Автор: Светлана Зиновьевна Овчинникова
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: ГБПОУ "Дзержинский техникум бизнеса и технологий"
Населённый пункт: Город Дзержинск Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: Проектные технологии
Раздел: среднее профессиональное
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Дзержинский техникум бизнеса и технологий»
Тема: Технология проектного обучения
Подготовила:
мастер п/о С.З. Овчинникова
Дзержинск,2021г.
1
Содержание
1.
Исторические факты………………………………………………………………………….3
2.
Суть проектного обучения…………………………………………………………………...3
3.
Цель проектного обучения …………………………………………………………………..4
4.
Исходные теоретические позиции проектного обучения………………………………….4
5.
Системы действий преподавателя и обучающихся,………………………………………,5
6.
Виды учебных проектов………………………………………………………………….…,8
7.
Ограничения в использовании проектной технологии……………………………………8
8.
Приложение А Применение проектных технологий………………………………………9
2
Исторические факты
В 20-е и начале 30-х годов в российском образовании даже в школе широко
использовался метод проектов для реализации выдвигаемых задач – развития ученика.
Однако этот метод не давал возможности учащимся овладевать системой знаний в
области конкретных учебных курсов, поэтому был изъят из школы и вместе с этим резко
снизилось внимание к основной философской идее образования того времени –
направленность его на ребенка.
В настоящее время эта идея вновь стала определяющей в деятельности российского
образования различного уровня, что объясняет интерес педагогов-практиков к технологии
проектного обучения.
Суть проектного обучения
Чаще всего можно услышать не о проектном обучении, а о проектном методе. Этот
метод более четко оформился в США к 1919 году. В России он получил широкое
распространение после издания брошюры В.Х.Килпатрика «Метод проектов. Применение
целевой установки в педагогическом процессе» (1925 г.).
В основе этой системы лежат идеи Дьюи, Лая, Торндайка и др. американских ученых.
Главные
их
идеи
состоят
в
следующем:
с
большим
увлечением
выполняется
обучающимся только та деятельность, которая им выбрана свободно самим; деятельность
строится
не
в
русле
учебной
дисциплины;
опора
на
сиюминутные
увлечения
обучающихся; истинное обучение никогда не бывает односторонним, важны и побочные
сведения т др.
Исходный лозунг основателей системы проектного обучения – «Все из жизни, все для
жизни». Поэтому проектный метод предполагал изначально использование окружающей
жизни как лаборатории, в которой и происходит процесс познания. Карл Фрей в своей
книге «Проектный метод» (изд-во «Бельц», германия, 1997) ряд этим понятием
подразумевает путь. По которому идут обучающие и обучаемые, разрабатывая проект.
Он выделяет 17 отличительных черт проектного метода, например, такие как:
участники проекта подхватывают проектную инициативу от кого-либо из
жизни;
участники проекта договариваются друг с другом о форме обучения;
участники проекта развивают проектную инициативу и доводят ее до
сведения всех;
участники проекта организуют себя на дело;
участники проекта информируют друг друга о ходе работы;
участники проекта вступают в дискуссии и т.д.
Все это говорит о том, что автор под проектным методом имеет в виду систему
действий педагога и обучающихся по разработке проекта. Нам представляется это
несколько расширенным толкованием метода, так как многое выходит на технологию
проектного обучения. Думается, что в современных условиях можно говорить уже о
3
создании основ проектного обучения. Мы разделяем позицию Н.Г.Черниловой, которая
рассматривает
проектное
обучение
как
развивающее,
базирующееся
«на
последовательном выполнении комплексных учебных проектов с информационными
паузами для усвоения базовых теоретических знаний (Система проектного обучения как
инструмент
развития
самостоятельности
старшеклассников.
Саратов,
1997).
Это
определение относится автором к проектному обучению как типу развивающего
обучения.
Цель проектного обучения
создать
условия,
при
которых
обучающиеся:
самостоятельно
и
охотно
приобретают недостающие знания из разных источников;
учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и
практических задач;
приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора
информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез,
обобщения);
развивают системное мышление.
Исходные теоретические позиции проектного обучения
1) в центре внимания – обучающийся, содействие развитию его творческих
способностей;
2) образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике
деятельности, имеющей личностный смысл для обучающегося, что повышает его
мотивацию в обучении;
3) индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого
обучающегося на свой уровень развития;
4) комплексный подход в разработке учебных проектов способствует
сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций
обучающегося;
5)глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет
универсального их использования в разных ситуациях.
