Автор: Котяева Янина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Д/С №127
Населённый пункт: город дзержинск, Нижегородская область
Наименование материала: конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы
Тема: "Незнайка в гостях у детей"
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по развитию речи
для детей старшей группы
«Незнайка в гостях у детей»
Цель: закреплять представления детей о характерных признаках весны и весенних
явлениях.
Задачи:
Образовательные: закреплять умение составлять описательный рассказ по картине;
расширять, уточнять и активизировать словарь по теме «Весна»; закреплять умение
составлять простые предложения по картине; упражнять в делении слов на слоги.
Развивающие: развивать связную речь, формировать целостное впечатление о
изображенном на картине сюжете, диалогическую и монологическую речь
дошкольников; развивать тонкую и общую моторику, координацию речи с
движением.
Воспитывающие: формировать инициативность, самостоятельность, навыки
сотрудничества между детьми; воспитывать доброжелательное отношение, желание
помочь в трудной ситуации.
Ход занятия
1. Организационный момент
Встаём с детьми в круг .
Здравствуй правая рука, ( протягиваем вперёд)
Здравствуй левая рука , (протягиваем вперёд)
Здравствуй друг! (берёмся одной рукой с соседом)
Здравствуй друг! ( берёмся другой рукой)
Здравствуй, здравствуй
Дружный круг! (качаем руками)
Мы стоим рука в руке, вместе мы большая лента,
Можем маленькими быть, (приседаем)
Можем мы большими быть. (встаём).
Без друзей нам не прожить! (руки вверх и машем).
2. Основная часть
Стульчики стоят полукругом.
Воспитатель: -Присаживайтесь ребята на стульчики.
Стук в дверь.
Воспитатель: Ребята, к нам кто-то стучится в дверь, кто же это может быть?
в группу входит Незнайка.
Воспитатель: -Ребятки, к нам на занятие пришел гость. Кто это?
(дети узнают - Незнайка)
Незнайка: -Здравствуйте, ребята! Я к вам не просто так пришёл , загадаю вам
загадку, а то я никак ёё отгадать не могу? Умеете загадки отгадывать?
Дети: Да!
Загадка:
Приходит с добром,
Веет теплом.
Светом солнечным полна,
А зовут ее… (весна)
Незнайка: И точно! Молодцы ребята!
Воспитатель: Ребята, а теперь внимательно послушайте, о чём моя загадка?
Светает рано по утрам.
Проталины и тут, и там.
Ручей шумит, как водопад,
Скворцы к скворечнику летят,
Звенят под крышами капели,
Медведь с еловой встал постели,
Всех солнышко теплом ласкает.
Кто это время года знает (Весна)
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель: Вы догадались, о чём мы сегодня будем говорить?
Дети: о весне.
Незнайка: А я столько всего о весне знаю, вот слушайте.
(дети внимательно слушают рассказ)
Рассказ Незнайки: Наступила весна. Затрещали морозы. Прилетели грачи. Река
покрылась льдом. Дети надели теплы шубы. Побежали ручьи. Солнце скрылось в
облаках….
Воспитатель: Ой, Незнайка, остановись! Нам кажется, ты как всегда что-то напутал.
Ребята, давайте объясним Незнайке его ошибки в рассказе.
Вопросы:
Чего весной не бывает?
А когда это бывает?
Что бывает весной?
Что происходит со снегом? (С наступлением тёплых дней на снегу появляются
проталины, снег начинает таять, текут ручьи, с крыш свисают сосульки).
Какие птицы прилетают из теплых стран? (жаворонки, грачи, скворцы и т. д)
Назовите весенние месяцы? (март, апрель, май)
Назовите первый весенний цветок? (подснежник)
Незнайка: Ребята, а расскажите мне побольше о весне.
Воспитатель: А чтобы помочь Незнайке, давайте поиграем в игру.
Дидактическая игра «Какой, какая, какое?» (С мячом)
Воспитатель называет слово, дети-определения к нему:
• Солнце- (теплое, яркое, ласковое. лучистое)
• Весна- (ранняя, теплая, солнечная, долгожданная)
• Небо- (голубое, чистое, высокое, ясное)
• Облако — (легкое, белое, пушистое)
• Ветер — (весенний, прохладный. ласкающий)
• Снег -(грязный, рыхлый, тающий)
• Ручей - (веселый, звонкий, быстрый)
• Трава — (молодая, зеленая, мягкая, шелковистая)
Воспитатель предлагает детям научить Незнайку делить слова на слоги с помощью
хлопков. (небо, трава. облако, ветер, весна).
Вопросы:
- Сколько слогов в слове?
- Какой второй (первый) слог?
- Молодцы!
Физкульт - минутка
Если речка голубая
Пробудилась ото сна (поднимают руки вверх, потягиваются)
И бежит в полях, сверкая,- (бег на месте)
Значит, к нам пришла весна. (хлопают в ладоши)
Если снег в лесу растаял (приседают)
И трава в лесу видна, (медленно поднимаемся)
И поет пичужек стая,- (махают руками, как крыльями)
Значит, к нам пришла весна. (хлопают в ладоши)
Если солнце разрумянит
Наши щеки докрасна. (трогают щечки)
Нам еще приятней станет - (прыжки на месте)
Значит, к нам пришла весна. (хлопают в ладоши)
Воспитатель: -Отдохнули?
Дети: да!
Воспитатель выставляет картину «Весна», предлагает детям внимательно
рассмотреть ее и ответить на вопросы:
Вопросы:
-Какое время года здесь изображено? (На картине изображена весна)
-Как вы догадались, что это весна (Потому что на земле ещё лежит снег и только в
некоторых местах видны проталины, деревья стоят голые)
-Как можно назвать эту картину? (ответы детей)
Воспитатель просит детей составить рассказ, по картине, использовать определения,
которые дети подбирали к «весенним» словам, подумать, как начать рассказ, как
продолжить и чем закончить. Не забудьте придумать к своему рассказу название.
Воспитатель: -Незнайка, теперь ты все знаешь о весне?
Незнайка: -Да
Воспитатель. Итак, а сейчас я посмотрю кто из вас самый внимательный. Чем же мы
сегодня занимались с вами , чему Незнайку учили?(Ответы детей)