Автор: Большегородская Нина Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Детский сад № 7
Населённый пункт: г. Бологое
Наименование материала: КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ
Тема: «Методы и формы взаимодействия ДОУ с семьёй»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 7»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ
«Методы и формы взаимодействия ДОУ с семьёй»
Подготовила: старший воспитатель
Большегородская Нина Александровна
Методы и формы взаимодействия ДОУ с семьёй
Воспитание и развитие ребенка невозможно без участия родителей. Чтобы они
стали
помощниками
педагога,
творчески
развивались
вместе
с
детьми,
необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и
благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а, поняв его, помогать во
всем, быть терпеливыми и деликатными, и тогда все получится.
Однако на практике не все родители в должной мере осознают значимость
общения с ребенком, поэтому зачастую они гораздо больше времени отдают
общению друг с другом, с друзьями и знакомыми, чем со своим ребенком. Такое
положение можно объяснить занятостью взрослых, внедрением в нашу жизнь
телевидения и компьютера, иными объективными причинами, но для ребенка
вредные
последствия
родительской
депривации
от
таких
объяснений
не
уменьшаются.
Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы.
Главное — донести до родителей знания. Существуют традиционные и
нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть
которых — обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы
подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.
Воспитатель
любой
возрастной
группы,
осуществляя
решение
задач,
предусмотренных программой, обязан изучить каждого ребенка: каковы его
взаимоотношения со взрослыми и сверстниками; как он относиться к более
младшим детям; как играет и трудится, что умеет делать и чего не умеет; чем он
интересуется; активен ли в нравственном и умственном отношении или пассивен
и т.д. Однако данные наблюдения за воспитанником лишь в условиях детского
сада и даже бесед с родителями никогда не будут действительно верными,
точными и глубокими, если педагог не был в его семье.
К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями; это
одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей.
Беседа может
быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими,
например, она может быть включена в собрание, посещение семьи. Цель
педагогической беседы — обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее
особенность — активное участие и воспитателя и родителей. Беседа может
возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога. Последний
продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их
подготовить вопросы, на которые бы они хотели получить ответ. Планируя
тематику бесед, надо стремиться к охвату по возможности всех сторон
воспитания. В результате беседы родители должны получить новые знания по
вопросам обучения и воспитания дошкольника.
Еще одной индивидуальной формой работы является посещение семей.
Собираясь в семью, необходимо наметить план предварительной подготовки
родителей к предстоящей беседе, обязательно нужно соблюдать педагогический
такт в разговоре с ними. Нельзя начинать разговор с указания на отрицательные
факторы поведения ребенка, надо непременно отметить положительные стороны
в его развитии. Следует внимательно, терпеливо выслушивать сомнения,
возражения, замечания, жалобы родителей. Необходимо тактично указать на
ошибки. Желательно давать только обоснованные советы. Надо внушать
родителям веру в своего ребенка при условии сотрудничества с ДОУ.
Целью первого посещения является выяснение общих условий семейного
воспитания. Повторные посещения проводятся по мере необходимости, и они
предусматривают более частные задачи (проверка выполнения рекомендаций,
изучение наиболее ценных сторон семейного воспитания).
Одной из исключительно важных форм осуществления контакта с
родителями
является
индивидуальная
работа. Чтобы
правильно
планировать беседы с родителями, можно составить памятку.
1.
Как дети встречают своих родителей?
2.
Как происходит расставание со своими родителями?
3.
Каков характер вопросов, просьб ребенка к родителям и наоборот?
4.
Какова реакция родителей на детские шалости, капризы?
5.
Как родители разговаривают с детьми (речь, мимика, жесты)?
6.
Что из жизни ребенка в ДОУ интересует родителей в первую очередь (успехи,
поведение, питание, сон и д.т.)?
Отсюда вытекают следующие темы:
- «Как влияют
взаимоотношения
родителей
на формирование личности
ребенка?»
- «Роль авторитета родителей в воспитании детей»
- «Как воспитать у ребенка уважение к матери? И др.
Уход за ребенком, его воспитание вызывают у родителей ряд вопросов. На
одни из них они находят ответы сами, по поводу некоторых советуются со
знакомыми. Чем большим авторитетом и доверием пользуются педагоги ДОУ,
тем активнее и охотнее обращаются к ним с вопросами родители. Чтобы ответить
на их интересующие вопросы, организуются консультации по той или иной теме.
Консультации близки по характеру к беседам. Основная разница состоит в
том, что, проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог
стремится
дать
квалифицированный
совет,
чему-то
научить.
