Напоминание

Программно-методическое обеспечение образовательного процесса. (Из опыта работы МБОУДО ДТДМ)


Автор: Мячина Ольга Ивановна
Должность: методист
Учебное заведение: МБОУДО ДТДМ
Населённый пункт: г.Тольятти, Самарская область
Наименование материала: Методическая рекомендация
Тема: Программно-методическое обеспечение образовательного процесса. (Из опыта работы МБОУДО ДТДМ)
Раздел: дополнительное образование





Назад




Программно-методическое обеспечение образовательного процесса.

(Из опыта работы муниципального бюджетного учреждения

дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодежи»

городского округа Тольятти).

Дворец творчества детей и молодежи – современное многопрофильное

образовательное

учреждение

дополнительного

образования.

Одной

из

основных целей деятельности учреждения является: повышение качества

образовательных

услуг

посредством

совершенствования

программно-

методического обеспечения образовательного процесса.

Программно-методическое обеспечение Дворца творчества детей и

молодежи

-

это

совокупность

учебно-воспитательных

программных

продуктов, созданных под конкретные образовательные цели.

Программно-методическое обеспечение Дворца творчества детей и

молодежи включает в себя три основных взаимосвязанных компонента –

содержательный, функциональный и оценочный (Рис 1).

Рис 1

Содержательный компонент представляет собой программное

обеспечение и методическое обеспечение. Во Дворце творчества детей и

1

Программно-методическое обеспечение МБОУДО ДТДМ

Компоненты

Содержательный

Программа деятельности,

дополнительные

общеобразовательные

программы, проекты,

методическая продукция

Функциональный

Педагогические

технологии, формы

организации

образовательного процесса

Оценочный

Педагогические и

административные

диагностики

молодежи реализуется 16 дополнительных общеобразовательных программ

по четырем образовательным направленностям: физкультурно–спортивной,

художественной, социально–педагогической и технической. Образовательные

программы разрабатываются в соответствии с локальным актом учреждения

«Положение о дополнительной общеобразовательной программе МБОУДО

ДТДМ»,

которое

разработано

на

основе

Федерального

закона

«Об

образовании

в

РФ»

от

29.12.212г.

№273-ФЗ,

приказа

Министерства

образования и науки РФ от 29.08.2013г. № 1008 «Об утверждении Порядка

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности

по

дополнительным

общеобразовательным

программам».

Образовательные

программы

«Искусство

и

творчество»,

«Школа

единоборств»,

«Студия

раннего развития», «Школа движения» основаны на модульном принципе

представления

содержания

образовательных

программ

и

содержат

самостоятельные образовательные модули, объединенные общей целью и

задачами программы. Образовательные программы ежегодно обновляются с

учетом

развития

науки,

техники,

культуры,

экономики,

технологий

и

социальной

сферы,

что

обеспечивает

их

конкурентоспособность

и

востребованность

на

рынке

образовательных

услуг.

Образовательные

программы Дворца творчества детей и молодежи неоднократно получали

высокую

внешнюю

оценку

по

итогам

представления

их

на

различных

конкурсах. Дополнительная общеобразовательная программа «3D – мастер»

(педагог Сидельникова М.А.) – победитель Всероссийского и

областного

конкурсов образовательных программ технической направленности (2016г.);

образовательная программа «Футбол» (педагоги Залалетдинов А.Р., Буданов

Ю.В.,

Дунаева

О.В.)

дипломант

3

степени

областного

конкурса

дополнительных общеобразовательных программ нового поколения (2016г.);

образовательная программа «Искусство и творчество» (педагоги Якунина

И.А., Наянзина О.В., Ташматова Э.Э., Елисеева С.Б.) – дипломант областного

конкурса

программ

по

организации

воспитательной

работы

средствами

художественно

эстетической

направленности

(2015г.);

образовательные

2

программы

«Мультмастерская»

(педагог

Сафронова

О.В.),

«Футбол»

(педагоги Залалетдинов А.Р., Буданов Ю.В., Дунаева О.В.), «Электроника и

радиотехника»

(педагог

Панченко

Е.К.)

дипломанты

городского

конкурса

образовательных программ нового поколения (2015г.).

Методическое обеспечение Дворца творчества детей и молодежи –

разнообразные

методические

средства,

оснащающие

и

способствующие

более эффективной реализации всех видов педагогической деятельности, это

процесс,

направленный

на

создание

разнообразных

видов

методической

продукции,

на

оказание

методической

помощи

различным

категориям

педагогических

работников,

на

выявление,

изучение,

обобщение,

формирование и распространение положительного педагогического опыта.

