Напоминание

"Целостность музыкальной формы - необходимое условие воплощения художественного замысла композитора"


Автор: Некрасова Лариса Ивановна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "ОДМШ №1 им. В.С. Калинникова"
Населённый пункт: город Орёл
Наименование материала: методическая разработка открытого урока
Тема: "Целостность музыкальной формы - необходимое условие воплощения художественного замысла композитора"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ОТКРЫТОГО УРОКА НА ТЕМУ:

«Целостность музыкальной формы – необходимое условие

воплощения художественного замысла композитора»

преподавателя МБУДО «ОДМШ № 1 им. В. С. Калинникова»

Некрасовой Ларисы Ивановны

с обучающейся 4 класса Бабенковой Юлией

ЦЕЛЬ УРОКА: Раскрытие образного содержания музыкального

произведения

посредством

формирования

у

ученицы

ясного

представления

о

форме

исполняемых

произведений

путём

определения

временных

закономерностей

всех

разделов

и

элементов музыкальной ткани.

ЗАДАЧИ УРОКА:

Образовательные:

закрепление знаний, умений, навыков в процессе работы над

раскрытием

художественного

образа

музыкального

произведения,

стилистически

верное

и

содержательное

исполнение;

осознание логики построения музыкальных фраз и структуры

формы;

воспитание осознанного отношения к фразировке, динамике,

штрихам, помогающим передать художественное содержание

произведений;

Развивающие:

развитие

аналитических

способностей

в

области

музыкального мышления;

продолжение работы над созданием художественного образа,

развитие ассоциативности мышления, воображения через

опыт собственной музыкальной деятельности;

1

приобретение

исполнительских

навыков

в

пределах

изучаемых произведений;

Воспитательные:

воспитание верных представлений о необходимом звучании в

пьесах различного характера;

воспитание чувства меры и стиля;

воспитание личностных качеств: инициативности,

самостоятельности, настойчивости, трудолюбия.

ХОД УРОКА

3 мин. – Вступительное слово: значение понимания ученицей формы

произведения для достижения передачи замысла сочинения, содержание

этой работы. Представление программы урока.

7 мин. – исполнение ученицей Этюда op. 88 №17 Г. Беренса. Особенности

игры небольших групп нот на инерционном движении в быстром темпе.

Принцип осмысления пассажей мелодически. Выстраивание динамики –

ощущение общей линии развития, целенаправленное движение к смысловым

вершинам частей. Проигрывание этюда целиком с учетом проделанной

работы.

15 мин. – Исполнение I части Сонатины Дуссека op.20 №5. Драматургия

произведения, его образная сфера. Определение основных трудностей

исполнения, обсуждение особенностей фактуры, формы. Выявление и

выразительное

исполнение

контрастных

образов;

воспитание

умения

мгновенно перестраиваться; определение кульминации и ведение к ней всего

развития, достижение целостности формы.

13 мин. – Исполнение пьесы И.Парфёнова «Проводы русской зимы».

Обсуждение

характера

произведения,

направленность

внимания

на

образность и красочность пьесы. Окончательное установление общего

исполнительского плана, уточнение темпа. Осознание смыслового различия

частей,

значение

цезур

между

ними.

Проработка

возникших

исполнительских

трудностей.

Выстраивание

кульминации.

Итоговое

проигрывание с учетом предварительной проработки.

2

2 мин. – Обобщение результатов представленного урока.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ УРОКА – 40 МИНУТ.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

Главной и конечной целью изучения любого произведения является

достижение

глубокого

понимания

замысла

композитора,

законченное

выразительное исполнение, отражение своего отношения к исполняемому.

Поэтому, особое внимание в процессе разучивания необходимо уделять

пониманию

учеником

цельности

формы

музыкального

произведения,

которая неразрывно связана с содержанием и выступает как нерасторжимая

на фрагменты целостность, все элементы которой находятся в гармонии, в

тесном взаимоотношении друг с другом.

Работа над «выстраиванием» формы отождествляется с каждодневной

работой

над

произведением,

которая

начинается

с

осмысленного,

выразительного исполнения фразы, восприятия ее в развитии, с ее

тяготением к кульминационной точке, началами и окончаниями; ролью

цезур, пауз, дыханием между фразами. Можно выделить три этапа:

1.

Стадия

просмотра,

в

которой

вырабатывается

представление

о

произведении;

2.

Выучивание по эпизодам, техническое овладение и художественное

совершенствование каждого из них;

3.

Сборка произведения, слияние фрагментов в единое целое.

На этом высшем этапе необходимо «отрепетировать» свое исполнение,

выявить связь частей и место каждой детали, охватить произведение в целом

– выстроить форму и достигнуть достоверности в передаче его главного

замысла.

Сделать содержание доступным, понятным – это и означает как можно

более точно воссоздать ту форму, в которую воплотил его композитор.

Учащаяся исполняет Этюд op. 88 №17 Г. Беренса.

Целесообразность работы над этюдом продиктована необходимостью

развить самостоятельность и силу пальцев ученицы, ясность «произнесения»

каждого звука в быстром темпе. Основное внимание направляется на

3

использование правильного объединяющего движения (небольшая группа

звуков берется единым движением руки с опорой на всю группу обобщенно,

а не на каждый палец в отдельности;

небольшой взмах для придания

импульса движению, погружение руки в клавиши на несколько звуков,

снятие – важно воспринимать как целостное действие). В быстром темпе

степень погружения в клавиатуру другая: чем быстрее темп, тем меньше

«включаемый»

вес.