Беседа
предусматривает диалог. Консультации бывают плановые и внеплановые,
групповые и индивидуальные. Их цель – помогать, ближе узнать жизнь семьи,
оказать помощь там, где она больше всего нужна – с одной стороны, с другой –
побуждает родителей серьезно присмотреться к своим детям, выявить черты их
характера, задуматься над тем, какими методами их лучше всего воспитывать
А главное, матери и отцы убеждаются в том, что в ДОУ они всегда найдут
поддержку и совет.
К коллективным формам относятся родительские собрания, конференции,
«Круглые столы» и др. Групповые родительские собрания — это действенная
форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного
ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей
определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Повестка дня собраний
может
быть
разнообразной,
с
учетом
пожеланий
родителей.
Например,
предлагаем
такие
темы:
«Знаете
ли
вы
своего
ребенка?»,
«Воспитание
послушания у детей», «Методы педагогического воздействия» и др. Традиционно
повестка дня включает в себя чтение доклада, хотя от этого следует уходить,
лучше вести диалог с использованием методов активизации родителей. По
мнению многих, «чтение по бумажке вызывает сон с открытыми глазами». Не
рекомендуется применять в работе с родителями казенных слов типа «доклад»,
«мероприятия», «повестка дня», «явка строго обязательна». Если педагог читает
текст, не отрываясь, складывается впечатление, что он некомпетентен в
излагаемых вопросах. В сообщении важно представить особенности жизни
группы и каждого ребенка. К выступлению на собраниях могут подключаться
специалисты детского сада (медсестра, педагог - психолог и др.), а также
специалисты среди родителей, которые имеют отношение к дошкольному детству
(педиатр, юрист, библиотекарь и др.). Собрание готовится заранее, объявление
вывешивается за 3—5 дней. Тему рекомендуем формулировать проблемно,
например: «Послушен ли ваш ребенок?», «Как играть с ребенком?», «Нужно ли
наказывать детей?» и др. В объявлении можно поместить небольшие задания для
родителей, например, понаблюдать за поведением детей, сформированными
навыками, обратить внимание на детские вопросы и т.д. Задания обусловлены
темой предстоящего собрания. Как показывает опыт, родители активнее
реагируют на индивидуальные приглашения, особенно если в их подготовке
принимали участие дети. Например, на собрание по трудовому воспитанию
можно подготовить приглашения в виде фартука или веничка, к Новому году — в
виде елочки и др. Дело, конечно, не в названии проведения формы работы с
родителями. Сейчас собрания вытесняются новыми нетрадиционными формами,
такими как «Устный журнал», «Педагогическая гостиная», «Круглый стол» и др.
Хочется
предостеречь
педагогов
от
увлечения
развлечениями:
некоторые
считают, что с родителями надо попить чаю, провести игры. В этом случае
педагогическое содержание «уходит». Целесообразно сочетать разные формы
работы, например, после проведения развлекательных мероприятий с родителями
можно организовать беседы и собрания. На общих родительских собраниях
обсуждаются проблемы воспитания детей. Целесообразно провести экскурсию по
ДОУ, познакомить родителей со специалистами, с объяснением профиля и задач
учреждения; можно издать буклет, рекламу, рассказывающие о конкретном
учреждении.
Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они
знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания
детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского
сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся записи на
магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов
деятельности, режимных моментов, образовательной деятельности; фотографии,
выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки.
В настоящее время особой популярностью, как у педагогов, так и у
родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они
построены по
типу телевизионных и
развлекательных
программ,
игр
и
направлены
на
установление
неформальных
контактов
с
родителями,
привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего
ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с
педагогами. Так, родители привлекаются к подготовке утренников, пишут
сценарии,
участвуют
в
конкурсах.
Проводятся
игры
с
педагогическим
содержанием, например, «Педагогическое поле чудес», «Педагогический случай»,
«КВН», «Ток-шоу», где обсуждаются противоположные точки зрения на
проблему и многое другое. В ряде детских садов организуется педагогическая
библиотека для родителей, книги им выдаются на дом. Можно организовать
выставку совместных работ родителей и детей «Руки папы, ручки мамы и мои
ручонки»,
досуги
«Неразлучные
друзья:
взрослые
и
дети»,
«Семейные
карнавалы». Родителям заранее предлагается литература для ознакомления с
проблемой,
практические
задания,
вопросы
для
обсуждения.
