Напоминание

«Методы и формы взаимодействия ДОУ с семьёй»


Автор: Большегородская Нина Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Детский сад № 7
Населённый пункт: г. Бологое
Наименование материала: КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ
Тема: «Методы и формы взаимодействия ДОУ с семьёй»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 7»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ

«Методы и формы взаимодействия ДОУ с семьёй»

Подготовила: старший воспитатель

Большегородская Нина Александровна

Методы и формы взаимодействия ДОУ с семьёй

Воспитание и развитие ребенка невозможно без участия родителей. Чтобы они

стали

помощниками

педагога,

творчески

развивались

вместе

с

детьми,

необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и

благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а, поняв его, помогать во

всем, быть терпеливыми и деликатными, и тогда все получится.

Однако на практике не все родители в должной мере осознают значимость

общения с ребенком, поэтому зачастую они гораздо больше времени отдают

общению друг с другом, с друзьями и знакомыми, чем со своим ребенком. Такое

положение можно объяснить занятостью взрослых, внедрением в нашу жизнь

телевидения и компьютера, иными объективными причинами, но для ребенка

вредные

последствия

родительской

депривации

от

таких

объяснений

не

уменьшаются.

Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы.

Главное — донести до родителей знания. Существуют традиционные и

нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть

которых — обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы

подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.

Воспитатель

любой

возрастной

группы,

осуществляя

решение

задач,

предусмотренных программой, обязан изучить каждого ребенка: каковы его

взаимоотношения со взрослыми и сверстниками; как он относиться к более

младшим детям; как играет и трудится, что умеет делать и чего не умеет; чем он

интересуется; активен ли в нравственном и умственном отношении или пассивен

и т.д. Однако данные наблюдения за воспитанником лишь в условиях детского

сада и даже бесед с родителями никогда не будут действительно верными,

точными и глубокими, если педагог не был в его семье.

К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями; это

одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей.

Беседа может

быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими,

например, она может быть включена в собрание, посещение семьи. Цель

педагогической беседы — обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее

особенность — активное участие и воспитателя и родителей. Беседа может

возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога. Последний

продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их

подготовить вопросы, на которые бы они хотели получить ответ. Планируя

тематику бесед, надо стремиться к охвату по возможности всех сторон

воспитания. В результате беседы родители должны получить новые знания по

вопросам обучения и воспитания дошкольника.

Еще одной индивидуальной формой работы является посещение семей.

Собираясь в семью, необходимо наметить план предварительной подготовки

родителей к предстоящей беседе, обязательно нужно соблюдать педагогический

такт в разговоре с ними. Нельзя начинать разговор с указания на отрицательные

факторы поведения ребенка, надо непременно отметить положительные стороны

в его развитии. Следует внимательно, терпеливо выслушивать сомнения,

возражения, замечания, жалобы родителей. Необходимо тактично указать на

ошибки. Желательно давать только обоснованные советы. Надо внушать

родителям веру в своего ребенка при условии сотрудничества с ДОУ.

Целью первого посещения является выяснение общих условий семейного

воспитания. Повторные посещения проводятся по мере необходимости, и они

предусматривают более частные задачи (проверка выполнения рекомендаций,

изучение наиболее ценных сторон семейного воспитания).

Одной из исключительно важных форм осуществления контакта с

родителями

является

индивидуальная

работа. Чтобы

правильно

планировать беседы с родителями, можно составить памятку.

1.

Как дети встречают своих родителей?

2.

Как происходит расставание со своими родителями?

3.

Каков характер вопросов, просьб ребенка к родителям и наоборот?

4.

Какова реакция родителей на детские шалости, капризы?

5.

Как родители разговаривают с детьми (речь, мимика, жесты)?

6.

Что из жизни ребенка в ДОУ интересует родителей в первую очередь (успехи,

поведение, питание, сон и д.т.)?

Отсюда вытекают следующие темы:

- «Как влияют

взаимоотношения

родителей

на формирование личности

ребенка?»

- «Роль авторитета родителей в воспитании детей»

- «Как воспитать у ребенка уважение к матери? И др.

Уход за ребенком, его воспитание вызывают у родителей ряд вопросов. На

одни из них они находят ответы сами, по поводу некоторых советуются со

знакомыми. Чем большим авторитетом и доверием пользуются педагоги ДОУ,

тем активнее и охотнее обращаются к ним с вопросами родители. Чтобы ответить

на их интересующие вопросы, организуются консультации по той или иной теме.