Системы действий преподавателя и обучающихся
С целью выделения систем действий преподавателя и обучающихся предварительно
важно определить этапы разработки проекта. К настоящему моменту сложились
следующие стадии разработки проекта:
разработка проектного задания,
разработка самого проекта,
оформление результатов,
общественная презентация,
4
рефлексия.
Стадии
Деятельность преподавателя
Деятельность
обучающегося
1.
Разработка
проектного
задания
1.1. Выбор темы
проекта
Преподаватель
отбирает
возможные темы и предлагает их
обучающимся.
Обучающиеся обсуждают и
принимают общее решение
по теме.
Преподаватель
предлагает
обучающимся
совместно
отобрать тему проекта.
Группа
обучающихся
совместно
с
преподавателем
отбирает
темы и предлагает группе
для обсуждения
Преподаватель
участвует
в
обсуждении тем, предложенных
обучающимися.
Обучающиеся
самостоятельно подбирают
темы и предлагают группе
для обсуждения.
1.2.
Выделение
подтем
в
теме
проекта
Преподаватель
предварительно
вычленяет подтемы и предлагает
обучающимся для выбора
Каждый
обучающийся
выбирает себе подтему или
предлагает новую.
Преподаватель
принимает
участие
в
обсуждении
с
обучающимися подтем проекта
Обучающиеся
активно
обсуждают
и
предлагают
варианты подтем. Каждый
обучающийся
выбирает
одну из них для себя (т.е.
выбирает себе роль).
1.3. Формирование
творческих групп
Преподаватель
проводит
организационную
работу
по
объединению
обучающихся,
выбравших
себе
конкретные
подтемы и виды деятельности
Обучающиеся
уже
определили свои роли и
группируются
в
соответствии
с
ними
в
малые команды
1.4.
Подготовка
материалов
к
исследовательской
работе:
формулировка
вопросов,
на
которые
нужно
ответить,
задание
для команд, отбор
литературы
Если
проект
объемный,
то
преподаватель
заранее
разрабатывает задания, вопросы
для поисковой деятельности и
литературу
Отдельные обучающиеся
принимают участие в
разработке заданий.
Вопросы для поиска ответа
вырабатываться
могут
в
командах с последующим
обсуждением группы
1.5.
Определение
Преподаватель
принимает
Обучающиеся
в
5
форм
выражения
итогов проектной
деятельности
участие в обсуждении
подгруппах,
а
затем
в
группе обсуждают формы
представления
результата
исследовательской
деятельности: видеофильм,
альбом,
натуральные
объекты,
литературная
гостиная и т.д.
2.
Разработка
проекта
Преподаватель
консультирует,
координирует
работу
обучающихся,
стимулирует их
деятельность.
Обучающиеся
осуществляют
поисковую
деятельность
3.
Оформление
результатов
Преподаватель
консультирует,
координирует
работу
обучающихся,
стимулирует их
деятельность.
Обучающиеся вначале по
подггруппам, а потом во
взаимодействии с другими
подгруппами
оформляют
результаты в соответствии
с принятыми правилами.
4. Презентация
Преподаватель
организует
экспертизу
(например,
приглашает в качестве экспертов
старших
обучающихся
или
параллельную группу, родителей
и др).
Докладывают о результатах
своей работы
5. Рефлексия
Оценивает свою деятельность по
педагогическому
руководству
деятельностью
обучающихся,
учитывает их оценки
Осуществляют
рефлексию
процесса,
себя в нем с
учетом
оценки
других.
Желательна
групповая
рефлексия
Возможные темы учебных проектов разнообразны как и их объемы.
Виды учебных проектов:
краткосрочные (2-6 часов);
среднесрочные (12-15 часов);
долгосрочные, требующие значительного времени для поиска материала, его
анализа и т.д.
По
истории
проектное
обучение
может
быть
построено
на
идее
создания
альтернативных документов и т.п.
Критериями
оценки является
достижение
и
цели
проекта,
и
достижение
надпредметных целей (что представляется более важным), которые обеспечивают
проектное обучение.
6
Результат. Если цели проекта достигнуты, то мы можем рассчитывать на получение
качественно нового результата, выраженного в развитии познавательных способностей
обучающегося и его самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.
Ограничения в использовании проектной технологии:
низкая мотивация преподавателей к использованию данной технологии;
низкая мотивация обучающихся к участию в проекте;
недостаточный уровень сформированности у обучающихся умений
исследовательской деятельности;
нечеткость определения критериев оценки отслеживания;
результатов работы над проектом
7
Приложение А
Применение проектных технологий при подготовке к студенческой конференции
8
Приложение Б
Применение проектных технологий при подготовке к профессиональным конкурсам
9
10
11