Автор: Мячина Ольга Ивановна
Должность: методист
Учебное заведение: МБОУДО ДТДМ
Населённый пункт: г.Тольятти, Самарская область
Наименование материала: Методическая рекомендация
Тема: Программно-методическое обеспечение образовательного процесса. (Из опыта работы МБОУДО ДТДМ)
Раздел: дополнительное образование
Программно-методическое обеспечение образовательного процесса.
(Из опыта работы муниципального бюджетного учреждения
дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодежи»
городского округа Тольятти).
Дворец творчества детей и молодежи – современное многопрофильное
образовательное
учреждение
дополнительного
образования.
Одной
из
основных целей деятельности учреждения является: повышение качества
образовательных
услуг
посредством
совершенствования
программно-
методического обеспечения образовательного процесса.
Программно-методическое обеспечение Дворца творчества детей и
молодежи
-
это
совокупность
учебно-воспитательных
программных
продуктов, созданных под конкретные образовательные цели.
Программно-методическое обеспечение Дворца творчества детей и
молодежи включает в себя три основных взаимосвязанных компонента –
содержательный, функциональный и оценочный (Рис 1).
Рис 1
Содержательный компонент представляет собой программное
обеспечение и методическое обеспечение. Во Дворце творчества детей и
1
Программно-методическое обеспечение МБОУДО ДТДМ
Компоненты
Содержательный
Программа деятельности,
дополнительные
общеобразовательные
программы, проекты,
методическая продукция
Функциональный
Педагогические
технологии, формы
организации
образовательного процесса
Оценочный
Педагогические и
административные
диагностики
молодежи реализуется 16 дополнительных общеобразовательных программ
по четырем образовательным направленностям: физкультурно–спортивной,
художественной, социально–педагогической и технической. Образовательные
программы разрабатываются в соответствии с локальным актом учреждения
«Положение о дополнительной общеобразовательной программе МБОУДО
ДТДМ»,
которое
разработано
на
основе
Федерального
закона
«Об
образовании
в
РФ»
от
29.12.212г.
№273-ФЗ,
приказа
Министерства
образования и науки РФ от 29.08.2013г. № 1008 «Об утверждении Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам».
Образовательные
программы
«Искусство
и
творчество»,
«Школа
единоборств»,
«Студия
раннего развития», «Школа движения» основаны на модульном принципе
представления
содержания
образовательных
программ
и
содержат
самостоятельные образовательные модули, объединенные общей целью и
задачами программы. Образовательные программы ежегодно обновляются с
учетом
развития
науки,
техники,
культуры,
экономики,
технологий
и
социальной
сферы,
что
обеспечивает
их
конкурентоспособность
и
востребованность
на
рынке
образовательных
услуг.
Образовательные
программы Дворца творчества детей и молодежи неоднократно получали
высокую
внешнюю
оценку
по
итогам
представления
их
на
различных
конкурсах. Дополнительная общеобразовательная программа «3D – мастер»
(педагог Сидельникова М.А.) – победитель Всероссийского и
областного
конкурсов образовательных программ технической направленности (2016г.);
образовательная программа «Футбол» (педагоги Залалетдинов А.Р., Буданов
Ю.В.,
Дунаева
О.В.)
дипломант
3
степени
областного
конкурса
дополнительных общеобразовательных программ нового поколения (2016г.);
образовательная программа «Искусство и творчество» (педагоги Якунина
И.А., Наянзина О.В., Ташматова Э.Э., Елисеева С.Б.) – дипломант областного
конкурса
программ
по
организации
воспитательной
работы
средствами
художественно
–
эстетической
направленности
(2015г.);
образовательные
2
программы
«Мультмастерская»
(педагог
Сафронова
О.В.),
«Футбол»
(педагоги Залалетдинов А.Р., Буданов Ю.В., Дунаева О.В.), «Электроника и
радиотехника»
(педагог
Панченко
Е.К.)
дипломанты
городского
конкурса
образовательных программ нового поколения (2015г.).
Методическое обеспечение Дворца творчества детей и молодежи –
разнообразные
методические
средства,
оснащающие
и
способствующие
более эффективной реализации всех видов педагогической деятельности, это
процесс,
направленный
на
создание
разнообразных
видов
методической
продукции,
на
оказание
методической
помощи
различным
категориям
педагогических
работников,
на
выявление,
изучение,
обобщение,
формирование и распространение положительного педагогического опыта.
