Напоминание

Практическая реализация активных методов обучения на уроках истории и обществознания


Автор: Померанцева Юлия Борисовна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ СОШ №3
Населённый пункт: г. Ноябрьск ЯНАО
Наименование материала: методическая статья
Тема: Практическая реализация активных методов обучения на уроках истории и обществознания
Раздел: полное образование





Назад




Практическая реализация активных методов обучения на уроках истории и обществознания

Учебная программа по истории в рамках ФГОС с каждым годом приобретает всё новые

особенности. Современное образование, определяя свои основные задачи при подготовке

выпускника, в приоритет над набором необходимых знаний, умений и качеств, ставит умения

применять полученные знания в новых ситуациях в условиях самостоятельной жизни, а также

умения нестандартно мыслить, анализировать и аргументировать свою точку зрения. Для решения

поставленных задач требуются эффективные формы организации образовательного процесса, новые

педагогические технологии, активные методы обучения.

Основная деятельность педагога заключается в развитии, воспитании и обучении учащихся и

осуществляется с помощью методов и приёмов обучения.

Методы обучения можно подразделить на три обобщенные группы:

1. Пассивные методы;

2. Интерактивные методы.

3. Активные методы.

Пассивный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является

основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли

пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных

уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д.

Лекция - самый распространенный вид пассивного метода обучения. Этот вид урока наиболее

применим в профильных классах, где учащиеся имеют четкие цели глубоко изучать предмет и

учитель имеет возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в

ограниченных временных рамках. Лекционный вид занятий в России существует около 300 лет, тем

не менее, отношение педагогов к нему неоднозначно. Некоторые из них считают, что это

незаменимый способ преподавания, другие выступают за отказ от них, считая, что ученик должен

сам искать информацию и может получать знания из книг.

Лекция имеет разновидности. Это - лекция-рассказ, лекция-беседа, повествовательная лекция,

информационно-диалогическая лекция, проблемная, предметная, тематическая, обзорная,

установочная и т.д. Существует много определений термина «лекция». В педагогическом словаре

дается такое определение этому понятию: «метод обучения и воспитания, последовательное

монологическое изложение системы идей в определенной области»; «продолжительное устное

изложение (45 - 50 мин.) учебного материала в сочетании с приемами познавательной деятельности

учащихся (запись основной мысли, конспектирование, составление схематической модели

излагаемого материала и др.)».

1

На рубеже ХХ – ХХI вв. потребность в лекциях заметно актуализировалась. Это обусловлено,

прежде всего, двумя причинами: во-первых, лекция уже доказала свою жизненность и заняла

достойное место как один из видов учебной деятельности; во-вторых, в условиях плюрализма,

вариативности, альтернативности в оценке исторических событий и процессов без лекции в школе не

обойтись.

Интерактивный метод. Интерактивный – означает взаимодействовать, находиться в режиме

беседы, диалога с кем-либо. Интерактивные методы ориентированы на более широкое

взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности

учащихся в процессе обучения.

Активный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся

взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные

участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был

учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Меняется роль ученика, его

деятельность носит продуктивный, творческий, поисковый характер. Эта новая роль и свойственные

ей характеристики позволяют на деле формировать активную личность, обладающую всеми

необходимыми навыками и качествами современного успешного человека.

Организация образовательного процесса, использующего активные методы обучения, опирается на

ряд принципов.

Принцип индивидуализации предполагает создание системы многоуровневой подготовки

воспитанников, учитывающей индивидуальные особенности обучающихся и позволяющей избежать

уравниловки и предоставляющей каждому возможность максимального раскрытия способностей для

получения, соответствующего этим способностям образования.

Принцип гибкости требует сочетания вариативной подготовки, основанной на учете запросов и

пожеланий учащихся, с возможностью оперативного, реализуемого непосредственно в процессе

обучения, изменения её направленности.

