Напоминание

Работа над техникой с учениками младших классов фортепиано


Автор: Захарчук Татьяна Петровна
Должность: Старший преподаватель фортепиано
Учебное заведение: Комсомольская детская музыкальная школа
Населённый пункт: г.Комсомольское, Донецкая Народная Республика
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Работа над техникой с учениками младших классов фортепиано
Раздел: дополнительное образование





Назад




Отдел культуры администрации Старобешевского района

Учреждение дополнительного образования

Комсомольская детская музыкальная школа

Фортепианный отдел

«Работа

над

техникой

с

учениками

младших

классов

фортепиано»

Старший преподаватель Захарчук Т.П.

2018г.

ПЛАН

I Вступление.

1.1 Цели, задачи, актуальность методической разработки.

II Практическая часть.

1.

Работа над гаммами:

- цель гаммовых упражнений;

- знакомство с гаммой До мажор;

- работа над аккордами, арпеджио, хроматической гаммой;

- гаммы в терцию, дециму, сексту.

2.

Т.Смирнова «Скороговорки» 50 упражнений для фортепиано –

исполнительский анализ, методические рекомендации.

3.

Этюды как способ развития виртуозного исполнительства.

III Изучение гамм, упражнений, этюдов – залог успешного освоения техники

учеников фортепианного класса.

Цели, задачи и актуальность методической разработки:

Привить ученику интерес к работе над гаммами, упражнениями и этюдами с

первых уроков, с начального этапа обучения игре на инструменте. Полезно

стимулировать также интерес к хорошему исполнению гамм и арпеджио.

Ученика нужно приучить играть упражнения и гаммы ежедневно, для

того, чтобы добиться должного результата. И работа над упражнениями

имеет большое значение, как в период начального обучения, так и на

последующих

стадиях

развития

пианиста,

включая

исполнительскую

деятельность.

Задача педагога и заключается в том, чтобы помочь ученику

организовать движение рук при игре на фортепиано в связи с задачами,

выдвинутыми тем или иным произведением.

На

начальном этапе работы с учеником необходимо уделить большое

внимание двигательной

стороне развитию целесообразных движений.

Педагог должен предвидеть, к чему может привести неподготовленность

ученика к двигательным процессам, которые понадобится в будущем, когда

он должен будет исполнять сложную фортепианную музыку и когда смогут

возникнуть серьезные трудности.

Простота и ясность исполнения, высокий художественный стиль, умение

воссоздать образы и раскрытие идеи композитора – все это в сочетании с

высоким техническим мастерством характеризует основные черты нашей

современной школы.

Достижение исполнительского мастерства, в первую очередь, связано с

общим

музыкальным

развитием

учащегося,

с

воспитанием

его

художественного

вкуса,

с

пониманием

содержания

исполняемых

произведений и задач их интерпретации.

Исполнительское искусство требует, однако, и систематической работы над

овладением необходимыми техническими навыками, такими как точность,

быстрота и разнообразие движений, которыми должен владеть пианист,

выходят за пределы двигательных навыков, приобретаемых в процессе

повседневной

жизненной

практики.

Подобно

тому,

как

человек,

не

занимавшийся с детства балетным искусством, не может выполнить

движений, доступных артисту балета, так без специальной тренировки,

особенно важной в годы учения, пианист не может овладеть и техникой игры

на фортепиано. Разучивая

только художественные произведения, и не

занимаясь технической работой, учащийся неминуемо будет отставать в

овладении технической стороной исполнения.

Подчеркивая необходимость работы над техникой в период обучения, не

следует думать, что на высокой ступени исполнительского мастерства

пианист уже не нуждается в дальнейшем усовершенствовании своей техники.

Наоборот, как показывает практика, концертирующие виртуозы уделяют

этой стороне мастерства большое внимание. Разница здесь лишь в материале

и в формах технической работы.

Современная методика преподавания игры на фортепиано включает в работу

учащихся инструктивный материал (этюды и упражнения) для овладения

различными типами фортепианной фактуры и подготовки к исполнению

трудных мест в тех или иных произведениях.

Этюды, в частности, служат подготовкой к овладению элементами фактуры,

характерными для различных стилей фортепианной литературы. На этюдах

К.Черни-Гермера учащийся, например, подготавливается к исполнению

сонатин

В.Моцарта,

М.Клементи,

Л.Бетховена;

этюды

К.Крамера,

М.Клементи, К.Черни (соч. 299, 740 и др.) служат подготовкой к более

широкому

овладению

приемами

классического

стиля;

этюды

М.Мошковского и различные этюды концертного типа являются материалом

для

овладения

виртуозными

произведениями

романтического

стиля.

Используемые

в

музыкальных

школах

и

училищах

этюды

русских

композиторов – А.Аренского, А.Лядова, А.Глазунова и др., - являющиеся

высоко художественными, а не инструктивными произведениями, в то же

время

приобщают

учащегося

к

стилевым

особенностям

русской

фортепианной музыки.

Таким образом, работа над этюдами и упражнениями рассматривается не

только как техническое упражнение в узком смысле слова (т.е. как развитие

беглости пальцев, ловкости движений рук и т.п.), но и как накопление

исполнительского мастерства.

Вопросу о том, как использовать инструктивный материал на различных

стадиях обучения, какие ставить задачи перед учащимися при работе над

этюдами и упражнениями, и посвящена моя методическая разработка, в

основу которой положен практический опыт работы с моими учениками.

Надо ли музыканту-исполнителю для развития техники прибегать к

специальным упражнениям или достаточно работать над художественными

произведениями и этюдами?

Изучение

гамм,

арпеджио,

аккордов

стало

обязательной

частью

музыкального воспитания в незапамятные времена, еще в клавирной

педагогике, при обучении игре на клавишно-струнных инструментах –

чембало, клавикордах, клавесине. Об «упражнениях в гаммах» говорится уже

в трактате конца XVI века – «Трансильванце» Дж.Дируты. Игры гамм, их

аппликатуры так или иначе касаются авторы клавирных школ XVIII века –

Тюрк, Лелейн и др. Но только к концу XVIII – началу XIX столетия, когда

фортепиано

окончательно

вытесняет

из

обихода

другие

клавишные

инструменты,

когда

формируется

собственно

фортепианный

стиль

и

развивается виртуозное исполнительство, гаммовый комплекс и в первую

очередь

гаммы

становятся,

по

выражению

К.Черни,

«основой»

фортепианного обучения, и им уделяется самое большое внимание. Была еще

одна причина, по которой гаммы и арпеджио приобрели такое большое

значение

в

воспитании

пианиста.

