Напоминание

по образовательной области "художественно-эстетическое развитие" по теме: "Посиделки"


Автор: Савинова Ирина Юрьевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 11 Приморского района
Населённый пункт: Санкт-Петербурга
Наименование материала: методическая разработка
Тема: по образовательной области "художественно-эстетическое развитие" по теме: "Посиделки"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Фольклорное музыкальное занятие «Посиделки»

Савинова Ирина Юрьевна

Музыкальный руководитель

Государственное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение детский сад № 11

Приморского района Санкт-Петербурга

Цель: знакомить детей с фольклорными традициями.

Задачи:

формировать любовь к родной земле, уважение к традициям своего

народа;

воспитывать уважительное отношение в общении с другими детьми и

взрослыми;

развивать активное восприятие музыки посредством музыкального

фольклора;

развивать специальные музыкальные способности (чувство ритма,

ладовое чувство, музыкально-слуховые представления);

формировать исполнительские навыки в области пения, движения;

развивать

самостоятельность,

инициативу

и

импровизационные

способности у детей.

Ход образовательной деятельности:

Звучит спокойная русская народная мелодия.

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте!

Музыкальный руководитель: Знаете ли вы ребята, что обозначает слово

«здравствуйте»? Это слово доброе. Произошло оно от старинного слова

«Здравствовать» и означает пожелание доброго, крепкого здоровья и

благополучия, мы радуемся встрече друг с другом.

Музыкальный руководитель: Ребята, а вы хотите попасть в прошлое, что

было давным-давно? (ответы детей) Представьте, что у нас с вами есть

машина времени! Мы отправляемся с вами в путешествие! Все закрыли

глаза, и прислушались к тишине!

Слушанье: «Народные мотивы»

Музыкальный руководитель: Открываем глаза. Мы с вами на поляне и все

превратились в деревенских ребятишек! Слышите? Звучит песня! Это

девицы и молодцы хоровод водить торопятся, а за ними и ребятишки следом.

И мы с вами в хороводе пойдем только не в обычном круговом, а змейкой. И

отправимся мы с вами на посиделки.

Упражнение Хоровод. (Пойдем змейкой друг за другом хороводным шагом.)

Дети идут за ведущим под русскую народную мелодию.

Музыкальный руководитель: Вот мы пришли в избу. Давайте потихоньку

сядем на скамеечки. У нас сегодня Посиделки!

(Дети садятся на стульчики).

Давным-давно из древности до нас дошли добрые сказки, хитрые загадки,

веселые игры, шутливые потешки, пословицы, скороговорки… все это

придумал народ и называется это – «Фольклор» – народная мудрость. В

старину, зимними вечерами собирались люди в большой избе, где пели

песни, рассказывали сказки, говорили шутки – прибаутки и, конечно же,

работали. Они пряли, вышивали, плели лапти и корзины. Такие вечера

назывались посиделками.

Слушание. Инструментальная музыка Гусли.

Беседа

о

прослушанном музыкальном

материале

(дети

обсуждают

услышанный музыкальный материал, делятся впечатлениями, мыслями,

чувствами)

Музыкальный руководитель: Давным-давно каждую весну устраивали

веселый праздник. К празднику умельцы изготавливали много-много

игрушек. Эти игрушки приносили на ярмарку, да продавали. Детишки

свистели, шумели, зазывали Весну-Красну и устраивали на ярмарке

праздник.

Дидактическая игра: «Русские народные инструменты».

Игра на деревянных ложках.

Знаете, когда звучат сразу все инструменты – это называется оркестр. Но у

нас с вами оркестр еще не получился, потому что каждый играл, как хотел, а

в настоящем оркестре все инструменты звучат слаженно, ритмично.

Артикуляционные упражнения.

Поиграем в повторюшки. Я показываю, а вы повторяете.

«Дядя Федя» (кусаем язычок, «протыкаем щечки,)

«Котишко-мурлышко, серый лобишко,

не лезь в сметану, оставь Степану»

(хмуримся, радуемся, пальчики над бровями)

«Словно ветер я лечу, чу, моя лошадка, чу!» (цокаем язычком)

«Горка» (глиссандо)

Пальчиковая игра «Мыши»

«Греем ручки» (мерзнут в холоде ладошки, мы погреем их немножко)

Музыкальный руководитель: В старину говорили, что в конце февраля

зима с весной встречаются и силой меряются. Уставшие от зимы люди

обращались к весне с просьбой прийти поскорее и обогреть землю, а

солнышко и птиц вольных просили в песнях и танцах своих поторопить

Весну. Люди придумали обряд – закликание весны.

- Весна, весна, проснись от сна!

- Приди весна с радостью, с великой милостью!

Песнями, закличками, приговорами крестьяне пытались задобрить матушку

природу. Они просили хороший урожай, ясное солнышко, хорошего дождя и

много еще чего.

Вот и мы сейчас с вами ребятки, весну закликать будем. Для этого мы споем

песню

Пение «Весна – красна».

Прохлопывание ритма, проговаривание слов. Пропевание первого куплета,

индивидуально, по группам, хором.

Музыкальный руководитель: Ой, ребята, что это здесь у нас, вместе с

Весной прибыло?

(дети рассматривают картинку, отвечают)

Дети: Цветы, подснежники!

Музыкальный руководитель:

Правильно! Весна пришла не с пустыми

руками, а с цветами да зеленью! Что они нам напоминают?

Дети: Ритмический рисунок!

Музыкальный руководитель: Вы абсолютно правы! Ритмический рисунок!

А цветы необыкновенные, они музыкальные.

Смотрите-ка, мы их сейчас прохлопаем, протопаем.

Музыкальный

руководитель: Ох, А еще у русского народа свои

национальные костюмы были! Когда они наряжались?

Наряжаем детей в национальные костюмы

Дети: На праздники!

Музыкальный руководитель: Правильно! В праздники! А весной у нас

какие есть народные праздники? Масленица, Пасха! Верно! А что народ

любил делать в эти праздники?

Дети: Песни петь, плясать, да калачи кушать!

Дети исполняют танец «Ой, Варенька»

Музыкальный руководитель:

Как вы уже сказали, отмечали весной

масленицу и игра в деревне была любимая золотые ворота! Поиграем?

Дети: ДА!

Музыкальный руководитель: Замечательно у нас получилось ! Пора домой

возвращаться! Спешим занять места в машине времени беремся за руки!

(звучит русская народная музыка – гусли).

Музыкальный руководитель: Спасибо вам, ребятки, что вы помогли Весну

– красну кликать. Совсем скоро она придет к нам. А были мы с вами сегодня

не просто ребятами, а деревенскими ребятишками. Вы все очень постарались.

А вам понравилось дети наше путешествие в прошлое? Чему вы сегодня

научились? Что нового узнали? Что больше всего понравилось? (ответы

детей) Все вы молодцы!

А теперь, мы попрощаемся с вами. До свидания!



В раздел образования