Принцип сотрудничества предполагает развитие отношений доверия, взаимопомощи, взаимной

ответственности учащихся и педагогов, а также развитие уважения, доверия к личности ребенка, с

предоставлением ему возможности для проявления самостоятельности, инициативы и

индивидуальной ответственности за результат.

Все методы активного обучения имеют ряд отличительных признаков.

Проблемности. Основная задача при этом состоит в том, чтобы ввести обучаемого в проблемную

ситуацию, для выхода из которой ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно

формировать новые знания с помощью преподавателя и с участием других слушателей, основываясь

на известном ему чужом и своем жизненном опыте, логике и здравом смысле.

Адекватности учебно-познавательной деятельности характеру приобретаемых практических задач и

функций обучаемого. Благодаря его реализации возможно формирование эмоционально-личностного

восприятия учащимися учебного материала

Взаимообучения. Стержневым моментом многих форм проведения занятий с применением АМО

обучения является коллективная деятельность и дискуссионная форма обсуждения.

Индивидуализации. Учебно-познавательная деятельность должна быть организована с учетом

индивидуальных способностей и возможностей учащегося. Также подразумевается развитие

механизмов самоконтроля, саморегуляции, самообучения.

Исследования изучаемых проблем и явлений. Реализация признака позволяет обеспечить

формирование начальных навыков, необходимых для успешного самообразования, основанного на

умении анализировать, обобщать, творчески подходить к использованию знаний и опыта.

Непосредственности, самостоятельности взаимодействия учащихся с учебной информацией. При

активизации обучения педагог выходит на уровень обучающихся и в роли помощника участвует в

процессе их взаимодействия с учебным материалом, преподаватель становится руководителем их

самостоятельной работы, реализуя принципы педагогики сотрудничества.

Мотивации. Активность деятельности учащихся развивается и поддерживается системой мотивации.

Это творческий характер учебно-познавательной деятельности, состязательность, игровой характер

проведения занятий, эмоциональная вовлеченность.

Таким образом, активные методы обучения дополняют традиционные методы, посредством

изменения позиции учащихся с пассивно потребительской на активно преобразующую.

Количество активных методов обучения достаточно велико. Поэтому сегодня я поделюсь с вами

теми методами, приемами, которые использую в своей повседневной работе.

Технологии активного обучения.

Из всех активных технологий обучения я отдаю предпочтение проблемному обучению, проектной и

учебно-исследовательской деятельности, технологии критического мышления и игровым

технологиям. Эти технологии известны многоуважаемым слушателям - профессионалам, поэтому я

не ставлю перед собой цель их анализировать, а остановлюсь более подробно на тех методах и

приемах, которые я использую в своей педагогической деятельности.

Методы и приемы АМО.

Прежде всего хотела бы заметить, что результативность педагогической деятельности во многом

зависит не от количества используемых методов и приемов, а от их правильного выбора и уместного,

адекватного применения в педагогическом процессе. Мой выбор приемов и методов работы в

основном исходит из возникающей педагогической проблемы и поиска путей её решения.

Например, работая в 5-6-х классах несколько лет назад, я столкнулась с проблемой «свободных рук»

учащихся. (Объяснить). Я решила ситуацию использовать. Разрешила учащимся рисовать в тетради

непосредственно на уроке и даже ставлю оценки, но только в том случае, если рисунок соответствует

теме урока.

Также использую предметное рисование, например, при изучении темы «Нравственные основы

жизни». Давайте попробуем вместе и посмотрим, что из этого может получиться. (работаем с

рисунками и слайдом презентации).

