Напоминание

Дидактические игры как средство воспитания звуковой культуры речи у дошкольников


Автор: Нашинкова Александра Евгеньевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ «Детский сад № 5» филиал
Населённый пункт: г. Алейск (Алтайский) (Сибирский)
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Дидактические игры как средство воспитания звуковой культуры речи у дошкольников
Дата публикации: 14.04.2021
Раздел: дошкольное образование





Назад




1

Дидактические игры как средство воспитания

звуковой культуры речи у дошкольников

2

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы воспитания звуковой культуры

речи детей дошкольного возраста

1.1 Подходы к изучению проблемы звуковой культуры речи:

теория и современность

1.2 Характеристика и особенности звуковой культуры речи

детей 4-5лет

1.3. Возможность дидактической игры и характеристика

средств в воспитании звуковой культуры речи детей дошкольного

возраста

1.4. Дидактическая игра как средство воспитания звуковой

культуры речи детей дошкольного возраста

Глава 2. Практические результаты обследования звуковой

культуры речи детей 4-5 лет

2.1. Обследование сформированности звуковой культуры речи

детей 4-5 лет

2.2. Рекомендации воспитателю по воспитанию правильного

звукопроизношения

Заключение

Литература

Приложение

3

6

6

8

10

13

19

19

21

23

25

27

3

Введение

Поступление в школу является важным моментом в жизни каждого

ребенка.

Полноценная речь ребенка является непременным условием успешного

обучения его в школе. Поэтому работа по воспитанию правильной речи в

детских садах следует уделять большое внимание. Воспитание звуковой

культуры речи – одно из основных задач развития речи детей дошкольного

возраста.

Формирование звуковой культуры речи у дошкольников возможно только

при условии создания полноценной речевой среды.

Дети с недостатками речи обычно оказываются не в состоянии полностью

овладеть письмом и чтением в условиях массовой школы. Поэтому, речь

ребенка необходимо развивать в дошкольном возрасте, так как именно в этом

возрасте речь наиболее гибка и податлива, а главное – нарушения речи

преодолеваются легче и быстрее. Поэтому все недостатки речи нужно

устранять в дошкольном возрасте, пока они не превратились в стойкий и

сложный дефект.

В дошкольном возрасте наиболее эффективным средством воспитания

звуковой культуры речи является игра. Дидактические игры – одно из средств

воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Дидактическая игра (игра обучающая) – это вид деятельности, занимаясь

которой дети учатся.

Они впервые были разработаны Ф. Фребелем и М. Монтесори, для

начального обучения О. Декрали. Дидактическая игра представляет собой

многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым

методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и

самостоятельной

игровой

деятельностью,

и

средством

всестороннего

воспитания личности ребенка. Дидактическая игра - незаменимое средство

обучения детей преодоление различных затруднений в речи. Игры и игровые

4

упражнения оказывают большую помощь в этом. Но все это может сыграть

положительно только при правильном подборе игр и их провидении.

Таким образом, тема актуальна тем, что дидактические игры и игровые

упражнения, дадут воспитателю возможность проводить занятия по звуковой

культуре речи более живо и интересно, помогут детям овладеть наиболее

сложным программным материалом и закрепить его усвоение во время

свободной деятельности.

Вот в этом и видится основная проблема – как достичь эффективного

использования дидактические игры, так как это самый эффективный метод

воздействия на ребенка, ведь игра – основной вид его дельности.

Объект исследования – процесс воспитания звуковой культуры речи

детей 4-5 лет.

Предмет – использование дидактической игры как средство воспитания

звуковой культуры речи детей дошкольного возраста.

Цель

- изучение роли дидактической игры в воспитании звуковой

культуры речи детей дошкольного возраста.

Задачи:

1.

Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по

проблеме воспитания звуковой культуры речи у дошкольников.

2.

Дать характеристику и выявить особенности звуковой культуры

речи детей 4-5 лет.

3.

Изучить средства воспитания звуковой культуры речи.

4.

Систематизировать дидактические игры по звуковой культуре речи,

доступные детям 4-5 лет.

5.

Провести обследование сформированности звуковой культуры речи

у детей среднего возраста.

6.

Провести анализ полученных результатов.

7.

Сформулировать выводы и рекомендации.

5

Гипотеза - воспитание звуковой культуры речи детей наиболее успешно

будет происходить через дидактическую игру, так как именно с помощью её

легче и удобно воспитателю воспитать звуковую культуру речи детей

дошкольного возраста.

Итак, дидактическая игра является ценным средством воспитания и

развития познавательной активности детей, она способствует улучшению

произношения расширению активного словаря углублению интереса к языку.