Педагогические работники Дворца творчества детей и молодежи в
своей деятельности используют все основные виды методической продукции.
Для
разъяснения
приемов
и
методов,
анализа
опыта,
описания
педагогических
технологий,
пропаганды
наиболее
важных
и
актуальных
направлений педагогической деятельности разрабатывается информационно-
пропагандистская
методическая
продукция
(методическое
описание,
аннотация,
информационный
плакат,
информационно
–
методическая
выставка). Для указания и разъяснения цели и порядка действия, технологии
и
методики
организации
образовательного
процесса,
проведения
мероприятий разрабатывается организационно – инструктивная методическая
продукция
(инструктивно
–
методическое
письмо,
методическая
записка,
методическая
памятка,
методическая
рекомендация,
методическая
разработка,
тематическая
папка,
образовательная
программа).
С
целью
иллюстрации и более полного раскрытия темы, отраженную в других видах
методической
продукции,
педагогические
работники
Дворца
творчества
детей
и
молодежи
разрабатывают
прикладную
методическую
продукцию
(сценарий, тематическая подборка, картотека, методическая тема, учебно–
методический
материал). Методическое
обеспечение
Дворца
творчества
детей и молодежи соответствует современным требованиям и обеспечивает
3
высокий
уровень
результативности
образовательной
деятельности.
Подтверждением высокого уровня методического обеспечения учреждения
являются
следующие
результаты:
Воронкина
Л.А.
победитель
Всероссийского конкурса для педагогов в номинации «Лучший мастер –
класс
педагога
дополнительного
образования
(2014
г.);
Объедкова
Л.А.
дипломант Всероссийского конкурса «Лучшая методическая разработка –
2014»;
Сафронова
О.Н.
победитель
областного
конкурса
методических
разработок (2014 г); Хавраев А.И. победитель международного творческого
фестиваля
«Педагогическое
творчество»
(2015
г);
Спиридонова
М.С
победитель областного конкурса методических разработок «Открытый урок»
(2015
г);
Беляева
Г.А.
победитель
открытого
областного
конкурса
методических материалов по поддержке семейного воспитания (2016 г) и т.д.
Функциональный компонент программно – методического обеспечения
Дворца
творчества
детей
и
молодежи
состоит
из
применяемых
педагогических технологий и форм организации образовательного процесса.
Педагогические работники Дворца творчества детей и молодежи успешно
применяют в своей деятельности современные педагогические технологии. В
целях развития познавательной и творческой активности учащихся педагоги
используют технологию проблемного обучения, при этом перед учащимися
последовательно и целенаправленно ставятся познавательные задачи, решая
которые
учащиеся
активно
осваивают
знание
и
опыт
познавательной
деятельности. Для обеспечения гибкости образования и применение его к
индивидуальным
потребностям
учащихся.уровню
их
базовой
подготовки
применяется
технология
модульного
обучения.
Для
того,
чтобы
ориентировать учебный процесс на потенциальные возможности учащихся и
их реализацию педагоги учреждения используют технологию развивающего
обучения. Технология дифференцированного обучения создает оптимальные
условия
для
выявления,
развития
интересов
и
способностей
учащихся.
Информационные
технологии
во
Дворце
творчества
детей
и
молодежи
используются как предмет изучения, как средство обучения, как инструмент
4
автоматизации учебной деятельности. Эффективно используются и другие
технологии:
личностно
–
ориентированного
обучения,
саморазвития,
игрового обучения и другие. Формы организации образовательного процесса,
используемые
во
Дворце
творчества
детей
и
молодежи,
соответствуют
задачам мероприятия, возрастным особенностям участников мероприятий и
способствуют творческому развитию личности учащихся и формированию
позитивных социальных интересов. В учреждении используются следующие
формы организации образовательного процесса:
Образовательная деятельность
Формы организации
Учебная деятельность
Теоретические и практические
занятия, лекции, зачеты, контрольные
работы, презентации, соревнования,
выставки, открытые занятия.
Воспитательная деятельность
Концерты, фестивали, конкурсы,
соревнования, акции, конкурсно-
игровые программы.
Педагогические
технологии,
применяемые
на
практике,
и
формы
организации
образовательного
процесса
позволяют
педагогическому
коллективу
Дворца
творчества
детей
и
молодежи
обеспечивать
высокую
степень достижения панируемых результатов образовательной деятельности.
Оценочный
компонент
-
это
комплект
педагогиче ских
и
административных диагностик в соответствии с социально – педагогического
мониторинг учреждения (Рис 2).
