Напоминание

Самостоятельная работа обучающихся в ДЮСШ.


Автор: Домнина Елена Викторовна
Должность: инструктор-методист
Учебное заведение: МБУ ДО ДЮСШ Багаевского района Ростовской области
Населённый пункт: ст. Багаевская
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Самостоятельная работа обучающихся в ДЮСШ.
Раздел: дополнительное образование





Назад




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Подготовил:

Инструктор-методист

МБУ ДО ДЮСШ Багаевского района

Первой квалификационной категории

Домнина Елена Викторовна

ТЕМА:

Самостоятельная работа обучающихся в ДЮСШ.

Рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным Законом от

29 декабря 2012 года №273 «Об образовании в Российской Федерации»

(далее

№273-ФЗ),

п.16

Порядка

организации

и

осуществления

образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным

программам, утверждённого приказом Министерства образования и науки

РФ от 29 августа 2013 г. N 1008, п.38, 39, 45 Приказа Минспорта РФ от 12

сентября 2013 года №730 «Об утверждении федеральных государственных

требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации

дополнительных предпрофессиональных программ в области физической

культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам» (далее – ФГТ)

Одна из основных моделей организации образовательного процесса

является Самостоятельная работа

обучающихся

- это работа, которая

выполняется без непосредственного участия тренера-преподавателя, но по

его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом

обучающиеся сознательно должны стремиться достигнуть поставленной

цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат

умственных или физических действий.

Выполнение самостоятельной работы требует достаточно высокого уровня

самосознания, рефлексивности, самодисциплины, личной ответственности,

доставляя

при

этом

обучающимся

удовлетворение

как

от

процесса

самосовершенствования и самопознания.

Самостоятельные занятия могут проводиться в любых условиях, в разное

время и включать задания тренера-преподавателя или проводиться по

самостоятельно составленной программе, индивидуальному плану.

Установка на обязательное выполнение задания, развитие инициативы,

самонаблюдения и анализа своей деятельности активизирует обучающихся.

КАТЕГОРИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

в

части

регламентации

самостоятельной

(внеаудиторной)

работы

обучающихся:

- всех обучающихся;

в части регламентации обучения по индивидуальному учебному плану:

- проявивших особые успехи в спортивной подготовке в демонстрации

знаний,

умений,

навыков

и

компетенций

по

предметным

областям

дополнительной общеобразовательной (предпрофессиональной) программы,

достаточные для перевода на сокращённые сроки освоения дополнительных

общеобразовательных (предпрофессиональных) программ по избранному

виду спорта, в т.ч. начиная с тренировочного этапа спортивной подготовки;

- обучающихся, переведённых на этап совершенствования спортивного

мастерства;

- обучающихся до 18 лет, мотивированных на освоение в дальнейшем

профильных образовательных профессиональных программ и программ

высшего образования и имеющих право на увеличение продолжительности

освоения дополнительных общеобразовательных предпрофессиональных

программ по избранному виду спорта на один год;

- зачисленных в порядке перевода из другой образовательной организации

дополнительного

образования,

реализующей

дополнительные

общеобразовательные

(предпрофессиональные)

программы

в

области

физической

культуры

и

спорта,

имеющих

право

на

учёт

освоения

совпадающих

предметных

областей,

их

разделов,

тем

при

условии

предоставления соответствующей справки об обучении;

- обучающихся, не имеющих возможность посещать учебные занятия в

период

спортивных

соревнований,

творческих

конкурсов,

особых

обстоятельств жизни в семье;

-обучающихся, не ликвидировавших в установленные сроки академическую

задолженность с момента ее образования.

Используются следующие понятия:

-

индивидуальный

учебный

план

(далее

-

ИУП)

-

учебный

план,

обеспечивающий

освоение

образовательной

программы

на

основе

индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных

потребностей конкретного обучающегося (п.23 ст.2 №273-ФЗ)

- самостоятельная (внеаудиторная) работа обучающихся (далее - СВР) - это

деятельность в процессе обучения и во внеаудиторное время, выполняемая

по заданию тренера - преподавателя, под его руководством и контролем, но

без его непосредственного участия.

- ускоренное (удлинённое) обучение - это обучение по индивидуальному

учебному плану (в индивидуальном режиме) в пределах осваиваемой

дополнительной общеобразовательной программы.

Цели

организации

самостоятельной

(внеаудиторной)

работы

обучающихся и обучения по индивидуальному учебному плану:

- способствовать реализации требований ФГТ в части, относящейся к

знаниям, умениям, совершенствованию навыков в спортивной подготовке;

- обеспечить реализацию дополнительных общеобразовательных программ в

течение всего календарного года, включая каникулярное время;

- создать условия для удовлетворения индивидуальных потребностей

наиболее мотивированных обучающихся, построения содержания обучения с

учётом их индивидуального развития, а также национальных и культурных

традиций.

Содержание самостоятельной (внеаудиторной) работы обучающихся и

обучения по индивидуальному учебному плану.

Содержание индивидуального учебного плана.

