Авторы: Ковалева Алевтина Сергеевна, Крайнова Олеся Александровна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР - детский сад №36
Населённый пункт: г. Курганинск, Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: Инновационные формы работы с родителями в соответствии с ФГОС ДОО
Раздел: дошкольное образование
Инновационные формы работы с родителями
в соответствии с ФГОС ДО
Введение федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования придает направлению работы с родителями
принципиально новую значимость.
В Законе Российской Федерации «Об образовании» в ст. № 18
«Дошкольное образование» говориться следующее: «Родители являются
первыми
педагогами.
Они
обязаны
заложить
основы
физического,
нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем
детском возрасте. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и
укрепления
их
физического
и
психического
здоровья,
развития
индивидуальных
способностей
и
необходимой
коррекции
нарушений
развития этих детей - в помощь семье действует сеть дошкольных
образовательных учреждений». (1)
Первичная
социализация
происходит
именно
в
семье,
где
и
формируется первичное мировоззрение ребенка.
Новых взаимоотношений семьи и дошкольного учреждения
требует
признание приоритета семейного воспитания. Новизна этих отношений
определяется
понятиями
«сотрудничество»
и
«взаимодействие».
Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит
привилегия указывать, контролировать, оценивать. (2) Взаимодействие
представляет собой способ организации совместной деятельности, которая
осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.
(2)
Важным
условием
взаимодействия
с
родителями
является
установление делового доверительного контакта, сотрудничества между
детским садом и семьей, в ходе которого корректируется воспитательная
позиция педагога и родителей, что особенно необходимо при подготовке
детей к школе. А именно это ставит педагогический коллектив перед
необходимостью искать в лице семьи союзника, единомышленника в
воспитании ребенка.
Педагоги
дошкольного
учреждения
выступают
инициаторами
установления
этого
сотрудничества,
так
как
они
профессионально
подготовлены к образовательной работе, а значит, понимают, что ее
успешность зависит от согласованности в воспитании детей.
И каждый из нас должен помнить, что ребенок не эстафета, которую
передает семья в руки педагогов дошкольного учреждения. Здесь важен не
принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных
институтов.
Для достижения данной цели мы поставили перед собой следующие
задачи:
1) Создание условий для участия родителей в жизни ребенка в детском
саду;
2)
Установление
партнерских,
доверительных,
уважительных
отношений между педагогами и родителями;
3)
Оказание
психолого-педагогической
поддержки
родителям
в
воспитании ребенка и повышении компетентности в вопросах развития и
воспитания, охраны и укрепления здоровья детей;
4) Непрерывное повышение компетентности педагогов в вопросах
взаимодействия с семьей воспитанников.
Переход к новым формам отношений родителей и педагогов возможен
только если ДОУ станет открытой системой. Открытость дошкольного
учреждения, включает «открытость внутрь» и «открытость наружу».
«Открытость внутрь» – это вовлечение родителей в образовательный
процесс детского сада. Родители и другие члены семьи могут значительно
разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в
образовательную работу. Это может быть эпизодическое мероприятие,
которое по силам каждой семье. Одни родители с удовольствием организуют
экскурсию, «поход» в ближайший лес, выход в музей, другие помогут в
оснащении педагогического процесса, третьи – чему-то научат детей. Таким
образом, от участия родителей в работе ДОУ выигрывают все участники
педагогического процесса. Прежде всего – дети. Педагоги, в свою очередь,
имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны
домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда
просто поучиться.
«Открытость наружу» - означает, что детский сад открыт для влияния
микросоциума,
готов
сотрудничать
с
социальными
институтами,
расположенными на его территории, вовлекать родителей к участию в
конкурсах, благотворительных и экологических акциях.
Взаимодействие педагога с родителями воспитанников является одной
из актуальных проблем. Наибольшие затруднения для воспитателя вызывает
установление доверительного контакта в общении с родителями, умение
найти верный тон разговора.
Психологи
дают
следующие
рекомендации,
как
построить
с
родителями воспитанников доверительные отношения. Особое внимание
следует обратить на следующие моменты:
Всегда
стремитесь
быть
в
хорошем
настроении
и
быть
приятными, дружелюбными в общении.
Старайтесь почувствовать эмоциональное состояние родителей.
Находите возможность каждый раз говорить родителям что-
нибудь положительное о ребенке – это лучший способ расположить
родителей к себе.
Если есть необходимость указать на ошибки родителей, делайте
это тактично;
Замечания,
жалобы
родителей,
их
сомнения,
возражения
выслушивайте внимательно и терпеливо;
Родителям необходимо давать точные, конкретные ответы,
советы должны быть обоснованными;
Давайте родителям возможность высказаться, не перебивая их.
Будьте
эмоционально
уравновешенным
при
общении
с
родителями, подавайте пример воспитанности и такта.
При
любых
трудностях
родителей
в
воспитании
ребенка
необходимо вселять в родителей веру в своего ребенка;
Не принижайте авторитет родителей, как бы ни был мал их опыт
в воспитании ребенка.
Только общее сотрудничество, сотворчество делают совместную
деятельность
воспитанников,
педагогов
и
родителей
содержательной,
интересной и радостной.
В
заключение
хотелось
бы
вспомнить
высказывание
В.
А.
Сухомлинского: «Воспитание - не сумма мероприятий и приемов, а мудрое
общение взрослого с живой душой ребенка.». Только так реально обеспечить
подрастающему поколению полноценное развитие и дорогу в успешную
жизнь.