Педагогические работники Дворца творчества детей и молодежи в

своей деятельности используют все основные виды методической продукции.

Для

разъяснения

приемов

и

методов,

анализа

опыта,

описания

педагогических

технологий,

пропаганды

наиболее

важных

и

актуальных

направлений педагогической деятельности разрабатывается информационно-

пропагандистская

методическая

продукция

(методическое

описание,

аннотация,

информационный

плакат,

информационно

методическая

выставка). Для указания и разъяснения цели и порядка действия, технологии

и

методики

организации

образовательного

процесса,

проведения

мероприятий разрабатывается организационно – инструктивная методическая

продукция

(инструктивно

методическое

письмо,

методическая

записка,

методическая

памятка,

методическая

рекомендация,

методическая

разработка,

тематическая

папка,

образовательная

программа).

С

целью

иллюстрации и более полного раскрытия темы, отраженную в других видах

методической

продукции,

педагогические

работники

Дворца

творчества

детей

и

молодежи

разрабатывают

прикладную

методическую

продукцию

(сценарий, тематическая подборка, картотека, методическая тема, учебно–

методический

материал). Методическое

обеспечение

Дворца

творчества

детей и молодежи соответствует современным требованиям и обеспечивает

3

высокий

уровень

результативности

образовательной

деятельности.

Подтверждением высокого уровня методического обеспечения учреждения

являются

следующие

результаты:

Воронкина

Л.А.

победитель

Всероссийского конкурса для педагогов в номинации «Лучший мастер –

класс

педагога

дополнительного

образования

(2014

г.);

Объедкова

Л.А.

дипломант Всероссийского конкурса «Лучшая методическая разработка –

2014»;

Сафронова

О.Н.

победитель

областного

конкурса

методических

разработок (2014 г); Хавраев А.И. победитель международного творческого

фестиваля

«Педагогическое

творчество»

(2015

г);

Спиридонова

М.С

победитель областного конкурса методических разработок «Открытый урок»

(2015

г);

Беляева

Г.А.

победитель

открытого

областного

конкурса

методических материалов по поддержке семейного воспитания (2016 г) и т.д.

Функциональный компонент программно – методического обеспечения

Дворца

творчества

детей

и

молодежи

состоит

из

применяемых

педагогических технологий и форм организации образовательного процесса.

Педагогические работники Дворца творчества детей и молодежи успешно

применяют в своей деятельности современные педагогические технологии. В

целях развития познавательной и творческой активности учащихся педагоги

используют технологию проблемного обучения, при этом перед учащимися

последовательно и целенаправленно ставятся познавательные задачи, решая

которые

учащиеся

активно

осваивают

знание

и

опыт

познавательной

деятельности. Для обеспечения гибкости образования и применение его к

индивидуальным

потребностям

учащихся.уровню

их

базовой

подготовки

применяется

технология

модульного

обучения.

Для

того,

чтобы

ориентировать учебный процесс на потенциальные возможности учащихся и

их реализацию педагоги учреждения используют технологию развивающего

обучения. Технология дифференцированного обучения создает оптимальные

условия

для

выявления,

развития

интересов

и

способностей

учащихся.

Информационные

технологии

во

Дворце

творчества

детей

и

молодежи

используются как предмет изучения, как средство обучения, как инструмент

4

автоматизации учебной деятельности. Эффективно используются и другие

технологии:

личностно

ориентированного

обучения,

саморазвития,

игрового обучения и другие. Формы организации образовательного процесса,

используемые

во

Дворце

творчества

детей

и

молодежи,

соответствуют

задачам мероприятия, возрастным особенностям участников мероприятий и

способствуют творческому развитию личности учащихся и формированию

позитивных социальных интересов. В учреждении используются следующие

формы организации образовательного процесса:

Образовательная деятельность

Формы организации

Учебная деятельность

Теоретические и практические

занятия, лекции, зачеты, контрольные

работы, презентации, соревнования,

выставки, открытые занятия.

Воспитательная деятельность

Концерты, фестивали, конкурсы,

соревнования, акции, конкурсно-

игровые программы.

Педагогические

технологии,

применяемые

на

практике,

и

формы

организации

образовательного

процесса

позволяют

педагогическому

коллективу

Дворца

творчества

детей

и

молодежи

обеспечивать

высокую

степень достижения панируемых результатов образовательной деятельности.