Во

времена

раннего

клавирного

исполнительства

музыканты

нередко

обходились

не

только

без

подкладывания первого пальца, но и вообще без него. При более скромных

размерах клавиатуры и при складе музыки, который господствовал в то

время, первому пальцу, вроде бы, и не находилось места при игре. Лишь

постепенно первый палец входит в употребление, становясь, по словам

французского пианиста А.Корто, своего рода «множителем пальцев» или же

(пользуясь выражением известного русского пианиста-педагога В.Сафонова)

«рычагом,

на

котором

вращается

вся

техника».

И

действительно,

подкладывая первый палец под третий или четвертый, или перекладывая эти

пальцы через него, то есть, переводя руку из одной позиции в другую, мы,

как бы, умножаем их количество. Гаммы, где согласно новой, получившей

всеобщее распространение, аппликатуре, первый палец употребляется в

пределах октавы два раза, оказались превосходным материалом для развития

его подвижности и гибкости.

В прошлом веке упражнениям уделялось много внимания. Считалось, что не

только ученики, но и зрелые пианисты должны значительную долю рабочего

времени посвящать игре упражнений. Представителем наиболее крайних

взглядов по этому вопросу был известный музыковед и фортепианный

методист Риман. Он предлагал уделять упражнениям

при 2-х часовой

домашней работе 40 минут, при 4-х часовой с утра по 1 часу и еще полчаса

до обеда.

Постепенно

эта

практика

занятий

начала

подвергаться

все

более

решительному

осуждению.

Выступая

против

механичности

процесса

тренировки, обычно сопутствовавшей длительной игре упражнений, ряд

музыкантов подвергли сомнению и метод работы с помощью упражнений.

Отказ от систематического изучения гамм и других важнейших формул

изложения

привел

к

необходимости

длительное

время

учить

их

в

произведениях.

В результате художественная литература, по сути, стала превращаться в

тренировочный

материал, что накладывало определенный отпечаток на

характер ее исполнения. Кроме того, и развитие техники стало протекать

менее успешно, так как работа над ней не велась достаточно систематично.

Эти тенденции, особенно характерные для западноевропейского пианизма,

получили известное распространение и в нашей стране, преимущественно в

20-е годы. К счастью, ошибочность их была довольно скоро осознана.

Отойдя от крайностей, свойственной пианистической культуре прошлого,

современная

педагогика

рассматривает

упражнение

как

важное

и

эффективное средство для технического развития ученика. Их значение в

том, что они дают возможность в наиболее сконцентрированном виде

работать над основными фактурными формулами, над самым ядром

пианистических трудностей, что способствует рационализации процесса

обучения. В педагогической практике используются различные виды

упражнений. Особенно большое внимание в настоящее время уделяется

гаммам, арпеджио, аккордам. Их систематически изучают в школе и

училище. Часто, к сожалению, приходится наблюдать, как ученики старших

классов не умеют исполнять простейшие гаммы и не знают их аппликатуры.

В таких случаях трудно говорить о каких-либо достижениях. Игра гамм –

отнюдь не механический процесс. Это, прежде всего, звуковое задание для

выработки певучего легато. Что касается арпеджио, то они приобщают

ученика к технике «больших расстояний».

Значение гамм так же в том, что они развивают ученика в музыкальном

отношении – дают более прочное знание мажорно-минорной системы,

воспитывают чувство ладо-тональности. Систематическое изучение гамм,

арпеджио и аккордов с учениками целесообразно дополнить работой над

другими видами упражнений, способствующими формированию пианизма

ученика.

Работа над гаммами должна быть регулярным процессом. Эпизодическое

ознакомление приведет к необходимости каждый технический эпизод учить

заново. Регулярная работа над гаммами способствует развитию моторики,

восприятию у учеников длиной мелодической линии, закрепит навыки

«опорного» звука и смены аппликатурных позиций, даст возможность

ученику оценить ловкость и «послушность» своих пальцев, а также даст

возможность ориентироваться в тональности. Те упражнения, которые

включены в систему той или иной гаммы, с постепенным их усложнением,

сами по себе не имеют музыкально-художественной ценности, но они

являются способом, гарантом того, что ученик, овладев ими, выработав

навык их исполнения сможет использовать их в работе над другими

произведениями, где на первый план поставлены другие задачи, такие как

выразительность

исполнения,

артикуляционная

ясность,

пульсация

(ритмическое интонирование), стилистические особенности музыки разных

исторических эпох, соответствие темпа с характером произведения и т.д.

Освоив мажорную и минорную гаммы, ученик, приступив к разучиванию

следующих гамм, найдет очень много совпадений в аппликатурных приемах,

а также в объединяющих мелодическую линию движениях руки, т.к. приемы

исполнения звукоряда, видов арпеджио и аккордов, одинаковы. При работе

над

любой

гаммой

невозможно

избежать

отрабатывания

техники

подкладывания первого пальца, т.к. при смене игровых позиций 1-3, 1-4 она

является главной. Мажорный и минорный звукоряд от разных тоник

интонационно звучит одинаково, т.е. является своего рода транспозицией

лада

и

позволит

ученику

младших

классов

легче

справиться

с

транспонированием, а также подбором различных мелодий. Исполнение

видов гаммы учеником может быть использовано как «разыгрывание» перед

выступлением, т.к. репертуар учащихся младших классов, как правило,

написан в системе «белых» тональностей до двух знаков при ключе.