6

1. Теоретические основы воспитания звуковой культуры речи детей

дошкольного возраста

1.1.Подходы к изучению проблемы звуковой культуры речи: теория

и современность

В понятие звуковой культуры речи входит не только правильное

звукопроизношение, но и отчетливое произнесение звуков, слов, фраз, хороший

темп речи, ее громкость, а также речевой слух.

Формирование звуковой стороны речи на первых этапах развития

зависит, в основном, от степени сформированности кинестетического и

фонематического восприятия, а также от их взаимодействия между собой в

речевой практике.

В связи с этим будет не лишним обратиться к результатам исследования,

проведенного А.И. Максаковым. Ученый выяснил, что всех детей дошкольного

возраста можно разделить на четыре группы [5].

Первая хорошо воспринимающие все недостатки произношения в своей и

чужой

речи.

Обычно

это

дети,

у

которых

собственные

недостатки

произношения ограничиваются неправильным произношением одного или двух

звуков (чаще сонорных, выражающихся в замене).

Вторая группа улавливающие все неправильно произносимые звуки в

чужой и в своей речи, но не сразу, в момент речи, а пир прослушивании записи

на магнитофоне. Они имеют недостатки произнесения одной из групп звуков

по характеру отсутствия и замены звуков, реже – искажение.

К

третьей группе

относятся

дети,

имеющие

нарушения

звукопроизношения, но не все нарушенные у них звуки они одинаково четко

улавливают своей и чужой речи как в момент их произношения, так и входе

прослушивания

магнитофонной

записи.

Они

не

правильно

произносят

несколько звуков из разных фонематических групп.

Четвертая группа – это дети, не замечающие никаких недостатков ни в

своей, ни в чужой речи. Они имеют недостатки произношения, выражающиеся,

7

чаще всего, в искажении, при этом количество нарушенных звуков отличается

вариативностью.

Д.Б. Эльконин определяет фонематическое восприятие как « слышание

отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов

при внутреннем их прогорании». Он же указывает: « под звуковым анализом

понимается: 1) определение порядка слогов и звуков в слове, 2) установление

различной роли звука,3) выделение основных качественных характеристик

звука» [20].

Фонематическое восприятие (если речевое развитие ребенка в норме) не

требует специального обучения, а звуковой анализ требует (это дидактический

фактор, определяющий необходимость организации специального обучения).

Фонематическое восприятие – первая ступень в поступательном движении к

овладению грамотой, звуковой анализ – вторая (порядковый фактор). Еще один

фактор: фонематическое восприятие формируется в период от одного года до

четырех лет, звуковой анализ – более поздним возрастом (возрастной фактор).

Так же фонематическое восприятие – способность различить особенности их

устно, звуковой анализ – способствует то же самое, чтобы воспроизвести звуки

в письменной форме (содержательный фактор).

По данным Р.Е. Левиной, Р.М. Боскис, Н.Х. Шваркин, в переод от одного

года до четырех лет развитие фонематического восприятия происходит

параллельно с овладением произносительной стороной речи [18]. А.Н. Гвоздев

и Н.И Красногорский отмечают, что особенность передачи звуков в начальный

период их усвоения является неустойчивость артикуляции и произношения[21].

Но благодаря слуховому контролю двигательный образ звука соотносится, с

одной стороны, с произношением взрослого (с образцом), а с другой – с

собственным произношением. Различение этих двух образов и лежит в основе

совершенствования артикуляции и произношения звуков ребенком. Правильное

произношение возникает только тогда, когда оба образца совпадают (Д.Б.

Эльконин). Р.Е [20]. Левина замечает, что акт произношения в норме следует

8

рассматривать как завершение акустического процесса, направленного звука и

определение его отличия среди других [4].

Сходство

артикуляции

побуждает

ребенка

«

заострить»

слуховое

восприятие и «руководствоваться слухом, и только слухом». Ребенок начинает

со слуховой дифференцировки звуков, затем включается артикуляция, и,

наконец, процесс дифференциации согласных завершается акустическим

различением (Д.Б. Эльконин, Н.Х. Шваркин, С.Н Ржевкин)

Одновременно с развитием фонематического восприятия происходит

интенсивное

развитие

словаря

и

овладение

произношением.

Четкие

фонематические представления о звуке возможны только при правильном его

произнесении. По данным С. Бернштейна, « безусловно, правильно мы слышим

только те звуки, которые умеем правильно произносить».

В работах Л.Е. Журовой, Г.А. Тумаковой установлено, что при

соответствующем обучении четырехлетние дети легко овладевают умением

выделять знакомый звук, интонируемый взрослым во фразе или четверостишии

[19].

Именно поэтому общий культурный уровень человека может определить

по выбору им и использованию тех или иных средств интонационной и

звуковой выразительности.