Оценочный

компонент

-

это

комплект

педагогиче ских

и

административных диагностик в соответствии с социально – педагогического

мониторинг учреждения (Рис 2).

5

Рис 2

Система программно – методического обеспечения Дворца творчества

обеспечивает

положительную

динамику

учебной

и

воспитательной

деятельности

на

протяжении

последних

лет.

Качество

образовательной

деятельности

в

учреждениях

дополнительного

образования,

в

виду

отсутствии

государственных

образовательных

стандартов

и

требований,

оценивается,

как

правило,

результативностью

участия

учащихся

в

конкурсных мероприятиях различных уровней. Учащиеся Дворца творчества

детей и молодежи показывают стабильно высокие результаты в конкурсных

мероприятиях от городского до международных уровней.

В 2016 году 1959 учащихся стали победителями и призерами

различных

соревнований,

конкурсов,

фестивалей,

выставок

от

учрежденческого до международных уровней. Победителями и призерами

международных

конкурсных

мероприятий

стали

следующие

творческие

объединения:

«Кикбоксинг»-

международный

турнир

«Евразия-2016»

(педагог

Исаков

А.В.);

«Мир

информатики»

-

творческий

конкурс

«Талантофф»

(педагог

Сидельникова

М.А.);

студия

спортивного

танца

6

«Инсайт»

-

конкурса

«Кит»

(педагоги

Богданова

Е.Н.,

Павлищева

Н.В.);

«Рукодельница»

-

конкурс

рисунка

«Рождественская

история»

и

др.

Победителями и призерами Всероссийских мероприятий стали: творческое

объединение «Мультмастерская» - конкурс «Телекласс» (педагог Сафронова

О.В.); творческое объединение «Радуга» - конкурс «Международный женский

день»

(педагог

Сытник

И.Б.);

творческое

объединение

«Рукодельница»

-

конкурс «Новый год шагает по стране» (педагоги Афанасьева Е.В., Богачева

О.Н.)

и

др.

350

учащихся

Дворца

творчества

детей

и

молодежи

стали

победителями и призерами областных конкурсных мероприятий.

Достижения учащихся МБОУДО ДТДМ в конкурсных мероприятиях 2014-

2016 годов.

Городской;

Основной

Областной;

Основной

Всероссийский;

Основной

Междунород-

ный; Основной

2014 год

Городской;

Основной

Областной;

Основной

Всероссий-

ский;

Основной

Междунород-

ный; Основной

2015 год

Городской;

Основной

Областной;

Основной

Всероссийский;

Основной

Междунород-

ный; Основной

2016 год

7

Анализ результативности учащихся в конкурсных мероприятиях за

последние

три

года

позволяет

сделать

вывод,

что

учащиеся

«Дворца»

показывают стабильно высокие результаты.

Дворец творчества детей и молодежи с целью совершенствования

программно - методического обеспечения образовательного процесса тесно

взаимодействует

с

высшими

учебными

заведениями:

ТГУ,

СИПКРО.

Филиалом

НОУ

ВПО

«СаГА»

г.о.

Тольятти,

ФГБОУ

ВПО

ПВГУС.

Профессорско

преподавательский

состав

активно

принимает

участие

в

работе методического совета учреждения, участвует в разработке, экспертизе

образовательных

программ,

методической

продукции,

проводят

профориентационную

работу

с

учащимися.

Взаимодействие

с

высшими

учебными

заведениями

способствуют

обновлению

содержания,

форм

и

методов

образования,

способствуют

профессиональному

развитию

педагогических кадров Дворца.

Дворец творчества детей и молодежи имеет широкую сеть социальных

партнеров:

образовательные

учреждения

городского

округа

Тольятти,

учреждения спорта и культуры, муниципальные учреждения по работе с

молодежью. Взаимодействие с социальными партнерами осуществляется по

направлениям:

организационно

педагогическое,

программно

методическое,

нормативно

–правовое.

С

учреждениями

заключаются

договора о взаимодействии. Программы сотрудничества, планы совместных

мероприятий по реализации договоров и программ. На протяжении пяти лет

реализуется

проект

«Формула

успеха»

по

развитию

дополнительного

образования

в

образовательных

учреждениях.

Практическая

значимость

проекта

«Формула

успеха»

обеспечивается

этапами

технологической

реализации. В проекте прописаны для каждого этапа – цель, содержание

деятельности, документальное оформление, показатели реализации. Данная

технология обеспечивает успешное моделирование системы дополнительного

образования

в

образовательном

учреждении.

