Автор: Воробьёва Ирина Михайловна
Должность: преподаватель, концертмейстер
Учебное заведение: МАУ ДО "Детская школа искусств №1" муниципального образования г.Братска
Населённый пункт: Иркутская область
Наименование материала: План - конспект открытого урока по предмету "Фортепиано"
Тема: "Работа над гаммами и этюдами для подготовки к конкурсу технического мастерства"
Раздел: дополнительное образование
План-конспект открытого урока по специальности «Фортепиано»
в 3 классе школы искусств
Тема:
«Работа над гаммами и этюдами» для подготовки к конкурсу
технического мастерства
Дата проведения:
Преподаватель: Воробьева Ирина Михайловна
Обучающийся: Репетилова Лера
Предмет: «Специальное фортепиано», музыкальное отделение.
Класс: третий по программе предпрофессиональной подготовки ФГТ
Тип занятия:
урок — отработка технических навыков в упражнениях,
гаммах и этюдах
Форма урока: индивидуальная
Цель урока. Обучение ученика самостоятельности в анализе разучиваемого
музыкального произведения с тем, чтобы устранить проблемы технического
плана.
- Познакомить обучающегося с техническими приёмами и отработать их в
конкретных произведениях;
- Воспитывать в обучающемся волю для достижения положительных
результатов в труде;
Задачи урока:
- образовательные:
в) расширить музыкальный кругозор обучающегося;
б) искать рациональные приемы игры на фортепиано;
в) учить грамотно прочитывать структуру нотного текста;
- развивающие:
а) развивать образное мышление;
б) развивать игровые навыки;
в) совершенствовать навык игры по нотам;
г) развивать мелодический, гармонический, звуковысотный слух;
д) развивать чувство ритма;
е) развивать инициативу в творчестве;
ж) развивать самостоятельность в работе;
- воспитательные:
а) воспитывать интерес к предмету и инструменту;
б) воспитывать понимание и уважение к музыке разных жанров;
в) воспитывать ответственность за результаты своего труда;
г) воспитывать контроль за своими действиями;
д) воспитывать культуру поведения за инструментом.
Оборудование: инструмент фортепиано, подставки на стул, стулья по числу
присутствующих в классе.
Ноты музыкальных произведений
Гаммы, арпеджио, аккорды (диезные мажорные);
К. Черни-Г.Гермер Этюд №6 2 часть;
А. Лемуан Этюд C-dur
Ожидаемый
результат.
Обучающийся
познакомится
с
приёмами
и
методами, помогающими в преодолении технических трудностей.
План урока
1. Организационный момент. Сообщение темы урока, постановка учебной
задачи — 1мин.
2. Основная часть урока — 35 мин.
а) Проигрывание изучаемого материала 5 мин;
б) Проверка качества выполнения домашнего задания — 5 мин;
в) Игра упражнений и гамм - 10 мин;
г) Работа над музыкальными произведениями — 15 мин;
3. Закрепление материала — 5 мин.
4. Заключительная часть.
5. Оценка.
6. Домашнее задание — 3 мин.
7. Рефлексия. Подведение итогов — 1 мин.
Приёмы, методы и технологии работы на уроке:
- словесный (беседа, объяснение);
- практический;
- творческий;
- игровой метод;
- метод самостоятельной работы;
- метод анализа;
- развивающие технологии;
- технология развития мелкой моторики.
Ход урока
1.
Организационный этап
Сообщение темы урока, постановка учебной задачи.
2.
Основная часть урока
Предлагаю вашему вниманию урок с обучающимся третьего класса
школы искусств по преодолению затруднений в произведениях технического
плана. Материал может быть полезен преподавателям по специальности
«Фортепиано» школ искусств, музыкальным руководителям кружков по
фортепиано и всем, кто хочет улучшить качество своей игры на музыкальном
инструменте.
3.
Проверка качества выполнения домашнего задания
Обучающийся
показывает
преподавателю
выполнение
домашнего
задания:
1) играет гаммы, стараясь выполнить поставленные преподавателем задачи:
собранные пальцы играют из ладони, руки и плечи свободные, звуки ровные
по ритму и силе нажатия на клавиши, пальцы без напряжения бегут в
удобном темпе (максимальном для обучающегося);
2)гибкая рука в коротких арпеджио, аккорды торжественные, праздничные,
хроматическая гамма стремительная, пальцы в ней располагаются близко
друг к другу, высота подъёма пальцев малая.
Методы, приемы и технологии работы:
- метод контроля за исполнением упражнений и гамм,
- предложение преподавателя отработать приём игры упражнений на крышке
инструмента
для
усиления
звучности
и
выравнивания
звуков
в
поступательном движении,
- анализ проведённой работы,
- полезная самокритика и критика исполнения,
- похвала за моменты достойного исполнения программы.
