Автор: Савинова Ирина Юрьевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 11 Приморского района
Населённый пункт: Санкт-Петербурга
Наименование материала: методическая разработка
Тема: по образовательной области "художественно-эстетическое развитие" по теме: "Посиделки"
Раздел: дошкольное образование
Фольклорное музыкальное занятие «Посиделки»
Савинова Ирина Юрьевна
Музыкальный руководитель
Государственное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад № 11
Приморского района Санкт-Петербурга
Цель: знакомить детей с фольклорными традициями.
Задачи:
формировать любовь к родной земле, уважение к традициям своего
народа;
воспитывать уважительное отношение в общении с другими детьми и
взрослыми;
развивать активное восприятие музыки посредством музыкального
фольклора;
развивать специальные музыкальные способности (чувство ритма,
ладовое чувство, музыкально-слуховые представления);
формировать исполнительские навыки в области пения, движения;
развивать
самостоятельность,
инициативу
и
импровизационные
способности у детей.
Ход образовательной деятельности:
Звучит спокойная русская народная мелодия.
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте!
Музыкальный руководитель: Знаете ли вы ребята, что обозначает слово
«здравствуйте»? Это слово доброе. Произошло оно от старинного слова
«Здравствовать» и означает пожелание доброго, крепкого здоровья и
благополучия, мы радуемся встрече друг с другом.
Музыкальный руководитель: Ребята, а вы хотите попасть в прошлое, что
было давным-давно? (ответы детей) Представьте, что у нас с вами есть
машина времени! Мы отправляемся с вами в путешествие! Все закрыли
глаза, и прислушались к тишине!
Слушанье: «Народные мотивы»
Музыкальный руководитель: Открываем глаза. Мы с вами на поляне и все
превратились в деревенских ребятишек! Слышите? Звучит песня! Это
девицы и молодцы хоровод водить торопятся, а за ними и ребятишки следом.
И мы с вами в хороводе пойдем только не в обычном круговом, а змейкой. И
отправимся мы с вами на посиделки.
Упражнение Хоровод. (Пойдем змейкой друг за другом хороводным шагом.)
Дети идут за ведущим под русскую народную мелодию.
Музыкальный руководитель: Вот мы пришли в избу. Давайте потихоньку
сядем на скамеечки. У нас сегодня Посиделки!
(Дети садятся на стульчики).
Давным-давно из древности до нас дошли добрые сказки, хитрые загадки,
веселые игры, шутливые потешки, пословицы, скороговорки… все это
придумал народ и называется это – «Фольклор» – народная мудрость. В
старину, зимними вечерами собирались люди в большой избе, где пели
песни, рассказывали сказки, говорили шутки – прибаутки и, конечно же,
работали. Они пряли, вышивали, плели лапти и корзины. Такие вечера
назывались посиделками.
Слушание. Инструментальная музыка Гусли.
Беседа
о
прослушанном музыкальном
материале
(дети
обсуждают
услышанный музыкальный материал, делятся впечатлениями, мыслями,
чувствами)
Музыкальный руководитель: Давным-давно каждую весну устраивали
веселый праздник. К празднику умельцы изготавливали много-много
игрушек. Эти игрушки приносили на ярмарку, да продавали. Детишки
свистели, шумели, зазывали Весну-Красну и устраивали на ярмарке
праздник.
Дидактическая игра: «Русские народные инструменты».
Игра на деревянных ложках.
Знаете, когда звучат сразу все инструменты – это называется оркестр. Но у
нас с вами оркестр еще не получился, потому что каждый играл, как хотел, а
в настоящем оркестре все инструменты звучат слаженно, ритмично.
Артикуляционные упражнения.
Поиграем в повторюшки. Я показываю, а вы повторяете.
«Дядя Федя» (кусаем язычок, «протыкаем щечки,)
«Котишко-мурлышко, серый лобишко,
не лезь в сметану, оставь Степану»
(хмуримся, радуемся, пальчики над бровями)
«Словно ветер я лечу, чу, моя лошадка, чу!» (цокаем язычком)
«Горка» (глиссандо)
Пальчиковая игра «Мыши»
«Греем ручки» (мерзнут в холоде ладошки, мы погреем их немножко)
Музыкальный руководитель: В старину говорили, что в конце февраля
зима с весной встречаются и силой меряются. Уставшие от зимы люди
обращались к весне с просьбой прийти поскорее и обогреть землю, а
солнышко и птиц вольных просили в песнях и танцах своих поторопить
Весну. Люди придумали обряд – закликание весны.
- Весна, весна, проснись от сна!
- Приди весна с радостью, с великой милостью!
Песнями, закличками, приговорами крестьяне пытались задобрить матушку
природу. Они просили хороший урожай, ясное солнышко, хорошего дождя и
много еще чего.
Вот и мы сейчас с вами ребятки, весну закликать будем. Для этого мы споем
песню
Пение «Весна – красна».
Прохлопывание ритма, проговаривание слов. Пропевание первого куплета,
индивидуально, по группам, хором.
Музыкальный руководитель: Ой, ребята, что это здесь у нас, вместе с
Весной прибыло?
(дети рассматривают картинку, отвечают)
Дети: Цветы, подснежники!
Музыкальный руководитель:
Правильно! Весна пришла не с пустыми
руками, а с цветами да зеленью! Что они нам напоминают?
Дети: Ритмический рисунок!
Музыкальный руководитель: Вы абсолютно правы! Ритмический рисунок!
А цветы необыкновенные, они музыкальные.
Смотрите-ка, мы их сейчас прохлопаем, протопаем.
Музыкальный
руководитель: Ох, А еще у русского народа свои
национальные костюмы были! Когда они наряжались?
Наряжаем детей в национальные костюмы
Дети: На праздники!
Музыкальный руководитель: Правильно! В праздники! А весной у нас
какие есть народные праздники? Масленица, Пасха! Верно! А что народ
любил делать в эти праздники?
Дети: Песни петь, плясать, да калачи кушать!
Дети исполняют танец «Ой, Варенька»
Музыкальный руководитель:
Как вы уже сказали, отмечали весной
масленицу и игра в деревне была любимая золотые ворота! Поиграем?
Дети: ДА!
Музыкальный руководитель: Замечательно у нас получилось ! Пора домой
возвращаться! Спешим занять места в машине времени беремся за руки!
(звучит русская народная музыка – гусли).
Музыкальный руководитель: Спасибо вам, ребятки, что вы помогли Весну
– красну кликать. Совсем скоро она придет к нам. А были мы с вами сегодня
не просто ребятами, а деревенскими ребятишками. Вы все очень постарались.
А вам понравилось дети наше путешествие в прошлое? Чему вы сегодня
научились? Что нового узнали? Что больше всего понравилось? (ответы
детей) Все вы молодцы!
А теперь, мы попрощаемся с вами. До свидания!