Автор: Алешина Ирина Владимировна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ Лицей №3
Населённый пункт: город Саров Нижегородской области
Наименование материала: учебная программа спецкурса по физике
Тема: "Экспериментальная физика.7-11"
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Лицей №3 города Сарова Нижегородской области
Программа спецкурса по физике
«Экспериментальная физика. 7 -11»
Составитель: Алешина Ирина Владимировна
учитель физики
Саров
2017
Пояснительная записка
Программа спецкурса «Экспериментальная физика» составлена в соответствии с про -
граммой развития лицея, соответствует реальному содержанию обучения по физике.
Способ структурирования учебного материала в программе – линейный, по степени но-
визны – авторская программа, с использованием новых информационных технологий подачи
учебного материала и решения задач, компьютерной обработки решения экспериментальных
задач, компьютерных моделей физических процессов, используемых в условиях задач.
Решение физических экспериментальных задач (далее ЭЗ) – один из важных методов
обучения физике. С помощью решения ЭЗ обобщаются знания о физических явлениях, созда -
ются и решаются проблемные ситуации, формируют практические и интеллектуальные уме -
ния, сообщаются знания из истории науки и техники, формируются такие качества личности,
как
целеустремленность,
настойчивость,
аккуратность,
внимательность,
дисциплинирован -
ность, развиваются эстетические качества личности, формируются творческие способности.
Учащимся необходимы умения ставить и решать задачи науки, техники, жизни.
Проводимые
на школьном, муниципальном, региональном,
всероссийском и международном
уровнях
олимпиады по физике, являются одним из методов выявления одаренных детей. В нашем ли -
цее много одаренных, способных учащихся. Но анализ результатов выступления на олимпиа -
дах высокого уровня показывает, что на экспериментальном туре олимпиады большинство
учащихся получает низкий балл. Причина этого кроется в отсутствии системы подготовки
учащихся к экспериментальной олимпиаде по физике. Такая подготовка учащихся к олимпи -
адам по физике должна быть специальной, т.е. она обязательно должна быть долгосрочной,
комплексной, системной и отличной от уроков, как по программе, так и по методам обучения.
Предлагаемая программа спецкурса основана на анализе работы по олимпиадной подго-
товке учащихся, которые выступают на всероссийских и международных олимпиадах по физи-
ке.
Экспериментальный тур олимпиады включает выполнение двух экспериментальных за-
даний, т.е. для их решения необходимо использовать измерения при помощи достаточно про-
стого оборудования. Чем более простыми средствами выполняется эксперимент, тем он более
ценен для учащихся. Можно выделить несколько типов экспериментальных заданий: измере-
ние параметров физической системы; исследование зависимостей (в том числе не изучаемых в
школьном курсе); определение схемы (электрической, механической, оптической), скрытой в
"черном
ящике",
и
ее
параметров;
конструирование
действующей
модели
технического
устройства.
Но умение решать ЭЗ требует не только конкретных знаний, но в большей степени зна-
ний обобщенных, которые приобретаются только на опыте, в процессе решения большого ко-
личества задач.
Для приобретения этого опыта необходимо время. Поэтому подготовка к
олимпиаде по физике начинается с 7 класса.
Основная форма занятий спецкурса – индивидуальные и групповые занятия по реше-
нию экспериментальных заданий и групповые лекции с индивидуальными консультациями.
Подготовка к экспериментальному туру олимпиад предполагает
разбор ЭЗ различ-
ных типов:
задачи-наблюдения, в которых экспериментатор в течение какого-либо времени наблю-
дает за протекающими процессами;
ЭЗ, которые ограничиваются только постановкой самой задачи, а применяемое оборудо-
вание и методика опыта не оговариваются совсем, либо оговариваются частично;
ЭЗ, которые сопровождаются списком применяемых в данном эксперименте приборов
и инструментов, что чаще всего встречается в олимпиадных работах.
Подбор тренировочных ЭЗ зависит от наличия соответствующего оборудования, от сте-
пени подготовленности учащихся и от их индивидуальных творческих возможностей. Большое
количество ЭЗ проводится в домашних условиях, что является неотъемлемой частью данного
спецкурса.
Данный спецкурс должен привить культуру эксперимента, которая включает:
правильный и обоснованный выбор метода проведения эксперимента;
качественное конструирование экспериментальной установки;
грамотное выполнение эксперимента;
умение составить таблицу измерений;
проведение серии опытов для получения более достоверных результатов;
правильная обработка результатов измерений, графическая интерпретация их;
оценка погрешностей;
анализ и объяснение полученных результатов.
Целью данного спецкурса является формирования умений работать с учебной ЭЗ. После -
довательно это можно сделать в рамках предлагаемой программы, целями которой являются:
развитие интереса к физике, решению ЭЗ;
совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;
формирование представителей о постановке, классификаций, приемах и методах
решения ЭЗ;
подготовка к экспериментальному туру олимпиад.