а) данные о тех, на кого рассчитан план (персональные данные об

обучающихся);

б) целевые установки (главные цели периода, на который составляется план;

промежуточные цели для отдельных этапов; частные цели, относящиеся к

различным видам подготовки);

в) содержание спортивной подготовки по предметным областям и разделам

учебного плана;

г)

показатели,

поддающиеся

количественному

измерению

и

характеризующие тренировочные и соревновательные нагрузки и состояние

обучающихся: количество дней и тренировочных занятий (в день, неделю,

месяц); общее количество времени работы (в день, неделю, месяц);

количество

соревнований;

количество

соревновательных

схваток;

количественные показатели тренировочных и соревновательных нагрузок

(километраж, тоннаж, количество повторений и т. п.);

г) организационные и воспитательно-методические указания;

д) сроки соревнований, контрольного тестирования, спортивно-медицинских

обследований, самообследования.

Содержание самостоятельной (внеаудиторной) работы учебной группы

в период занятий на базе спортивной школы:

а) Организация совместных мероприятий с другими образовательными и

физкультурно-спортивными

организациями

(зрелищных,

массовых

мероприятий)

б) организации посещений обучающимися официальных соревнований, в том

числе межрегиональных, общероссийских и международных, проводимых на

территории муниципального образования;

в) инструкторская и судейская практика и другие формы;

С целью обеспечения непрерывности тренировочного процесса организуется

индивидуальная самостоятельная (внеаудиторная) работа обучающихся на

период активного летнего отдыха.

Содержание индивидуальной самостоятельной (внеаудиторной) работы

обучающихся на период активного летнего отдыха

- выполнение индивидуального задания;

-

совершенствование

общей

и

специальной

физической

(технико

-

тактической) подготовки.

Формами реализации самостоятельной (внеаудиторной) работы являются

план самостоятельной (внеаудиторной) работы учебной группы, дневник

самоконтроля обучающегося

Виды деятельности обучающихся по реализации ВСР в период занятий на

базе спортивной школы:

- участие и/или посещение физкультурно - массовых мероприятий;

-

проведение

под

руководством

тренера-преподавателя

отдельных

структурных элементов тренировочного занятия;

- проектирование и моделирование разных видов и компонентов спортивной

подготовки;

-

аналитическая

обработка

текста

(рецензирование,

реферирование,

конспект-анализ, составление плана текста, опорного конспекта по заданным

условиям) при освоении предметной области «теория и методика физической

культуры и спорта»;

- работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными

документами (включая информационные образовательные ресурсы);

- подготовка сообщений, докладов, презентаций;

Виды деятельности обучающихся по реализации ВСР в период активного

летнего отдыха:

- выполнение уже освоенных (т.е. тех, по которым обучающийся имеет

достаточный уровень подготовки по итогам текущего контроля) упражнений

по заданным условиям;

- совершенствование полученных гигиенических знаний, умений и навыков

по

соблюдению

режима

дня,

здорового

образа

жизни,

закаливанию

организма;

- освоенные упражнения спортивно-оздоровительного характера;

- самоконтроль спортивной подготовки, в т.ч. на базе электронных

обучающих и аттестующих тестов;

Место

самостоятельной

(внеаудиторной)

работы

обучающихся

и

обучения

по

индивидуальному

учебному

плану

в

организации

образовательного процесса.

1. Работа по ИУП в обязательном порядке осуществляется на этапе

совершенствования спортивного мастерства, на остальных этапах работа по

ИУП осуществляется по решению педагогического совета (на основании

представления тренерского совета), в отношении

наиболее мотивированных, проявивших особые способности обучающихся;

2. Самостоятельная (внеаудиторная) работа организуется:

- для учебной группы в течение учебного года в пределах часов, указанных в

учебном плане;

- в рамках годового календарного графика за пределами учебного плана на 10

недель активного летнего отдыха обучающихся; объём учебного времени на

СВР в этот период формируется тренером - преподавателем в соответствии с

периодом обучения, целями и задачами, а также психовозрастными

особенностями обучающихся с учётом соблюдения техники безопасности.

3. С целью оптимизации количества рабочей документации в план

самостоятельной (внеаудиторной) работы учебной группы включается

воспитательная работа по направлениям:

- пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям

охраны труда и антидопингового поведения;

-

профилактика

и

запрещение

курения,

употребления

алкогольных,

слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных

веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ;

воспитание на примере выдающихся спортсменов, выпускников Школы,

района,

области,

повышение

уровня

информированности

об

истории

развития избранного вида спорта;

- патриотическое воспитание, участие в социально значимых акциях, в т.ч. с

привлечением родителей;

- поддержание и развитие традиций школы (праздник чести школы). День

выпускника, день открытых дверей и т.д.);

Используемая литература:

1. Агафьев В.В. Воспитание будущих спортсменов. - М, 2004. - 255 с.

2. Веселов П.И. Особенности обучения и воспитания школьников в

ДЮСШ. - М, 2006. - 311 с.

3. Паршиков А.Т. Спортивная школа как социально-педагогическая система

Советский спорт М 2003 г.

4. Столяров В.И. Теоретическая концепция спортивно-гуманистического

воспитания детей и молодежи Гуманистическая теория и практика спорта.

Выпуск третий: Сб. С.С. Москва-Сургут: МГИУ. - С. 21-79 2000 г.

5. Яковлева Н.Ю. Подготовка Олимпийского резерва. - М, 2004. - 143 с.



В раздел образования