1.2Характеристика и особенности звуковой культуры речи детей 4-

5лет

В основе формирования звуковой культуры речи и обучения грамоте

лежит опора на речевой и фонематический слух, на умения и навыки

фонематического восприятия, благодаря которым развивается умения и навыки

языкового и звукового, а в дальнейшем и звукобуквенного анализа и синтеза.

На четвертом году жизни дети обычно свободно вступают в контакт не

только с близкими, но и с посторонними людьми. Все чаще инициатива

общения исходит от ребенка. Потребность расширить свой кругозор, желание

глубже познать окружающий мир ребенок чаще обращаться к взрослым с

самыми разнообразными вопросами.

9

В процессе овладения новыми словами ребенок, запоминает их и

начинает осмысливать их звуковую сторону, пытается установить более тесную

связь между предметом и словом, его обозначающим, стремится по-своему

осознать названия некоторых предметов, действий. Это значит, что у ребенка

появляется мотивированное отношение к лексике. Он нередко начинает

употреблять слова, которые отсутствуют в родном языке.

У детей резко возрастает интерес к звуковому оформлению слов.

Вслушиваясь в слова, произносимые взрослым, ребенок пытается установить

свойства в их звучании и нередко сам довольно успешно подбирает пары слов:

«Маша – каша, Миша – Гриша».

В этом возрасте велико тяготение детей к рифме. Такое стремление

закономерно, оно способствует развитию у ребенка речевого слуха, формирует

умение подбирать слова, близкие по звучанию.

В результате специальной работы по ознакомлению со словом у ребенка

начинает формироваться представление о том, что слово имеет смысловую и

звуковую стороны. Оно всегда обозначает какой-то предмет, явление, качество

и состоит из звуков, звучит.

Дети начинают достаточно правильно понимать значения терминов

«слово», «звук» и употреблять их, более осознанно вслушиваться в слова,

находить сходные и различные по звучанию, выделять в них определенные

звуки.

В этом возрасте значительно улучшается звукопроизношение детей:

полностью исчезает смягченное произнесение согласных, редко наблюдается

пропуск звуков и слогов. Большинство детей к пяти годам усваивают и

правильно произносят шипящие звуки, звуки [л], [рь], [р] отчетливо произносят

многосложные слова, точно сохраняя в них слоговую структуру. Часто

правильно употребляют в словах ударение, соблюдают нормы литературного

произношения слов. У некоторых детей еще неустойчивое и шипящих – в

одних словах звук произносится правильно, в других – неверно, неотчетливо

произношение отдельных слов, особенно многосложных и малознакомых.

10

Иногда испытывают трудности в произношении звуков, особенно в тех словах,

которые насыщены определенными согласными, например свистящими и

шипящими одновременно, звуками [л] и [р]: старушка, лаборатория. Это

объясняется тем, что у детей не закреплены некоторые знания или они нечетко

дифференцируют их на слух и в собственном произношении. Под влиянием

обучения такое несовершенство звукопроизношения со временем исчезает.

К пяти годам отмечается резкое улучшение произносительной стороны

речи детей, у большинства из них заканчивается процесс овладения звуком.

Речь в целом становится чище, отчетливей. В меньше степени встречаются

перестановки и употребления звуков, слогов и почти исчезают сокращения

слов. Возрастная речевая активность детей, они чаще и чаще задают вопросы

взрослым. Начинают овладевать монологической речью.

К концу пятого года жизни многие дети правильно произносят все звуки

родного языка, однако некоторые из них все еще неправильно произносят

шипящие звуки, звук [р]. Такие дети нуждаются в специальной помощи,

которую в тяжелых случаях оказывает логопед.

Таким образом, в среднем дошкольном возрасте у детей значительно

улучшается

произношение.

Это

создает

благоприятные

условия

для

закрепления правильного произношения всех звуков, для чистого и внятного

произнесения слов, устранения имеющихся недостатков произношения.

Воспитатель начинает работу по развитию фонематического слуха, по

развитию слухового восприятия, а также звуковой культуры речи используя в

работе

разнообразные

средства воспитания.

Таким

образом,

к

концу

пребывания в средней группе многие дети усваивают и правильно произносят

все звуки родного языка.

1.3. Возможность дидактической игры в воспитании. Характеристика

средств воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста

Работа по воспитанию звуковой культуры речи организуется как в

процессе свободного речевого общения детей с воспитателем в детском саду и

другими взрослыми дома, так и на специальных занятиях по речи. Взрослые

11

исправляют ошибки детей в артикуляции звуков или в модуляции голоса при

интонировании.

