Напоминание

"Н.А. Римский-Корсаков и русская народная сказка"


Автор: Коршунова Елизавета Семеновна
Должность: методист
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ №7" г.о. Самара
Населённый пункт: город Самара
Наименование материала: Доклад
Тема: "Н.А. Римский-Корсаков и русская народная сказка"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №7»

городского округа Самара

443074, г. Самара, ул. Авроры,117 тел. 264-94-81

электронная почта:

a

a

r

r

t

t

s

s

c

c

h

h

o

o

o

o

l

l

7

7

@

@

r

r

a

a

m

m

b

b

l

l

e

e

r

r

.

.

r

r

u

u

«Н.А. Римский-Корсаков

и русская народная сказка»

(доклад)

Составила

Методист

МБУ ДО «ДШИ №7»

Коршунова Елизавета Семеновна

Самара 2021

Н.А. Римский-Корсаков и русская народная сказка.

Русская народная сказка.

Сказка – один из самых популярных и любимых жанров фольклора. В

безбрежном море народной прозы, среди преданий, легенд, всевозможных

фантастических «историй», мы безошибочно узнаем сказки. И дело не в том,

что герои этих сказок хорошо нам знакомы – Иван-царевич, Иван-дурак,

безропотная падчерица, ловкий и находчивый батрак, а в том ощущении

истиной поэзии, которая открывает перед нами большой мир человеческих

чувств

и

взаимоотношений,

будит

воображение,

утверждает

доброту

и

справедливость.

Сказки,

наравне

с

другими

произведениями

фольклора,

составляли

ту область

духовной культуры народа, которая отвечала

его

эстетическим требованиям, социальным и нравственным представлениям,

стремлению к творчеству. Фольклорная поэзия жадно вбирала в себя все то

новое, что отвечало интересам народа.

Сказка

является

частью

общенародной

культуры,

выражением

творчества народа, его вкусов. Сказка – это импровизация, но не только в

смысле выдумки новых образов и чудес, а и в ловком сопоставлении и

комбинировании

данного

материала.

В

сказке-импровизации

есть

свой

стержень, который направляет ее в определенное русло, но внутри его сказ

течет свободно, прихотливо извиваясь, каждая на свой лад, выбирая свой

путь, свою дорогу.

Идейное

содержание

сказок

сложно

и

многогранно.

Пожалуй,

все

стороны народной жизни нашли в ней не только отражение, но и оценку. В

центре

всякой

сказки

взаимоотношения

персонажей,

поэтому

сюжет

становится

важнейшей

категорией

жанра.

Сказочный

сюжет

всегда

конфликтен.

Противоборство

двух

сторон,

представляющих

различные

жизненные принципы, образуют основу действия. Торжество правды – не

только традиционная развязка сюжета, но и идейная установка сказки.

Народные сказки – жанр сложный. Они включают в себя произведения,

различные по содержанию, по происхождению, по стилю. Внутрижанровые

различия сказок определяются их делением на волшебно-фантастические,

бытовые, о животных и т.д. В одних преобладают фантастические элементы,

для других характерен специфический состав действующих лиц, третьи –

отличаются

социальными

конфликтами,

бытовым

фоном.

Однако,

существует множество сказок, сочетающих в себе, как фантастические, так и

бытовые элементы одновременно.

В чем же секрет неувядаемости сказок?

Сказка русская есть, прежде всего, сказ. Целью ее является нанизывание

слова за словом, слова к слову и образа к образу. Сказка стремится, прежде

всего,

занять

внимание

слушателя.

Если

только

внимание

слушателя

ослабевает, значит, в повествовании появилась пустота. Именно поэтому

русская сказка избегает долгих описаний природы, местности, характера

героя. Рассказчик прибегает к прибауткам, поговоркам, которые избавляют

его от необходимости пространного изложения подробностей, а ведет от

действия к действию, от факта к факту.

В русской сказке вовсе необязательно чародейства, колдовство, они

могут быть, а могут и не быть. От того-то русская сказка и реалистична в

своей основе, так как никого не убеждает взаправду и не страшит.

