Автор: Семенова Светлана Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБДОУ д/с №5 Калининского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Формирование фонематической стороны речи у детей дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование
Формирование фонематической стороны речи у детей 5-7 лет с
ОНР для предупреждения акустической дисграфии.
Проблема изучения и коррекции специфических нарушений
письменной речи у детей в настоящее время является одной из самых
актуальных задач логопедии. С каждым годом в начальных классах школ
увеличивается количество детей с различными видами дисграфии.
При акустической дисграфии отмечается недифференцированность
слухового восприятия, недостаточное развитие звукового анализа и синтеза.
Частыми являются смешения и пропуски, замены букв, обозначающих звуки,
сходные по артикуляции и звучанию, а также отражение неправильного
звукопроизношения на письме.
В исследованиях и работах Р.М. Боскис, Р.Е. Левиной, Н.А.
Никашиной, Л.Ф. Спировой, А.К. Марковой, Г.И. Жаренковой и др.
отмечалось, что в преобладающем большинстве нарушения письменной речи
являются
проявлением
недоразвития
фонематического
восприятия
–
пониженной способности детей с нормальным слухом улавливать звуковые
отношения, составляющие систему фонем родного языка.
При логопедическом обследовании дошкольников выявляются дети,
которые при относительно сохранном произношении и правильном лексико-
грамматическом
строе
речи
имеют
выраженное
фонематическое
недоразвитие,
которое
проявляется
в
затруднениях
дифференциации
акустически близких звуков; неумении определить место, количество и
последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
невозможности подобрать слово с определенным количеством слогов или с
определенным звуком. В силу того, что описанный выше речевой дефект «не
бросается
в
глаза»,
а,
следовательно,
и
не
беспокоит
родителей
дошкольников, дети остаются без своевременно оказанной логопедической
помощи, что приводит в дальнейшем к стойким нарушениям письма в
школьном возрасте (акустической дисграфии).
Формирование у детей грамматически правильной, лексически
богатой и фонетически четкой речи – одна из важнейших задач в общей
системе обучения ребенка родному языку в ДОУ. Хорошо подготовить
ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в
процессе серьезной работы по развитию фонематического восприятия.
Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают,
что
развитие
фонематических
процессов
положительно
влияет
на
становление всей речевой системы в целом. Эффективная и стойкая
коррекция дефектов произношения может быть возможна только при
опережающем формировании фонематического восприятия.
При планомерной работе по развитию фонематического слуха
дошкольники намного лучше воспринимают и различают окончания слов,
приставки, выделяют предлогов предложении и т.д. что так важно при
формировании навыков чтения и письма.