Автор: Фазлыева Зубаржат Минуллаевна
Должность: педагог-библиотекарь
Учебное заведение: ГБОУ Республиканский инженерный лицей-интернат
Населённый пункт: г.Уфа
Наименование материала: Библиотечный урок-презентация
Тема: "Элементы книги"
Раздел: дополнительное образование
Библиотечный урок-презентация
"Элементы книги". 5-й класс
Цель урока: формирование информационной культуры учащихся, пользователей
школьной библиотеки.
Задачи урока:
закрепить ранее полученные знания о структуре книги;
дать знания детям об элементах книги;
научить применять полученные знания на практике для самостоятельного
поиска информации;
воспитывать интерес, бережное отношение к книге.
Предварительная работа: составление презентации, изготовление закладок для
образца, дидактического материала.
Оборудование:
Книги, проектор, ноутбук, экран.
На каждого ребёнка: раздаточный материал к игре “Как построена книга”, книга,
ножницы, клей, белая и цветная бумага, карандаши цветные или фломастеры,
клеёнка.
Оформление:
Плакат – эпиграф:
Книги – драгоценное наследие, завещанное гением человечеству и переходящее из
поколения в поколение.
Хорошая книга – это ценный подарок, завещанный автором человеческому роду.
(Аддисон Д)
Ход урока
1 слайд.
Добрый день, дорогие друзья. Мы вновь в “Школе юного читателя”. А это значит,
что у нас опять встреча с книгой.
2 слайд. “Книги – драгоценное наследие, завещанное гением человечеству и
переходящее из поколения в поколение. Хорошая книга – это ценный подарок,
завещанный автором человеческому роду” – говорил Аддисон Джозе .
3 слайд.
И как же не поддержать слова этого знаменитого английского писателя (1672—
1719). Ведь книга и учитель, и советчик, и собеседник. В книге можно найти
ответы на любые вопросы. Но для этого нужно знать, как найти эти ответы и в
какой книге они могут быть. Поэтому сегодня на уроке мы с вами постараемся
как можно больше узнать о книге, подробнее познакомимся с её элементами.
4 слайд.
переплёт;
обложка;
предисловие;
оглавление;
форзац;
фронтиспис;
титульный лист;
текст;
иллюстрация;
суперобложка;
книжный блок;
ляссе
Какие из этих слов вам знакомы? Давайте вспомним о них. Что они означают?
5 слайд.
Игра “Как построена книга” (раздаточный материал).
Цель: закрепление полученных знаний о структуре книги.
Правила: подобрать правильное определение к каждому элементу книги и
цветными карандашами, соединив название и определение. (Приложение 1)
6 слайд.
Проверь себя.
Таблица
7 слайд.
А теперь давайте познакомимся с элементами книги, которые вы ещё не знаете, а
о некоторых, уже знакомых, узнаете что-то новое.
Суперобложка.
Съёмная обложка из плотной или глянцевой бумаги, надеваемая на основную
обложку. Для повышения прочности часто покрывается лаком или синтетической
плёнкой. Служит не только средством защиты, оформления и рекламы книги, но и
сообщает основные сведения.
Первые суперобложки появились примерно в середине XIX века. Служили они в
основном для защиты переплёта от загрязнений во время перевозки и продажи,
изготавливались из плотной бумаги немаркого цвета и не запечатывались. Было
не принято хранить книгу в суперобложке, их выбрасывали.
Постепенно суперобложки стали полноценным элементом оформления книги,
придававшим ей изящество и привлекательность, они расширяли возможности
оформления, так как на переплёте из ткани (или ее заменителя) невозможно было
отпечатать такие сложные многоцветные изображения, как на бумаге.
8 слайд.
Форзац.
В переводе с немецкого означает “идущий перед печатным текстом книги”. Он
соединяет переплёт с книжным блоком и используется как элемент оформления.
Иногда это просто цветной лист, но часто на нём бывает декоративное
оформление, справочные сведения, карты, схемы, а на учебниках – правила,
таблицы, формулы.
Задание: откройте книгу, лежащую у вас на столе и найдите форзац.
9 слайд.
Фронтиспис.
