Автор: Коршунова Елизавета Семеновна
Должность: методист
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ №7" г.о. Самара
Населённый пункт: город Самара
Наименование материала: Доклад
Тема: "Н.А. Римский-Корсаков и русская народная сказка"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №7»
городского округа Самара
443074, г. Самара, ул. Авроры,117 тел. 264-94-81
электронная почта:
a
a
r
r
t
t
s
s
c
c
h
h
o
o
o
o
l
l
7
7
@
@
r
r
a
a
m
m
b
b
l
l
e
e
r
r
.
.
r
r
u
u
«Н.А. Римский-Корсаков
и русская народная сказка»
(доклад)
Составила
Методист
МБУ ДО «ДШИ №7»
Коршунова Елизавета Семеновна
Самара 2021
Н.А. Римский-Корсаков и русская народная сказка.
Русская народная сказка.
Сказка – один из самых популярных и любимых жанров фольклора. В
безбрежном море народной прозы, среди преданий, легенд, всевозможных
фантастических «историй», мы безошибочно узнаем сказки. И дело не в том,
что герои этих сказок хорошо нам знакомы – Иван-царевич, Иван-дурак,
безропотная падчерица, ловкий и находчивый батрак, а в том ощущении
истиной поэзии, которая открывает перед нами большой мир человеческих
чувств
и
взаимоотношений,
будит
воображение,
утверждает
доброту
и
справедливость.
Сказки,
наравне
с
другими
произведениями
фольклора,
составляли
ту область
духовной культуры народа, которая отвечала
его
эстетическим требованиям, социальным и нравственным представлениям,
стремлению к творчеству. Фольклорная поэзия жадно вбирала в себя все то
новое, что отвечало интересам народа.
Сказка
является
частью
общенародной
культуры,
выражением
творчества народа, его вкусов. Сказка – это импровизация, но не только в
смысле выдумки новых образов и чудес, а и в ловком сопоставлении и
комбинировании
данного
материала.
В
сказке-импровизации
есть
свой
стержень, который направляет ее в определенное русло, но внутри его сказ
течет свободно, прихотливо извиваясь, каждая на свой лад, выбирая свой
путь, свою дорогу.
Идейное
содержание
сказок
сложно
и
многогранно.
Пожалуй,
все
стороны народной жизни нашли в ней не только отражение, но и оценку. В
центре
всякой
сказки
–
взаимоотношения
персонажей,
поэтому
сюжет
становится
важнейшей
категорией
жанра.
Сказочный
сюжет
всегда
конфликтен.
Противоборство
двух
сторон,
представляющих
различные
жизненные принципы, образуют основу действия. Торжество правды – не
только традиционная развязка сюжета, но и идейная установка сказки.
Народные сказки – жанр сложный. Они включают в себя произведения,
различные по содержанию, по происхождению, по стилю. Внутрижанровые
различия сказок определяются их делением на волшебно-фантастические,
бытовые, о животных и т.д. В одних преобладают фантастические элементы,
для других характерен специфический состав действующих лиц, третьи –
отличаются
социальными
конфликтами,
бытовым
фоном.
Однако,
существует множество сказок, сочетающих в себе, как фантастические, так и
бытовые элементы одновременно.
В чем же секрет неувядаемости сказок?
Сказка русская есть, прежде всего, сказ. Целью ее является нанизывание
слова за словом, слова к слову и образа к образу. Сказка стремится, прежде
всего,
занять
внимание
слушателя.
Если
только
внимание
слушателя
ослабевает, значит, в повествовании появилась пустота. Именно поэтому
русская сказка избегает долгих описаний природы, местности, характера
героя. Рассказчик прибегает к прибауткам, поговоркам, которые избавляют
его от необходимости пространного изложения подробностей, а ведет от
действия к действию, от факта к факту.
В русской сказке вовсе необязательно чародейства, колдовство, они
могут быть, а могут и не быть. От того-то русская сказка и реалистична в
своей основе, так как никого не убеждает взаправду и не страшит.