Задачи спецкурса:
обучить школьников методам и приемам решения олимпиадных ЭЗ;
сформировать умения работать с физическими приборами;
выработать исследовательские умения.
В результате изучения спецкурса учащиеся должны знать:
основные и нестандартные приемы решения ЭЗ;
способы обработки экспериментальных данных;
способы вычисления погрешности измерений
должны уметь:
составлять план последовательности действий в решении ЭЗ;
анализировать полученный результат измерений;
использовать физические приборы
Формами контроля при проведении данного спецкурса являются:
самостоятельная работа по решению различного типа ЭЗ;
олимпиады.
Система контроля – рейтинговая.
Методические приемы, которые используются в ходе спецкурса:
погружение: индивидуальная работа ученика при поиске возможного решения
ЭЗ;
обмен опытом: работа в двойках, обмен и критика возникших идей;
мозговой штурм: обсуждение решений группой;
подсказка: беглое знакомство с авторским решением, с последующим самостоя-
тельным решением;
консультации: консультация у старших и более опытных товарищей;
консультация преподавателя.
Спецкурс предназначен для учащихся, которые выступают на олимпиадах по физике. Он
способствует формированию навыков решения олимпиадных экспериментальных заданий и
нахождения более рациональных способов их решения. Программа спецкурса рассчитана на 2
года обучения для каждой из двух групп – 7-8 классов и 9-11 классов.
Количество часов -136 за два года обучения, 2 часа в неделю для группы 7-8 классов, 204
часа , 3 часа в неделю для группы 9-11 классов.
Содержание учебного материала для группы 7-8 классов
136 часов, 2 часа в неделю
№
Тема
Кол-во часовТеория
Практика
1
Математический
аппарат
в
физической
задаче
20
8
12
2
Методика выполнения эксперименталь-
ных задач
32
12
20
3
Приемы выполнения экспериментальных
задач
28
12
16
4
Практикум по решению эксперименталь-
ных олимпиадных задач
56
0
56
Итого
136
32
104
Тематическое планирование для группы 7-8 классов
№
Тема занятия
Количество
часов
Математический аппарат в физической задаче (20 ч)
1.
Таблицы. Графики
2
2.
Запись численного результата. Действия с приближенными чис-
лами
2
3.
Расчет погрешностей. Приборные погрешности. Использование
калькулятора для расчетов погрешностей
2
4.
Графическая обработка результатов. Метод наименьших квад-
ратов
2
5.
Практикум
12
Методика выполнения экспериментальных олимпиадных заданий (32 ч)
6.
Ознакомление с условием задания и предлагаемым оборудова-
нием
2
7.
Построение математической модели изучаемого явления (тео-
ретическое описание)
2
8.
Практикум
4
9.
Разработка схемы экспериментальной установки, ее реализа-
ция, проведение предварительных измерений
2
10.
Проведение измерений
2
11.
Практикум
4
12.
Обработка результатов измерений
2
13.
Сравнение экспериментальных данных с теоретическими рас-
четами. Оформление работы
2
14.
Практикум
12
Приемы выполнения экспериментальных олимпиадных заданий (28ч)
15.
Планирование эксперимента
2
16.
Определение зависимости между величинами
2
17.
Обработка нелинейных зависимостей
2
18.
Экспериментальное определение вида зависимости. Приведе-
ние зависимости к линейному виду. Применение калькулятора
для расчета параметров линейной зависимости
2
19.
Практикум
8
20.
Градуировка приборов
2
21.
Поправки измерений
2
22.
Практикум
8
Практикум по выполнению экспериментальных олимпиадных заданий (56 ч)
23.
23
Практикум по решению экспериментальных олимпиадных за-
дач
46
24.
Олимпиада
8
25.
Итоговое
2
Содержание учебного материала для группы 9-11 классов
204 часа, 3 часа в неделю
№
Тема
Кол-во часовТеория
Практика
1
Математический
аппарат
в
физической
задаче
30
10
20
2
Методика выполнения эксперименталь-
ных задач
40
10
30
3
Приемы выполнения экспериментальных
задач
40
10
30
4
Практикум по решению эксперименталь-
ных олимпиадных задач
94
0
94
Итого
204
30
174
Тематическое планирование для группы 9-11 классов
204 часа, 3 ч в неделю
№
Тема занятия
Количество
часов
Математический аппарат в физической задаче (30 ч)
1.
Таблицы. Графики
2
2.
Запись численного результата. Действия с приближенными числа-
ми
2
3.
Расчет погрешностей. Приборные погрешности. Использование
калькулятора для расчетов погрешностей
3
4.