Большинство учащихся играют гаммы мало и неохотно, воспринимая работу

над ними как разучивание «сухих» формул. Поэтому педагог должен

заинтересовать ребенка этапами работы над гаммой, расширить на практике

его теоретические знания по сольфеджио, разнообразить методику этой

кропотливой работы, использовать динамические оттенки, как средство

выразительности и объединения движения в гамме, научить использовать

различные

ритмические

схемы,

умело

ориентироваться

в

масштабах

клавиатуры фортепиано, применять различные штрихи при разучивании

видов гамм, помочь ученику «подобрать» нужные ассоциативные понятия,

образы. Основными целями педагога будут являться умение применять

учеником закрепленные навыки в работе над другими пьесами, а также

исполнение гамм выразительным, певучим звуком в необходимом темпе.

За годы моей педагогической практики, выработался собственный подход к

проблеме изучения гамм на начальном этапе обучения. Как известно,

большинство учеников с нежеланием и без особого интереса играют

упражнения и гаммы и, чтобы преодолеть негативное отношение к этим

занятиям, я стараюсь с первых уроков привить любовь к изучению гамм.

Бытует мнение, что дети лучше воспринимают новый материал, если он

преподносится в игровой форме. Поэтому, как только ученик освоил

постановку руки на третьем пальце, я предлагаю ему сыграть первую пьесу

«Веселая гамма», которая одновременно является и первым техническим

упражнением (это происходит на первых уроках обучения, параллельно с

изучением нотной грамоты). «Веселую гамму» ученик исполняет в ансамбле

с преподавателем. Сам процесс игры оживляет ученика и дает возможность

преподавателю продолжать работу над постановкой руки, свободой корпуса

и аппарата, не обременяя ребенка техническими проблемами и сложностями.

В этом совместном музицировании происходит организация игрового

аппарата.

По мере освоения новых позиций руки, усложняются и упражнения.

При постановке руки на второй и четвертый палец, мы начинаем учить гамму

следующими вариантами:

Итак, ребенок получает задание на дом – играть «Веселую гамму» тремя

вышеуказанными способами. Эта работа ведется в течение первого месяца

обучения. Следующий этап – подготовка к приему легато. Нецелесообразно

переходить на этот штрих, если ребенок еще не научился правильно

опираться на каждый палец.

Первая нота – это глубокое погружение всем весом руки до дна клавиши,

второй звук – на снятие. Для разъяснения этого приема игры я прибегаю к

ассоциативному мышлению ученика и объясняю, что локтевая часть –

«подъемный кран», а запястье – «груз». Это помогает ученику свободно и

рационально распределить вес своей руки. Тут же необходимо обратить

внимание на различный характер и окраску исполнения «Веселой гаммы»

штрихом нон легато и легато. Если в первом случае гамма играется в

оживленном характере с активным взятием звука, то во втором – ее

эмоциональная

окраска

меняется,

она

становится

текучей,

плавной,

полнозвучной.

Введение

штриха

легато

требует

объяснения.

Штрих

предполагает плавный переход от одного звука к другому. Естественности и

певучести звучания можно добиться только при постоянном слуховом

контроле. Когда первоклассник овладел приемом игры короткого легато по

две, три ноты и научился ставить руку на первый и пятый палец, я предлагаю

следующие упражнения для подкладывания первого пальца, вначале играть

отдельно каждой рукой.

Тут же ученику нужно показать «объединяющие» движения, передающие

большую гибкость и пластичность.

В первые месяцы проделана определенная работа в «Веселой гамме». И

теперь, когда ученик овладел приемом игры легато и нон легато, у него

благополучно организован игровой аппарат, можно переходить к изучению

гаммы До мажор.

Своим ученикам я предлагаю, на мой взгляд, наиболее удобный способ

усвоения аппликатуры. Начинаем учить гамму в противоположном движении

от одной ноты с симметричной аппликатурой (называем это – «зеркальное

отражение»). Затем усложняем задачу : движение не от одной клавиши, а

через одну октаву. Таким образом, к концу первого полугодия ученик, усвоив

аппликатуру, достаточно свободно играет гамму: в прямом движении

отдельно каждой рукой, в противоположном – двумя руками.

Приступать к подготовительным упражнениям можно сразу же после

элементарного усвоения учащимися навыка игры на легато, т.к. кроме

аккордов гамма на завершающем этапе выучивания играется именно этим

штрихом. Фортепианная клавиатура имеет два мануала – белые и черные

клавиши, в соответствии со строением звукорядов в тональности требует от

руки ребенка достаточной ловкости при смене позиций в руке. Поэтому при

игре подготовительных упражнений следует использовать попевки, короткие

мелодии,

построенные

на

нижнем

и

верхнем

тетрахорде

«белых»

тональностей, а также этюды без подкладывания первого пальца. Примерами

таких этюдов являются: А.Лемуан «50 характерных и программных этюдов»

соч. 37; А.Гедике «40 мелодических этюдов для начинающих» соч.32;

А.Шитте «25 маленьких этюдов» соч.108; К.Черни «Этюды» соч.821, а также

избранные этюды под редакцией Гермера I часть; Е.Гнесина «Фортепианная

азбука».

Полезно

также

играть

звукоряды,

применяя

только

2,3,4-х

пальцевые позиции при игре звукорядов по белым клавишам, необязательно

заканчивая на тонике. Необходимо добиваться от учащегося глубокого,

певучего звука, ровности исполнения. 5-й палец удобнее отрабатывать в

этюдах, т.к. в «белых» гаммах, за исключением Фа-мажора, он играет роль

«замка», заканчивая восходящее движение в правой руке и начиная

восходящее движение в левой руке. Особое внимание необходимо уделить

первым пальцам обеих рук, при подкладывании их под 2,3,4 пальцы. Этот

прием стал использоваться только во времена И.С. Баха, и является

неестественным для руки. исходя из анатомического строения руки, и в

повседневной деятельности не закрепляется вы виде навыка, не являясь

«хватательным». Можно начать с игры последовательностей с беззвучным

перекладыванием 1,2; 1,3; 1,4 пальцев, а также делая подкладывание только

под 2,3 и 4 пальцы. Впоследствии этот прием можно объединить, играя

двумя руками, сохраняя ровность и синхронность движения пальцев. Следует

отметить, что отработка подкладывания пальцев

и других технических

элементов не должна превышать 3 раза подряд, т.к. является для учащихся

младших классов достаточно утомительным и неэффективным. Параллельно

с этим, вводятся подготовительные упражнения хроматической гаммы.

