадей двух прямоугольных
треугольников.
6 · 5 - 1·5: 2 - 4· 5: 2 = 17, 5 (см
2
)
Из площади квадрата вычтем площади прямоугольных треугольников 5
2 _
3
2
: 2 - 5· 2 : 2 – 2 · 5 :
2=10, 5 (см
2
)
Искать площадь такой фигуры можно по - разному. Например, можно
разрезать многоугольник на достаточно простые фигуры, найти их площади и сложить.
Хотя многоугольник и выглядит достаточно просто, для вычисления его площади
придется изрядно потрудиться.
Площадь не выделенной фигуры, составленной из клетки 1 мм × 1 мм, равна 17 мм
2
.
Площади выделенных треугольников рассчитывается как полу сумма произведения
катетов: S
△
= (1
⋅
2+1
⋅
2+1
⋅
2+1
⋅
1+1
⋅
1+1
⋅
1+2
⋅
2+1
⋅
1+1
⋅
1+2
⋅
2):2=19 :2=9,5 (мм
2
)
Получаем итоговую площадь всей фигуры: 17+9,5=26,5(мм2)
А если бы многоугольник выглядел более причудливо? Оказывается, площади многоугольни-
ков, вершины которых расположены в узлах сетки, можно вычислять гораздо проще: есть
формула, связывающая их площадь с количеством узлов, лежащих внутри и на границе
многоугольника. Эта замечательная и простая формула называется формулой Пика.
Формула Пи
́
ка (или теорема Пи
́
ка) — классический результат комбинаторной геометрии и
геометрии чисел, согласно которому площадь многоугольника с целочисленными вершинами
равна
S = В + Г / 2 − 1,где В — количество целочисленных точек внутри многоугольника,
Г — количество целочисленных точек на границе многоугольника.
Доказана Георгом Пиком в 1899 году.
Вернемся к предыдущей задаче
В = 17, Г = 21, тогда S = 17 + 21: 2 – 1 = 26, 5 (мм
2
)
Площадь данного пятиугольника находим так
В = 10, Г = 10, тогда S = 10 + 10: 2 – 1 = 14 (см
2
)
Используя формулу Пика можно находить и площади треугольников.
В = 12, Г= 4, поэтому S = 12 + 4: 2 – 1 = 13(см
2
)
Даже площадь такой фигуры можно найти используя формулу Пика.
В = 28, Г = 20, тогда
S = 28 + 20: 2 – 1= 37 (кв. ед)
Мы изучили различные способы нахождения площадей многоугольников, изображенных на
клетчатой бумаге, и решили провести эксперимент, какой из них самый
эффективный. Для начала мы выдвинули гипотезу: самым эффективным
будет решение задач по формуле Пика.
Каждому ученику 9 - 11 классов нужно было решить три задачи на нахождение площади
многоугольников знакомыми способами, и засечь время выполнения заданий . Мы провели
опрос, в котором приняли участие 92 учащихся. Данный опрос показал, что всего семь
человек знакомы с формулой Пика для вычисления площадей фигур, но не применяют её на
практике. Показав старшеклассникам формулу Пика , предложили решить те же самые
задачи, но, уже используя, данную формулу (снова засекли время). После этого мы
проанализировали полученные данные.
Заключение
Проведенный эксперимент показал, что:
1)
ранее семь человек были знакомы с формулой Пика, но не применяли её на практике;
2)
при решении задач знакомыми способами 47% учеников допустили ошибки;
3)
при решении задач, используя формулу Пика, ошибки допустили 26 %, повысив процент
выполнения заданий на 21 ;
4)
среднее время, затраченное на выполнение заданий, сократилось в 1,6 раза.
Вывод: в результате работы над данной темой мы выполнили цели и задачи, которые
поставили перед собой. Установили, что все рассмотренные способы нахождения площадей
фигур на клетчатой бумаге интересны, но самым эффективным оказался способ решения по
формуле Пика! Наша гипотеза подтвердилась.
Задания, представленные в нашей работе, взяты из «Открытого
банка заданий по
математике» для подготовки к ЕГЭ. Таким образом, подтвердилась актуальность нашей
работы, она будет полезна при подготовке к выпускным экзаменам по математике и при
нахождении площадей многоугольников.