Напоминание

Формирование фонематической стороны речи у детей дошкольного возраста.


Автор: Семенова Светлана Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБДОУ д/с №5 Калининского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Формирование фонематической стороны речи у детей дошкольного возраста.
Дата публикации: 06.04.2021
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование фонематической стороны речи у детей 5-7 лет с

ОНР для предупреждения акустической дисграфии.

Проблема изучения и коррекции специфических нарушений

письменной речи у детей в настоящее время является одной из самых

актуальных задач логопедии. С каждым годом в начальных классах школ

увеличивается количество детей с различными видами дисграфии.

При акустической дисграфии отмечается недифференцированность

слухового восприятия, недостаточное развитие звукового анализа и синтеза.

Частыми являются смешения и пропуски, замены букв, обозначающих звуки,

сходные по артикуляции и звучанию, а также отражение неправильного

звукопроизношения на письме.

В исследованиях и работах Р.М. Боскис, Р.Е. Левиной, Н.А.

Никашиной, Л.Ф. Спировой, А.К. Марковой, Г.И. Жаренковой и др.

отмечалось, что в преобладающем большинстве нарушения письменной речи

являются

проявлением

недоразвития

фонематического

восприятия

пониженной способности детей с нормальным слухом улавливать звуковые

отношения, составляющие систему фонем родного языка.

При логопедическом обследовании дошкольников выявляются дети,

которые при относительно сохранном произношении и правильном лексико-

грамматическом

строе

речи

имеют

выраженное

фонематическое

недоразвитие,

которое

проявляется

в

затруднениях

дифференциации

акустически близких звуков; неумении определить место, количество и

последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

невозможности подобрать слово с определенным количеством слогов или с

определенным звуком. В силу того, что описанный выше речевой дефект «не

бросается

в

глаза»,

а,

следовательно,

и

не

беспокоит

родителей

дошкольников, дети остаются без своевременно оказанной логопедической

помощи, что приводит в дальнейшем к стойким нарушениям письма в

школьном возрасте (акустической дисграфии).

Формирование у детей грамматически правильной, лексически

богатой и фонетически четкой речи – одна из важнейших задач в общей

системе обучения ребенка родному языку в ДОУ. Хорошо подготовить

ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в

процессе серьезной работы по развитию фонематического восприятия.

Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают,

что

развитие

фонематических

процессов

положительно

влияет

на

становление всей речевой системы в целом. Эффективная и стойкая

коррекция дефектов произношения может быть возможна только при

опережающем формировании фонематического восприятия.

При планомерной работе по развитию фонематического слуха

дошкольники намного лучше воспринимают и различают окончания слов,

приставки, выделяют предлогов предложении и т.д. что так важно при

формировании навыков чтения и письма.



В раздел образования