Автор: Пысина Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАОУ "Начальная школа - детский сад № 52"
Населённый пункт: г. Петропавловск - Камчатский
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект НОД в подготовительной группе «Путешествие по городу Звуков. Звук [Ж]. Буква Ж»
Раздел: дошкольное образование
Конспект непосредственно – образовательной деятельности
в подготовительной группе
«Путешествие по городу Звуков. Звук [Ж]. Буква Ж»
Пысина Татьяна Николаевна
воспитатель высшей категории
Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение
«Начальная школа – детский сад № 52»
Петропавловск – Камчатский городской округ
Образовательная область: речевое развитие.
Программные задачи:
Познакомить детей со звуком [Ж]. Научить давать акустико-артикуляционную характеристику
звуку. Учить интонировать звук в словах и определять его позицию в слове (начало, середина,
конец). Закреплять понятия «гласные – согласные звуки». Закреплять умение образовывать
слова в уменьшительно-ласкательной форме с помощью суффикса –ок. Совершенствовать
умение производить звуковой и слоговой анализ слова.
Познакомить с графическим
обозначением звука - буквой Ж.
Развивать мышление, речь, общую, мелкую, артикуляционную моторику. Формировать
коммуникативные компетенции.
Воспитывать умение выслушивать товарищей, терпение, аккуратность в работе.
Словарная работа:
активный словарь: желуди, пиджак, жонглер, чертежник, инженер, пожарный.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал– «Звуковички» с одеждой, магнитные буквы, магнитная доска,
плоскостные изображения Совы, Лисёнка, Ёжика, предметные картинки, в названии которых
слышится звук [Ж], экран, мультимедийная установка.
Раздаточный материал - тетради «По дороге к Азбуке» ч.3, цветные карандаши, звуковые
пеналы, мозаика, магнитный конструктор, счетные палочки, карточка с заданием.
Методические приемы: сюрпризный момент, рассказ-беседа, рассматривание, словесная игра,
дидактическая игра, объяснение педагога, оценка деятельности детей, показ изображений, на что
похожа буква, вопросы, художественное слово, использование ИКТ – «Презентация»,
выполнение действий по словесной инструкции.
Длительность:30 минут
Ход занятия:
1.
Организационный момент:
создание у детей положительного эмоционального
настроя, развитие мелкой моторики (выполнение действий по тексту)
1,2,3,4,5 – становитесь в круг опять.
Слева друг и справа друг,
Очень дружный, общий круг.
Все мы за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
День начнется с теплоты
С теплоты и доброты.
2. Закрепление изученного материала: дети на ковре, на свободном пространстве групповой
комнаты
Слайд 1 (Персонажи: Ёжик, Лисенок и Мудрая Сова)
С таким хорошим настроением мы продолжим путешествие по городу Звуков вместе с Мудрой
Совой, Ежиком и Лисенком.
Давайте вспомним, какие звуки называются гласными? (звуки, при произнесении которых воздух
не встречает преграды во рту).
Что вы знаете о согласных звуках? Какие они бывают?
(Согласные звуки - звуки, при произнесении которых, воздух встречает преграду – губы, язык,
зубы. Бывают твердые и мягкие, звонкие и глухие).
В прошлый раз наши игрушки познакомились с шофером Шуриком. Какую помощь игрушки
оказали шоферу?
Хотите узнать, что было дальше?
3. Изучение нового материала:
Слайд 2 (Картинка – история)
Перед отъездом шофер Шурик поблагодарил за помощь игрушки и угостил их пирожками.
Пирожки были очень вкусные, и нашипутешественники с удовольствием их ели, весело шагая по
дороге. Погода была прекрасная, на душе у наших друзей было легко и, казалось, ни что не
предвещало опасности. Вдруг игрушки услышали какое-то жужжание. Долго гадать о причине
этого жужжания не пришлось, так как навстречу им летело несколько крупных жуков. «Дайте
нам убежжище! - прожужжали жуки. - За нами гонятся ужжасные птицы!»
Медлить было нельзя, потому что летящие вслед за жуками журавли уже почти настигли свою
добычу и раскрыли клювы. «Быстро летите сюда!» - скомандовала жукам Мудрая Сова,
распахнув дверь ближайшего дома, и встала на страже у входа. Ежик же занял позицию у окна,
чтобы птицы не смогли ничего рассмотреть. Когда журавли опустились на площадку перед
домом, там стоял лишь растерянный Лисенок, держа в руках недоеденный пирожок. «Отдайте
нам наш ужин!» - сердито потребовали журавли. «Какой ужин?» - не понял Лисенок. «Тех самых
жуков, которых вы прячете в этом доме», - ответили птицы. «Фу! Эти жуки такие невкусные, -
схитрил Лисенок. - Не лучше ли вам полакомиться этим угощением?» И он протянул им свой
недоеденный пирожок. Угощение понравилось птицам. И они, склевав все до последней крошки,
улетели восвояси, не тронув жуков.
С какого звуканачинаются слова: жук, журавли, ужин, пирожок? «Ж»
Сегодня мы познакомимся со звуком «Ж».