Гамма логически дробится на позиции (по аппликатурному принципу).

Самое сложное в хроматической гамме, как известно, - промежуток без

черной клавиши, так называемая «связка». Именно ее необходимо выучить в

первую очередь, сначала отдельно каждой рукой, затем двумя.

Когда позиции освоены – хроматическую гамму следует исполнять

полностью.

Хроматическую гамму можно осваивать вместе с подготовительными

упражнениями. Сочетание 1,3 пальцев на черных клавишах и 1,2 на белых

является достаточно удобным и понятным для ребенка, т.к. ассоциируется с

движением «змейки», «ручейка», «ветерка» и т.д. необходимо на сочетании

белых клавиш привлечь внимание ученика к зеркальной аппликатуре и

проучить

этот

элемент.

Движение

хроматической

гаммы

будет

формироваться собранной рукой без «проваливания» пальцев. Пульс можно

выбрать по 8, т.к. пульсирующая доля будет всегда приходиться на тонику.

Начинается работа над аккордами.

Для начала – объясняю три основные ступени лада, из которых состоит

аккорд. После чего ставим руку на крайние звуки аккорда первым и пятым

пальцем, нужно чтобы ребенок почувствовал опору и свободу в игровом

аппарате, а также научился делать свободное «падение» от плеча до

кончиков пальцев, что очень важно для устойчивости пятого и правильного

положения первого пальца.

Так, незаметно для себя, ребенок уже может одновременно «взять» три звука.

Благодаря предыдущему упражнению, ученик, естественно, осваивает и

свободное снятие аккорда.

Итак, к концу первого года обучения ученик исполняет гамму в прямом и

противоположном движении на четыре октавы (в умеренном темпе),

хроматическую гамму (для слабых и средних учеников – отдельно каждой

рукой), аккорды отдельно. Это могут быть гаммы До мажор, Соль мажор, Ре

мажор.

На втором году обучения нужно пройти как можно больше мажорных и

параллельных минорных гамм от белых клавиш. На этом этапе следует

разъяснить ученику, что гамма – это упражнение для развития технических

способностей. Ее исполнение требует максимально быстрого темпа, в

котором,

однако,

сохраняется

четкая

артикуляция

и

качество

звукоизвлечения. Поэтому ребенку предлагается играть выученную гамму

подвижно и качественно. Также следует вводить в практику занятий

дополнительные

задания,

связанные

с

эмоциональным

восприятием

учеником различных элементов музыки: ладогармонических комплексов,

регистров, динамики, штрихов и др. Я рекомендую на этом этапе обучения

исполнять гаммы с разнообразной эмоциональной окраской: вместо заданий

играть громко, крепко, плотно, отрывисто, связно, что обычно приходится

наблюдать при работе над гаммами, эффективней давать игровые задания

типа: сыграй гамму, будто слон шагает; сыграй, как дети маршируют; играй

весело, грустно, как бы издали, торжественно, как дождик стучит, как снег

пушистый падает и т.п. При небольшой корректировке педагога (подсказка

деталей, штрихов, отдельных приемов) можно добиться хороших результатов

в освоении гамм, и в развитии творческого воображения ученика. Здесь же

уместны задания: сыграть гамму так, как будто она приближается или

удаляется, уходит; либо правя рука ведет левую и наоборот, что тренирует

при игре гамм в октаву навыки мышления каждой мелодической линии.

Отличной

иллюстрацией

является

замечательный

совет

профессора

Н.Перельмана: «Заставьте себя исполнить До мажорную гамму безо всяких

педагогических ухищрений – ровным звуком: 1) волевым; 2) расслабленным,

3) властным, 4) покорным, 5) скорбящим, 6) ликующим. 7) трепетным, 8)

резким, 9) шепчущим, 10) вопящим. Но только не певучим, этим мы

занимаемся вдоволь».

Цель этих упражнений – добиться плавного непрерывного исполнения гамм

и гаммообразных пассажей без толчков, ровно по звучанию и временным

соотношениям. Такое исполнение зависит от двух моментов: спокойного

подкладывания первого пальца при смене позиций кисти и ровного текущего

легато внутри позиции. Основная причина толчков, неровности игры гамм –

малая подвижность и напряженность первого пальца. Поэтому, чтобы

обеспечить ровное и беглое исполнение, необходимо развивать его ловкость

и легкость, и подкладывать его незаметно, готовя заранее, не направления

кисти. При смене позиции кисть переносится через первый палец и свободно

располагается на клавишах следующей позиции.

Легато при исполнении гамм ощущается как бы внутри ладони. Кисть

ведется плавно и спокойно на одном уровне в медленном темпе, она слегка

поворачивается, чтобы подготовить подкладывание первого пальца. Ровность

и полнота звучания достигаются при постоянном ощущении опоры.

Пианистическая чистота и ровность обеспечиваются не только точным

взятием звука, но и точным по времени снятием пальцев с клавиш. С целью

выравнивания промежутков между звуками полезно

учить

гаммы

в

медленном темпе половинными нотами, считая вслух на две четверти.

Можно также быстро и четко проговаривать названия нот – такой «приказ»

заставляет пальцы работать подвижнее и четче.

Помимо этого,

я рекомендую упражнения в исполнении различных

последовательностей легато в приделах позиции руки. Начинать следует,

естественно, с наиболее простых – связывания двух-трех соседних звуков с

тем, чтобы постепенно дойти до исполнения пяти звуков. Играть их полезно

в разных октавах, правой рукой последовательно в первой, второй, третьей и

снова во второй и первой октавах; левой рукой – соответственно – в малой,

большой, контроктаве, большой и малой.

Перемещение в различные октавы способствует лучшей координации

движений пальцев и руки, развивает необходимую свободу игры и

ориентировку на клавиатуре, освежает внимание и знакомит со звучанием

различных регистров. Пятипальцевые упражнения следует использовать не

только в первые месяцы обучения, но и на протяжении всего пребывания

ученика в младших и средних классах. При этом необходимо, разумеется, все

время варьировать упражнения, добиваться в них большей ровности,

четкости, увеличения темпа, то есть лучшего качества их исполнения.