Ежегодно

увеличивается

количество образовательных учреждений, реализующих данный проект. В

8

2016 году 8 общеобразовательных учреждений успешно реализовали данную

технологию

в

своих

школах

(МБУ

№№

1,

5.

9,

13,

20,

26,

91,

75).

Дополнительные общеобразовательные программы Дворца творчества детей

и молодежи успешно и результативно реализуются в общеобразовательных

учреждениях

города.

В

2016

году

программы,

разработ анные

педагогическими работниками Дворца реализовывались в 10 школах (1, 3, 5,

9, 13, 19, 20, 39, 18, 23).

Дворец творчества детей и молодежи активно взаимодействует с

социальными партнерами по реализации городских сетевых проектов. В 2014

году Дворец стал организатором проекта «Территория успеха». В реализация

проекта приняли участие 13 учреждений дополнительного образования детей

городского

округа

Тольятти.

Социальными

партнерами

проекта

стали:

школы, детские сады, учреждения культуры и искусства, Вузы и колледжи

городского

округа

Тольятти.

В

рамках

проекта

«Территория

успеха»

проводился

творческий

марафон

«Знаем,

умеем,

научим!».

В

программе

марафона

были

представлены:

модельно-хореографические,

вокальные

концерты;

показательные

выступления

спортсменов;

выставки,

мастер

-

классы,

презентации,

интерактивные

игры.

На

30

площадках

городского

округа

Тольятти

13

учреждений

дополнительного

образования

детей

организовали интерактивные площадки, было охвачено более 3500 человек. В

2015

году

Дворец

творчества

детей

и

молодежи

стал

организатором

городского

сетевого

проекта

«Успех

ребенка

дело

семейное».

Профессиональный имидж учреждения позволил превратить проект «Успех

ребенка – дело семейное» в широкую сеть и открытую систему творческого

взаимодействия

с

социальными

партнерами.

Дворец

творчества

детей

и

молодежи

привлек

для

работы

в

проекте

20

учреждений

разных

типов:

школы,

детские

сады,

Центр

социальной

помощи

семье

и

детям;

Объединение

детских

библиотек;

Краеведческий

музей;

Тольяттинская

консерватория, «Спортивный клуб «Мега-Лада»; Комитет по физкультуре и

спорту городского округа Тольятти.

9

Взаимодействие Дворца творчества детей и молодежи с социальными

партнерами позволяет внедрять в практику новые технологии организации

образовательного

процесса,

повысить

профессиональный

уровень

педагогических

работников,

презентовать

городскому

сообществу

положительный опыт деятельности учреждения.

Программно – методическое обеспечение Дворца творчества детей и

молодежи способствует повышению качества образовательного результата,

развитию творческих способностей учащихся и формированию позитивных

социальных интересов.

Опыт работы Дворца творчества детей и молодёжи систематически

презентуется и распространяется в педагогическом сообществе на различных

уровнях: XIII международная ярмарка социально-педагогических инноваций

(г. Пермь, 2015 год); Межрегиональная научно – практическая конференция

работников

дополнительного

образования

детей

«Воспитание

детей

и

молодежи в современном образовательном пространстве» (г. Самара, 2016

год);

региональная

научно-практическая

конференция

«Современные

проблемы

дополнительного

образования

и

эффективные

технологии

их

решения»

(г.

Ульяновск,

2016

год);

межрегиональная

конференция

«Управление

образовательными

системами

в

условиях

модернизации

содержания и технологий обучения» (г. Самара,

2016 год); областной

семинар «Фестиваль как средство успешной социализации и эффективной

самореализации

личности»

(г.

Тольятти,

2016

год);

городской

семинар

«Взаимодействие учреждения дополнительного образования детей с семьей

как средство формирования духовно-нравственных ценностей обучающихся»

2015 год и т.д.

Современное программно-методическое обеспечение позволило

Дворцу

творчества

детей

и

молодёжи

на

протяжении

последних

лет

стабильно занимать лидирующие позиции среди лучших образовательных

учреждений города и области. Подтверждением высокого качества работы

являются результаты: Всероссийский конкурс «Образовательная организация

10

XXI века. Лига лидеров – Лучшая организация дополнительного образования

детей – 2016» (1 место); Всероссийский творческий конкурс образовательных

организаций

в

области

инновационного

развития

образования

«Лучшая

образовательная организация - 2016» (1 место); Дворец награждён золотой

медалью Всероссийского конкурса «100 лучших школ России» (2013, 2014).

11



В раздел образования