Слева от титульного листа может быть размещён фронтиспис– лист с портретом
автора или главной иллюстрацией книги.
Обычно рисунок фронтисписа не имеет подписи, но иногда вместо подписи дают
автограф автора. Как правило, фронтиспис помещают на второй полосе издания
(титул — на третьей). Рисунок размещают на оптической середине полосы
заданного формата.
Задание: найдите в своей книге фронтиспис если он есть и покажите нам.
10 слайд.
Титульный лист.
Это третья страница книги, где размещены основные выходные сведения —
данные, характеризующие издание. Здесь указывают инициалы и фамилию
автора, название книги, сведения о времени и месте выпуска книги в свет. Здесь
же можно найти подзаголовочные и надзаголовочные данные, которые весьма
разнообразны. Первые из них могут включать сведения о жанре произведения
(роман, повесть, учебное пособие, инструкция), о читательском назначении (для
школьников, для учителей и т.п.), о лицах, принимавших участие в подготовке
издания (составители, редакторы). А над заголовком указывают название
организации, в которой было подготовлено издание, название серий и т.д.
Первые печатные книги не имели титульного листа. Название книги (довольно
обширное, как правило) и имя автора сообщались на первой странице, но никак не
отделялись от текста. Сведения о печатнике, месте и времени издания
размещались в колофоне, в конце книги.
Уже в 1463 году Петер Шеффер, ученик Гутенберга, напечатал название книги
папы Пия II “Bulla cruticiata” на отдельном листе. Эта страница считается первым
печатным
титульным
листом.
Петеру
Шефферу
приписывают
и
другие
нововведения в книгопечатании: датировку, издательскую марку и др.
Другой вехой в истории титульного листа стал календарь Региомонтана,
напечатанный Эрхардом Ратдольдтом в 1476 году. Первую страницу с названием,
годом издания и именем автора украсила ксилографическая рамка с листьями и
вазами. Такая “композиция с рамкой” оказала большое влияние на последующее
книгопечатание и историю титульного листа.
В русской книге титульный лист появляется в 1580 году, когда Иван Федоров
печатает в Остроге Новый Завет и Библию. Для титульного листа “Острожской
Библии” он использовал ту же ксилографию с триумфальной аркой, которая
обрамляла фронтиспис в “Московском Апостоле” 1564 года.
11 слайд.
Ляссе.
Это шелковая ленточка, приклеенная под верхнюю тесьму на корешке книги —
там, где скрепляются страницы. Раньше многие книги выпускались уже с такими
закладками-ленточками, и называлась такая закладка — ЛЯССЕ.
Ляссе технически изготовляется следующим образом: к корешку головки
книжного блока прикрепляется тесьма, так, чтобы оставшийся свободным конец
мог вкладываться между листами и выступал за нижний обрез блока (см. рисунок
слева).
Ляссе используется в других печатных продукциях. Например, в записных
книжках. (Демонстрация ежедневника с ляссе).
Одно из самых ранних упоминаний об использовании закладок относится к 1584,
когда Королевский Печатник, Кристофер Баркер, подарил королеве Елизавете I
шёлковую закладку с каймой. Узкие шёлковые ленты стали распространённой
закладкой в XVIIIи XIX веках, их закрепляли на обложке и делали больше, чем
высота страницы. Первые съёмные закладки начали появляться в 1850-х их
выполняли,
как
правило,
из
шёлка
или
вышивки.
Закладки. Ключевое место в книге можно было заложить множеством способов.
Большинство из этих способов было изобретено в двенадцатом веке. К переднему
обрезу книги в соответствующих местах прикреплялись “ушки” и плетеные
полоски пергамена, иногда окрашенные. Закладками служили также ленты из
льна, шелка или пергамена, пришитые к капиталам книги и вертикально
пропущенные между страницами. На закладках иногда помещалась информация,
помогающая в хронологических или астрономических вычислениях при чтении
текстов соответствующего содержания. Цветы и другие прессованные материалы
органического происхождения также могли использоваться в качестве закладок.
12 слайд.
Практическая работа. Изготовление закладок для книг. (во время
самостоятельной работы детей звучит музыка)
13 слайд.
До новых встреч!