Техника пианиста, многие ее виды настолько сложны, что без специальной

многолетней работы овладеть ею невозможно. Эта работа начинается с

момента первого знакомства с клавиатурой и продолжается у пианистов всю

жизнь. Не случайно учиться игре на рояле издавна принято с раннего

детства, что, в первую очередь, связано с трудностями приобретения

техники.

Основными методами работы над гаммами в младших классах являются:

- подготовительные упражнения к гамме;

- непосредственное освоение видами гамм;

- заключительный этап, т.е. исполнение гаммы «боком», выбор удобной

последовательности, в которой она будет исполняться, играя в необходимом

темпе, исходя из уровня подготовки учащегося.

Во втором классе продолжаем совершенствовать технику подкладывания

первого пальца, усложняя упражнения. Рекомендуется доводить их до

максимально-возможного быстрого темпа.

Для развития технических навыков следует начать работу над

арпеджио (желательно в первом полугодии). Возвращаясь к гамме До мажор,

а именно к уже выученным аккордам, ученику предлагается сыграть звуки

трезвучий не одновременно, а последовательно. Сразу же необходимо

объяснить аппликатурный принцип. Как известно, при исполнении коротких

арпеджио,

основополагающим

является

кистевое

боковое

движение.

Добиться нужного результат помогут следующие упражнения, которые

одновременно укрепляют слабый 5-й палец и сохраняют устойчивость.

Когда ученик сталкивается с техникой арпеджио, камнем преткновения

становится аппликатура. Чтобы преодолеть эту сложность, рекомендуются

следующие упражнения:

По мере выучивания коротких арпеджио, вводятся длинные. И здесь

возникает новая сложность – перенесение всей ладони через первый палец и

ее широкое расположение на следующей позиции. Главное – первый палец

подготавливать вовремя и незаметно, а кисть передвигать на одном уровне,

не поднимая ее перед подкладыванием.

К концу второго класса ученик знает несколько мажорных гамм на четыре

октавы в прямом и противоположном движении, минорные в прямом

движении (три вида).

Хроматическая гамма, аккорды двумя руками, короткие и длинные арпеджио

также двумя руками. Следует заострить внимание на том, что скорость

движения должна определяться исходя из индивидуальных способностей

ученика.

В третьем классе вводятся гаммы с большим количеством знаков (диезные) и

происходит знакомство с бемольными гаммами (Фа мажор, ре минор).

Особое внимание уделяется закреплению навыков игры коротких и длинных

арпеджио. Следует добиваться ловкости движений пальцев, умения быстро

сгруппировать ладонь для следующей позиции:

Продолжается работа над подкладыванием первого пальца в широких

позициях длинных арпеджио. Усложнить задачу увеличением темпа.

К концу первого полугодия начинается работа над ломаными арпеджио. Это

достаточно сложный вид, который требует от ученика концентрации,

внимания, сообразительности и уже определенного, свободного владения

пианистическим аппаратом. А для

перехода к ним, я рекомендую ряд

подготовительных, поэтапных упражнений, которые достаточно просто и

доступно помогают ученику освоить ломаное арпеджио.

Ученик сталкивается с необходимостью «приловчиться к умелому

извлечению звуков арпеджио. Правильно распределить вес руки, ощутить

свободу и подвижность запястья и кисти (т.е. выполнить так называемую

«болтушку») поможет упражнение.

Собранная позиция с остановкой на пятом пальце и освобождение руки – это

облегченный вариант ломаных арпеджио.

Опираясь на опыт многолетней работы, внимательно изучив умственные

возможности учеников возраста 9-10 лет, я пришла к выводу, что

целесообразно и полезно вводить знакомство с гаммами в терцию, дециму и

сексту именно в этот период (середина третьего года обучения). До мажор

каждой рукой отдельно от ноты «ми» с тем пальцем, на который приходится

эта нота в гамме ( то есть третий). Это же задание ученик получает в качестве

домашней работы. Подобное упражнение позволяет ученику свободно

ориентироваться в тональности, хорошо воспринимать на слух звуко-

высотность. На следующем уроке гамма До мажор исполняется в ансамбле с

преподавателем (желательно на двух инструментах). Ученик играет гамму

левой рукой от «до», преподаватель от «ми» - возникает терция, децима,

меняя звуки, и секста. Но ученик об этом еще не знает, а просто

воспринимает на слух и ему это нравится – оказывается гамму можно играть

с такой разной, необычной окраской. И только на следующем уроке ученику

предлагается сыграть гамму самому. Так несложно, в интересной форме,

доступно начинается изучение этих видов гамм. В дальнейшем, расширяя

круг тональностей.

Может возникнуть вопрос: «Для чего так рано усложнять изучаемый

материал?». Ответ прост. Как известно, в раннем возрасте дети лучше и без

проблем воспринимают все новое.

К

тому

же,

ребенок

с

удовольствием

демонстрирует

свои

уже

профессиональные умения и навыки. Он лучше ощущает клавиатуру,

свободно ориентируется и более уверенно и комфортно чувствует себя.

Начиная изучение этих видов в третьем классе, детям, в дальнейшем, не

составит труда играть их во всех тональностях мажора и минора в прямом и

противоположном движении. И к седьмому классу ученик безболезненно

«выходит» на стереотип исполнения всех видов гамм, арпеджио, аккордов.

При исполнении гамм следует приучать учащегося к внимательному

контролю за качеством звучания, к тому, чтобы он чутко вслушивался в

каждый звук. Такого рода задача тесно связана с вопросом о темпе игры

гамм. В зависимости от звукового задания педагог должен подсказать

ученику и те темпы, в которых он должен играть. Правильное установление

пределов быстроты исполнения гаммы для данного ученика является важной

задачей педагога. Мы это особенно подчеркиваем, так как в педагогической

практике часто можно наблюдать, что педагог, не уделяя этому вопросу

должного

внимания,

способствует

привычке

ученика

играть

гаммы

чрезмерно быстро, механически, не слушая того, что у него фактически

получается.