Консультации близки по характеру к беседам. Основная разница состоит в

том, что, проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог

стремится

дать

квалифицированный

совет,

чему-то

научить.

Беседа

предусматривает диалог. Консультации бывают плановые и внеплановые,

групповые и индивидуальные. Их цель – помогать, ближе узнать жизнь семьи,

оказать помощь там, где она больше всего нужна – с одной стороны, с другой –

побуждает родителей серьезно присмотреться к своим детям, выявить черты их

характера, задуматься над тем, какими методами их лучше всего воспитывать

А главное, матери и отцы убеждаются в том, что в ДОУ они всегда найдут

поддержку и совет.

К коллективным формам относятся родительские собрания, конференции,

«Круглые столы» и др. Групповые родительские собрания — это действенная

форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного

ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей

определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Повестка дня собраний

может

быть

разнообразной,

с

учетом

пожеланий

родителей.

Например,

предлагаем

такие

темы:

«Знаете

ли

вы

своего

ребенка?»,

«Воспитание

послушания у детей», «Методы педагогического воздействия» и др. Традиционно

повестка дня включает в себя чтение доклада, хотя от этого следует уходить,

лучше вести диалог с использованием методов активизации родителей. По

мнению многих, «чтение по бумажке вызывает сон с открытыми глазами». Не

рекомендуется применять в работе с родителями казенных слов типа «доклад»,

«мероприятия», «повестка дня», «явка строго обязательна». Если педагог читает

текст, не отрываясь, складывается впечатление, что он некомпетентен в

излагаемых вопросах. В сообщении важно представить особенности жизни

группы и каждого ребенка. К выступлению на собраниях могут подключаться

специалисты детского сада (медсестра, педагог - психолог и др.), а также

специалисты среди родителей, которые имеют отношение к дошкольному детству

(педиатр, юрист, библиотекарь и др.). Собрание готовится заранее, объявление

вывешивается за 3—5 дней. Тему рекомендуем формулировать проблемно,

например: «Послушен ли ваш ребенок?», «Как играть с ребенком?», «Нужно ли

наказывать детей?» и др. В объявлении можно поместить небольшие задания для

родителей, например, понаблюдать за поведением детей, сформированными

навыками, обратить внимание на детские вопросы и т.д. Задания обусловлены

темой предстоящего собрания. Как показывает опыт, родители активнее

реагируют на индивидуальные приглашения, особенно если в их подготовке

принимали участие дети. Например, на собрание по трудовому воспитанию

можно подготовить приглашения в виде фартука или веничка, к Новому году — в

виде елочки и др. Дело, конечно, не в названии проведения формы работы с

родителями. Сейчас собрания вытесняются новыми нетрадиционными формами,

такими как «Устный журнал», «Педагогическая гостиная», «Круглый стол» и др.

Хочется

предостеречь

педагогов

от

увлечения

развлечениями:

некоторые

считают, что с родителями надо попить чаю, провести игры. В этом случае

педагогическое содержание «уходит». Целесообразно сочетать разные формы

работы, например, после проведения развлекательных мероприятий с родителями

можно организовать беседы и собрания. На общих родительских собраниях

обсуждаются проблемы воспитания детей. Целесообразно провести экскурсию по

ДОУ, познакомить родителей со специалистами, с объяснением профиля и задач

учреждения; можно издать буклет, рекламу, рассказывающие о конкретном

учреждении.

Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они

знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания

детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского

сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся записи на

магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов

деятельности, режимных моментов, образовательной деятельности; фотографии,

выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки.

В настоящее время особой популярностью, как у педагогов, так и у

родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они

построены по

типу телевизионных и

развлекательных

программ,

игр

и

направлены

на

установление

неформальных

контактов

с

родителями,

привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего

ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с

педагогами. Так, родители привлекаются к подготовке утренников, пишут

сценарии,

участвуют

в

конкурсах.

Проводятся

игры

с

педагогическим

содержанием, например, «Педагогическое поле чудес», «Педагогический случай»,

«КВН», «Ток-шоу», где обсуждаются противоположные точки зрения на

проблему и многое другое. В ряде детских садов организуется педагогическая

библиотека для родителей, книги им выдаются на дом. Можно организовать

выставку совместных работ родителей и детей «Руки папы, ручки мамы и мои

ручонки»,

досуги

«Неразлучные

друзья:

взрослые

и

дети»,

«Семейные

карнавалы». Родителям заранее предлагается литература для ознакомления с

проблемой,

практические

задания,

вопросы

для

обсуждения.