Конечно же, мудрость и великая правда русских сказок привлекала к
себе многих композиторов, поэтов, художников. Любили русскую сказку
А.С. Пушкин и П.П. Ершов – автор знаменитого «Конька-Горбунка». До
нынешнего времени мы зачитываемся пьесами-сказками А.Н. Островского и
любуемся
неповторимыми
полотнами
В.М.
Васнецова,
написанными
на
сюжеты
русских
сказок
«Алёнушка»,
«Богатыри».
Отдал
дань
сказке
и
замечательный русский художник М.А. Врубель. Многие свои картины он
писал под непосредственным воздействием музыки сказок Н.А. Римского-
Корсакова. Ни один русский композитор не прошел в своем творчестве мимо
этих благодатных сюжетов. И М.И. Глинка, и А.С. Даргомыжский, и М.А.
Балакирев,
и
А.К.
Лядов
использовали
в
своем
творчестве
отдельные
сказочные
сюжеты,
но
лишь
Николая
Андреевича
Римского-Корсакова
можно назвать великим русским композитором-сказочником.
Сказка в операх Н.А. Римского-Корсакова.
Содержание
и
тематика
оперного
творчества
Римского-Корсакова
отличаются большой широтой и разносторонностью. Его интересовала и
реальная история своего народа (пера «Псковитянка»), и эпос и легенда
(Опера «Сказание о невидимом граде Китеже»), и бытовая психологическая
драма «опера «Царская невеста»), и камерно-психологический сюжет «опера
«Моцарт и Сальери») и т.д. Оперное творчество Римского-Корсакова –
живое олицетворение поэзии и самобытной красоты русского национального
искусства. Богатейшая культура, созданная русским народом, история и
народный быт вызывали у него подлинную влюбленность и вдохновение.
Особенно
притягательной
силой
для
него
обладали
древние
народные
поверья,
обряды, песни,
былины
и
сказки.
Обращаясь
к
историческим
сюжетам,
Римский-Корсаков
стремился
к
романтизированному,
возвышенному
изображению
народных
героев,
сосредотачивая
свое
внимание
на
нравственных,
эстетических
идеалах
народа,
и
в
самом
искусстве видел одно из проявлений духовной мощи народа.
Свойственная
Римскому-Корсакову
отзывчивость
к
прекрасному
в
явлениях
реальной
действительности
нашли
отражение
в
замечательных
музыкальных
пейзажах,
в
образах
природы.
Его
музыкальные
пейзажи
одухотворены и эмоционально окрашены.
По
особенностям
дарования
и
мироощущения
Римский-Корсаков
принадлежал к художникам-оптимистам. Произведения его излучают свет и
тепло. Этими качествами своего таланта он близок М.И. Глинке и А.П.
Бородину. Большинство его произведений отличается содержательностью,
уравновешенностью,
мерным
чередованием
картин
и
эпизодов.
Драматургическое развитие неторопливо и чаще всего свободно от острых
контрастов и столкновений. На протяжении своей жизни Римский-Корсаков
разрабатывал
стиль
крестьянского
песенного
творчества,
отсюда
в
его
оперной
музыке
влияние
протяжной,
хороводной,
плясовой
песни,
скоморошьего искусства, былинных напевов.
Особенное
тяготение
Римский-Корсаков
испытывал
к
миру
русской
сказки и древней языческой обрядности, основанной на обожествлении сил
природы. Образы народной сказочной фантазии привлекали его наивной
непосредственностью,
светлым
лучезарным
«пантеизмом»,
преклонением
перед
красотой
и
животворящей
мощью
солнечного
начала,
твердой
оптимистической уверенностью в конечном торжестве добра и света над
злом
и
мраком.
Римский-Корсаков
сумел
значительно
проникнуть
во
внутреннюю филосовскую сущность русских народных сказок и мифов, в
основе
которых
лежит
великая
идея
всемогущества
и
неиссякаемости
жизненного начала.
Много
различных
произведений
создал
он,
однако
сказке
отдал
предпочтение. Композитором написано шесть опер-сказок, среди которых
две
–
на
сюжеты
А.С.
