Напоминание

Осознание значимости своей будущей профессии


Автор: Мануковская Татьяна Сергеевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ ВО ВТСТ
Населённый пункт: г. Воронеж
Наименование материала: статья
Тема: Осознание значимости своей будущей профессии
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ОСОЗНАНИЕ ЗНАЧИМОСТИ СВОЕЙ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ

Мануковская Татьяна Сергеевна, преподаватель ГБПОУ ВО ВТСТ

В современных реалиях формирование контингента студентов СПО зачастую определяется

не только четким выбором будущей профессии. Поэтому успешность протекания процесса

профессионального самоопределения, становления будущих специалистов, во многом ложится на

плечи педагогов.

Процесс осознания значимости своей профессии зависит от многих условий, одним из

наиболее

важных

является

психологическая

готовность

студента

к

профессиональному

самоопределению.

Е.М. Борисова предлагает включать в структуру готовности к профессиональному

самоопределению следующие составляющие:

1. Наличие знаний о мире профессий и их динамике (с учетом социально-исторического

подхода к профессиям);

2. Развитые интересы и склонности к разным видам деятельности, которые могут иметь

выход на профессиональную деятельность;

3. Развитые профессиональные намерения;

4. Адекватная оценка своих возможностей по отношению к разным видам деятельности;

5. Умение соотносить свои интересы и способности с миром профессий;

6. Активность в стремлении познать себя;

7.

Определенная

самостоятельность,

независимость

суждений

относительно

своих

профессиональных намерений, аргументированность предпочтений в выборе профессии;

8. Определенная зрелость личности.

Соответственно помощь в осознании личностной и социальной значимости своей

профессии является важнейшей задачей при работе с контингентом студентов. В этом вопросе

важна правильная мотивация – четкое формулирование перспективных целей всего процесса

обучения. Как мотивы учебной деятельности для современного студента можно выделить

направленность на получение знаний и профессии, и направленность просто на получение

диплома. В этой связи отмечаются разные типы деятельности и поведения студентов в процессе

обучения. У одних интересы направлены на разностороннюю профессиональную подготовку. Они

имеют хорошую успеваемость, активно участвуют во всех видах учебной деятельности. Другой

тип студентов имеет четкую ориентацию на узкую специализацию. Они изучают большое

количество дополнительной информации по интересующим их темами имеют хорошую

успеваемость только по специальным предметам. Третий тип студентов проявляют интерес только

к тем предметам, которые им нравятся и только в рамках предусмотренной учебной программы.

Эта категория студентов часто пропускает занятия и не проявляет интереса к различным видам

учебной деятельности. Прослеживается прямая связь между такими мотивами и качеством

обучаемости. Основной причиной низкой успеваемости у студентов было названо – отсутствие

интереса к учебе (более 55% опрошенных). Второй, и не менее значимой для студентов, причиной

было названо дистанционное обучение в период апрель-июнь и ноябрь-декабрь 2020 года, которое

показало неумение многих организовать своё обучение в удаленном формате (37% опрошенных).

Остальные мотивировали низкую успеваемость систематическими пропусками занятий.

Опросы, проводимые в 2020 году среди студентов второго курса, показали, что около 22,7%

из них не имеют четкого представления о том, смогут ли они применить умения и навыки,

получаемые в процессе получения образования, в будущем. Около 44% учатся лишь для

получения диплома о среднем профессиональном образовании и никак не связывают свою

специальность с будущей профессиональной деятельностью, и лишь оставшиеся 33,3% учатся для

получения знаний и профессии. При этом около 11% студентов из последней группы начинают

сомневаться в правильности выбранной специальности.

Поэтому в процессе обучения важна не только теоретическая составляющая учебного

процесса. Необходимо вносить в образовательный процесс практические составляющие, в том

ключе, в котором они могут непосредственно применяться в профессиональной деятельности. В

частности – неотъемлемой частью можно считать экскурсии в рамках образовательного процесса,

на

производственные

предприятия,

на

которых могут

работать специалисты,

имеющие

соответствующие профессиональные компетенции, которые формируются при обучении в СПО.

Это может помочь учащимся сформировать более четкое представление о разнообразии

применения своих будущих навыков, повысить у них положительную мотивацию к учебной

деятельности во всех ее проявлениях.

В настоящее время насчитывается более 40 тыс. профессий. При этом примерно 500 из них

ежегодно исчезают и почти столько же появляется новых. Экономисты подсчитали, что среднее

время

существования

большого

числа

профессий

приближается

примерно

к

8

годам.

Действительно, многие профессии безвозвратно уходят в прошлое (например, требующие

тяжелого физического труда). Другие же настолько меняются по своему содержанию, составу

операций, входящих в них, что тоже становятся новыми, требующими от работника значительной

переподготовки, повышения квалификации. Меняется сама система требований к профессионалу,

его квалификации, системе обучения. Более того, появляются новые рабочие места, во многом

изменяющие наши привычные представления о профессии.

Поэтому необходимо правильно ориентировать студента как на определенную профессию,

так и на ряд родственных специальностей. Важно показать, что высококвалифицированный

специалист должен быть готовым к частичной смене специальности, к постоянному повышению

своей квалификации. Здесь будет актуально проведение тематических бесед по расширению

представлений студентов о типах профессий абсолютной и относительной профессиональной

пригодности.

Во

втором

случае

не

предъявляют

жестких,

абсолютных

требований

к

психофизиологическим и психологическим особенностям человека, что позволяет овладевать ими

практически любому здоровому человеку (эти профессии еще называют профессиями с

относительной профессиональной пригодностью).

В

итоге

можно

сказать,

что

в

современных

условиях

главным

результатом

образовательного процесса становится формирование именно мотивированной компетентной

личности, способной быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся

информационном пространстве. Основные необходимые навыки - получение, использование и

создание разнообразной информации, способность принимать обоснованные решения и решать

жизненные проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков. И подводить студентов к

этому осознанию должна система профессионального образования.

Список использованной литературы:

1.

Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др.;

Под ред. И.В. Дубровиной.— М.: Просвещение, 1991.— 303 с.: ил.— (Психол. наука—

школе)

2.

Профессиональная ориентация. Выбор профессии. / Е. М. Борисова, Г. П. Логинова. - М. :

Знание, 1991. - 78,[2] с.; 17 см. - (Новое в жизни, науке, технике. Подписная научно-

популярная серия "Педагогика и психология"; N 11).; ISBN 5-07-002164-8 : 25 к.



В раздел образования