Автор: Данильченко Ксения Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Д/С №3
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская обл.
Наименование материала: статья
Тема: Развитие речи с использованием метода наглядного моделирования.
Раздел: дошкольное образование
Развитие речи с использованием метода наглядного
моделирования.
Связная речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми,
отражает логику его мышления, умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно
выражать ее в речи. Она является показателем того, насколько ребенок владеет лексикой родного
языка, отражает уровень эстетического и эмоционального развития. Успешность обучения детей
на последующем уровне основного образования во многом зависит от качества овладения
воспитанниками связной речью, умения последовательно, полно и логично излагать свои мысли и
суждения, воспроизводить содержание текстов в устной и письменной речи и т.д. К концу
дошкольного периода ребенку необходимо помочь достигнуть определенного уровня развития
речевой активности, обогатить словарный запас, овладеть звуковой стороной речи, сформировать
грамматический строй, осознать структуру связного высказывания, развить формы разговорной
речи и т.д. Поэтому педагоги ведут постоянный поиск наиболее эффективных методов и приемов
в работе с воспитанниками по развитию речи и культуре речевого общения. Ребенок достаточно
рано встречается с символами, моделями, схемами: вывески в магазине, транспорте, дорожные
знаки, цветовое оформление разных служб (скорая помощь, пожарная служба, сигналы
светофора), значки машин и т.п. Все это привлекает ребенка, он быстро и легко запоминает эти
символы, понимает их значение. Для детей дошкольного возраста гораздо полезнее увидеть
реальный предмет, чем услышать рассказ о нем. Поэтому использование опорных схем
существенно
помогает
детям
выделять
главное,
находить
взаимосвязи.
Наглядное
моделирование, как воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его
заместителя происходит с помощью опорных схем, мнемотаблиц, пиктограмм, предметных
картинок. Использование метода наглядного моделирования способствует развитию мышления
ребенка: схематические (контурные, теневые) изображения знакомых предметов, животных,
людей, введение элементарных символов, заменяющих реальных персонажей произведений по
какому-либо характерному признаку, приучают детей логически мыслить, запоминать и
соотносить форму, величину, цвет. В конечном итоге развивается речь ребенка: обогащается
словарь, создаются предпосылки для развития связной речи. Опыт работы педагогов показывает,
что метод наглядного моделирования позволяет сформировать у детей старшего дошкольного
возраста умение составлять предложения разного типа, развивать логику и творчество.
Организация занятий по образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения»
при условии постоянного использования моделирования по каждой лексической теме дает
возможность педагогу наиболее эффективно формировать связную речь у детей от 5 до 6 лет, так
как развитие связной речи является центральной задачей речевого развития детей. Это
обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности.
Именно в связной речи реализуется основная коммуникативная функция языка и речи. Для
активизации умственной деятельности детей педагоги используют различные виды моделей с
учетом ряда требований к ним: - аналогичность модели предмету познания в знакомых ребенку
признаках; -доступность для познания; -расчлененность элементов объекта; - обобщенность.
Опорные схемы - это попытка задействовать зрительную, двигательную, ассоциативную память
для решения познавательных задач. Схемы, символы, модели - это выводы, итог, суть того
материала, который усваивает ребенок. Он должен «рождаться» на глазах детей в виде рисунков,
схематических изображений, таблиц. Метод наглядного моделирования в работе с детьми
старшего дошкольного возраста используется педагогами в процессе освоения всех видов
связного монологического высказывания: • пересказ; • составление рассказов по картине и серии
картин;
•
составление
описательного
и
повествовательного
рассказа;
•
придумывание
творческого рассказа. В качестве символов-заместителей при моделировании использовались: •
предметные картинки; • силуэтные изображения; • геометрические фигуры. Наглядная модель
составления
высказывания
выступает
в
роли
плана,
обеспечивающего
связность
и
последовательность содержания рассказов ребенка. Опора на визуальный образ важна и
обязательна, ведь если при воспроизведении текста этот зрительный образ не возникает в
воображении, то ребенок не понимает содержания этого текста. Прием символизации - наиболее
короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации,
требующей
дословного
повторения.
Умение
делать
краткие
схематические
зарисовки и
пользоваться ими позволяет ребенку быстро и самостоятельно заучивать стихи наизусть. Прием
наглядного моделирования также очень эффективен при сочинении стихов и загадок, поскольку
детям намного легче рассказать о предмете, опираясь на мнемотаблицы, схематические
зарисовки. Введение наглядных моделей в образовательный процесс позволяет педагогу более
целенаправленно развивать речь детей, обогащать их активный лексический словарь, закреплять
навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи
различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказ. В старшей группе
метод наглядного моделирования включает использование и создание разных видов условно-
схематического изображения реальных предметов и объектов; умение считывать и создавать
графическое изображение объектов, относящихся к тому или иному классу, виду, роду (транспорт,
растения, животные и т.д.); умение использовать временнопространственную модель при
пересказе и составлении рассказов; самостоятельное создание моделей по собственному
замыслу. В процессе работы над умением составлять рассказы по определенной сюжетной линии
используются
модели,
включающие
опорные
стилизованные
картинки,
соответствующие
основным частям рассказа. Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно
представить абстрактные понятия (предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно
важно для детей дошкольного возраста, поскольку мыслительные задачи им лечче решать с
опорой на внешние средства, наглядный материал они усваиваивают лучше вербального.
Используя наглядное моделирование в работе с детьми, педагоги реализуют следующие задачи:
1. формируют умение добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения,
составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания; 2. развивают
умение формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения. Анализируя новый
материал и графически его обозначая, ребенок (под руководством взрослых) зрительно
воспринимает план своих действий, учится самостоятельно строить на его основе связные
высказывания. У детей повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется
удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы,
как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности работы. 4
Активизация речевой деятельности в целом невозможна без активизации основных компонентов,
поэтому большое внимание следует уделять лексическим и грамматическим упражнениям,
словесным играм, цель которых - обогащение словарного запаса, формирование грамматически
правильной речи, интонационной выразительности и, главное, развитие умения использовать уже
имеющиеся средства в речевой деятельности. Ценность таких игр в том, что дети не только
получают языковую информацию, но и оперируют ею, что стимулирует их собственную речевую
активность. Для систематизации представлений детей о сезонных изменениях используются
схемымодели, предложенные Т.А. Ткаченко; для составления описательных рассказов о
животных, об игрушке - схемы составления описательных рассказов Л.Н. Ефименковой. Опираясь
на опыт этих педагогов, педагогами разработаны графические схемы (мнемотаблицы) для
составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, животных и
растениях. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и
признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных
признаков; обогащают словарный запас детей. Использование графических схем, моделей
позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и
воспроизводить ее. Для формирования умений детей старшей группы самостоятельно составлять
описательный или повествовательный рассказ используется методика О.С. Ушаковой и Е.М.
Струниной. Следуя графической схеме, дети самостоятельно составляют короткий описательный
или повествовательный рассказ из пяти-шести слов.