Для того, чтобы избежать небрежной игры «как попало» ради быстроты,

следует, как уже было указано, давать ученику определенные задания,

направляющие его внимание на звуковую сторону исполнения гамм. В

качестве

тренировочных

упражнений

полезно

использовать

советы

Лешетицкого, Сафонова и многих советских педагогов, рекомендующих

играть гаммы с различной нюансировкой, добиваясь от ученика ровного,

постепенного крещендо и диминуэндо в пределе пианиссимо и форте (не

допуская, однако, чрезмерной силы удара, вызывающей напряжение руки),

или играть гамму одной рукой пианиссимо, а другой форте. Большую пользу

дает и исполнение гамм триолями, квартолями, квинтолями и т.п., слегка

выделяя первый звук каждой группы нот (а затем перенося ударение на

второй, третий и следующие звуки).

Г.Нейгауз утверждает, что гаммы нужно играть таким же

красивым звуком, как и ноктюрны Шопена.

Уже на первом году обучения нужно начинать играть трехзвучные

аккорды с обращениями. В четвертом, пятом классах необходимо начинать

септаккорды. Игра широких аккордов стимулирует развитие руки. Игра

аккордов укрепляет кисть и подготавливает её свод, необходимый для

октавной техники.

Игра

аккордов

развивает

также

умение

пользоваться

крупным

движением рук. На ранних этапах обучения нужно обращать внимание на

равность и одновременность воспроизведения всех звуков аккорда. Основной

прием звукоизвлечения аккорда – это тот же прием non legato, т.е. свободное

погружение руки в клавиатуру.

Игра

арпеджио

в

начальный

период

обучения

представляет

значительные трудности, то как это связано с обучением ученика сложным

объединяющим движениям. При игре арпеджио все рука совершает

вращательное движение. Это движение обычно начинается от плеча

свободной рукой, но при этом пальцы всегда должны быть активны.

Трудность арпеджио заключается в умении усвоить это движение, так как

одним лишь подкладыванием первого пальца не удаётся достигнуть

соединения звуков, и ученик старается помочь себе движением кисти,

переносом руки.

Значительная роль в развитии фортепианной техники принадлежит

первому пальцу. Подвижность первого пальца, ловкость и гибкость его

крайне необходимы в пианистической практике. Особое внимание следует

уделить подвижности этого пальца и его плавным движениям при игре

арпеджио, где подкладывание еще труднее, чем в гаммах. Здесь этому

плавному подкладыванию способствует небольшое отведение руки. За

развитием первого пальца педагог должен всегда внимательно наблюдать,

следя за тем, чтобы палец при игре находился в рабочем состоянии, т.е. был

слегка закруглен и опускался на клавиатуру близко к краю, но не свешивался

с неё.

К работе над октавами нужно приступать как только размер руки

ученика сделает это возможным. Но и до этого следует подготавливать

ученика

к

октавам

на

произведениях,

в

которых

можно

развивать

соответствующие движения (П.Чайковский «Игра в лошадки»,С. Майкапар

«Стаккато-прелюдия»). Очень часто встречаются ломаные октавы в этюдах

тоже подготавливающие октавное движение (К.Черни Этюд №13 соч. 299).

Октавы лучше всего осваивать на гаммах. Игра гамм октавами очень

стимулирует усвоение октавного приема и хорошо её развивает. До тех пор,

пока гаммы октавами только еще осваиваются, их нужно играть одной

аппликатурой – первым и пятым пальцами. Когда образуется прочный

октавный «мат», можно применять на черных клавишах четвертый палец,

следя за тем , чтобы замена пальца не приводила к изменению приёма игры,

чтобы рука не напрягалась.

Изучение

гамм

это

важный

этап

в

развитии

технических

способностей ученика, и основная цель развития техники – обеспечить

условия, при которых пианистический аппарат будет способен лучше

выполнять необходимую музыкальную задачу, то есть полнее и ярче

раскрыть авторский замысел. Развитие ученика, связанное с расширением

представлений,

углублением

ощущений,

активным

стремлением

ярче

выразить

характер

и

содержание

музыки,

предполагает

развитие

пианистического

аппарата

таким

образом,

чтобы

выполнять

все

художественные задачи, чтобы подчиняться всем проявлениям музыкальной

воли. Из этого следует задача педагога – помочь учащемуся найти контакт с

фортепианной клавиатурой, - развить технику ребенка, сохранив при этом

природную

свободу

пианистического

аппарата.

В

основе

метода,

способствующего решению этой задачи, лежат следующие цели:

-

формирование

умения

дифференцированного

владения

игровым

аппаратом;

- обучение основным формам пианистических движений, связанных с

развитием цепкости, беглости и чуткости пальцев, округлости кистевого

свода, подвижности запястья, первого пальца;

- воспитание навыка весовой игры.

Фортепианная литература содержит различные технические трудности,

которые

могут

быть

преодолены

при

систематической

работе

над

разнообразным техническим материалом.

Безусловно, значительное место в нем занимают упражнения. Работа над

упражнениями имеет большое значение, как в период начального обучения,

так и на последующих стадиях развития пианиста, включая исполнительскую

деятельность. И я хочу поделиться тем наработанным материалом, который,

как говорится, прижился в моей работе, получается и дает определенный

результат. Работая с детьми, обладающими различными музыкальными и

двигательными

возможностями,

я

пришла

к

выводу,

что

развитием

технических навыков можно и нужно заниматься с первых занятий ребенка

на инструменте. И наша задача – заложить крепкий и прочный технический

фундамент нашим ученикам.

Начинающему пианисту упражнения помогают развивать технику, и в то же

время помогают сохранять и совершенствовать достигнутые результаты. С

помощью хорошо подобранных упражнений пианист быстро «входит в

игровое состояние». Одной из функций упражнений является развитие

выносливости, физическая тренировка пианиста. Работая над упражнениями,

нужно помнить, что техническое и музыкальное развитие неразрывно

связаны между собой и должны протекать одновременно.

Техника пианиста не может развиваться без участия интеллекта. Работа, в

которой не участвует сознание, остается безрезультатной.

При игре

упражнений необходим постоянный слуховой контроль: играть их нужно

сосредоточенно, все время следя за качеством звука. Ученик должен быть

приучен играть упражнения, как и гаммы, каждый день. Если играть их не

систематически, естественно, они не будут давать должного результата.