Графическая обработка результатов. Метод наименьших квадратов
3
5.
Практикум
20
Методика выполнения экспериментальных заданий (40 ч)
6.
Ознакомление с условием задания и предлагаемым оборудованием
1
7.
Построение математической модели изучаемого явления (теорети-
ческое описание)
1
8.
Практикум
10
9.
Разработка схемы экспериментальной установки, ее реализация,
проведение предварительных измерений
2
10.
Проведение измерений
2
11.
Практикум
10
12.
Обработка результатов измерений
2
13.
Сравнение экспериментальных данных с теоретическими расчета-
ми. Оформление работы
2
14.
Практикум
10
Приемы выполнения экспериментальных заданий (40 ч)
15.
Планирование эксперимента
1
16.
Определение зависимости между величинами
1
17.
Обработка нелинейных зависимостей
1
18.
Экспериментальное определение вида зависимости. Приведение
зависимости к линейному виду. Применение калькулятора для
расчета параметров линейной зависимости
2
19.
Практикум
10
20.
Градуировка приборов
2
21.
Поправки измерений
3
22.
Практикум
20
Практикум по решению задач ( 94ч)
23.
Практикум по решению задач
84
24.
Олимпиада
8
25.
Итоговое
2
Литература для учителя
1. Абросимов Б.Ф. Истоки успешного поиска решений задач физики // Физическое образование
в вузах, 2004, Т. 10, № 4, с. 17-30.
2. Абросимов Б.Ф. Мысленные эксперименты как метод поиска решений задач физики. - Уфа:
Изд-во УГНТУ, 1997. - с. 86-87.
3. Абросимов
Б.Ф. Типичные ключевые ошибки при решении задач физики // Современные
технологии обучения в профессиональной подготовке студентов технического вуза: Тезисы
докладов межвузовской научно-методической конференции. - Уфа: Изд-во УГНТУ, 1997..
4. Абросимов Б.Ф. Физика. Способы и методы поиска решения задач: учебно-методическое
пособие/ Б.Ф.Абросимов. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 287.
5. Вайзер ГА. О методах мыслительной деятельности учащихся при решении физических задач
// Вопросы алгоритмизации и программированного обучения; Вып. 2 / Под ред. Л.Н. Ланда -
М.: Педагогика, 1973. - с. 201-220.
6. Гурова Л.Л. Психологический анализ решения задач. - Воронеж: Изд-во Воронежского ун-
та, 1976.
7. Ефименко
В.Ф. Методологические вопросы школьного курса физики. - М.: Педагогика,
1976.- 224 с.
8. Князев А.А.Материалы курса «Олимпиадный материал в повседневной работе преподавате-
ля физики»: лекции 1-8. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2007.
9. Савченко Н.Е. Задачи по физике с анализом их решения. - М.: Просвещение, 1996.
10.
Фридман Л.М. Логико-психологический анализ школьных учебных задач. - М.: Педаго-
гика, 1977.
11.
Фридман Л.М. Турецкий Е.Н. Как научиться решать задачи. - М.: Просвещение, 1989.
12.
Фронтальные лабораторные работы по физике в 7-11 классах общеобразовательных
учреждениях: Кн. для учителя / В.А. Буров, Ю.И. Дик, Б.С. Зворыкин и др.; под ред. В.А. Бу-
рова, Г.Г. Никифорова. – М.: Просвещение: Учеб. лит., 1996. – 368 с.
13.
Журналы «Физика в школе», «Наука и жизнь», «Потенциал», Газета «Приложение к
Первому сентября. Физика»
14.
А.И. Слободянюк. Физическая олимпиада: экспериментальный тур
Литература для учащихся
1. Физика. Всероссийские олимпиады. – С.М. Козел, В.П. Слободянина. – М.: Просвещение,
2008-2010. (Серия «Пять колец»)
2. Сборник решения задач с решениями и ответами. Часть II.Молекулярная физика и термоди-
намика: для учащихся 9-11 классов, абитуриентов и студентов младших курсов/ под ред А.Н.
Долгова. – М.: МИФИ, 2001. – 108с.
3. Ковтунович М.Г. Домашний эксперимент по физике. Дидактический материал для 8 класса
4. Физика/ Джонни Т. Денис; пер. с английского А. Расторгуева.- М.: АСТ: Астрель, 2007.
(Увлекательное введение в физику старшеклассников и первокурсников колледжей. Исчерпы-
вающие объяснения сложных идей. Простые решения проблем, требующих математического
описания)
5. Физика. Задачник 9-11 классы. /О.Ф.Кабардин, В.А.Орлов, А.Р.Зильберман. - М.: Дрофа,
2003.
6. Журналы «Наука и жизнь», «Потенциал», «Квант».
7. Сборники олимпиадных задач.