Конечно же, мудрость и великая правда русских сказок привлекала к

себе многих композиторов, поэтов, художников. Любили русскую сказку

А.С. Пушкин и П.П. Ершов – автор знаменитого «Конька-Горбунка». До

нынешнего времени мы зачитываемся пьесами-сказками А.Н. Островского и

любуемся

неповторимыми

полотнами

В.М.

Васнецова,

написанными

на

сюжеты

русских

сказок

«Алёнушка»,

«Богатыри».

Отдал

дань

сказке

и

замечательный русский художник М.А. Врубель. Многие свои картины он

писал под непосредственным воздействием музыки сказок Н.А. Римского-

Корсакова. Ни один русский композитор не прошел в своем творчестве мимо

этих благодатных сюжетов. И М.И. Глинка, и А.С. Даргомыжский, и М.А.

Балакирев,

и

А.К.

Лядов

использовали

в

своем

творчестве

отдельные

сказочные

сюжеты,

но

лишь

Николая

Андреевича

Римского-Корсакова

можно назвать великим русским композитором-сказочником.

Сказка в операх Н.А. Римского-Корсакова.

Содержание

и

тематика

оперного

творчества

Римского-Корсакова

отличаются большой широтой и разносторонностью. Его интересовала и

реальная история своего народа (пера «Псковитянка»), и эпос и легенда

(Опера «Сказание о невидимом граде Китеже»), и бытовая психологическая

драма «опера «Царская невеста»), и камерно-психологический сюжет «опера

«Моцарт и Сальери») и т.д. Оперное творчество Римского-Корсакова –

живое олицетворение поэзии и самобытной красоты русского национального

искусства. Богатейшая культура, созданная русским народом, история и

народный быт вызывали у него подлинную влюбленность и вдохновение.

Особенно

притягательной

силой

для

него

обладали

древние

народные

поверья,

обряды, песни,

былины

и

сказки.

Обращаясь

к

историческим

сюжетам,

Римский-Корсаков

стремился

к

романтизированному,

возвышенному

изображению

народных

героев,

сосредотачивая

свое

внимание

на

нравственных,

эстетических

идеалах

народа,

и

в

самом

искусстве видел одно из проявлений духовной мощи народа.

Свойственная

Римскому-Корсакову

отзывчивость

к

прекрасному

в

явлениях

реальной

действительности

нашли

отражение

в

замечательных

музыкальных

пейзажах,

в

образах

природы.

Его

музыкальные

пейзажи

одухотворены и эмоционально окрашены.

По

особенностям

дарования

и

мироощущения

Римский-Корсаков

принадлежал к художникам-оптимистам. Произведения его излучают свет и

тепло. Этими качествами своего таланта он близок М.И. Глинке и А.П.

Бородину. Большинство его произведений отличается содержательностью,

уравновешенностью,

мерным

чередованием

картин

и

эпизодов.

Драматургическое развитие неторопливо и чаще всего свободно от острых

контрастов и столкновений. На протяжении своей жизни Римский-Корсаков

разрабатывал

стиль

крестьянского

песенного

творчества,

отсюда

в

его

оперной

музыке

влияние

протяжной,

хороводной,

плясовой

песни,

скоморошьего искусства, былинных напевов.

Особенное

тяготение

Римский-Корсаков

испытывал

к

миру

русской

сказки и древней языческой обрядности, основанной на обожествлении сил

природы. Образы народной сказочной фантазии привлекали его наивной

непосредственностью,

светлым

лучезарным

«пантеизмом»,

преклонением

перед

красотой

и

животворящей

мощью

солнечного

начала,

твердой

оптимистической уверенностью в конечном торжестве добра и света над

злом

и

мраком.

Римский-Корсаков

сумел

значительно

проникнуть

во

внутреннюю филосовскую сущность русских народных сказок и мифов, в

основе

которых

лежит

великая

идея

всемогущества

и

неиссякаемости

жизненного начала.

Много

различных

произведений

создал

он,

однако

сказке

отдал

предпочтение. Композитором написано шесть опер-сказок, среди которых

две

на

сюжеты

А.С.