С очень способными и талантливыми учениками я начинаю работать над

упражнениями с 6-7 лет, а с менее способными с 7-8 лет. Это 50 упражнений

для беглости пальцев «Скороговорки для фортепиано» Татьяны Симоновой.

Издательство – «Композитор» Санкт-Петербург 2003 год. Цикл посвящается

маленьким

ученикам.

Упражнения

построены

как

завершенные

художественные миниатюры, типа этюда, часто квадратной структуры. В

сборнике не соблюдается последовательность в нарастании трудностей.

Педагог в каждом определенном случае может находить упражнение,

наиболее

соответствующее

какой-то

конкретно

поставленной

перед

учеником задаче, в зависимости от возраста и индивидуальности ребенка. В

своих сочинениях автор старается, чтобы каждое упражнение было доступно

восприятию

ребенка,

отличалось

ярким

выражением

определенного

настроения. И работая над данными упражнениями, начинается работа над

осмысленным прикосновением – над художественной техникой.

Процесс работы над упражнением начинается с медленного проигрывания,

при котором налаживаются двигательная сторона и слуховой контроль. Через

некоторое время накапливается опыт, умение, связанные с автоматизацией

различных движений.

Упражнение № 1. Основная сложность этого упражнения – пятидольный

размер, точно выдержав который хорошо воспитывается ритмическое

чувство ощущения сильной доли, качественной артикуляции, синхронного

исполнения.

Упражнение № 2 воспитывает ощущение клавиатуры и скорость реакции.

Упражнение № 3. Одинаковая сила прикосновения в 16-х каждого пальца,

качество артикуляции, метроритмическая пульсация.

Упражнение № 4. Подготовка к хроматической гамме на небольшом пассаже

с мелодическим закруглением, хорошо воспитывается быстрый темп и

интонирование.

Упражнение № 5. Подготовка к скрытой полифонии, отработка разной силы

прикосновения пальцев в одной позиции, работа над пальцевой атакой,

укрепление свода руки, правильная постановка 1-го и 5-го пальца.

Упражнение № 6. Работа с репетициями, первое знакомство. Смена пальцев

на одном движении кисти.

Упражнение № 7 и № 10. Терции. Рекомендую играть двумя вариантами:

1)

Нон легато – для укрепления свода кисти, ощущение глубокого,

синхронного погружения в клавиши, работа над весом руки.

2)

Легато – отрабатывается стройное звучание терции, плавный, певучий

переход из звука в звук.

Упражнение № 8. Ломаные октавы на нон легато с хорошей растяжкой на

объединяющем движении, ощущение диапазона клавиатуры.

Упражнение № 9. Скорость, точный ритм при сочетании четвертных и

шестнадцатых, ловкость при смене рук, слуховой контроль над динамикой и

ровностью.

Упражнение № 11. Первое знакомство с триолями. Независимость каждого

пальца,

четкая

артикуляция,

ритмическая

и

метрическая

пульсация.

Подготовка к короткому арпеджио.

Упражнение № 12. Работа над охватом клавиатуры, ощущением диапазона,

исполнение параллелей.

№ 13и № 48. Сложное сочетание интервалов в пяти пальцовке. Особая

сложность в быстром темпе на выработке независимости каждого пальца и

пальцевой памяти.

Упражнение

14.

Стройное

исполнение

параллельного

движения,

координация, укрепление 3,4 пальца.

Упражнение № 15 и № 25. Репетиции в обеих руках на стаккато, отработка

стройного, одинакового звучания и по длине и по звуку на фоне

выдержанной длинной ноты (органный пункт).

Упражнение № 16. Упражнение на пятипальцовку с укреплением 5-го

пальца.

Упражнение № 17. Работа над качеством легато в терциях и объединяющем

движении.

Упражнение № 18. Знакомство с приемом мортеллато на 3-м пальце,

скорость реакции, координация движений, точное попадание в клавишу.

Упражнение № 19. Подготовка к качественному исполнению украшений,

особая сложность – все по черным клавишам.

Упражнение № 20. Хроматизм. Поочередное перемещение рук по всей

клавиатуре,

на

быстроту

реакции,

объединение

коротких

последовательностей в длинное построение.

Упражнение № 21. Сложность – это изменение аппликатуры и акцентировки

в гамме До мажор, которая звучит одноголосно, поочередно в каждой руке.

Упражнение № 22. Ломаные октавы в быстром темпе на стаккато, на

выдержку, выносливость левой руки.

Упражнение № 23. Подкладывание 1-го пальца. Отработка его гибкости и

подвижности, ловкости движения кисти.

Упражнение № 24. Данное упражнение помогает приучить ученика играть

внутри черных клавиш, стройно и качественно исполнять аккорд из четырех

звуков.

Упражнение № 26. Синхронность и стройность звучания в противоположном

движении рук, пятипальцовке.

Упражнение № 27. Разновидность пятипальцовки при быстрой смене рук, в

разных направлениях на клавиатуре, воспитывает реакцию и скорость.

Упражнение № 28. Круговое движение кисти в одной позиции, в

противоположном движении.

Упражнение № 29. Усложненный вариант упражнения № 9.

Упражнение № 30. Триоли. Параллельные движения триолей, качество

артикуляции, постоянный слуховой контроль.

Упражнение № 31. На укрепление пальцев в интервалах в одной позиции в

обеих руках одновременно в унисон.

Упражнение № 32. Усложненный вариант № 17 терцовое легато с

перемещением рук по всей клавиатуре.

Упражнение № 33. Еще один вариант пятипальцовки. Арпеджио с

заполнением, с использованием всего диапазона клавиатуры.

Упражнение № 34. «Зеркальное отражение» гармонических терций в

синхронном движении.

Упражнение

35.

На

укрепление

1-го

и

5-го

пальцев

и

их

самостоятельности при одновременном взятии интервала.

Упражнение № 36. Упражнение на растяжку руки для детей старшего

возраста.

Упражнение № 37. Параллельные арпеджированные последовательности, для

улучшения растяжки между всеми пальцами.

Упражнение

№38.

На

отработку

форшлагов

в

быстром

темпе,

скачкообразном движении.

Упражнение №39 и № 41. «зеркальная» аппликатура, интонирование разных

мотивов.