Прием рисования позволяет лучше понять другой метод: метод кубирования. Его я подсмотрела на

уроках биологии. Этот метод позволяет увидеть и понять многогранность, а порой и

противоречивость жизни человека и общества. Он позволяет находить множество признаков,

характерных черт, особенностей событий и явлений (ребятам иногда требуется не куб, а

многогранник), помогает вычислить недостающие звенья. С его помощью можно рассматривать

явления, события с различных сторон, позиций, выделяя при этом «светлых» и «темных» сторон,

положительные и отрицательные признаки и последствия. Например, изучение в старших классах

феномен человека. Человек может быть представлен как результат эволюции животных видов, как

уникальное в природе разумное существо, обладающее сознанием, как субъект экономической,

политической, социальной и духовной сфер общества, как носитель ценной информации, как самая

страшная угроза для природы. Этот приём можно использовать как при изучении нового материала,

так и при проверке домашнего задания.

Освоение приема кубирования является залогом успешного применения метода кейса. Кейс – набор

специально разработанных учебно-методических материалов на различных носителях (печатных,

аудио-, видео- и электронные материалы), выдаваемых учащимся для самостоятельной работы.

Пакет кейса включает в себя:

вводный кейс (сведения о наличии проблемы, ситуации, явления; описание границ рассматриваемого

явления);

информационный кейс (объем знаний по какой-либо теме (проблеме), изложенный с той или иной

степенью детальности);

стратегический кейс (развитие умения анализировать среду в условиях неопределенности и решать

комплексные проблемы со скрытыми детерминантами);

исследовательский кейс (результаты анализа ситуации представляются в форме изложения);

тренинговый кейс (направлен на упрочение и более полное освоение уже использованных ранее

инструментов и навыков - логических и т.п.).

Метод кейса удобно использовать при изучении крупных событий, явлений общественной жизни,

например, для составления портрета эпохи (как не вспомнить новое задание ЕГЭ по истории в 11

классе). Причем можно использовать как самостоятельное задание для старшеклассников, так и уже

готовые кейсы при изучении нового материала в среднем звене.

Еще одна проблема, с которой часто встречаюсь – это низкая техника чтения пятиклассников и

слабые навыки работы с учебным текстом. Помочь справиться с проблемой помогают приемы

инсерта, лингвистического анализа, шифрования, синквейна и кластера.

Инсерт — это прием технологии развития критического мышления через чтение и письмо,

используемый при работе с текстом, с новой информацией. В методике Инсерт часто называют и

технологией эффективного чтения. Суть приема заключается вмаркировке текста значками по мере

его чтения. В процессе чтения текста ученик карандашом или маркером делает пометки на полях:

"V” - уже знал, «+»- новое, «-» - думал иначе, «?»- не понял, есть вопросы. Этот приём можно

использовать при работе с текстом исторического источника. Приём ИНСЕРТ помогает ученикам

читать текст источника более внимательно, способствует лучшему запоминанию материала.

Этот приём осуществляется в несколько этапов.

1) Предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в ней информацию.

2) Читая текст, учащиеся отмечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и

предложения.

3) Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в

соответствии со своими пометками в таблицу:

«V»

(то, что уже

известно)

«-»

(то, что

противоречит

представлению)

«+»

(то, что является

интересным и

неожиданным)

«?»

(если что-то

неясно, возникло

желание узнать

больше)

4) Последовательное обсуждение каждой графы таблицы. Работая над заполнением таблицы,

ученики выявляют свои представления или более конкретные знания по изучаемой теме и это

помогает им придти к новому знанию. Учителю необходимо уметь принимать все варианты,

правильные и не правильные. Часто возникающие варианты противоречат друг другу, и это

подталкивает ребят преодолеть противоречия, собрать больше информации, найти аргументы в

доказательство своей точки зрения. Прием способствует развитию аналитического мышления,

является средством отслеживания понимания материала.

Прием шифрования очень удобен для развития навыков быстрого письма. Учитель может

использовать свою систему шифрования наиболее часто употребляемых терминов, а также

предложить учащимся создать свою собственную. Может быть использована буквенная система

шифрования, а также использование математических значков, символов. Например:

ПС – производительные силы

ПО – производственные отношения

ПТ – производительность труда

К – капитал

Т – товар

Д – деньги

< > = ≠ ↔ ¢ ±

Приемлингвистического анализа в основном используется при изучении терминологии. Мне

необходимо, чтобы ученики не зазубривали очередное новое определение, а понимали его смысл,

происхождение, умели его правильно использовать в различных вариациях устной речи.

