Напоминание

"Работа над гаммами и этюдами для подготовки к конкурсу технического мастерства"


Автор: Воробьёва Ирина Михайловна
Должность: преподаватель, концертмейстер
Учебное заведение: МАУ ДО "Детская школа искусств №1" муниципального образования г.Братска
Населённый пункт: Иркутская область
Наименование материала: План - конспект открытого урока по предмету "Фортепиано"
Тема: "Работа над гаммами и этюдами для подготовки к конкурсу технического мастерства"
Раздел: дополнительное образование





Назад




План-конспект открытого урока по специальности «Фортепиано»

в 3 классе школы искусств

Тема:

«Работа над гаммами и этюдами» для подготовки к конкурсу

технического мастерства

Дата проведения:

Преподаватель: Воробьева Ирина Михайловна

Обучающийся: Репетилова Лера

Предмет: «Специальное фортепиано», музыкальное отделение.

Класс: третий по программе предпрофессиональной подготовки ФГТ

Тип занятия:

урок — отработка технических навыков в упражнениях,

гаммах и этюдах

Форма урока: индивидуальная

Цель урока. Обучение ученика самостоятельности в анализе разучиваемого

музыкального произведения с тем, чтобы устранить проблемы технического

плана.

- Познакомить обучающегося с техническими приёмами и отработать их в

конкретных произведениях;

- Воспитывать в обучающемся волю для достижения положительных

результатов в труде;

Задачи урока:

- образовательные:

в) расширить музыкальный кругозор обучающегося;

б) искать рациональные приемы игры на фортепиано;

в) учить грамотно прочитывать структуру нотного текста;

- развивающие:

а) развивать образное мышление;

б) развивать игровые навыки;

в) совершенствовать навык игры по нотам;

г) развивать мелодический, гармонический, звуковысотный слух;

д) развивать чувство ритма;

е) развивать инициативу в творчестве;

ж) развивать самостоятельность в работе;

- воспитательные:

а) воспитывать интерес к предмету и инструменту;

б) воспитывать понимание и уважение к музыке разных жанров;

в) воспитывать ответственность за результаты своего труда;

г) воспитывать контроль за своими действиями;

д) воспитывать культуру поведения за инструментом.

Оборудование: инструмент фортепиано, подставки на стул, стулья по числу

присутствующих в классе.

Ноты музыкальных произведений

Гаммы, арпеджио, аккорды (диезные мажорные);

К. Черни-Г.Гермер Этюд №6 2 часть;

А. Лемуан Этюд C-dur

Ожидаемый

результат.

Обучающийся

познакомится

с

приёмами

и

методами, помогающими в преодолении технических трудностей.

План урока

1. Организационный момент. Сообщение темы урока, постановка учебной

задачи — 1мин.

2. Основная часть урока — 35 мин.

а) Проигрывание изучаемого материала 5 мин;

б) Проверка качества выполнения домашнего задания — 5 мин;

в) Игра упражнений и гамм - 10 мин;

г) Работа над музыкальными произведениями — 15 мин;

3. Закрепление материала — 5 мин.

4. Заключительная часть.

5. Оценка.

6. Домашнее задание — 3 мин.

7. Рефлексия. Подведение итогов — 1 мин.

Приёмы, методы и технологии работы на уроке:

- словесный (беседа, объяснение);

- практический;

- творческий;

- игровой метод;

- метод самостоятельной работы;

- метод анализа;

- развивающие технологии;

- технология развития мелкой моторики.

Ход урока

1.

Организационный этап

Сообщение темы урока, постановка учебной задачи.

2.

Основная часть урока

Предлагаю вашему вниманию урок с обучающимся третьего класса

школы искусств по преодолению затруднений в произведениях технического

плана. Материал может быть полезен преподавателям по специальности

«Фортепиано» школ искусств, музыкальным руководителям кружков по

фортепиано и всем, кто хочет улучшить качество своей игры на музыкальном

инструменте.

3.

Проверка качества выполнения домашнего задания

Обучающийся

показывает

преподавателю

выполнение

домашнего

задания:

1) играет гаммы, стараясь выполнить поставленные преподавателем задачи:

собранные пальцы играют из ладони, руки и плечи свободные, звуки ровные

по ритму и силе нажатия на клавиши, пальцы без напряжения бегут в

удобном темпе (максимальном для обучающегося);

2)гибкая рука в коротких арпеджио, аккорды торжественные, праздничные,

хроматическая гамма стремительная, пальцы в ней располагаются близко

друг к другу, высота подъёма пальцев малая.

Методы, приемы и технологии работы:

- метод контроля за исполнением упражнений и гамм,

- предложение преподавателя отработать приём игры упражнений на крышке

инструмента

для

усиления

звучности

и

выравнивания

звуков

в

поступательном движении,

- анализ проведённой работы,

- полезная самокритика и критика исполнения,

- похвала за моменты достойного исполнения программы.