Поэтому одновременно артикуляцией (то есть с движением и позициями

речевых органов, нужными для произнесения звуков) ребенок усваивает и

систему дифференциальных признаков, необходимых для различения звуков

родного языка.

Воспитание звуковой культура речи осуществляется в процессе всех

речевых

занятий.

Оно

включает

формирование

правильного

звукопроизношения,

умения

пользоваться

умеренным

темпом

речи,

интонационными средствами выразительности, развитие фонематического

слуха и фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания.

Среди

задач

ведущими

является

формирование

навыков

правильного

звукопроизношения и выработка хорошей дикции.

Воспитание правильного произношения звуков и устранение дефектов

произношения представляют для воспитателей детских садов значительные

трудности, так как эта работа требует точного знания положения и движения

речевых органов при произнесении того или иного звука.

У воспитанников средней группы значительно возрастает интерес к

звучанию слова. Они с удовольствием вслушиваются в слова, играют ими.

При ознакомлении детей со звуковой стороной слова целесообразно

использовать игровые приемы. Они помогают ребенку услышать, как звучит

слово, четко произнести его, выделяя все звуки.

Четкое

произнесение

воспитателем

слова

является

образцом

для

подражания. Проговаривая слово и вслушиваясь в его звучание, дети как бы

обследуют его, знакомятся с ним как со звуковым явлением.

Сначала закрепляется произношение каждого звука в изолированном

положении,

затем

в

отдельных

словах,

фразах,

в

связной

речи.

Совершенствования у детей навыки произношения звуков, предлагается им

говорить слова медленно, протяжно, выделяя голосом отдельные звуки;

произносить рифмовки в слегка замедленном темпе.

12

Для фонематического слуха воспитатель предлагает детям упражнения, в

ходе которых они на слух определяют наличие того или иного звука в слове.

При произнесении слов воспитатель выделяет голосом отрабатываемые звуки

слова), а дети определяют, есть ли в этом слове заданный звук.

Такие упражнения даются и форме дидактической игры. В дальнейшем

задания усложняются. Воспитатель называет звук, затем произносит слово, не

выделяя в нем этот звук голосом. Дети определяют, есть ли в слове названный

звук. Или из двух разных предметом отрабатываемый звук.

Игры на развитие фонематического слуха построены с постепенным

усложнением игровых и учебных заданий. Вначале дети учат слышать,

различать и определять первый звук в одном слове, затем – первый и последний

звуки в ряде слов. Далее они определяют любую позицию звука в слове (в

начала, в конце и в середине). В дидактической игре, например

« Найди пару» ребенок, передвигая стрелку по диску, учится подбирать слова,

близкие по звучанию: миска – мишка, усы – осы, ком – сом.

Вне занятий воспитатель закрепляет представления детей о слове, его

звучании. Для этого широко используются настольные речевые дидактические

игры. Они очень привлекают детей. В процессе игры со словом откладывается в

памяти,

запоминается

без

напряжения.

Дети

средней

группы

хорошо

воспринимают

ритмические

повторы

и

созвучия.

Настольные

речевые

дидактические игры, дают возможность уделить внимание каждому ребенку.

Этап формирования произносительных умений и навыков. На этом этапе

у ребенка формируется умение правильно произносить звуки, отличать их

сложных звуков, правильно использовать их в речи.

Конкретное воплощение звуков дает возможность связать каждый звук с

соответствующей картинкой, а в старшей группе – с буквой.

Используя дидактические игры и упражнения, педагог продолжает учить

детей внимательно слушать речь окружающих, подбирать слова, похожие по

звучанию, вычислять из ряда слов только те, в которых есть заданный звук.

13

Из

выше

сказанного

следует,

что

наиболее

удачным

средством

воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста, является

дидактическая игра. Именно с помощью нее легче и удобнее воспитателю

воспитывать

звуковую

культуру

речи

детей

дошкольного

возраста.

Использования игровых моментов, направленных на развитие фонематического

анализа, позволяет закреплять свойственные детям интерес к звуковой культуре

речи.

Дидактические

игры

способствуют

развитию

их

познавательной

активности,

улучшения

произношения,

расширению

активного

словаря,

углублению интереса к языку. Почти все игры – многоцелевые. Следовательно,

педагог неоднократно может возвращаться к ним, помогая детям усвоить новый

материал и закрепить пройденный.

1.4.

Дидактическая

игра

как

средство

воспитания звуковой

культуры речи детей дошкольного возраста

Дидактическая игра (игра обучающая) – это вид деятельности, занимаясь

которой

дети

учатся.

Она,

как

и

каждая

игра,

представляет

собой

самостоятельный вид деятельности, которой занимаются дети: она может быть

индивидуальной или коллективной. Данная игра является ценным средством

воспитания действенной активности, она активизирует психические процессы,

вызывает у детей живой интерес к процессу познания. В ней они охотно

преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают

способности и умения.

