Напоминание

Проектные технологии


Автор: Светлана Зиновьевна Овчинникова
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: ГБПОУ "Дзержинский техникум бизнеса и технологий"
Населённый пункт: Город Дзержинск Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: Проектные технологии
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Дзержинский техникум бизнеса и технологий»

Тема: Технология проектного обучения

Подготовила:

мастер п/о С.З. Овчинникова

Дзержинск,2021г.

1

Содержание

1.

Исторические факты………………………………………………………………………….3

2.

Суть проектного обучения…………………………………………………………………...3

3.

Цель проектного обучения …………………………………………………………………..4

4.

Исходные теоретические позиции проектного обучения………………………………….4

5.

Системы действий преподавателя и обучающихся,………………………………………,5

6.

Виды учебных проектов………………………………………………………………….…,8

7.

Ограничения в использовании проектной технологии……………………………………8

8.

Приложение А Применение проектных технологий………………………………………9

2

Исторические факты

В 20-е и начале 30-х годов в российском образовании даже в школе широко

использовался метод проектов для реализации выдвигаемых задач – развития ученика.

Однако этот метод не давал возможности учащимся овладевать системой знаний в

области конкретных учебных курсов, поэтому был изъят из школы и вместе с этим резко

снизилось внимание к основной философской идее образования того времени –

направленность его на ребенка.

В настоящее время эта идея вновь стала определяющей в деятельности российского

образования различного уровня, что объясняет интерес педагогов-практиков к технологии

проектного обучения.

Суть проектного обучения

Чаще всего можно услышать не о проектном обучении, а о проектном методе. Этот

метод более четко оформился в США к 1919 году. В России он получил широкое

распространение после издания брошюры В.Х.Килпатрика «Метод проектов. Применение

целевой установки в педагогическом процессе» (1925 г.).

В основе этой системы лежат идеи Дьюи, Лая, Торндайка и др. американских ученых.

Главные

их

идеи

состоят

в

следующем:

с

большим

увлечением

выполняется

обучающимся только та деятельность, которая им выбрана свободно самим; деятельность

строится

не

в

русле

учебной

дисциплины;

опора

на

сиюминутные

увлечения

обучающихся; истинное обучение никогда не бывает односторонним, важны и побочные

сведения т др.

Исходный лозунг основателей системы проектного обучения – «Все из жизни, все для

жизни». Поэтому проектный метод предполагал изначально использование окружающей

жизни как лаборатории, в которой и происходит процесс познания. Карл Фрей в своей

книге «Проектный метод» (изд-во «Бельц», германия, 1997) ряд этим понятием

подразумевает путь. По которому идут обучающие и обучаемые, разрабатывая проект.

Он выделяет 17 отличительных черт проектного метода, например, такие как:

участники проекта подхватывают проектную инициативу от кого-либо из

жизни;

участники проекта договариваются друг с другом о форме обучения;

участники проекта развивают проектную инициативу и доводят ее до

сведения всех;

участники проекта организуют себя на дело;

участники проекта информируют друг друга о ходе работы;

участники проекта вступают в дискуссии и т.д.

Все это говорит о том, что автор под проектным методом имеет в виду систему

действий педагога и обучающихся по разработке проекта. Нам представляется это

несколько расширенным толкованием метода, так как многое выходит на технологию

проектного обучения. Думается, что в современных условиях можно говорить уже о

3

создании основ проектного обучения. Мы разделяем позицию Н.Г.Черниловой, которая

рассматривает

проектное

обучение

как

развивающее,

базирующееся

«на

последовательном выполнении комплексных учебных проектов с информационными

паузами для усвоения базовых теоретических знаний (Система проектного обучения как

инструмент

развития

самостоятельности

старшеклассников.

Саратов,

1997).

Это

определение относится автором к проектному обучению как типу развивающего

обучения.

Цель проектного обучения

создать

условия,

при

которых

обучающиеся:

самостоятельно

и

охотно

приобретают недостающие знания из разных источников;

учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и

практических задач;

приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора

информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез,

обобщения);

развивают системное мышление.

Исходные теоретические позиции проектного обучения

1) в центре внимания – обучающийся, содействие развитию его творческих

способностей;

2) образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике

деятельности, имеющей личностный смысл для обучающегося, что повышает его

мотивацию в обучении;

3) индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого

обучающегося на свой уровень развития;

4) комплексный подход в разработке учебных проектов способствует

сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций

обучающегося;

5)глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет

универсального их использования в разных ситуациях.

