Автор: Иванникова Наталья Александровна
Должность: педагог-психолог отделения сопровождения несовершеннолетних в кризисных ситуациях
Учебное заведение: ГБУ АО
Населённый пункт: город Архангельск
Наименование материала: статья
Тема: Психолого-педагогическая поддержка детей в период младшего детства
Раздел: среднее образование
Психолого-педагогическая поддержка детей в период младшего
школьного детства
Младший школьный возраст, возраст с 7 до 11 лет. Ведущий вид
деятельности ребенка в этот период - учебная деятельность. В этом возрасте
происходит смена образа и стиля жизни: новые требования, новая социальная
роль
ученика,
принципиально
новый
вид
деятельности.
Учебная
деятельность
становится
ведущей
деятельностью,
отчетливо
виден
социальный
смысл
учения,
мотивация
достижения
становится
доминирующей,
укрепляется
новая
внутренняя
позиция,
происходит
формирование начальных детских убеждений.
Формирование начальных детских убеждений у младших школьников
является основой для их дальнейшего полноценного развития. Ребенок с
большой силой верит в те общечеловеческие идеи, которые доступны его
возможностям, его пониманию. Можно выделить наиболее существенные:
вера в родительскую любовь, в могущество взрослых, в свое бессмертие, в
свою неповторимость, в красоту и неповторимость Родины. Эту веру дети
пытаются отстаивать в своеобразной детской форме. Решающее условие
формирования начальных детских убеждений – доминирование личностного
подхода над индивидуальным. Индивидуальный подход предусматривает
изучение и учет особенностей личности. Личностный подход предполагает
развитие личностных особенностей, их преобразование, путем включения в
систему педагогических воздействий. Основу личностного подхода могут
составлять значимые элементы педагогического воздействия. Одним из
первых элементов можно назвать опору на положительные качества
школьника и вера в оптимистическую перспективу его развития. Признание
за школьником не только статуса «учащегося», но и всех гражданских прав,
которыми он располагает, создание условий для их реализации будет
являться вторым элементом. В роли третьего элемента может быть
рассмотрена реализация потребности ребенка ощущать себя «неповторимым
человеком», создание ему возможности чувствовать себя единственным и
неповторимым в центре внимания и заботы учителя, как это происходит в
семье. На четвертое место можно выдвинуть признание за ним права на те
формы уважительного, культурного отношения, которые существуют между
взрослыми людьми, включая право на признание взрослыми ошибок,
извинения перед ними. Реализация принципа сотрудничества с педагогами с
учетом возраста и возможности учащихся может занять пятое место.
Ранжирование элементов педагогического воздействия условно, и на, самом
деле выступает, по большей части целостно.
Развитие общественных отношений и предупреждение авторитарности
учителя в период младшего школьного детства является еще одним
направлением психолого-педагогической поддержки детей. С этой целью
необходимо с первых же дней практиковать совместное планирование жизни,
деятельности детей на неделю; вместе с детьми подводить итоги выполнения
недельного
плана;
практиковать,
в
доступной
для
детей
форме,
комментирование,
оценку выполнения персональных
и общественных
поручений; комментировать ответы одноклассников, обсуждать отметки;
обсуждать поступки, проступки, оценивать их.
Создание ситуации успеха в учебной деятельности также будет играть
важную роль в психолого-педагогической поддержке детей.
Ситуация
успеха, то есть сочетание условий, которые обеспечивают успех, это то, что в
поле ответственности учителя, то, что он способен организовать. Задача
учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников
возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности,
поверить в себя. Успех может быть кратковременным, частым и длительным,
сиюминутным и устойчивым, связанным со всей жизнью и деятельностью
ребенка. Все зависит от того, как ситуация успеха закреплена, продолжается
ли, что лежит в ее основе. Важно иметь в виду, что даже разовое
переживание
успеха
может
настолько
изменить
психологическое
самочувствие ребенка, что резко меняет ритм и стиль его деятельности,
взаимоотношений с окружающими. Ситуация успеха может стать своего
рода «пусковым механизмом» дальнейшего движения личности. Особенно
если это касается учебы – самой главной линии ожиданий ребенка, самого
главного рубежа его стремлений.