Чтобы

избежать

формального

звучания,

ученице

рекомендовано пытаться осмыслить пассажи мелодически (работу следует

проводить в медленном темпе).

Далее, преподаватель обращает внимание ученицы на необходимость

выстраивания

динамики,

ощущение

общей

линии

развития,

целенаправленное движение к смысловым вершинам частей.

После повторного проигрывания педагог отмечает улучшение в

исполнении, дает указания по дальнейшей работе.

Далее следует работа над Сонатиной Я. Дуссека, op. 20 №5.

Это наиболее сложное по форме произведение, которое ученица и

преподаватель сравнивают с литературным произведением, главные герои

которого,

музыкальные

темы,

имеют

разные

характеры.

Действие

развивается, герои сталкиваются, борются друг с другом; определенные

герои выходят победителями в этой борьбе и приобретают большее значение.

Определяются точные границы каждой партии, всех разделов.

Особенностью драматургии Сонатины является противопоставление и

одновременно единство двух характеров: энергичного, стремительного,

деятельного в главной партии и более плавного, лиричного и трепетного в

побочной.

Уже начало главной партии является сложным для исполнителя. Затакт

шестнадцатых необходимо готовить заранее, мысленно, определив в уме

темп, характер, приём первых звуков. Метроритмической базой главной

темы является пунктирный ритм, при игре которого короткий звук должен

быть упругим и легким, а длинный – по возможности сильным. Важно, что в

момент взятия длинного звука рука должна мгновенно принять свободное,

спокойное положение, так как неловкое или небрежное исполнение нарушит

плавность, связность мелодии. Здесь очень важно слуховое внимание

учащейся, требовательность к своему исполнению.

Трудностью исполнения крупной формы является не только яркое

раскрытие каждого образа, но и сохранение единства целого. От ученицы

требуется

мгновенная

слуховая

реакция

на

происходящие

перемены

образных состояний, молниеносная исполнительская перестройка, темповое

единство, умение «горизонтально» мыслить, предвосхищая слышимое через

4

паузы. Учим неудобные переходы сначала с остановкой, чтобы иметь время

на внутреннюю «перестройку», затем исполняем точно по времени и в том

же темпе.

В процессе исполнения стараемся так рассчитать звуковой рисунок, чтобы

образовалась общая звуковая волна, ведущая к кульминации. Логика

оформления общей кульминации произведения, ее динамическое развитие

требует большой эмоциональной наполненности и должной опоры, более

глубокого звука с использованием веса всей руки. Паузы, создающие

взволнованное и обеспокоенное состояние, не должны дробить общего

строения фразы.

После итогового проигрывания отмечается значительное улучшение

исполнения.

Далее следует работа над пьесой И.Парфёнова «Февраль. Проводы зимы».

Пьеса

возникла под впечатлением произведений

П.И.Чайковского и

посещения его дома музея; входит в цикл «Домик в Клину», состоящий так

же, как и альбом «Времена года», из 12 пьес.

Пьеса написана в простой 3-х частной форме. Это картина народных

гуляний с разудалыми играми, катанием на лошадях, разными потехами.

Обсуждается характер произведения, образные сравнения помогают ученице

отыскать нужный характер звукоизвлечения, обращается внимание на

образность и красочность пьесы. Ощущение праздника должно возникнуть с

первых звуков (заранее хорошо подготовить характер и темп); удары

аккордов в первом такте и как бы исторгаемый ими звук (на слабое время)

создают впечатление растягиваемых и сжимаемых мехов гармоники,

звучание яркое, открытое. Воображение рисует не просто игру на этом

народном инструменте, но игру, сопровождающую удалую русскую пляску.

В крайних частях нам слышатся яркие, контрастные сопоставления перезвона

колоколов, топот копыт запряженной тройки лошадей, перезвон их бубенцов,

неуклюжая поступь ряженых; шум, гам веселящегося люда сменяется

пересвистом и трелью жаворонков.

Возникшие исполнительские трудности прорабатываются отдельно:

быстрая смена фактуры и регистра уже в первом предложении, резкая смена

динамики. Сложным является и своевременность и ритмичность переходов

из одной фразы к другой, усложненной скачками из одного диапазона в

другой, четкость и техничность быстрых пассажей.

Далее следует средняя часть, которая представляет новый образ.

Меняется характер произведения, его темп, фактура. Она многоголосна: на

фоне выдержанного баса с неторопливо движущимся средним голосом,

поющим тёплым бархатным тембром

малой октавы, поэтично звучит

5

главная мелодия. Проникнутая лиризмом, она рисует картину плавного

движения приближающейся Весны. Внимание ученицы направляется на

достижение певучести, интонационно выразительное исполнение фактуры,

целостность мелодической линии, соответствии исполнительских движений

характеру звука.

Мечты растворяются и мы снова на празднике. Третья часть, по

сравнению с первой, изменена. Азарт и волнение нарастают, движение

ускоряется и резко обрывается. Праздник завершен.

Последующее исполнение демонстрирует большую осмысленность

исполнения, четкое понимание границ и характерных особенностей частей,

что позволяет достигнуть единства целого, способствует закреплению общей

логики музыкального развития.

Подводя итог урока, преподаватель подчеркнула, что стремление добиться

композиционной целостности, работа над реализацией исполнительского

замысла не снимает необходимости в проработке деталей. Это позволяет

добиться автоматизации всех приёмов и обретения двигательной свободы,

которая способствует творческому воссоединению художественного и

композиционного замысла композитора.

6



В раздел образования