Автор: Черкасова Ирина Валерьевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "Чулковская СОШ"
Населённый пункт: с. Чулково Скопинского района Рязанской области
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Рабочая программа внеурочной деятельности "Практическое обществознание"
Раздел: среднее образование
Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Чулковская средняя общеобразовательная школа»
Скопинского муниципального района Рязанской области
«Секиринская основная общеобразовательная школа»
Утверждаю
Директор МБОУ «Чулковская СОШ»
___________________ Л.А. Машникова
Приказ «___» от ___________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Возраст детей: 15-16 лет (9 класс)
Срок реализации: 1 год
Количество часов: 34
Составитель: Черкасова Ирина Валерьевна
Должность: учитель истории и обществознания
Раздел 1.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
в 9 классе «Практическое обществознание»
Личностные:
способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в
общественной и государственной жизни;
заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни
общества, в благополучии и процветании своей страны;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к
Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на
стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на
признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в
важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости
поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны
перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные:
умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки
цели до получения и оценки результата);
умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных,
социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся
реалий и возможных перспектив;
способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные
способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных
ролей (производитель, потребитель и др.);
умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием
проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев
для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных
источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из
аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и
коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения
других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей
среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических
требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование
своей точки зрения.
Предметные результаты: знание ряда ключевых понятий базовых для школьного
обществознания; относительно целостное представление об обществе и о человеке, о
сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно
ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия;
преобразовывать в соответствии с решаемой проблемой, задачей; умение различать
факты, аргументы, оценочные суждения
В результате изучения данного курса обучающийся должен овладеть следующими
знаниями и умениями:
- знать и использовать основные необходимые обществоведческие научные понятия и
термины;
- называть изученные социальные явления и объекты и характеризовать их;
- сравнивать изученные социальные явления и объекты;
приводить
примеры социальных
объектов
определенного
типа,
социальных
отношений;
ситуаций,
регулируемых
различными
видами
социальных
норм;
деятельности людей в различных сфера;
Выработать умения:
- самостоятельно интерпретировать изученные социальные явления и процессы;
-давать собственную аргументированную оценку изученных социальных явлений и
объектов;
- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи,
отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носите
лей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников);
- подготавливать аннотацию, реферат, творческую работу(задание на составление плана
доклада по определенной теме);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-
экономических и гуманитарных наук.
Ожидаемые результаты:
На основе поставленных задач предполагается, что обучающиеся достигнут следующих
результатов:
овладение общими универсальными приемами и подходами к решению заданий
теста 1 и 2 частей работы;
усвоения основных приемов мыслительного поиска при решении заданий более
сложного уровня.
Раздел 2.
Содержание курса.
Содержание
Форма организации
Вид деятельности
Структура ОГЭ.
Структура и содержание
КИМов
ОГЭ по обществознанию
Лекция, дискуссии.
Анализ источников.
Человек и общество
Общество как динамическая
система.
Общественное развитие.
Типология обществ.
Человек как результат
биологической и
социокультурной эволюции.
Индивид, индивидуальность,
личность.
Речевая деятельность;
Практические
умения
для выполнения заданий
различных видов ОГЭ.
Приёмы
организации
деятельности:
Интерактивные-
Лекция,
дискуссии,
мини-сочинение
Активные-
Семинар,
практическая
работа
Анализ источников.
Написание эссе.
Решение
тренировочных
заданий
по
обществознанию.
Сфера духовной культуры
Познание мира.
Формы познания.
Культура и духовная жизнь.
Искусство, наука, религия.
Мораль.
Нравственная культура.
Речевая деятельность;
Практические
умения
для выполнения заданий
различных видов ОГЭ.
Приёмы
организации
деятельности:
Интерактивные-
Лекция,
дискуссии,
мини-сочинение
Активные-
Семинар,
практическая
работа
Анализ источников.
Написание эссе.
Решение
тренировочных
заданий
по
обществознанию.
Экономика
Экономика и экономическая
наука.
Измерители экономической
деятельности.
Понятие ВВП.
Экономический рост и
развитие.
Роль государства в экономике.
Налоги и налоговая политика.
Мировая экономика, внешняя
торговля, мировая финансовая
система.
Рынок труда.
Речевая деятельность;
Практические
умения
для выполнения заданий
различных видов ОГЭ.
Приёмы
организации
деятельности:
Интерактивные-
Лекция,
дискуссии,
мини-сочинение
Активные-
Семинар,
практическая
работа
Анализ источников.
Написание эссе.
Решение
тренировочных
заданий
по
обществознанию.
Социальная сфера
Социальные группы, их
классификация.
Социальный статус,
Речевая деятельность;
Практические
умения
для выполнения заданий
различных видов ОГЭ.
Анализ источников.
Написание эссе.
Решение
тренировочных
социальная роль.
Семья и брак как социальные
институты.
Конституционные основы
национальной политики в
Российской Федерации.
Приёмы
организации
деятельности:
Интерактивные-
Лекция,
дискуссии,
мини-сочинение
Активные-
Семинар,
практическая
работа
заданий
по
обществознанию.