Особой

популярностью пользуются «Дни открытых дверей», в течение которых родители

могут побывать в любой группе. В проведении «Круглых столов» реализуется

принцип партнерства, диалога, родителям предлагается подписать «визитку»,

приколоть ее на груди. Общение происходит в непринужденной форме с

обсуждением

актуальных

проблем

воспитания

детей,

учетом

пожеланий

родителей, использованием методов их активизации.

В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных

форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены. Схему классификации

нетрадиционных

форм

предлагает

Т.

В.

Кротова.

Автором

выделяются

следующие нетрадиционные формы: информационно-аналитические (хотя они, по

сути, приближены к методам изучения семьи), досуговые, познавательные,

наглядно-информационные. Они представлены в таблице.

Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей

Наименование

С какой целью используется эта форма

Формы проведения общения

Информационно-

аналитические

Выявление интересов, потребностей, запросов

родителей, уровня их педагогической

грамотности

Проведение социологических срезов, опросов,

«Почтовый ящик»

Досуговые

Установление эмоционального контакта между

педагогами, родителями, детьми

Совместные досуги, праздники, участие

родителей и детей в выставках

Познавательные

Ознакомление родителей с возрастными и

психологическими особенностями детей

дошкольного возраста. Формирование у

родителей практических навыков воспитания

детей

Семинары-практикумы, педагогический

брифинг, педагогическая гостиная, проведение

собраний, консультаций в нетрадиционной

форме, устные педагогические журналы, игры с

педагогическим содержанием, педагогическая

библиотека для родителей

Наглядно-информационные:

информационно-

ознакомительные;

информационно-

просветительские

Ознакомление родителей с работой

дошкольного учреждения, особенностями

воспитания детей. Формирование у родителей

знаний о воспитании и развитии детей

Информационные проспекты для родителей,

организация дней (недель) открытых дверей,

открытых просмотров занятий и других видов

деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-

библиотек

Основной

задачей

информационно-аналитических

форм

организации

общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье

каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них

необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах,

интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации.

Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального,

личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного

учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с

детьми и построение грамотного общения с их родителями.

Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые

неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более

доверительные отношения между родителями и детьми. К данной группе форм

мы отнесли проведение педагогами ДОУ таких совместных праздников и досугов

в группе, как «Встреча Нового года», «Рождественские забавы», «Масленица»,

«Праздник мам», «Лучший папа», «Папа, мама, я — дружная семья», «Праздник

урожая» и др. Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе,

сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить

смекалку и фантазию в различных конкурсах. Использование досуговых форм

способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной

атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем

педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую

информацию.

Родители на праздниках могут читать стихотворения, петь песни, играть на

музыкальных инструментах и рассказывать интересные истории. Эффективная

форма общения, помогающая налаживанию доброжелательных неформальных

отношений, — организация педагогами разнообразных конкурсов. Досуговые

формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными только если

воспитатели

уделяют

достаточное

внимание

педагогическому

содержанию

мероприятия.

Установление

неформальных

доверительных

отношений

с

родителями не является основной целью общения.

Познавательные

формы

организации

общения

педагогов

с

семьей

предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и

психологического

развития

детей,

рациональными

методами

и

приемами

воспитания для формирования у родителей практических навыков.

Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам

общения,

как

собрания,

групповые

консультации

и

др.

Данные

формы

использовались и раньше. Однако сегодня изменились принципы, на основе

которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на

основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки

партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются нами как

нетрадиционные. Например, это может быть проведение родительских собраний

по мотивам известных телевизионных игр: «КВН», «Поле Чудес», «Что? Где?

Когда?», «Устами младенца» и других. Неформальный подход к организации и

проведению этих форм общения ставит воспитателей перед необходимостью

использования разнообразных методов активизации родителей.

Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы.

Задачами одной из них — информационно-ознакомительной — является

ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его

работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей, и преодоление

поверхностных мнений о работе дошкольного учреждения. Задачи другой группы

— информационно-просветительской — близки к задачам познавательных форм

и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и

воспитания детей дошкольного возраста. Их специфика заключается в том, что

общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное — через

газеты,

организацию

выставок

и

т.д.,

поэтому

они

были

выделены

в

самостоятельную подгруппу, а не объединены с познавательными формами.

Формы с родителями разнообразны, но хочется подчеркнуть, что любая из

них оправдывает себя лишь в том случае, если тщательно продумывается и

готовится.

Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это

длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого,

неуклонного следования выбранной цели.

Наша главная цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков

человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что

наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать близких.



В раздел образования