Особой
популярностью пользуются «Дни открытых дверей», в течение которых родители
могут побывать в любой группе. В проведении «Круглых столов» реализуется
принцип партнерства, диалога, родителям предлагается подписать «визитку»,
приколоть ее на груди. Общение происходит в непринужденной форме с
обсуждением
актуальных
проблем
воспитания
детей,
учетом
пожеланий
родителей, использованием методов их активизации.
В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных
форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены. Схему классификации
нетрадиционных
форм
предлагает
Т.
В.
Кротова.
Автором
выделяются
следующие нетрадиционные формы: информационно-аналитические (хотя они, по
сути, приближены к методам изучения семьи), досуговые, познавательные,
наглядно-информационные. Они представлены в таблице.
Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей
Наименование
С какой целью используется эта форма
Формы проведения общения
Информационно-
аналитические
Выявление интересов, потребностей, запросов
родителей, уровня их педагогической
грамотности
Проведение социологических срезов, опросов,
«Почтовый ящик»
Досуговые
Установление эмоционального контакта между
педагогами, родителями, детьми
Совместные досуги, праздники, участие
родителей и детей в выставках
Познавательные
Ознакомление родителей с возрастными и
психологическими особенностями детей
дошкольного возраста. Формирование у
родителей практических навыков воспитания
детей
Семинары-практикумы, педагогический
брифинг, педагогическая гостиная, проведение
собраний, консультаций в нетрадиционной
форме, устные педагогические журналы, игры с
педагогическим содержанием, педагогическая
библиотека для родителей
Наглядно-информационные:
информационно-
ознакомительные;
информационно-
просветительские
Ознакомление родителей с работой
дошкольного учреждения, особенностями
воспитания детей. Формирование у родителей
знаний о воспитании и развитии детей
Информационные проспекты для родителей,
организация дней (недель) открытых дверей,
открытых просмотров занятий и других видов
деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-
библиотек
Основной
задачей
информационно-аналитических
форм
организации
общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье
каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них
необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах,
интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации.
Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального,
личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного
учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с
детьми и построение грамотного общения с их родителями.
Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые
неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более
доверительные отношения между родителями и детьми. К данной группе форм
мы отнесли проведение педагогами ДОУ таких совместных праздников и досугов
в группе, как «Встреча Нового года», «Рождественские забавы», «Масленица»,
«Праздник мам», «Лучший папа», «Папа, мама, я — дружная семья», «Праздник
урожая» и др. Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе,
сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить
смекалку и фантазию в различных конкурсах. Использование досуговых форм
способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной
атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем
педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую
информацию.
Родители на праздниках могут читать стихотворения, петь песни, играть на
музыкальных инструментах и рассказывать интересные истории. Эффективная
форма общения, помогающая налаживанию доброжелательных неформальных
отношений, — организация педагогами разнообразных конкурсов. Досуговые
формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными только если
воспитатели
уделяют
достаточное
внимание
педагогическому
содержанию
мероприятия.
Установление
неформальных
доверительных
отношений
с
родителями не является основной целью общения.
Познавательные
формы
организации
общения
педагогов
с
семьей
предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и
психологического
развития
детей,
рациональными
методами
и
приемами
воспитания для формирования у родителей практических навыков.
Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам
общения,
как
собрания,
групповые
консультации
и
др.
Данные
формы
использовались и раньше. Однако сегодня изменились принципы, на основе
которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на
основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки
партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются нами как
нетрадиционные. Например, это может быть проведение родительских собраний
по мотивам известных телевизионных игр: «КВН», «Поле Чудес», «Что? Где?
Когда?», «Устами младенца» и других. Неформальный подход к организации и
проведению этих форм общения ставит воспитателей перед необходимостью
использования разнообразных методов активизации родителей.
Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы.
Задачами одной из них — информационно-ознакомительной — является
ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его
работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей, и преодоление
поверхностных мнений о работе дошкольного учреждения. Задачи другой группы
— информационно-просветительской — близки к задачам познавательных форм
и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и
воспитания детей дошкольного возраста. Их специфика заключается в том, что
общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное — через
газеты,
организацию
выставок
и
т.д.,
поэтому
они
были
выделены
в
самостоятельную подгруппу, а не объединены с познавательными формами.
Формы с родителями разнообразны, но хочется подчеркнуть, что любая из
них оправдывает себя лишь в том случае, если тщательно продумывается и
готовится.
Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это
длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого,
неуклонного следования выбранной цели.
Наша главная цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков
человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что
наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать близких.