Слайд 3
Картинка, на которой изображено, как жужжит жук, обозначает звук «Ж».
Произнесите звук «Ж». Что вы почувствовали, когда произносили звук «Ж»?(воздух встречает
преграду: спинка языка приподнята, форма языка напоминает чашечку.)
Расскажите, какой звук «Ж»: согласный, твердый, звонкий (акустико - артикуляционный анализ)
Звук «Ж» – особый согласный звук, он всегда твердый.
Выберите одежду для звука «Ж» (на магнитной доске). (Одеваем Звуковичка)
Обрадовался Звуковичок и предлагает поиграть с вами в игру «Не ошибись». Услышите звук
«Ж» - показываем синий круг.
Пиджак, рубашка, жилет, шарф, желуди, машина, жаба, мышка, овощи, ежата, крыжовник.
С вами так интересно играть. Но игры на этом не заканчиваются.
Присаживайтесь за столы.
Довольный Звуковичок придумал еще одну игру «Прятки».
Задание № 3 назовите картинки, которые у меня на доске.
Мороженое, жемчужина, жираф, ножницы, жвачка.
Объясните, что обозначают эти схемы, и назовите картинки, подходящие к каждой из них. В
каком слове есть два звука (Ж)?
Работа в тетрадях и у доски (один человек)
Проверяем: к первой схеме подходит картинка жираф, потому что звук «Ж» стоит в начале
слова. Вы уверены?
4. Звуковой анализ слова ЖУКИ.
Я тоже приготовила для вас интересную игру. Приготовьте пеналы. Игра, в которую мы будем
играть, называется «Зажги фонарики».
Это ЖУКИ. Давайте разделим это слово на слоги. ЖУ-КИ. Сколько слогов в слове ЖУКИ? (2)
Первый слог… ЖУ, второй… КИ.
Выложите это слово с помощью фонариков. (Один у доски)
Проверяем. Первый слог ЖУ. Первый звук в этом слоге - звукЖ. Он какой? Второй звукУ – он
гласный.
Второй слог… КИ. Первый звук в слоге КИ - звукК – он …. Второй звук И – он гласный.
Читаем ЖУ-КИ.
Молодцы, быстро справились. Нарядили жуков и пойдемте, отдохнем
5. Физкультминутка
В домик к нам жук влетел,
Вот он вправо полетел –
Вот он влево полетел –
Жук, вот правая ладошка,
Посиди на ней немножко.
Жук, вот левая ладошка,
Посиди на ней немножко.
Жук наверх полетел
И на потолок присел.
На носочки мы привстали,
Но жука мы не достали.
Хлопнем вместе:
Хлоп-хлоп-хлоп.
Чтобы улететь он смог.
6. Дидактическая игра «Измени слов» с мячом:
Пока мы отдыхали, Мудрая Сова решила с вами поиграть. Вам нужно изменить слово так, чтобы
в нем появился звук (Ж).
Сапог-сапожок, пирог, творог, луг, рог, друг, круг, утюг, флаг, овраг, берег.
Слайд 4-10
А сейчас попробуйте отгадать профессии людей, которые имеют дело с предметами. Помните! В
названии каждой профессии должен быть звук (Ж).
Краски и кисточка – художник, лыжник, чертежник, инженер, дирижер, сапожник, жонглер,
пожарный.
7. Знакомство с буквой:
А теперь пора вам, ребятки, познакомиться с буквой Ж– предложила Мудрая Сова.
Слайд 11
Это буква Жэ.
На что она похожа? Из каких частей состоит буква Ж? (три палочки)
Слайд 12
Эта буква широка
И похожа на жука
И при этом точно жук
Издаёт жужжащий звук: ж-ж-ж-ж….
Это-Ж,
Это- К,
Целый жук и пол жука.
Стала снежинка буквой Ж.
Солнце её не растопит уже.
8. Закрепление изученного материала:
Лисенок и Ёжик собирают коллекции букв, сделанных из разных материалов. Предлагаю
сделать свои буквы Ж из предложенного материала. (мозаика, магнитный конструктор, счетные
палочки)
Давайте рассмотрим наши работы.
Какая буква у вас получилась? Из какого материала сделали?
Замечательно. Ну что ж….
Дополнительно.
Работа в прописях. Найдите букву Ж в своих тетрадях. Украсьте букву Ж штриховкой на ваше
усмотрение. Какой карандаш вам понадобиться? Почему?
9. Итог:
Слайд 13
Давайте вспомним, с каким звуком мы сегодня познакомились?
Что вы узнали о звуке «Ж»?
В какие игры с этим звуком мы сегодня играли?
Какие слова с ним вы запомнили?
Возникали у вас затруднения? Вы смогли их преодолеть?
На магнитной доске:
Если было легко, и вы не допускали ошибки, то посадите своих жучков на самый большой
цветок.
Если было трудно, и вы не допускали ошибки, то посадите своих жучков на средний цветок.
Если было трудно, было много ошибок, то на самый маленький цветок.
Жук не зря у нас гостил,
Букву Ж он изучил.
И за знания в ответ
Нам оставил свой портрет.