При игре гамм важно обратить внимание обучающегося на аккуратное

подкладывание первого пальца: правильный разворот руки, её собранность,

округлость, близость пальцев друг к другу. Рука ведёт пальцы, кончики

пальцев острые, чуткие. При игре арпеджио важна правильно выученная

аппликатура. При тщательной работе в первом и втором классах, при

систематическом закреплении навыка игры гамм и упражнений навык

уверенного исполнения сохраняется. В противном случае он забывается.

Пальцы собираются в направлении движения. При игре аккордов пальцы

упругие, рука стремительна в воспроизведении аккордов. Работает вся рука и

корпус.

Задача

-

исполнить

аккорды

празднично,

не

суетливо,

с

достоинством.

Работа над этюдом

Исполнение от начала до конца. Анализ и самоанализ исполнения,

ремарки преподавателя.

Методы и приёмы работы: игра по крышке инструмента крепкими

пальцами в медленном темпе. Мышцы пальцев при этом активно работают

(пальцы активно работают подушечками, они сильные, как клюв птицы).

Если есть ритмические неровности например:

а) в начале каждого такта опаздывание левой руки на слабую шестнадцатую

долю, причина — непонимание обучающимся длины временного звучания

шестнадцатой;

б) взятие интервалов правой рукой без активного и смелого звука, причина

— слабость крайних пальцев руки, неправильное распределение нагрузки на

пальцы, непонимание звукоизвлечения интервалов и аккордов;

в) неровность в гаммах, причина — отсутствует работа по укреплению

пальцев на крышке инструмента, работа в медленном темпе игнорируется

при самостоятельной работе дома), то важно недочёты, выявленные с

помощью наводящих вопросов преподавателя, устранять систематически

дома и на уроках, если хочется добиться более высоких результатов

исполнения.

Работа над этюдами

Приёмы работы:работа над музыкальными фрагментами, игра каждой

рукой отдельно (выявление причин остановок и разных темпов в руках),

приём многократных повторений с наименьшими затратами движений

корпуса, рук, пальцев. Обучающийся при такой работе находит удобные для

исполнения

движения

рук

и

корпуса,

индивидуальную

аппликатуру,

запоминает их. Здесь важен иллюстрационный показ преподавателя техники

и приёмов игры с тем, чтобы обучающийся опробовал их на практике,

находил свои позиции в игре, включал мышление и внимание как внешнее,

так и внутреннее. Темп может быть умеренно — средний, но штрихи,

динамика, фразировка, дыхание фраз обучающийся должен отработать в

самостоятельных домашних занятиях.

Если отработаны отдельные фразы, фрагменты, проучены связки во

фразах и частях произведения, можно аккуратно собрать всё произведение,

проиграв его целиком в среднем темпе с преподавателем в ансамбле, выявив,

таким образом, слабые места в тексте. В результате анализа обучающийся

сам может сформулировать для себя домашнее задание, а также рассказать

преподавателю о приемах и методах работы над данным произведением

дома.

Методы, приёмы и технологии работы:

- метод контроля за исполнением,

- предложение преподавателя отработать приём игры staccato на крышке

инструмента для усиления звучности и выравнивания звуков,

- анализ проведённой работы,

- полезная самокритика и критика исполнения,

- похвала за достойные моменты исполнения пьесы.

Все

недочёты,

выявленные

с

помощью

наводящих

вопросов

преподавателя, важно устранять систематически дома и на уроках, если

хочется добиться более высоких результатов воспроизведения.

Домашнее задание

1. Продолжить работу над гаммами, прорабатывая отдельные приёмы для

преодоления конкретных недостатков.

2. К. Черни-Г.Гермер Этюд №6 2 часть. Отработать гаммы, интервалы,

моменты совпадения рук, синхронность исполнения гамм в конце этюда,

взятие кульминационного аккорда.

А. Лемуан Этюд C-dur. Работа над текстом. Аккорды играть стройно,

собранно. Научиться освобождать руки на повторах аккордов. Проработать и

выстроить фразировку и динамику.

3. Проучить ещё раз все связки между фразами и частями, вставить их в

единое целое, закреплять ежедневно до получения ожидаемого результата.

Заключительная часть

Рефлексия

Беседа с обучающимся, что понравилось на уроке, почему. Что он хотел бы

исправить. Что нового можно привнести в урок.

Методическая литература:

1. Либерман Е. «Работа над фортепианной техникой» - М.:1993

2. Корыхалова Н. «Играем гаммы» - М.: «Музыка» 1995

3. Щапов А.П. «Фортепианная педагогика» - М.: 1991

Нотная литература:

1. «Фортепианная техника». Этюды для 3-7 класса.

2. К Черни -Г.Гермер Избранные этюды.



В раздел образования