Напоминание

"Проектная деятельность на уроках русского языка"


Авторы: Корякова Елена Владимировна, Родямова Наталья Анатольевна
Должность: учителя русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ БСОШ №1
Населённый пункт: п.г.т.Белый Яр Сургутского района
Наименование материала: творческий отчёт
Тема: "Проектная деятельность на уроках русского языка"
Раздел: среднее образование





Назад




Проектная деятельность на уроках русского языка

(творческий отчет)

Корякова Елена Владимировна,

Родямова Наталья Анатольевна,

учителя русского языка и литературы

МАОУ «Белоярская СОШ № 1»

Не всегда возможно заставить человека творить. Он сам должен прийти к жела-

нию искать, пробовать и ошибаться. И только тот, кто готов отстаивать свое право

творить, способен на настоящее творчество, задача же наша - мотивировать учащихся

на это творчество. Если ученик постоянно будет заниматься проектной деятельностью

в школьные годы, то в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособлен-

ным, сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообраз-

ных ситуациях, совместно работать с различными людьми, то есть адаптироваться к

окружающим условиям.

В результате чего решаются и многие задачи личностно-ориентированного обу-

чения:

самостоятельность;

активность;

инициативность;

практическое применение знаний;

использование информационных технологий;

формирование исследовательских умений;

право выбора;

возможность самим контролировать процесс и сотрудничать с одноклассника-

ми.

Всё это повышает мотивацию обучения.

Вполне понятно, что при выполнении учащимися проекта качественно меняется

роль учителя в образовательном процессе: на всех этапах подготовки проекта учитель

выступает в роли консультанта, помощника, а не эксперта.

Мы часто сталкиваются с та-

кими проблемами, как отсутствие

читательского

интереса

среди

учащихся, узкий кругозор, отсут-

ствие навыка анализа и обобще-

ния.

Интересная

работа,

данная

индивидуально, в группах, парах

дает ребятам возможность почув-

ствовать предмет, получить новые

знания при решении интересной

проблемы,

сформулированной

самими учащимися в виде цели.

В этом нам помогает метод

проектной деятельности.

Проект – это «пять П»

Проблема

Проектирование

(

)

планирование

Поиск

информации

Продукт

Презентация

В данное время, работая в среднем звене, из перечисленных проектов, чаще всего

мы используем на уроках творческие, любят особенно обучающиеся 5-6 классов,

практико-ориентированные, информационные, по времени краткосрочные и мини-

проекты. В условиях классно-урочной системы трудно осуществить межпредметные и

надпредметные проекты.

В общем виде подготовку к уроку-проекту, этапу урока можно представить в

виде схемы:

Создание проблемно-мотивационной среды на уроке осуществляется разными

формами: беседой, дискуссией, "мозговым штурмом", самостоятельной работой, орга-

низацией "круглого стола", консультацией, семинаром, лабораторной, групповой ра-

ботой,

Мы поделимся с вами, какие проекты используем на уроках русского языка.

I. Метапредметная цель урока изучения нового материала - формирование у

учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия.

1. Автобусная остановка

Цель: научиться обсуждать и анали-

зировать заданную тему в малых группах.

Организация: группы по 5-7 чело-

век. Время: 20-25 мин. Учитель опре-

деляет количество обсуждаемых вопросов

новой темы (оптимально 4-5). Участники

разбиваются на группы по числу вопро-

сов, соответствующих автобусным ос-

тановкам. В течение 5 минут в группах

обсуждаются поставленные вопросы и за-

писываются ключевые моменты. Затем по

команде группы переходят к следующей остановке. Знакомятся с имеющимися за-

писями и дополняют. Когда группы возвращаются к своей первой остановке, они пре-

зентуют результаты работы по своему вопросу.

Результат: умение слышать и слушать друг друга; давать обоснованную и со-

вместную оценку полученной в ходе обсуждения информации; в результате совмест-

ной работы усвоен материал.

2. Мини-исследование

Цель:

формирование

научно-

исследовательских навыков.

Организация: Исследование в тече-

ние урока. Класс делится на пары-четверки

по уровню знаний. Работа с источниками

информации, выдвижение гипотезы, сбор

фактического материала, систематизация и

обобщение полученных данных, подготов-

ка и защита проекта.

