Авторы: Корякова Елена Владимировна, Родямова Наталья Анатольевна
Должность: учителя русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ БСОШ №1
Населённый пункт: п.г.т.Белый Яр Сургутского района
Наименование материала: творческий отчёт
Тема: "Проектная деятельность на уроках русского языка"
Раздел: среднее образование
Проектная деятельность на уроках русского языка
(творческий отчет)
Корякова Елена Владимировна,
Родямова Наталья Анатольевна,
учителя русского языка и литературы
МАОУ «Белоярская СОШ № 1»
Не всегда возможно заставить человека творить. Он сам должен прийти к жела-
нию искать, пробовать и ошибаться. И только тот, кто готов отстаивать свое право
творить, способен на настоящее творчество, задача же наша - мотивировать учащихся
на это творчество. Если ученик постоянно будет заниматься проектной деятельностью
в школьные годы, то в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособлен-
ным, сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообраз-
ных ситуациях, совместно работать с различными людьми, то есть адаптироваться к
окружающим условиям.
В результате чего решаются и многие задачи личностно-ориентированного обу-
чения:
•
самостоятельность;
•
активность;
•
инициативность;
•
практическое применение знаний;
•
использование информационных технологий;
•
формирование исследовательских умений;
•
право выбора;
•
возможность самим контролировать процесс и сотрудничать с одноклассника-
ми.
Всё это повышает мотивацию обучения.
Вполне понятно, что при выполнении учащимися проекта качественно меняется
роль учителя в образовательном процессе: на всех этапах подготовки проекта учитель
выступает в роли консультанта, помощника, а не эксперта.
Мы часто сталкиваются с та-
кими проблемами, как отсутствие
читательского
интереса
среди
учащихся, узкий кругозор, отсут-
ствие навыка анализа и обобще-
ния.
Интересная
работа,
данная
индивидуально, в группах, парах
дает ребятам возможность почув-
ствовать предмет, получить новые
знания при решении интересной
проблемы,
сформулированной
самими учащимися в виде цели.
В этом нам помогает метод
проектной деятельности.
Проект – это «пять П»
Проблема
Проектирование
(
)
планирование
Поиск
информации
Продукт
Презентация
В данное время, работая в среднем звене, из перечисленных проектов, чаще всего
мы используем на уроках творческие, любят особенно обучающиеся 5-6 классов,
практико-ориентированные, информационные, по времени краткосрочные и мини-
проекты. В условиях классно-урочной системы трудно осуществить межпредметные и
надпредметные проекты.
В общем виде подготовку к уроку-проекту, этапу урока можно представить в
виде схемы:
Создание проблемно-мотивационной среды на уроке осуществляется разными
формами: беседой, дискуссией, "мозговым штурмом", самостоятельной работой, орга-
низацией "круглого стола", консультацией, семинаром, лабораторной, групповой ра-
ботой,
Мы поделимся с вами, какие проекты используем на уроках русского языка.
I. Метапредметная цель урока изучения нового материала - формирование у
учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия.
1. Автобусная остановка
Цель: научиться обсуждать и анали-
зировать заданную тему в малых группах.
Организация: группы по 5-7 чело-
век. Время: 20-25 мин. Учитель опре-
деляет количество обсуждаемых вопросов
новой темы (оптимально 4-5). Участники
разбиваются на группы по числу вопро-
сов, соответствующих автобусным ос-
тановкам. В течение 5 минут в группах
обсуждаются поставленные вопросы и за-
писываются ключевые моменты. Затем по
команде группы переходят к следующей остановке. Знакомятся с имеющимися за-
писями и дополняют. Когда группы возвращаются к своей первой остановке, они пре-
зентуют результаты работы по своему вопросу.
Результат: умение слышать и слушать друг друга; давать обоснованную и со-
вместную оценку полученной в ходе обсуждения информации; в результате совмест-
ной работы усвоен материал.
2. Мини-исследование
Цель:
формирование
научно-
исследовательских навыков.
Организация: Исследование в тече-
ние урока. Класс делится на пары-четверки
по уровню знаний. Работа с источниками
информации, выдвижение гипотезы, сбор
фактического материала, систематизация и
обобщение полученных данных, подготов-
ка и защита проекта.