Дидактическая

игра

представляет

собой

многоплановое,

сложное

педагогическое явление: она является игровым методом обучения детей

дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой

деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Под руководством профессора, доктора педагогических наук О.С.

Ушаковой в лаборатории развития речи и речевого общения Института

развития дошкольного образования РАО были проведены экспериментальные

исследования [17].

14

Осветившие вопрос речевого воспитания детей, главной целью которого

является творческое освоение норм и правил родного языка, умение применять

их

в

конкретных ситуациях,

овладение основными

коммуникативными

способами.

Двухстороннюю связь между речью и игрой рассматривали 3.А. Репина

[16]. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой –

игра развивается в процессе развития речи. Игра сопровождается в процессе

развития словами, с помощью которых ребенок создает образ, разыгрывает

роль, подражания речи, поступкам и действиям изображаемых людей. По Л.С.

Выготскому, игра является движущей силой развития ребенка, а разработанная

в

отечественной

педагогике

концепция

становления

детской

личности

рассматривает игру как ведущую деятельность ребенка-дошкольника (Л.С

Выготский, А..В. Запорожец, А.Р. Лурия, С.Л. Новоселова, Д.Б. Эльконин) [15],

[14] ,[13].

Дидактическая игра, специально создаваемые или приспособленные для

целей обучения игры. Система дидактических игр впервые разработаны для

дошкольного воспитания Ф. Фребелем и М. Монтессори, для начального

обучения – О. Декроли [12]. В педагогической практике 1940-1950 годы

дидактические игры рассматривались преимущественно как форма работы в

дошкольном воспитании. В 1960-1970 годы дидактические игры стали

применяться не только в начальных, но и в средних классах. Введение обучения

с

шестилетнего

возраста

в

70-80

годы

стимулировало

использование

дидактическую

игру

в

учебном

процессе.

Специфическим

признаком

дидактической

игры

является

сочетание

условного

игрового

плана

деятельности учащихся с ее учебной цели и предполагаемый результат.

Дидактические игры в детском саду являются важным средой обучения

их содержанием и характер определены программой детского сада для каждой

возрастной группы.

В работе с дошкольниками воспитатель использует дидактическую игру

на занятиях и в самостоятельной деятельности. Она уже не является основным

15

средством обучения, но помогает обобщать знания, полученные детьми на

занятиях и в повседневной жизни, учит применять их в новой обстановке,

углубляет

познавательные

интересы.

Вот

почему

дидактическая

игра

рассматривается как одно из средств закрепления, уточнения, расширения

знаний дошкольников.

Несмотря на то, что руководство педагога дидактической игрой носит

открытый характер, его отношения с детьми выражаются в игровой форме (он –

участник игры). Без этого условия игра перестает быть игрой.

В дидактической игре обязательно наличие и единство всех ее

компонентов: дидактических и игровых задач, игрового действия и правил.

Содержание игры должно расширяться и обогащаться от младшей

группы к старшей.

Дидактическая игра, предназначена для обучения. Она по сравнению с

другими играми имеет одну характерную особенность; цель дидактической

игры – учить детей, тренировать и развивать их умственные способности и

прививать им положительные черты характера.

Содержание дидактической игры – это осуществление, каких- либо

нравственных задач.

Структура дидактической игры включает:

1) задачу

2) действие,

3) правила

4) результат, заключение игры.

В каждой дидактической игре имеется точно установленная задача,

которая подчинена собственно дидактическая цель. Задачи в игре составляет

учебное содержание игры. Задачи в игре всегда выражает причину, по которой

собственно составлена игра. Каждая дидактическая игра предлагает детям

такие задачи, решение которых требует определенного систематического

напряжения, умственной работы.

16

Действие – самое существенная часть игры, без действия осуществление

цели игры было бы только «сухим» дозированием, оно отпугивало бы детей,

чем привлекали их. Действие в игре – это единственный способ выполнения

задачи в игре. В каждой дидактической игре задачи выполняется действием,

которое определяет и организует поведение каждого ребенка и сплачивает

детей в единый коллектив.

Характерная особенность дидактической игре – связь учебных элементов

с элементами игры. Учебное, дидактическое содержание уравновешивается

другой стороной дидактической игры – деятельности. Деятельность в больше

сосредотачивала внимание детей.

К большинству игр даются варианты: а) для обучения детей на занятиях;

Б) для индивидуальной работы с одним ребенком или небольшой группой из

четырех- шести человек; В) для самостоятельных игр детей. Два последних

вида представляют особый интерес, так как в методической литературе пока

недостаточно широко освещены вопросы, касающиеся работе с детьми вне

занятия.

