Автор: Федореева Татьяна Валерьевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 11 Приморского района
Населённый пункт: Санкт-Петербурга
Наименование материала: статья
Тема: Использование кейс-метода в обучении детей ПДД
Раздел: дошкольное образование
Использование кейс-метода в обучении детей ПДД
Федореева Татьяна Валерьевна
старший воспитатель
ГБДОУ детского сада № 11 Приморского района Санкт-Петербурга
Систематическая
работа
с
детьми
по
формированию
навыков
безопасного
поведения
на
дорогах,
использование
современных,
эффективных методов и приемов дает положительные результаты. Одним
из таких методов является кейс-технология.
Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного
обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не
столько на освоение знаний, сколько на формирование новых качеств и
умений по той или иной теме. В основе такой технологии лежит системно-
деятельностный
подход,
который
способствует
становлению
самостоятельности и продуктивности мышления, формированию культуры
познания, применению правил в самостоятельной жизни.
Работа с кейсами развивает логическое мышление детей, умение
анализировать, работать в команде, находить выход из проблемных
дорожных ситуаций.
Любой кейс воспитатель может использовать с разной целью и на
разных этапах образовательной деятельности. Например, в начале занятия
или в конце плавно перейти к самостоятельной деятельности.
Кейс-технологии используются как составная часть познавательного или
речевого
цикла.
Как
форма
работы
в
рамках
совместной
или
самостоятельной
деятельности.
Как часть
проекта
по
формированию
безопасного поведения детей.
Этапы работы с кейсом по ПДД:
- разработка проблемной дорожной ситуации;
- оформление кейс: подбор иллюстраций, макетов и других материалов;
- ознакомление детей с кейсом;
- обсуждение с детьми проблемной ситуации;
- предоставление детям времени на самостоятельный поиск решений кейса;
- поддержание дискуссии в подгруппах, помощь в оценивании решения
кейса;
- заслушивание решения детей, подведение итогов.
Вместо
скучного
заучивания
правил,
дети
с
помощью
кейсов
самостоятельно изучают опасные ситуации на дороге и решают, как нужно
действовать. В результате дошкольники не только быстро запоминают
правила, но и начинают их осмысленно применять на практике без помощи
взрослого.
Кейсы, которые педагоги используют для работы с детьми дошкольного
возраста, должны отражать не абстрактные, а реальные жизненные ситуации.
При этом материалы кейса должны не просто описывать эти ситуации, а
представлять собой единый информационный комплекс, который позволит
детям понять ситуацию и найти один или несколько вариантов, как ее
решить.
Кейс по ПДД может содержать комплект из картинок, фотографий,
карточек, носителей аудио- или видеоинформации, которые обозначат в
доступной для детей форме дорожную проблему. Также можно использовать
книжки-малышки, раскраски (например, с дорожными знаками), пазлы,
настольно-печатные игры, тематические конструкторы.
ПРИЗНАКИ ПРАВИЛЬНО СОСТАВЛЕННОГО КЕЙСА ПО ПДД
1. Соответствует поставленной дидактической цели.
2. Содержит информацию в доступной для понимания дошкольников
форме.
3. Содержит четко сформулированное задание.
4. Имеет соответствующий возрасту дошкольников уровень трудности.
5. Имеет одно или несколько решений.
6. Отображает реальные ситуации на дороге.
7. Побуждает к дискуссии.
8. Способствует развитию аналитического мышления.
Кейс-технологии
педагоги
могут
использовать,
во-первых,
как
составную часть образовательной ситуации познавательного или речевого
цикла.
Во-вторых,
как
форму
работы
в
рамках
совместной
или
самостоятельной
деятельности.
В-третьих,
как
часть
проекта
по
формированию
безопасного
поведения
детей
разной
степени
продолжительности.
При правильном применении кейс-технологии дети усвоят правила
дорожного движения, научатся в безопасных условиях находить выход из
проблемных дорожных ситуаций. Работа с кейсами также будет развивать
логическое
мышление
детей,
умение
анализировать,
формулировать
высказывание,
взаимодействовать
в
команде;
получать
необходимую
информацию в общении со сверстником, со взрослым; соотносить свои
устремления с интересами других; доказывать свою точку зрения. Дети
научатся аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в
дискуссии; воспринимать ситуацию целостно, критически, объективно,
применять к себе обстоятельства; работать в команде; адекватно вести себя в
конфликтных и проблемных ситуациях; применять самостоятельно, без
помощи взрослого полученные знания.