Сфера политики и
социального управления
Политическая система,
структура, функции
Политические партии.
Избирательная система.
Государственный аппарат.
Гражданское общество.
Человек в политической
жизни.
Речевая деятельность;
Практические
умения
для выполнения заданий
различных видов ОГЭ.
Приёмы
организации
деятельности:
Интерактивные-
Лекция,
дискуссии,
мини-сочинение
Активные-
Семинар,
практическая
работа
Анализ источников.
Написание эссе.
Решение
тренировочных
заданий
по
обществознанию.
Право
Система права.
Правоотношения.
Правонарушения.
Конституция РФ.
Нормы права в РФ.
Права человека и гражданина
по Конституции РФ.
Основы Конституционного
строя Российской Федерации.
Федерация, ее субъекты.
Речевая деятельность;
Практические
умения
для выполнения заданий
различных видов ОГЭ.
Приёмы
организации
деятельности:
Интерактивные-
Лекция,
дискуссии,
мини-сочинение
Активные-
Семинар,
практическая
работа
Анализ источников.
Написание эссе.
Решение
тренировочных
заданий
по
обществознанию.
Раздел 3.
Тематическое планирование внеурочной деятельности
«Практическое обществознание»
№ п/п
Наименование, раздел
Кол.час
1.
Вводное занятие.
2
2.
Человек и общество.
4
3.
Сфера духовной культуры
3
4.
Экономика.
5
5.
Социальная сфера.
3
6.
Сфера политики и социального управления.
4
7.
Право.
10
8.
Итоговое повторение
2
Итого
33
Приложение к рабочей программе №1
Календарно-тематический планирование внеурочной деятельности
«Практическое обществознание» 9 класс.
34 часа (1 час в неделю)
№
п/п
Тема
Кол-во
часов
Дата
Примечание
1.
Особенности ОГЭ по обществознанию:
-кодификатор элементов содержания
- спецификация
КИМ-ов
ОГЭ
по
обществознанию.
1
02.09.2020
2.
Правила
заполнения
бланков
ОГЭ.
Информационные ресурсы ОГЭ.
1
09.09.2020
Человек и общество
4
3.
Общество
как
форма
жизнедеятельности
людей.
1
16.09.2020
4.
Биологическое
и
социальное
в
человеке.
Личность.
1
23.09.2020
5.
Деятельность человека и ее основные формы
(труд, игра, учение).
1
30.09.2020
6.
Межличностные отношения. Межличностные
конфликты и их разрешение.
1
07.10.2020
Сфера духовной культуры
3
7.
Сфера духовной культуры и ее особенности.
Наука.
1
14.10.2020
8.
Образование. Религия. Свобода совести.
1
21.10.2020
9.
Мораль.
Гуманизм.
Патриотизм,
гражданственность.
1
11.11.2020
Экономика
5
10.
Экономика, ее роль в жизни общества. Товары
и услуги, ресурсы и потребности.
1
18.11.2020
11.
Экономические
системы
и
собственность.
Производство, производительность труда.
1
25.11.2020
12.
Обмен,
торговля.
Рынок.
Предпринимательство.
1
02.12.2020
13.
Деньги. Заработная плата и стимулирование
труда.
1
09.12.2020
14.
Налоги.
Экономические
цели
и
функции
1
16.12.2020
государства.
Социальная сфера
3
15.
Социальная
структура
общества.
Семья.
Отношения между поколениями.
1
23.12.2020
16.
Социальные
ценности
и
нормы.
Отклоняющееся поведение.
1
30.12.2020
17.
Социальный конфликт и пути его решения.
1
13.01.2021
18.
Межнациональные отношения.
1
20.01.2021
Сфера политики и социального управления
4
19.
Власть. Роль политики в жизни общества.
Государство.
1
27.01.2021
20.
Формы
государства.
Политический
режим.
Демократия.
1
03.02.2021
21.
Участие
граждан
в
политической
жизни.
Выборы. Референдум. Политические партии и
движения.
1
10.02.2021
22.
Гражданское общество и правовое государство.
1
17.02.2021
Право
10
23.
Право. Нормы права.
1
24.02.2021
24.
Понятие правоотношений. Признаки и виды
правонарушений.
1
03.03.2021
25.
Конституция
Российской
Федерации.
Федеративное устройство РФ.
1
10.03.2021
26.
Органы государственной власти РФ.
1
17.03.2021
27.
Права и свободы человека и гражданина в
Российской Федерации, их гарантии. Права
ребенка.
1
31.03.2021
28.
Гражданские правоотношения.
1
07.04.2021
29.
Семейные правоотношения.
1
14.04.2021
30.
Трудовые правоотношения.
1
21.04.2021
31.
Административные правоотношения.
1
28.04.2021
32.
Основные понятия и институты уголовного
права.
1
05.05.2021
33.
Итоговое повторение.
1
12.05.2021
34
Итоговое повторение.
1
19.05.2021
ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
№п/п
Тема
(темы)
урока
Причина
корректировки
Способ, форма
корректировки
Согласование с
администрацией школы