Словесные дидактические игры формируют слуховое внимание, умение

прислушиваться к звукам речи, повторять звукосочетания и слова.

В младших и средних группах игры со словами направлены в основном

на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение,

закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировке в

пространстве.

В старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает активно

формироваться логическое мышление, словесные игры чаще используют для

формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении

задач. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но

особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного

возраста, так как способствуют подготовке ребят к обучению в школе. Игры

развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный

17

ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли,

применять знания в соответствии с поставленной задачей.

С помощью словесных игр у детей воспитывается желание заниматься

умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее,

трудности умственной работы преодолевает легко, не замечая, что его учат.

Таким образом,

дидактическая игра – игра имеет определенную

структуру, отличающую ее от других видов игр и упражнений, что делает ее

более интересней перед детьми дошкольного возраста. Она помогает сделать

любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое

удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчат процесс

усвоения знаний. В дидактических играх ребёнок производит доступные ему

анализ и синтез, делает обобщения. В игровой деятельности ребенок условно

может занимать позиции других людей, вступать в ролевые взаимоотношения.

Именно

через

игру

происходит

формирование

у

ребенка

сложных

эмоциональных

отношений

к

взрослым,

сверстникам,

совершенствуется

развитие его личности, самосознания, а значит, формируется готовность к

речевому общению. А игра именно помогает сделать любой учебный материал

легко запоминающим и интересным.

Игра является важным средством воспитания и развития познавательной

активности детей.

Игра содержит готовый замысел, который реализуется в игровых

действиях и определяется целью игры, то есть для чего эта игра создана, на что

она направлена. Цель игры всегда имеет два аспекта:

1. Познавательный, то есть то, чему, мы должны научить ребёнка, какие

способы действия с предметами хотим ему передать.

2. Воспитательный, то есть те способы сотрудничества, формы общения

и отношения к другим людям, которые следует привить детям.

В обоих случаях цель игры должна формироваться не как передача

конкретных

знаний,

умений,

навыков,

а

как

развитие

опредёленных

психических процессов таких, как мышление, память и внимание, или

18

способностей ребенка. Она является довольно эффективным средством

формирования

таких

качеств,

как

организованность,

самоконтроль.

Её

обязательные для всех правила регулируют поведение детей, ограничивают им

импульсивность.

19

2. Практические результаты обследования звуковой культуры речи детей

4-5 лет

2.1.Обследование сформированности звуковой культуры речи детей

Для обследования сформированности звуковой культуры речи детей была

проведена диагностика звуковой культуры речи детей 4-5 лет в МБДОУ

«Детский сад № 54 «Золотой ключик» (Приложение 1).

Предложила детям рассмотреть предметные картинки на определенные

звуки, которые были разложены по конвертам. Картинки были подобраны так,

что бы каждый из обследуемых звуков находился в начале, в середине, и в

конце слова, так как в разных положениях звук произносится не одинаково.

Картинки подобраны красочные и доступные как по содержанию, так и по

исполнению.

Были подобраны картинки для проверки следующих групп

звуков:

1-я группа звонкие согласные в, 6, д. г:

В валенки, вата, вилка, вишни, ванна, волк, веник, ведро, сова, павлин.

Б — банка, бутылка, батон, бублик, боты, ботинки, бабочка, булавка,

букет, бананы, бубен.

д — дом, дым, девочка, дождь, дьня, дудочка, диван, дедушка, удочка,

лебеди.

Г — гуси, голубь, гамак, гусеница, вагон, попугай, иголка, газета.

2-я группа — свистящие с, с’, з, з’, ц:

С — собака, санки, стол, самолет, сумка, слон, стакан, лиса, бусы, весы,

миска, аист, носки, капуста, насос, глобус, автобус, лес, фикус, пылесос.

С’ — листья, письмо, сосиски, велосипед, васильки, гусь, лось, рысь,

такси. З — зайка, замок, зонт, звонок, завод, знамя, забор, занавеска, азбука,

незабудка, глаза, мимоза, язык, звезда, гнездо, Незнайка, ваза, коза, роза,

береза.

З’ — земляника, зебра, зеркало, зефир, озеро, землеройка, газета, магазин,

обезьяна, корзина, узел, козел.

20

Ц огурец, заяц, колодец, палец, месяц, кузнец, цапля, цыпленок, цветок,

цепь, пуговица, яйцо, курица, блюдце, птица, овца, лестница, полотенце,

солнце,мотоцикл. З-я группа шипящие ш, ж, ч, щ:

Ш шапка, шуба, шашки, шляпа, шар, шкаф, кошка, подушка, пушка,

калоiяи, шишка, машина, мишка, катушка, шалаш, мышь, камыш, душ,

ландыш, карандаш.