Результат: умение организовать свою
работу, работать с источниками информации, умение представить результаты своей
творческой работы: доклад, реферат, исследовательская работа, проект, схемы, табли-
цы. Знания, добытые самостоятельно, являются более прочными и остаются с учени-
ком надолго.
3. Своя опора - универсальный приём, сворачивающий информацию.
Цель: умение работать с информацией, обрабатывать и систематизировать.
Организация: Ученик составляет собственный опорный конспект по новому ма-
териалу. Как ослабленный вариант приема можно рекомендовать составление раз-
вернутого плана ответа (как на экзамене). Замечательно, если ученики успеют объяс-
нить друг другу свои опорные конспекты, хотя бы частично. И не беда, если их опор-
ные конспекты почти не отличаются друг от друга. Ученики обмениваются опорными
конспектами и проговаривают тему по соседскому опорному конспекту. Это может
быть конкурс на лучшую шпаргалку.
Результат: умение выделять главную мысль; умение устанавливать связи между
объектами; умение представлять информацию в «свернутом виде».
4. Таблица.
Цель:
умение
работать
с
ин-
формацией, обрабатывать и пред-
ставлять в виде схемы или таблицы.
Это
наиболее
распространён-
ный вид пособий по русскому язы-
ку,
реализующий
зрительную
на-
глядность.
Организация:
После
прочте-
ния
учебного
материала
выбрать
объекты для сравнения, выбрать ха-
рактеристики
(признаки) для
срав-
нения.
Составить
форму
таблицы,
защитить ее публично, заполнить индивидуально или в паре.
Результат: Теоретический материал по определённой теме собирается в единое
целое. Опираясь на материал, обучающиеся легко могут проверить знания друг у
друга в паре и оценить.
Неудачи: В этом приеме важно предварительно научить детей составлять форму
таблицы, располагать столбцы и строки.
5. Три уровня домашнего задания.
Можно
реализовать
проектную
дея-
тельность и в домашней работе – это воз-
можность использования заданий третьего
творческого уровня.
Организация:
это
и
разработка
кроссвордов, ребусов, загадок, тематиче-
ских
сборников интересных фактов.
На-
пример,
создание
творческих
работ
по
пройденной теме («Напиши лингвистиче-
скую сказку о какой-либо части речи», ли-
бо «Напиши сочинение-миниатюру «Фев-
ральский
день»,
используя
безличные
предложения».
«Представь стили речи в иллюстрациях», «Профессиона-
лизмы в загадках» и т.д.)
Результат: Такого рода творческие проекты форми-
руют потребность в самовыражении, чувство слова, уме-
ние переносить и связывать знания из разных областей,
размышлять над разными фактами и явлениями.
II. На уроках закрепления знаний - формируется
способность к самостоятельному выявлению и исправле-
нию своих ошибок.
На данных уроках так же возможно проведение
1. Мини- исследований.
Организация:
Данный
приём
помогает
пересечь
уроки русского языка и литературы. Изучая в 8 классе
тему
«Обособленные члены
предложения», предлагаем
найти примеры в рассказе «После бала» Л.Н.Толстого.
Или в 6 классе при изучении темы «Устаревшие слова»
опираемся на тексты древнерусской литературы, состав-
ляем словари историзмов, архаизмов
Результат: Школьники учатся самостоятельно рабо-
тать с источниками, в том числе с текстами художествен-
ных
произведений,
представлять
материал,
оформлять
творческую работу в виде исследования.
2. «Письмо с дырками соседу», самостоятельно составленный наглядный ма-
териал
В качестве проекта предлагаем самостоятельно составить наглядный материал к
уроку.
Организация: Самостоятельно или в парах работают по составлению опорных
схем, таблиц, текстов, карточек по пройденному материалу. Н-р, составляем «Альбом
правил русского языка» - иллюстрированное пособие для повторения орфограмм и
пунктограмм русского языка в игровой форме.
Еще один прием, используемый на уроках, - «Письмо с дырками соседу». Необ-
ходимо восстановить текст, в котором некоторая информация оказалась утраченной.
Результат: Все это повышает интерес к изучаемому предмету, способствует
прочности усвоения материала.
III. Метод проектов возможен и на уроках комплексного применения знаний.
Метапредметная цель урока комплексного применения знаний: формирова-
ние способностей выбора способов деятельности в конкретной ситуации и их коррек-
тировки.