Упражнение №40. Октавы. Подготовка к октавному этюду. Добиваться

свободы в запястье и крепкого точного кончика пальца.

Упражнение №42. Подготовка к трелям на разных пальцах с ритмической

пульсацией репетиций в другой руке.

Упражнение №43. «Зеркальная» аппликатура. Каждая интонация постепенно

раскрывает кисть руки. От секунды до октавы, где акцентируются все пальцы

кроме первого, при постепенном расширении расстояния между руками.

Упражнение №44. Скорость реакции при игре разными штрихами.

Упражнение №45 и № 26. Знакомство с «Шопеновской аппликатурой».

Длинные пальцы на черных клавишах. Преодоление боязни большого

количества знаков у ключа.

Упражнение №47. Октавы в противоположном движении с остановкой на

тонике с максимальным разведением рук в разные стороны и возвращением к

одной общей ноте..

Упражнение №49. Сочетание терций и трезвучий, их репетиций в быстром

темпе, в разном ритмическом рисунке.

Упражнение №50. Ловкий и быстрый перенос кисти через первый палец,

только на черных клавишах.

Данный цикл упражнений я использую регулярно со всеми учениками на

протяжении 15 лет. Опираясь на свой многолетний опыт, я пришла к выводу,

что использовать данные упражнения можно в нескольких вариантах:

I вариант.

У каждого конкретного ученика определить техническую

проблему (недостатки), которую нужно решать. Из всего комплекса

упражнений

отобрать

более

подходящие

и

заниматься

над

ними,

совершенствуя качество. Это касается тех учащихся, которые не могут

охватить большой объем материала сразу.

II вариант

я рекомендую для детей с очень слабыми, неустойчивыми,

гибкими пальцами в возрасте 8-10 лет. Для таких детей в этих упражнениях

нет текстовых сложностей, и потому все внимание и работа направлены на

укрепление свода кисти, пальцев. В этом случае не важен быстрый темп, а

главное здесь – глубокое погружение в клавиши, ощущение веса руки и

активный, устойчивый кончик пальца.

III вариант. Для учащихся более способных и перспективных в развитии

техники. Разучивать все упражнения подряд, добиваться максимально

возможной скорости, наилучшего качества, динамического разнообразия,

интонационной насыщенности оформления музыкальной мысли, доводя

исполнение до автоматизма, чтобы весь цикл упражнений исполнялся как

одно произведение. В моей практике было несколько учащихся (Быка Настя,

Коврига Валерия, Волкова Дарина, Черторыгина Полина) которые исполняли

весь цикл данных упражнений в возрасте 7-8 лет, как материал для

разыгрывания (подготовки аппарата). Общее время звучания – 20-25 минут.

Помимо систематических упражнений для развития технического мастерства

и

работы

над

отдельными

упражнениями

в

связи

с

изучаемым

произведением,

в

фортепианно-педагогической

практике

занимает

значительное место и специальная работа над этюдами.

К этюду как специфическому жанру фортепианной литературы относятся

весьма различные по типу и содержанию произведения.

Этюды хорошо подготавливают ученика к овладению различными

видами техники. Мы располагаем огромным количеством фортепианных

этюдов, начиная с простейших образцов для начального обучения и

заканчивая труднейшими сочинениями, доступными лишь мастерам.

Наиболее распространенными этюдами, которыми у нас чаще всего

пользуются в 1-4 классах являются сборники К.Черни-Гермера, А.Лемуана

(соч.37), А.Лешгорна (соч.65) и А.Бертини (соч.100). в старших классах

играют уже более трудные этюды К.Черни (соч.299), А.Лешгорна (соч.66) и

далее К.Черни (оп.740), И.Крамера, М.Клементи, М.Мошковского.

В этих этюдах в основном преобладает гаммообразная техника, они

отличаются ясностью построения.

Благодаря этюдам учащийся закрепляет навыки и приемы гаммообразных,

аккордовых и октавных комбинаций. Это воспитывает также (что очень

важно) и пианистическую выносливость.

Признавая

необходимость

изучения

западноевропейской

этюдной

литературы, необходимо наряду с этим всячески внедрять в учебную

практику этюды русских и советских композиторов. Для этюдов русских и

советских композиторов менее характерна гаммообразная техника, но их

фактура более близка художественным произведениям русской классической

и советской музыки. В каждом классе учащийся должен пройти значительное

количество

этюдов,

самых

разнообразных

по

своим

техническим

и

художественным задачам. К концу обучения в музыкальной школе учащийся

должен обладать разнообразными исполнительскими навыками и хорошей

технической

подготовкой.

Поэтому

в

интересах

получения

более

разностороннего развития нужно пользоваться широким выбором этюдов как

западноевропейского, так и отечественного инструктивного репертуара.

Важным

показателем

технической

готовности

ученика

является

исчезновение ощущения технических трудностей и ощущение резервов

беглости

и

выносливости.

Достижение

данных

целей

связано

с

определенным звуковым результатом, критерий которого должен постоянно

находиться под слуховым контролем. Все это тренируют постоянные занятия

гаммами и их видами, различными упражнениями и этюдами. Они

необходимы для развития профессиональных пианистических навыков и

приемов. Овладев ими, учащийся-пианист сможет вплотную приблизиться к

изучению виртуозных произведений мировой фортепианной классики.

К данной работе прилагается нотный материал -

Т.Симонова «Скороговорки для фортепиано»

Использованная литература:

1.

Макаров В.Л. «Из опыта работы с учащимися подготовительных

отделений

детских

музыкальных

школ

по

специальности

«фортепиано» Донецк 1995г

2.

«Очерки по методике обучения игре на фортепиано» выпуск первый

Государственное музыкальное издательство Москва 1950 Ленинград

3.

Симонова Т. «Скороговорки для фортепиано» Санкт-Петербург,

2003

4.

Шмитд-Шкловская А. «О воспитании пианистических навыков»

издание 2-е Ленинград «Музыка» 1985г.

5.

Щапов

А.П.

«Некоторые

вопросы

фортепианной

техники»

«Музыка» 1968г.

6.

Учебное пособие «Гаммы и арпеджио» составитель Ширинская Н.

Москва Всесоюзное издательство «Советский композитор» 1981г.



В раздел образования