Ж — жук, жаба, желуди, жакет, журавль, жеребенок, жираф, флажок,

художник, медвежонок, снежинка, крыжовник, пожарник, ножницы, ежи,

лыжи, ножи, ужи.

Ч — мяч, луч, печь, калач, ключ, кирпич, обруч. тачка, бочка, очки,

ручка, мальчик, качели, летчик, пчела, чулки, чайник, чемодан, черепаха.

Щ — щенок, щегол, щипцы, щука, щетка, овощи, ящик, клеши, ящерица,

каменщик, часовщик, уборщица, плющ, лещ, скорая помощь.

4-я группа — сонорные л, л’, р, р’:

Л — лампа, лодка, лыжи, лук, лопата, лошадь, молоток, белка, кукла,

платок, полка, клоун, флаг, платье, стол, стул, пенал, пол, дятел, футбол.

Л’ — лен, лиса, лист, лейка, лимон, хлеб, пальто, павлин, апельсин,

цыпленок, телефон, вафли, туфли, бинокль.

Р — рак, рама, рыба, ракета, ручка, роза, груша, ведро, пароход,

Буратино, арбуз, трамвай, ворона, врач, комар, шар, сыр, забор, мухомор.

Р’ — ремень, редиска, репа, река, рюкзак, береза, варежки, крючок, гриб,

матрешка, веревка, дверь, фонарь, гири, три.

5-я группа — звук Й в конце и начале слога:

Й — скамейка, чайник, лейка, кофейник, майка, воробей, сарай, муравей,

трамвай.

Я (йа) — ягода, якорь, ягненок, ястреб, яблоко, одеяло, маяк, свинья,

листья, змея.

Е (йэ) — ели, ежи, ежевика, боец, поезд, наездник, платье.

Е(йо) — ежик, елка, клеенка, приемник, белье, ружье.

Ю(й]у) — юбка, юла, Юра, Юля, юрта.

21

По итогам обследования можно сделать следующий вывод.

Из 15 обследуемых детей все звуки произносят только 5, не произносят

звук Р, Л 5 детей, шипящие не произносят 6 детей и 4 ребенка не произносят

другие звуки.

Четкая дикция у 10 детей, не четкую дикцию имеют 5 детей.

Темп произношения у 7 детей в норме, 3 ребенка имеют излишне

быстрый темп и 5 детей излишне медленный.

Сила голоса у 6 детей в норме, излишне громко говорит 4 ребенка, а

излишне тихо 5 детей.

Из 15 детей выразительностью обладают только 8 детей, не достаточная

выразительность у 7 детей.

Итак, чтобы способствовать воспитанию правильного произношения

звуков необходимо вести систематическую работу.

2.2.

Рекомендации

воспитателю

по

воспитанию

правильного

звукопроизношения

Чтобы воспитать у детей правильное звукопроизношение необходимо

следовать следующим рекомендациям.

-Проводить

дидактические

игры:

с

картинками,

игрушками,

звукоподражанием с элементами движений, с пением; чтение и заучивание

стихов, прибауток, потешек, чистоговорок (Приложение 2).

-Дидактические игры с игрушками на звукоподражание типа «Чей

домик?», «Угадай, кто кричит?» (Приложение 3)

-Рассказ-драматизация с игрушками;

-Рассказ воспитателя с включением высказываний детей.

-Игры с элементами движений типа «Поезд», «Автомобили».

-Использовать игровые приемы, элементы подвижной игры, сюрпризных

моментов и ожидания («Вдруг появился кто-то, прислушались …и услышали

…).

22

-Проводить имитационные движения с элементами звукоподражания

(дети изображают большие и маленькие деревья, колеса и подражают шуму,

стуку).

-Читать художественные произведения со звукоподражаниями веселые

песенки, потешки, загадки (Приложение 9).

-Использовать наглядный материал (игрушки, картинки, персонажи

кукольного театра и др.).

-Применять игры драматизации (Девочка Маша и её друзья, Матрёшка).

-Учить чистоговорки (бы-бы-бы – идет дым из трубы, за-за-за – к нам

идет коза). (Приложение 8)

-Развивать речевое дыхание, слуховое внимание, артикуляционный

аппарат (Приложение 6).

-Проводить игры с речевым материалом (Приложение 5)

-Организовывать игры на прогулке («Гуси», «Автомобили», гудят ду-ду-

ду или би-би-би, «Пузырь»).

-Проводить пальчиковую гимнастику с повторением шипящих и других

звуков (Приложение 7).