Пушкина
(«Сказка
о
царе
Салтане»
и
«Золотой
Петушок»). Все шесть сказок различны по жанру. «Снегурочка» - весенняя
сказка – представляет собой образец мифической оперы-сказки, проникнутой
глубочайшим
чувством
народности.
«Садко»
-
грандиозная
по
широте,
монументальная опера-былина. «Сказка о царе Салтане» - по форме своей
является
стилизацией народного лубка. «Кащей бессмертный»
-
осенняя
сказка
–
поэтическая
аллегория
социального
неравенства.
«Сказание
о
невидимом граде Китеже» - легенда, в которой основной акцент перенесен на
внутреннее созерцание душевных состояний. «Сказка о золотом петушке» -
сатирический памфлет, сочетающий декоративную волшебно-феерическую
фантастику с шуткой, пародией.
Тяготея в своем творчестве к фантастике, к сказке и идя по пути,
намеченному М.И. Глинкой в опере «Руслан и Людмила», Римский-Корсаков
пишет
ряд
произведений,
где
фантастика
и
быт,
сказочное
и
реальное
переплетаются между собой. Уже в «Майской ночи» достаточно отчетливо
проявились черты нового самобытного стиля оперы Римского-Корсакова.
Здесь уже имеется и характерное для многих последующих его произведений
противопоставление реально-бытового плана сказочно-фантастическому. В
последующих сказочно-фантастических операх («Снегурочка», «Ночь перед
Рождеством», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке» и др.)
эти черты нового оперного стиля проявились еще ярче.
Существует такая пословица: «Сказка ложь, а песня – правда» и еще:
«Из песни слова не выкинешь». Это действительно так, ведь в песне речь и
рифмованное
звучание
слышны
в
каждом
слове,
недаром
говориться:
«Сказка складом, песня ладом красна». В сказке же необязательна рифма, а
вольный ход от события к событию, от смены к смене приключений.
Именно
такие
признаки
и
сочетает
сказка
в
музыке
Римского-
Корсакова. Но, главное в том, что показ этих черт содержится в особом
своеобразии
и
природы
музыкального
искусства
композитора.
Сказ
сочетается здесь с песней. Поэтому неизбежна лирика и те моменты, когда
преломляется действие, и герой или героиня высказывают свое чувство –
горе или радость. В сказке появляется звукопись, описание природы и быта.
Слушателя
привлекает
богатство,
инструментального
колорита,
изобретательность в использовании композитором тембров инструментов.
Римский-Корсаков
в
своих операх гибко сочетает
сказ
со
звукописью.
Оркестр, описывающий чудеса сказки, чарующе волшебен, он завораживает
красочностью звучания. Просто изумляет творческое воображение автора,
сочетающего
ряд
сказочно
причудливых
звуковых
образов.
Простота
и
вместе с тем мудрая экономия средств рождают непрерывающееся ни на миг
напряжение внимания, огромный интерес ко всему происходящему на сцене.
Одним
из
важных
драматургических средств
опер-сказок
Римского-
Корсакова
является
раскрытие
двух
образных
планов
–
реального
и
фантастического – разными средствами выразительности.
Для
каждого
плана
он
находит
свои
отличительные
черты
музыкального языка – лад, мелодику, гармонию, тембры и т.д. Благодаря
этому,
каждый
образ
и
группы
образов
становятся
очень
выпуклыми,
понятными
по
содержанию,
ощутимыми
по
контрастности,
и
каждый
привлекателен в своем роде. Главная музыкальная основа опер-сказок –
русский
народно-песенный
язык,
которым
композитор
характеризует
представителей реального земного мира.
Много музыкальной изобретательности Римский-Корсаков проявляет в
характеристиках
сказочно-фантастических
образов
–
необычные
лады
(мажор-минор,
уменьшенный,
увеличенный),
инструментовку,
мелодику,
разного рода хроматизмы, гармонию, необычные тембры и т.д.
Благодаря
этому
и
становится
очень
понятной
конфликтность
основного
содержания
сказки,
перерождение
сказочных
персонажей
в
реальные,
победа
«светлого»
над
«неземным»,
а
также
утверждение
и
прославление природы, несущей человеку жизнь, тепло, счастье.