Системы действий преподавателя и обучающихся

С целью выделения систем действий преподавателя и обучающихся предварительно

важно определить этапы разработки проекта. К настоящему моменту сложились

следующие стадии разработки проекта:

разработка проектного задания,

разработка самого проекта,

оформление результатов,

общественная презентация,

4

рефлексия.

Стадии

Деятельность преподавателя

Деятельность

обучающегося

1.

Разработка

проектного

задания

1.1. Выбор темы

проекта

Преподаватель

отбирает

возможные темы и предлагает их

обучающимся.

Обучающиеся обсуждают и

принимают общее решение

по теме.

Преподаватель

предлагает

обучающимся

совместно

отобрать тему проекта.

Группа

обучающихся

совместно

с

преподавателем

отбирает

темы и предлагает группе

для обсуждения

Преподаватель

участвует

в

обсуждении тем, предложенных

обучающимися.

Обучающиеся

самостоятельно подбирают

темы и предлагают группе

для обсуждения.

1.2.

Выделение

подтем

в

теме

проекта

Преподаватель

предварительно

вычленяет подтемы и предлагает

обучающимся для выбора

Каждый

обучающийся

выбирает себе подтему или

предлагает новую.

Преподаватель

принимает

участие

в

обсуждении

с

обучающимися подтем проекта

Обучающиеся

активно

обсуждают

и

предлагают

варианты подтем. Каждый

обучающийся

выбирает

одну из них для себя (т.е.

выбирает себе роль).

1.3. Формирование

творческих групп

Преподаватель

проводит

организационную

работу

по

объединению

обучающихся,

выбравших

себе

конкретные

подтемы и виды деятельности

Обучающиеся

уже

определили свои роли и

группируются

в

соответствии

с

ними

в

малые команды

1.4.

Подготовка

материалов

к

исследовательской

работе:

формулировка

вопросов,

на

которые

нужно

ответить,

задание

для команд, отбор

литературы

Если

проект

объемный,

то

преподаватель

заранее

разрабатывает задания, вопросы

для поисковой деятельности и

литературу

Отдельные обучающиеся

принимают участие в

разработке заданий.

Вопросы для поиска ответа

вырабатываться

могут

в

командах с последующим

обсуждением группы

1.5.

Определение

Преподаватель

принимает

Обучающиеся

в

5

форм

выражения

итогов проектной

деятельности

участие в обсуждении

подгруппах,

а

затем

в

группе обсуждают формы

представления

результата

исследовательской

деятельности: видеофильм,

альбом,

натуральные

объекты,

литературная

гостиная и т.д.

2.

Разработка

проекта

Преподаватель

консультирует,

координирует

работу

обучающихся,

стимулирует их

деятельность.

Обучающиеся

осуществляют

поисковую

деятельность

3.

Оформление

результатов

Преподаватель

консультирует,

координирует

работу

обучающихся,

стимулирует их

деятельность.

Обучающиеся вначале по

подггруппам, а потом во

взаимодействии с другими

подгруппами

оформляют

результаты в соответствии

с принятыми правилами.

4. Презентация

Преподаватель

организует

экспертизу

(например,

приглашает в качестве экспертов

старших

обучающихся

или

параллельную группу, родителей

и др).

Докладывают о результатах

своей работы

5. Рефлексия

Оценивает свою деятельность по

педагогическому

руководству

деятельностью

обучающихся,

учитывает их оценки

Осуществляют

рефлексию

процесса,

себя в нем с

учетом

оценки

других.

Желательна

групповая

рефлексия

Возможные темы учебных проектов разнообразны как и их объемы.

Виды учебных проектов:

краткосрочные (2-6 часов);

среднесрочные (12-15 часов);

долгосрочные, требующие значительного времени для поиска материала, его

анализа и т.д.

По

истории

проектное

обучение

может

быть

построено

на

идее

создания

альтернативных документов и т.п.

Критериями

оценки является

достижение

и

цели

проекта,

и

достижение

надпредметных целей (что представляется более важным), которые обеспечивают

проектное обучение.

6

Результат. Если цели проекта достигнуты, то мы можем рассчитывать на получение

качественно нового результата, выраженного в развитии познавательных способностей

обучающегося и его самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.

Ограничения в использовании проектной технологии:

низкая мотивация преподавателей к использованию данной технологии;

низкая мотивация обучающихся к участию в проекте;

недостаточный уровень сформированности у обучающихся умений

исследовательской деятельности;

нечеткость определения критериев оценки отслеживания;

результатов работы над проектом

7

Приложение А

Применение проектных технологий при подготовке к студенческой конференции

8

Приложение Б

Применение проектных технологий при подготовке к профессиональным конкурсам

9

10

11



В раздел образования