Например, при изучении темы «Религия», важно, чтобы ученики старших классов понимали разницу

в употреблении таких слов, как «храм», «церковь», «церковный собор»

Прием составления кластера.

Это способ графической организации материала, позволяет сделать наглядными те мыслительные

процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.

Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Последовательность действий проста и

логична:

1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое

является «сердцем» идеи, темы.

2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для

данной темы.

3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У

каждой из «веточек» в свою очередь тоже появляются «веточки», устанавливаются новые логические

связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления,

определяет информационное поле данной темы.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Система кластеров позволяет охватить большой объем информации. В дальнейшей работе,

анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития

темы.

Конечно, использование приемов кластера, кейса возможно только в подготовленном классе. Но

следующий приём можно использовать в классе любого уровня подготовки. Это

Синквейн. Синквейн – это название формы стихотворения, причём не подразумевающей наличие

рифмы. Придумала его американская поэтесса Аделаида Крэпси, которая увлекалась японской

поэзией танка и хайку. Чтобы довершить интернациональность своего детища, назвала

литературную форму на французский манер: синквейн, то есть состоящий из пяти элементов. Этими

пятью элементами являются строки – в синквейне их действительно ровно пять. Каждая строка несёт

определённую функцию и смысловую нагрузку. Вклассическом синквейне строгое соблюдение слов

и слогов в строках. В дидактическом синквейне соблюдение этой строгости не обязательна.

В своей работе я использую дидактический синквейн, о нём и пойдёт речь.

Опорной схемой дидактического синквейна является такое описание.

Первая строка: тема синквейна, выраженная существительным или местоимением.

Вторая строка: характеристика темы двумя словами – прилагательными или причастиями.

Третья строка: раскрытие темы тремя глаголами (иногда деепричастиями).

Четвёртая строка: своё субъективное отношение к теме (самая сложная часть синквейна).

Пятая строка: синоним первой строки, итог всей темы.

Рассмотрим инструкцию составления синквейна. Для того чтобы синквейн писать было проще,

необходимо:

выбрать интересную тему;

использовать яркий исторический персонаж или правителя;

Давайте обратимся к примерам исторических синквейнов.

Чтобы составить синквейн по теме «Первые русские князья», можно или предложить исходное

слово, или пропустить любую строчку с целью правильно дописать её.

Князь Олег Князь Игорь

Отважный, жадный Легендарный, храбрый

Объединил, заключил, расширил Воевал, требовал, разорял

Первый Киевский князь. Погиб от рук древлян

Вещий Сын Рюрика

Процесс написание синквейна очень нравится студентам. Это творческое задание позволяет даже

слабым учащимся понять самое важное. Когда зачитываются работы, повышается самооценка.

Заключение.

В процессе реализации активных форм на уроках истории акцентирование внимания делается на

следующих ключевых моментах:

• эффективном взаимодействии студента и преподавателя;

• создании преподавателем наилучших условий для развития мотивации творческой, эмоциональной,

экспериментальной деятельности обучаемых;

•создании благоприятного эмоционального фона, способствующего чувственному восприятию сухих

исторических фактов.

Как показал анализ использования активных форм, более эффективным обучение было тогда, когда

ученики могли связать новый материал с предыдущим;

• четко знают, что должны делать и понимают, зачем это нужно;

• самостоятельность в работе;

• имеют возможность для развития нужных умений;

• имеют доступ к необходимым ресурсам (документам, справочному материалу);

• обеспечены разными видами деятельности;

• имеют необходимую поддержку со стороны учителя;

• работают в подходящем для них темпе;

• понимают, когда и как будут оценены;

• могут оценить собственные успехи.

1



В раздел образования