5
Рис 2
Система программно – методического обеспечения Дворца творчества
обеспечивает
положительную
динамику
учебной
и
воспитательной
деятельности
на
протяжении
последних
лет.
Качество
образовательной
деятельности
в
учреждениях
дополнительного
образования,
в
виду
отсутствии
государственных
образовательных
стандартов
и
требований,
оценивается,
как
правило,
результативностью
участия
учащихся
в
конкурсных мероприятиях различных уровней. Учащиеся Дворца творчества
детей и молодежи показывают стабильно высокие результаты в конкурсных
мероприятиях от городского до международных уровней.
В 2016 году 1959 учащихся стали победителями и призерами
различных
соревнований,
конкурсов,
фестивалей,
выставок
от
учрежденческого до международных уровней. Победителями и призерами
международных
конкурсных
мероприятий
стали
следующие
творческие
объединения:
«Кикбоксинг»-
международный
турнир
«Евразия-2016»
(педагог
Исаков
А.В.);
«Мир
информатики»
-
творческий
конкурс
«Талантофф»
(педагог
Сидельникова
М.А.);
студия
спортивного
танца
6
«Инсайт»
-
конкурса
«Кит»
(педагоги
Богданова
Е.Н.,
Павлищева
Н.В.);
«Рукодельница»
-
конкурс
рисунка
«Рождественская
история»
и
др.
Победителями и призерами Всероссийских мероприятий стали: творческое
объединение «Мультмастерская» - конкурс «Телекласс» (педагог Сафронова
О.В.); творческое объединение «Радуга» - конкурс «Международный женский
день»
(педагог
Сытник
И.Б.);
творческое
объединение
«Рукодельница»
-
конкурс «Новый год шагает по стране» (педагоги Афанасьева Е.В., Богачева
О.Н.)
и
др.
350
учащихся
Дворца
творчества
детей
и
молодежи
стали
победителями и призерами областных конкурсных мероприятий.
Достижения учащихся МБОУДО ДТДМ в конкурсных мероприятиях 2014-
2016 годов.
Городской;
Основной
Областной;
Основной
Всероссийский;
Основной
Междунород-
ный; Основной
2014 год
Городской;
Основной
Областной;
Основной
Всероссий-
ский;
Основной
Междунород-
ный; Основной
2015 год
Городской;
Основной
Областной;
Основной
Всероссийский;
Основной
Междунород-
ный; Основной
2016 год
7
Анализ результативности учащихся в конкурсных мероприятиях за
последние
три
года
позволяет
сделать
вывод,
что
учащиеся
«Дворца»
показывают стабильно высокие результаты.
Дворец творчества детей и молодежи с целью совершенствования
программно - методического обеспечения образовательного процесса тесно
взаимодействует
с
высшими
учебными
заведениями:
ТГУ,
СИПКРО.
Филиалом
НОУ
ВПО
«СаГА»
г.о.
Тольятти,
ФГБОУ
ВПО
ПВГУС.
Профессорско
–
преподавательский
состав
активно
принимает
участие
в
работе методического совета учреждения, участвует в разработке, экспертизе
образовательных
программ,
методической
продукции,
проводят
профориентационную
работу
с
учащимися.
Взаимодействие
с
высшими
учебными
заведениями
способствуют
обновлению
содержания,
форм
и
методов
образования,
способствуют
профессиональному
развитию
педагогических кадров Дворца.
Дворец творчества детей и молодежи имеет широкую сеть социальных
партнеров:
образовательные
учреждения
городского
округа
Тольятти,
учреждения спорта и культуры, муниципальные учреждения по работе с
молодежью. Взаимодействие с социальными партнерами осуществляется по
направлениям:
организационно
–
педагогическое,
программно
–
методическое,
нормативно
–правовое.
С
учреждениями
заключаются
договора о взаимодействии. Программы сотрудничества, планы совместных
мероприятий по реализации договоров и программ. На протяжении пяти лет
реализуется
проект
«Формула
успеха»
по
развитию
дополнительного
образования
в
образовательных
учреждениях.
Практическая
значимость
проекта
«Формула
успеха»
обеспечивается
этапами
технологической
реализации. В проекте прописаны для каждого этапа – цель, содержание
деятельности, документальное оформление, показатели реализации. Данная
технология обеспечивает успешное моделирование системы дополнительного
образования
в
образовательном
учреждении.