1. Используем такой прием, как Суперконтрольная.
Организация: Текст, материал контрольной работы разрабатывают ученики друг
для друга. На одном листе пишут задания, на другом ответы. На уроке обмениваются
заданиями и выполняют их. По своим листам ответов проверяют выполнение. На этой
контрольной ученик получает три оценки – за задания, выполнение и ответы с провер-
кой.
Результат: В результате формируется умение проводить самопроверку, взаимо-
проверку и анализ результатов.
Хорошим проектом может стать возможность обучающихся выступить в роли
учителя. Заранее подготовленный ученик проводит определенный этап урока вместо
учителя, самостоятельно его разработав, подобрав материал.
2. При изучении темы «Алфа-
вит» в 5 классе создаем Лингвис-
тический
журнал
«Буквы
рус-
ского алфавита».
Организация:
выбирается
буква, которую представляет обу-
чающийся, рассказывается ее исто-
рия, придумывается наглядный об-
раз, подбираются интересные фак-
ты.
Результат:
Конечным
про-
дуктом будет альбом «Русский ал-
фавит», собранный по материалам
индивидуальных проектов.
III. На уроках обобщения и систематизации знаний, где формируются у уча-
щихся способности к обобщению, структурированию и систематизации предметного
содержания, уместно применяем
1. Интеллект-карты, схемы
Цель: Они помогают представлять идеи и
в ясной, привлекательной и убедительной фор-
ме, давать целостное видение материала, вы-
явить слабые места в знании учебного мате-
риала.
Организация: Рисовать интеллект-карты
можно на бумаге, можно использовать компь-
ютерные программы. При создании интеллект
карт записываемая информация запоминается,
перерабатывается.
2. Как способ обобщить материал используем
проект «Создай паспорт»
,
цель которого систематизировать, обобщить
полученные
знания.
Создавать
можно
паспорт
изучаемого понятия, отдельных слов по
опреде-
ленному плану.
Организация: универсальный прием состав-
ления обобщенной характеристики изучаемого яв-
ления по определенному плану, например, частей
речи, членов предложений, частей слова, лингвис-
тических терминов.
Учащимся предлагаем темы проектных ра-
бот «Энциклопедия слова», «Все о моем име-
ни», «Все об одной части речи». При этом обу-
чающиеся знакомятся с различными типами сло-
варей,
составляют
комплексное
представление
слова, рассматривая его с разных точек зрения.
Результат: умение обобщать и системати-
зировать учебный материал в творческой форме.
3. Мини-проекты
Их разработка наиболее продуктивна на уроках обобщения. Учат взаимодейст-
вию при работе в группе. Умение добывать нужную информацию, фантазировать,
обобщать знания.
Организация: укладываются в один-два урока. Например, при выполнении ми-
ни-проекта «Фразеологизмы» учащиеся выполняют следующее задание: проиллюст-
рировать фразеологизм, помня о его метафоричности и образности.
Результат: умение образно мыслить.
4. Учащиеся с 5 класса учатся создавать презентации по заданной теме. Это
средство наглядного представления доклада, мини-исследования, творческой работы.
Цель: уметь кратко и доходчиво изложить информацию, эффективно разъяснить
суть вопроса.
Например, при обобщении материала учащиеся делятся на несколько групп и
составляют презентации по темам. например: «Все о наречии», «Стили речи» и т.д.
Результат: представить информацию наиболее убедительно и наглядно.
Таким образом, проектная деятельность – один из лучших способов для совме-
щения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обу-
чения и самостоятельной работы учащихся.
Минусы проектной деятельности:
- отсутствие критериев оценки, так как задания не являются стандартными;
- повышенная нагрузка на учителя, так как подготовка урока-проекта, на котором,
казалась бы, работают дети, требует много времени;
- трудность организации работы в группе (лидер/лентяй);
- делать проекты стало модно, делаются для галочки, поэтому важно определить,
зачем выполняется проект, чему могут научиться школьники.
И все же, учебный проект по русскому языку – это возможность делать что-то ин-
тересное самому или в группе, это деятельность, позволяющая проявить себя и пока-
зать публично достигнутый результат.
Главное – продумать способы введения метода проектов в структуру уроков.