При игре гамм важно обратить внимание обучающегося на аккуратное
подкладывание первого пальца: правильный разворот руки, её собранность,
округлость, близость пальцев друг к другу. Рука ведёт пальцы, кончики
пальцев острые, чуткие. При игре арпеджио важна правильно выученная
аппликатура. При тщательной работе в первом и втором классах, при
систематическом закреплении навыка игры гамм и упражнений навык
уверенного исполнения сохраняется. В противном случае он забывается.
Пальцы собираются в направлении движения. При игре аккордов пальцы
упругие, рука стремительна в воспроизведении аккордов. Работает вся рука и
корпус.
Задача
-
исполнить
аккорды
празднично,
не
суетливо,
с
достоинством.
Работа над этюдом
Исполнение от начала до конца. Анализ и самоанализ исполнения,
ремарки преподавателя.
Методы и приёмы работы: игра по крышке инструмента крепкими
пальцами в медленном темпе. Мышцы пальцев при этом активно работают
(пальцы активно работают подушечками, они сильные, как клюв птицы).
Если есть ритмические неровности например:
а) в начале каждого такта опаздывание левой руки на слабую шестнадцатую
долю, причина — непонимание обучающимся длины временного звучания
шестнадцатой;
б) взятие интервалов правой рукой без активного и смелого звука, причина
— слабость крайних пальцев руки, неправильное распределение нагрузки на
пальцы, непонимание звукоизвлечения интервалов и аккордов;
в) неровность в гаммах, причина — отсутствует работа по укреплению
пальцев на крышке инструмента, работа в медленном темпе игнорируется
при самостоятельной работе дома), то важно недочёты, выявленные с
помощью наводящих вопросов преподавателя, устранять систематически
дома и на уроках, если хочется добиться более высоких результатов
исполнения.
Работа над этюдами
Приёмы работы:работа над музыкальными фрагментами, игра каждой
рукой отдельно (выявление причин остановок и разных темпов в руках),
приём многократных повторений с наименьшими затратами движений
корпуса, рук, пальцев. Обучающийся при такой работе находит удобные для
исполнения
движения
рук
и
корпуса,
индивидуальную
аппликатуру,
запоминает их. Здесь важен иллюстрационный показ преподавателя техники
и приёмов игры с тем, чтобы обучающийся опробовал их на практике,
находил свои позиции в игре, включал мышление и внимание как внешнее,
так и внутреннее. Темп может быть умеренно — средний, но штрихи,
динамика, фразировка, дыхание фраз обучающийся должен отработать в
самостоятельных домашних занятиях.
Если отработаны отдельные фразы, фрагменты, проучены связки во
фразах и частях произведения, можно аккуратно собрать всё произведение,
проиграв его целиком в среднем темпе с преподавателем в ансамбле, выявив,
таким образом, слабые места в тексте. В результате анализа обучающийся
сам может сформулировать для себя домашнее задание, а также рассказать
преподавателю о приемах и методах работы над данным произведением
дома.
Методы, приёмы и технологии работы:
- метод контроля за исполнением,
- предложение преподавателя отработать приём игры staccato на крышке
инструмента для усиления звучности и выравнивания звуков,
- анализ проведённой работы,
- полезная самокритика и критика исполнения,
- похвала за достойные моменты исполнения пьесы.
Все
недочёты,
выявленные
с
помощью
наводящих
вопросов
преподавателя, важно устранять систематически дома и на уроках, если
хочется добиться более высоких результатов воспроизведения.
Домашнее задание
1. Продолжить работу над гаммами, прорабатывая отдельные приёмы для
преодоления конкретных недостатков.
2. К. Черни-Г.Гермер Этюд №6 2 часть. Отработать гаммы, интервалы,
моменты совпадения рук, синхронность исполнения гамм в конце этюда,
взятие кульминационного аккорда.
А. Лемуан Этюд C-dur. Работа над текстом. Аккорды играть стройно,
собранно. Научиться освобождать руки на повторах аккордов. Проработать и
выстроить фразировку и динамику.
3. Проучить ещё раз все связки между фразами и частями, вставить их в
единое целое, закреплять ежедневно до получения ожидаемого результата.
Заключительная часть
Рефлексия
Беседа с обучающимся, что понравилось на уроке, почему. Что он хотел бы
исправить. Что нового можно привнести в урок.
Методическая литература:
1. Либерман Е. «Работа над фортепианной техникой» - М.:1993
2. Корыхалова Н. «Играем гаммы» - М.: «Музыка» 1995
3. Щапов А.П. «Фортепианная педагогика» - М.: 1991
Нотная литература:
1. «Фортепианная техника». Этюды для 3-7 класса.
2. К Черни -Г.Гермер Избранные этюды.