Ежегодно
увеличивается
количество образовательных учреждений, реализующих данный проект. В
8
2016 году 8 общеобразовательных учреждений успешно реализовали данную
технологию
в
своих
школах
(МБУ
№№
1,
5.
9,
13,
20,
26,
91,
75).
Дополнительные общеобразовательные программы Дворца творчества детей
и молодежи успешно и результативно реализуются в общеобразовательных
учреждениях
города.
В
2016
году
программы,
разработ анные
педагогическими работниками Дворца реализовывались в 10 школах (1, 3, 5,
9, 13, 19, 20, 39, 18, 23).
Дворец творчества детей и молодежи активно взаимодействует с
социальными партнерами по реализации городских сетевых проектов. В 2014
году Дворец стал организатором проекта «Территория успеха». В реализация
проекта приняли участие 13 учреждений дополнительного образования детей
городского
округа
Тольятти.
Социальными
партнерами
проекта
стали:
школы, детские сады, учреждения культуры и искусства, Вузы и колледжи
городского
округа
Тольятти.
В
рамках
проекта
«Территория
успеха»
проводился
творческий
марафон
«Знаем,
умеем,
научим!».
В
программе
марафона
были
представлены:
модельно-хореографические,
вокальные
концерты;
показательные
выступления
спортсменов;
выставки,
мастер
-
классы,
презентации,
интерактивные
игры.
На
30
площадках
городского
округа
Тольятти
13
учреждений
дополнительного
образования
детей
организовали интерактивные площадки, было охвачено более 3500 человек. В
2015
году
Дворец
творчества
детей
и
молодежи
стал
организатором
городского
сетевого
проекта
«Успех
ребенка
–
дело
семейное».
Профессиональный имидж учреждения позволил превратить проект «Успех
ребенка – дело семейное» в широкую сеть и открытую систему творческого
взаимодействия
с
социальными
партнерами.
Дворец
творчества
детей
и
молодежи
привлек
для
работы
в
проекте
20
учреждений
разных
типов:
школы,
детские
сады,
Центр
социальной
помощи
семье
и
детям;
Объединение
детских
библиотек;
Краеведческий
музей;
Тольяттинская
консерватория, «Спортивный клуб «Мега-Лада»; Комитет по физкультуре и
спорту городского округа Тольятти.
9
Взаимодействие Дворца творчества детей и молодежи с социальными
партнерами позволяет внедрять в практику новые технологии организации
образовательного
процесса,
повысить
профессиональный
уровень
педагогических
работников,
презентовать
городскому
сообществу
положительный опыт деятельности учреждения.
Программно – методическое обеспечение Дворца творчества детей и
молодежи способствует повышению качества образовательного результата,
развитию творческих способностей учащихся и формированию позитивных
социальных интересов.
Опыт работы Дворца творчества детей и молодёжи систематически
презентуется и распространяется в педагогическом сообществе на различных
уровнях: XIII международная ярмарка социально-педагогических инноваций
(г. Пермь, 2015 год); Межрегиональная научно – практическая конференция
работников
дополнительного
образования
детей
«Воспитание
детей
и
молодежи в современном образовательном пространстве» (г. Самара, 2016
год);
региональная
научно-практическая
конференция
«Современные
проблемы
дополнительного
образования
и
эффективные
технологии
их
решения»
(г.
Ульяновск,
2016
год);
межрегиональная
конференция
«Управление
образовательными
системами
в
условиях
модернизации
содержания и технологий обучения» (г. Самара,
2016 год); областной
семинар «Фестиваль как средство успешной социализации и эффективной
самореализации
личности»
(г.
Тольятти,
2016
год);
городской
семинар
«Взаимодействие учреждения дополнительного образования детей с семьей
как средство формирования духовно-нравственных ценностей обучающихся»
2015 год и т.д.
Современное программно-методическое обеспечение позволило
Дворцу
творчества
детей
и
молодёжи
на
протяжении
последних
лет
стабильно занимать лидирующие позиции среди лучших образовательных
учреждений города и области. Подтверждением высокого качества работы
являются результаты: Всероссийский конкурс «Образовательная организация
10
XXI века. Лига лидеров – Лучшая организация дополнительного образования
детей – 2016» (1 место); Всероссийский творческий конкурс образовательных
организаций
в
области
инновационного
развития
образования
«Лучшая
образовательная организация - 2016» (1 место); Дворец награждён золотой
медалью Всероссийского конкурса «100 лучших школ России» (2013, 2014).
11