Напоминание

Конспект НОД в подготовительной группе «Путешествие по городу Звуков. Звук [Ж]. Буква Ж»


Автор: Пысина Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАОУ "Начальная школа - детский сад № 52"
Населённый пункт: г. Петропавловск - Камчатский
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект НОД в подготовительной группе «Путешествие по городу Звуков. Звук [Ж]. Буква Ж»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект непосредственно – образовательной деятельности

в подготовительной группе

«Путешествие по городу Звуков. Звук [Ж]. Буква Ж»

Пысина Татьяна Николаевна

воспитатель высшей категории

Муниципальное автономное

общеобразовательное учреждение

«Начальная школа – детский сад № 52»

Петропавловск – Камчатский городской округ

Образовательная область: речевое развитие.

Программные задачи:

Познакомить детей со звуком [Ж]. Научить давать акустико-артикуляционную характеристику

звуку. Учить интонировать звук в словах и определять его позицию в слове (начало, середина,

конец). Закреплять понятия «гласные – согласные звуки». Закреплять умение образовывать

слова в уменьшительно-ласкательной форме с помощью суффикса –ок. Совершенствовать

умение производить звуковой и слоговой анализ слова.

Познакомить с графическим

обозначением звука - буквой Ж.

Развивать мышление, речь, общую, мелкую, артикуляционную моторику. Формировать

коммуникативные компетенции.

Воспитывать умение выслушивать товарищей, терпение, аккуратность в работе.

Словарная работа:

активный словарь: желуди, пиджак, жонглер, чертежник, инженер, пожарный.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал– «Звуковички» с одеждой, магнитные буквы, магнитная доска,

плоскостные изображения Совы, Лисёнка, Ёжика, предметные картинки, в названии которых

слышится звук [Ж], экран, мультимедийная установка.

Раздаточный материал - тетради «По дороге к Азбуке» ч.3, цветные карандаши, звуковые

пеналы, мозаика, магнитный конструктор, счетные палочки, карточка с заданием.

Методические приемы: сюрпризный момент, рассказ-беседа, рассматривание, словесная игра,

дидактическая игра, объяснение педагога, оценка деятельности детей, показ изображений, на что

похожа буква, вопросы, художественное слово, использование ИКТ – «Презентация»,

выполнение действий по словесной инструкции.

Длительность:30 минут

Ход занятия:

1.

Организационный момент:

создание у детей положительного эмоционального

настроя, развитие мелкой моторики (выполнение действий по тексту)

1,2,3,4,5 – становитесь в круг опять.

Слева друг и справа друг,

Очень дружный, общий круг.

Все мы за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

День начнется с теплоты

С теплоты и доброты.

2. Закрепление изученного материала: дети на ковре, на свободном пространстве групповой

комнаты

Слайд 1 (Персонажи: Ёжик, Лисенок и Мудрая Сова)

С таким хорошим настроением мы продолжим путешествие по городу Звуков вместе с Мудрой

Совой, Ежиком и Лисенком.

Давайте вспомним, какие звуки называются гласными? (звуки, при произнесении которых воздух

не встречает преграды во рту).

Что вы знаете о согласных звуках? Какие они бывают?

(Согласные звуки - звуки, при произнесении которых, воздух встречает преграду – губы, язык,

зубы. Бывают твердые и мягкие, звонкие и глухие).

В прошлый раз наши игрушки познакомились с шофером Шуриком. Какую помощь игрушки

оказали шоферу?

Хотите узнать, что было дальше?

3. Изучение нового материала:

Слайд 2 (Картинка – история)

Перед отъездом шофер Шурик поблагодарил за помощь игрушки и угостил их пирожками.

Пирожки были очень вкусные, и нашипутешественники с удовольствием их ели, весело шагая по

дороге. Погода была прекрасная, на душе у наших друзей было легко и, казалось, ни что не

предвещало опасности. Вдруг игрушки услышали какое-то жужжание. Долго гадать о причине

этого жужжания не пришлось, так как навстречу им летело несколько крупных жуков. «Дайте

нам убежжище! - прожужжали жуки. - За нами гонятся ужжасные птицы!»

Медлить было нельзя, потому что летящие вслед за жуками журавли уже почти настигли свою

добычу и раскрыли клювы. «Быстро летите сюда!» - скомандовала жукам Мудрая Сова,

распахнув дверь ближайшего дома, и встала на страже у входа. Ежик же занял позицию у окна,

чтобы птицы не смогли ничего рассмотреть. Когда журавли опустились на площадку перед

домом, там стоял лишь растерянный Лисенок, держа в руках недоеденный пирожок. «Отдайте

нам наш ужин!» - сердито потребовали журавли. «Какой ужин?» - не понял Лисенок. «Тех самых

жуков, которых вы прячете в этом доме», - ответили птицы. «Фу! Эти жуки такие невкусные, -

схитрил Лисенок. - Не лучше ли вам полакомиться этим угощением?» И он протянул им свой

недоеденный пирожок. Угощение понравилось птицам. И они, склевав все до последней крошки,

улетели восвояси, не тронув жуков.

С какого звуканачинаются слова: жук, журавли, ужин, пирожок? «Ж»

Сегодня мы познакомимся со звуком «Ж».