Результат: умение организовать свою

работу, работать с источниками информации, умение представить результаты своей

творческой работы: доклад, реферат, исследовательская работа, проект, схемы, табли-

цы. Знания, добытые самостоятельно, являются более прочными и остаются с учени-

ком надолго.

3. Своя опора - универсальный приём, сворачивающий информацию.

Цель: умение работать с информацией, обрабатывать и систематизировать.

Организация: Ученик составляет собственный опорный конспект по новому ма-

териалу. Как ослабленный вариант приема можно рекомендовать составление раз-

вернутого плана ответа (как на экзамене). Замечательно, если ученики успеют объяс-

нить друг другу свои опорные конспекты, хотя бы частично. И не беда, если их опор-

ные конспекты почти не отличаются друг от друга. Ученики обмениваются опорными

конспектами и проговаривают тему по соседскому опорному конспекту. Это может

быть конкурс на лучшую шпаргалку.

Результат: умение выделять главную мысль; умение устанавливать связи между

объектами; умение представлять информацию в «свернутом виде».

4. Таблица.

Цель:

умение

работать

с

ин-

формацией, обрабатывать и пред-

ставлять в виде схемы или таблицы.

Это

наиболее

распространён-

ный вид пособий по русскому язы-

ку,

реализующий

зрительную

на-

глядность.

Организация:

После

прочте-

ния

учебного

материала

выбрать

объекты для сравнения, выбрать ха-

рактеристики

(признаки) для

срав-

нения.

Составить

форму

таблицы,

защитить ее публично, заполнить индивидуально или в паре.

Результат: Теоретический материал по определённой теме собирается в единое

целое. Опираясь на материал, обучающиеся легко могут проверить знания друг у

друга в паре и оценить.

Неудачи: В этом приеме важно предварительно научить детей составлять форму

таблицы, располагать столбцы и строки.

5. Три уровня домашнего задания.

Можно

реализовать

проектную

дея-

тельность и в домашней работе – это воз-

можность использования заданий третьего

творческого уровня.

Организация:

это

и

разработка

кроссвордов, ребусов, загадок, тематиче-

ских

сборников интересных фактов.

На-

пример,

создание

творческих

работ

по

пройденной теме («Напиши лингвистиче-

скую сказку о какой-либо части речи», ли-

бо «Напиши сочинение-миниатюру «Фев-

ральский

день»,

используя

безличные

предложения».

«Представь стили речи в иллюстрациях», «Профессиона-

лизмы в загадках» и т.д.)

Результат: Такого рода творческие проекты форми-

руют потребность в самовыражении, чувство слова, уме-

ние переносить и связывать знания из разных областей,

размышлять над разными фактами и явлениями.

II. На уроках закрепления знаний - формируется

способность к самостоятельному выявлению и исправле-

нию своих ошибок.

На данных уроках так же возможно проведение

1. Мини- исследований.

Организация:

Данный

приём

помогает

пересечь

уроки русского языка и литературы. Изучая в 8 классе

тему

«Обособленные члены

предложения», предлагаем

найти примеры в рассказе «После бала» Л.Н.Толстого.

Или в 6 классе при изучении темы «Устаревшие слова»

опираемся на тексты древнерусской литературы, состав-

ляем словари историзмов, архаизмов

Результат: Школьники учатся самостоятельно рабо-

тать с источниками, в том числе с текстами художествен-

ных

произведений,

представлять

материал,

оформлять

творческую работу в виде исследования.

2. «Письмо с дырками соседу», самостоятельно составленный наглядный ма-

териал

В качестве проекта предлагаем самостоятельно составить наглядный материал к

уроку.

Организация: Самостоятельно или в парах работают по составлению опорных

схем, таблиц, текстов, карточек по пройденному материалу. Н-р, составляем «Альбом

правил русского языка» - иллюстрированное пособие для повторения орфограмм и

пунктограмм русского языка в игровой форме.

Еще один прием, используемый на уроках, - «Письмо с дырками соседу». Необ-

ходимо восстановить текст, в котором некоторая информация оказалась утраченной.

Результат: Все это повышает интерес к изучаемому предмету, способствует

прочности усвоения материала.

III. Метод проектов возможен и на уроках комплексного применения знаний.

Метапредметная цель урока комплексного применения знаний: формирова-

ние способностей выбора способов деятельности в конкретной ситуации и их коррек-

тировки.