Таким образом, изучив методическую и педагогическую литературу, проведя

обследования звукопроизношения детей средней группы можно сделать вывод,

что использование дидактических игр по воспитанию звуковой культуры речи

детей будет способствовать более успешному, эффективному и качественному

овладению детьми правильным звукопроизношением.

23

Заключение

Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро.

Вероятно, это связан с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше

общаться с компьютерами и другими средствами технического процесс, чем

друг с другом.

Психологи утверждают: дошкольный возраст – сензитивный период, а

значит, он наиболее благоприятен для развития речи, формирования культуры

речевого общения. Это очень трудоемкая и ответственная работа, требующая

определенной системы и терпения со стороны взрослого, подбора наиболее

действенных средств и методов обучения. Одно из таких средств – игра,

которая является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. В

дошкольные годы происходит интенсивное умственное развитие ребенка: он

овладевает речью, знакомится с богатством звукового и лексического состава

языка. Это период интенсивного ознакомления дошкольника со словом – его

смысловой (слово обозначает определенный предмет, явление, действие,

качество) и фонематической, или звуковой, стороной (слово звучит, состоит из

звуков, следующих в определенной последовательности, имеет слоги, один из

них ударный и тому подобное).

Усвоение дошкольником звуковой стороны слова – длительный процесс.

Он осуществляется в различных видах деятельности детей. Задача взрослого

состоит в том, чтобы слово, которое ребенок воспринимает как неразрывно

звучащий комплекс, сделать объектом специального внимания, наблюдения и

изучения. Аскарина Н. М указывала: « В условиях обученного воспитания

нельзя обеспечить разностороннее развитие всех детей, пользуясь только

индивидуальным общением в процессе их самостоятельности. Необходимо

проводить

специальные

занятия,

а

лучшим

средством

остается

дидактическая игра.

Она

закрепляет

знания».

Дети,

в

полном

объеме

овладевшие звукослоговым анализом, как правило, не испытывают трудностей

в обучении грамоте.

24

Таким образом, анализ изученной литературы показал, использование

дидактической игры в звуковой культуры речи в детском саду является одной

из возможности развития. Дидактические игры не только активно включать в

учебную работу, но и активизировать познавательную деятельность детей.

Использование игры необходимо при обучении детей. Дидактическая игра и

может быть использована на всех этапах развития речи детей. Она должна в

полной мере помочь решить как образовательные задачи, так и задачи развития

познавательной активности детей дошкольного возраста.

В работе были предложены дидактические игры, направленные на

воспитание звуковой культуры речи, доступные детям 4-5 лет.

25

Литература

1.Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. - М.:

Академия, 1998.

2. Болотина Л.Р., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Воспитание звуковой

культуры

речи

у

детей

в

дошкольном

образовательном

учреждении.

Методическое пособие. – М.: Айрис пресс, 2006.

3. Бондаренко А.К. Дидактическая игра в детском саду. – М.:

Просвещение, 1991.

4. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 1981.

5. Выготский Л. С. Мышление и речь. II Собрание сочинений, т.2. М.;

Просвещение, 1982.

6. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада.

– М.: Просвещение, 1999.

7. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Просвещение,

1961.

8. Гризик Т., Тимощук Л. Развитие речи детей 4-7 лет . // Ребенок в

детском саду 2002, №2.

9. Занятия по развитию речи в детском саду. Под/ред. Ушаковой О.С. –

М.: Просвещение, 1993.

10. Игра дошкольника./ Под ред. Новоселовой С.Л. - М.: Просвещение,

1989.

11.

Максаков

А.И.

Правильно

ли

говорит

ваш

ребенок.

-

М.:

Просвещение, 1988.

12. Максаков А.И., Тумакова Г.Т. Учите, играя. – М.: Просвещение, 1983.

13.

Максаков

А.И.

Правильно

ли

говорит

ваш

ребенок.

М.:

Просвещение, 1982.

14. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.:

Просвещение, 1984.

15. Развитие речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1984.

26

16. Развитие речи дошкольника: Сборник научных трудов под ред.

Ушаковой О.С. - М.: Педагогика, 1990.

17. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста):

пособие для воспитателей детского сада под ред. Сохина Ф.А. - М.:

Просвещение, 1981.

18. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом

П/ред. Сохина Ф.А. - М.: Просвещение, 1991.

19. Ушакова О.С. Развитие связной речи II. Психологические вопросы

развития речи в детском саду. - М.: Просвещение, 1987.

20. Федоренко Л.П. и др. Методика развития речи детей дошкольного

возраста. - М.: Просвещение, 1977.

21. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М.:

Просвещение, 2000.

22. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. - М.:

Просвещение, 1958.



В раздел образования