Слайд 3

Картинка, на которой изображено, как жужжит жук, обозначает звук «Ж».

Произнесите звук «Ж». Что вы почувствовали, когда произносили звук «Ж»?(воздух встречает

преграду: спинка языка приподнята, форма языка напоминает чашечку.)

Расскажите, какой звук «Ж»: согласный, твердый, звонкий (акустико - артикуляционный анализ)

Звук «Ж» – особый согласный звук, он всегда твердый.

Выберите одежду для звука «Ж» (на магнитной доске). (Одеваем Звуковичка)

Обрадовался Звуковичок и предлагает поиграть с вами в игру «Не ошибись». Услышите звук

«Ж» - показываем синий круг.

Пиджак, рубашка, жилет, шарф, желуди, машина, жаба, мышка, овощи, ежата, крыжовник.

С вами так интересно играть. Но игры на этом не заканчиваются.

Присаживайтесь за столы.

Довольный Звуковичок придумал еще одну игру «Прятки».

Задание № 3 назовите картинки, которые у меня на доске.

Мороженое, жемчужина, жираф, ножницы, жвачка.

Объясните, что обозначают эти схемы, и назовите картинки, подходящие к каждой из них. В

каком слове есть два звука (Ж)?

Работа в тетрадях и у доски (один человек)

Проверяем: к первой схеме подходит картинка жираф, потому что звук «Ж» стоит в начале

слова. Вы уверены?

4. Звуковой анализ слова ЖУКИ.

Я тоже приготовила для вас интересную игру. Приготовьте пеналы. Игра, в которую мы будем

играть, называется «Зажги фонарики».

Это ЖУКИ. Давайте разделим это слово на слоги. ЖУ-КИ. Сколько слогов в слове ЖУКИ? (2)

Первый слог… ЖУ, второй… КИ.

Выложите это слово с помощью фонариков. (Один у доски)

Проверяем. Первый слог ЖУ. Первый звук в этом слоге - звукЖ. Он какой? Второй звукУ – он

гласный.

Второй слог… КИ. Первый звук в слоге КИ - звукК – он …. Второй звук И – он гласный.

Читаем ЖУ-КИ.

Молодцы, быстро справились. Нарядили жуков и пойдемте, отдохнем

5. Физкультминутка

В домик к нам жук влетел,

Вот он вправо полетел –

Вот он влево полетел –

Жук, вот правая ладошка,

Посиди на ней немножко.

Жук, вот левая ладошка,

Посиди на ней немножко.

Жук наверх полетел

И на потолок присел.

На носочки мы привстали,

Но жука мы не достали.

Хлопнем вместе:

Хлоп-хлоп-хлоп.

Чтобы улететь он смог.

6. Дидактическая игра «Измени слов» с мячом:

Пока мы отдыхали, Мудрая Сова решила с вами поиграть. Вам нужно изменить слово так, чтобы

в нем появился звук (Ж).

Сапог-сапожок, пирог, творог, луг, рог, друг, круг, утюг, флаг, овраг, берег.

Слайд 4-10

А сейчас попробуйте отгадать профессии людей, которые имеют дело с предметами. Помните! В

названии каждой профессии должен быть звук (Ж).

Краски и кисточка – художник, лыжник, чертежник, инженер, дирижер, сапожник, жонглер,

пожарный.

7. Знакомство с буквой:

А теперь пора вам, ребятки, познакомиться с буквой Ж– предложила Мудрая Сова.

Слайд 11

Это буква Жэ.

На что она похожа? Из каких частей состоит буква Ж? (три палочки)

Слайд 12

Эта буква широка

И похожа на жука

И при этом точно жук

Издаёт жужжащий звук: ж-ж-ж-ж….

Это-Ж,

Это- К,

Целый жук и пол жука.

Стала снежинка буквой Ж.

Солнце её не растопит уже.

8. Закрепление изученного материала:

Лисенок и Ёжик собирают коллекции букв, сделанных из разных материалов. Предлагаю

сделать свои буквы Ж из предложенного материала. (мозаика, магнитный конструктор, счетные

палочки)

Давайте рассмотрим наши работы.

Какая буква у вас получилась? Из какого материала сделали?

Замечательно. Ну что ж….

Дополнительно.

Работа в прописях. Найдите букву Ж в своих тетрадях. Украсьте букву Ж штриховкой на ваше

усмотрение. Какой карандаш вам понадобиться? Почему?

9. Итог:

Слайд 13

Давайте вспомним, с каким звуком мы сегодня познакомились?

Что вы узнали о звуке «Ж»?

В какие игры с этим звуком мы сегодня играли?

Какие слова с ним вы запомнили?

Возникали у вас затруднения? Вы смогли их преодолеть?

На магнитной доске:

Если было легко, и вы не допускали ошибки, то посадите своих жучков на самый большой

цветок.

Если было трудно, и вы не допускали ошибки, то посадите своих жучков на средний цветок.

Если было трудно, было много ошибок, то на самый маленький цветок.

Жук не зря у нас гостил,

Букву Ж он изучил.

И за знания в ответ

Нам оставил свой портрет.



В раздел образования