1. Используем такой прием, как Суперконтрольная.

Организация: Текст, материал контрольной работы разрабатывают ученики друг

для друга. На одном листе пишут задания, на другом ответы. На уроке обмениваются

заданиями и выполняют их. По своим листам ответов проверяют выполнение. На этой

контрольной ученик получает три оценки – за задания, выполнение и ответы с провер-

кой.

Результат: В результате формируется умение проводить самопроверку, взаимо-

проверку и анализ результатов.

Хорошим проектом может стать возможность обучающихся выступить в роли

учителя. Заранее подготовленный ученик проводит определенный этап урока вместо

учителя, самостоятельно его разработав, подобрав материал.

2. При изучении темы «Алфа-

вит» в 5 классе создаем Лингвис-

тический

журнал

«Буквы

рус-

ского алфавита».

Организация:

выбирается

буква, которую представляет обу-

чающийся, рассказывается ее исто-

рия, придумывается наглядный об-

раз, подбираются интересные фак-

ты.

Результат:

Конечным

про-

дуктом будет альбом «Русский ал-

фавит», собранный по материалам

индивидуальных проектов.

III. На уроках обобщения и систематизации знаний, где формируются у уча-

щихся способности к обобщению, структурированию и систематизации предметного

содержания, уместно применяем

1. Интеллект-карты, схемы

Цель: Они помогают представлять идеи и

в ясной, привлекательной и убедительной фор-

ме, давать целостное видение материала, вы-

явить слабые места в знании учебного мате-

риала.

Организация: Рисовать интеллект-карты

можно на бумаге, можно использовать компь-

ютерные программы. При создании интеллект

карт записываемая информация запоминается,

перерабатывается.

2. Как способ обобщить материал используем

проект «Создай паспорт»

,

цель которого систематизировать, обобщить

полученные

знания.

Создавать

можно

паспорт

изучаемого понятия, отдельных слов по

опреде-

ленному плану.

Организация: универсальный прием состав-

ления обобщенной характеристики изучаемого яв-

ления по определенному плану, например, частей

речи, членов предложений, частей слова, лингвис-

тических терминов.

Учащимся предлагаем темы проектных ра-

бот «Энциклопедия слова», «Все о моем име-

ни», «Все об одной части речи». При этом обу-

чающиеся знакомятся с различными типами сло-

варей,

составляют

комплексное

представление

слова, рассматривая его с разных точек зрения.

Результат: умение обобщать и системати-

зировать учебный материал в творческой форме.

3. Мини-проекты

Их разработка наиболее продуктивна на уроках обобщения. Учат взаимодейст-

вию при работе в группе. Умение добывать нужную информацию, фантазировать,

обобщать знания.

Организация: укладываются в один-два урока. Например, при выполнении ми-

ни-проекта «Фразеологизмы» учащиеся выполняют следующее задание: проиллюст-

рировать фразеологизм, помня о его метафоричности и образности.

Результат: умение образно мыслить.

4. Учащиеся с 5 класса учатся создавать презентации по заданной теме. Это

средство наглядного представления доклада, мини-исследования, творческой работы.

Цель: уметь кратко и доходчиво изложить информацию, эффективно разъяснить

суть вопроса.

Например, при обобщении материала учащиеся делятся на несколько групп и

составляют презентации по темам. например: «Все о наречии», «Стили речи» и т.д.

Результат: представить информацию наиболее убедительно и наглядно.

Таким образом, проектная деятельность – один из лучших способов для совме-

щения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обу-

чения и самостоятельной работы учащихся.

Минусы проектной деятельности:

- отсутствие критериев оценки, так как задания не являются стандартными;

- повышенная нагрузка на учителя, так как подготовка урока-проекта, на котором,

казалась бы, работают дети, требует много времени;

- трудность организации работы в группе (лидер/лентяй);

- делать проекты стало модно, делаются для галочки, поэтому важно определить,

зачем выполняется проект, чему могут научиться школьники.

И все же, учебный проект по русскому языку – это возможность делать что-то ин-

тересное самому или в группе, это деятельность, позволяющая проявить себя и пока-

зать публично достигнутый результат.

Главное – продумать способы введения метода проектов в структуру уроков.



В раздел образования