Пушкина

(«Сказка

о

царе

Салтане»

и

«Золотой

Петушок»). Все шесть сказок различны по жанру. «Снегурочка» - весенняя

сказка – представляет собой образец мифической оперы-сказки, проникнутой

глубочайшим

чувством

народности.

«Садко»

-

грандиозная

по

широте,

монументальная опера-былина. «Сказка о царе Салтане» - по форме своей

является

стилизацией народного лубка. «Кащей бессмертный»

-

осенняя

сказка

поэтическая

аллегория

социального

неравенства.

«Сказание

о

невидимом граде Китеже» - легенда, в которой основной акцент перенесен на

внутреннее созерцание душевных состояний. «Сказка о золотом петушке» -

сатирический памфлет, сочетающий декоративную волшебно-феерическую

фантастику с шуткой, пародией.

Тяготея в своем творчестве к фантастике, к сказке и идя по пути,

намеченному М.И. Глинкой в опере «Руслан и Людмила», Римский-Корсаков

пишет

ряд

произведений,

где

фантастика

и

быт,

сказочное

и

реальное

переплетаются между собой. Уже в «Майской ночи» достаточно отчетливо

проявились черты нового самобытного стиля оперы Римского-Корсакова.

Здесь уже имеется и характерное для многих последующих его произведений

противопоставление реально-бытового плана сказочно-фантастическому. В

последующих сказочно-фантастических операх («Снегурочка», «Ночь перед

Рождеством», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке» и др.)

эти черты нового оперного стиля проявились еще ярче.

Существует такая пословица: «Сказка ложь, а песня – правда» и еще:

«Из песни слова не выкинешь». Это действительно так, ведь в песне речь и

рифмованное

звучание

слышны

в

каждом

слове,

недаром

говориться:

«Сказка складом, песня ладом красна». В сказке же необязательна рифма, а

вольный ход от события к событию, от смены к смене приключений.

Именно

такие

признаки

и

сочетает

сказка

в

музыке

Римского-

Корсакова. Но, главное в том, что показ этих черт содержится в особом

своеобразии

и

природы

музыкального

искусства

композитора.

Сказ

сочетается здесь с песней. Поэтому неизбежна лирика и те моменты, когда

преломляется действие, и герой или героиня высказывают свое чувство –

горе или радость. В сказке появляется звукопись, описание природы и быта.

Слушателя

привлекает

богатство,

инструментального

колорита,

изобретательность в использовании композитором тембров инструментов.

Римский-Корсаков

в

своих операх гибко сочетает

сказ

со

звукописью.

Оркестр, описывающий чудеса сказки, чарующе волшебен, он завораживает

красочностью звучания. Просто изумляет творческое воображение автора,

сочетающего

ряд

сказочно

причудливых

звуковых

образов.

Простота

и

вместе с тем мудрая экономия средств рождают непрерывающееся ни на миг

напряжение внимания, огромный интерес ко всему происходящему на сцене.

Одним

из

важных

драматургических средств

опер-сказок

Римского-

Корсакова

является

раскрытие

двух

образных

планов

реального

и

фантастического – разными средствами выразительности.

Для

каждого

плана

он

находит

свои

отличительные

черты

музыкального языка – лад, мелодику, гармонию, тембры и т.д. Благодаря

этому,

каждый

образ

и

группы

образов

становятся

очень

выпуклыми,

понятными

по

содержанию,

ощутимыми

по

контрастности,

и

каждый

привлекателен в своем роде. Главная музыкальная основа опер-сказок –

русский

народно-песенный

язык,

которым

композитор

характеризует

представителей реального земного мира.

Много музыкальной изобретательности Римский-Корсаков проявляет в

характеристиках

сказочно-фантастических

образов

необычные

лады

(мажор-минор,

уменьшенный,

увеличенный),

инструментовку,

мелодику,

разного рода хроматизмы, гармонию, необычные тембры и т.д.

Благодаря

этому

и

становится

очень

понятной

конфликтность

основного

содержания

сказки,

перерождение

сказочных

персонажей

в

реальные,

победа

«светлого»

над

«неземным»,

а

также

утверждение

и

прославление природы, несущей человеку жизнь, тепло, счастье.



В раздел образования