Автор: Савинова Ирина Юрьевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 11 Приморского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Бережное отношение к детскому голосу
Раздел: дошкольное образование
«Бережное отношение к детскому голосу»
Савинова Ирина Юрьевна
Музыкальный руководитель
Государственное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад № 11
Приморского района Санкт-Петербурга
Пение – наиболее естественное и спонтанное проявление музыки, так
как чаще всего связано с текстом и может одновременно выражать мысли и
эмоции. В то же время, это своеобразный духовой инструмент, посредством
которого можно издавать певческий звук. Находящиеся в человеческой
гортани голосовые складки колеблются (вибрируют) под напором воздушной
струи, с силой выталкиваемой из легких. «Уметь петь – значит уметь
правильно дышать», – говорил великий знаток возможностей человеческого
голоса, выдающийся русский композитор М. И. Глинка.
Поскольку пение – психофизиологический процесс, связанный с работой
дыхания, важно, чтобы голосообразование было правильно, чтобы ребенок
испытывал ощущение комфорта, пел легко, с удовольствием. Правильный
режим голосообразования является результатом специальной работы по
постановке певческого голоса. Эту работу необходимо начинать с детьми
уже в дошкольном возрасте, который чрезвычайно благоприятен для
становления основных певческих навыков.
В первую очередь важно продумать подбор песенного материала. Песни
должны отличаться доступностью текста и мелодии: простые, ясные по
смыслу слова, близкие образы, события и явления; простой ритмический
рисунок мелодии без больших скачков; доступный певческий диапазон (ми
— си); короткие музыкальные фразы, удобные для дыхания ребенка.
Перед музыкальным руководителем дошкольного учреждения стоит
ответственная задача – научить детей любить песню, дать простейшие
певческие навыки. Народная песня обладает художественно-воспитательной
ценностью, не перестает восхищать и удивлять своим глубоким содержанием
и
совершенной
формой.
Пение
народных
песен
знакомит
детей
с
национальными
традициями
народа,
с
его
песенным
прошлым.
Систематическое их исполнение способствует эстетическому воспитанию,
развивает у детей художественный вкус, пробуждает чувство любви к
Родине, родной природе. Народная песня обогащает речь детей, способствует
улучшению дикции и артикуляции, благоприятно влияет на выразительность
речи. Простота построения мелодии, яркая образность, юмор создают
желание петь даже у самых застенчивых и малоактивных детей. Народные
песни вызывают положительные эмоции, у ребенка. Иногда при одном
только упоминании названия песни лица у детей освещаются улыбками, и
они с удовольствием исполняют ее. В работе над протяжностью звука, что
может быть лучше, чем русская народная песня, ведь широкая напевность
характерна для всех жанров русской песни.
Возрастные особенности слуха и голоса детей младшего возраста. У
детей этого возраста голосовой аппарат еще не сформирован, голосовая
мышца не развита, связки тонкие, короткие. Голосовые связки смыкаются
неполно, при звукообразовании колеблются только их края – отсюда
легкость и недостаточная звонкость звучания. Требуется очень осторожное,
бережное отношение к детскому голосу. Педагог должен работать над
формированием
устойчивого
навыка
естественного,
ненапряженного
звучания, не допускать форсирования звука, как во время пения, так и в
разговорной речи. Важно создать благоприятную атмосферу для слуха.
Необходимо исключить разговор и пение взрослых на форсированных
звуках, общение с детьми на фоне телепередач, магнитофонных записей.
Возрастные особенности слуха и голоса детей старшего возраста. На
пятом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. У них
окреп
голос,
увеличился
диапазон
(ре-си),
дыхание
стало
более
организованным, хотя все еще, довольно поверхностное. У детей этого
возраста расширяется словарный запас, они лучше и точнее произносят
отдельные звуки слова, активнее могут работать ртом во время пения, то есть
улучшается артикуляция. Дети отличаются большей слуховой активностью,
слуховым вниманием, способны свободно различать по высоте звуки,
расположенные на расстоянии октавы, сексты и даже квинты: слышат
движение мелодии вверх, вниз, могут выделить вступление к песне, петь
после вступления вместе со взрослым; начинают петь согласованно с
инструментальным сопровождением и без него (при поддержке голоса
взрослого).
Дошкольники могут петь не громко и недолго, потому, что их голос
быстро устаёт и тогда совсем перестаёт слушаться. Пение песни в 3–4
куплета с диапазоном даже 6–7 звуков реально бывает возможным только в
старшем дошкольном возрасте. Необходимо правильно и естественно
развивать
детские
певческие
возможности,
позволяя
детям
активно
пользоваться слухом как контролирующим и регулирующим органом, ведь
именно координация слуха и голоса – важнейшее условие развития
певческих способностей детей. Одна из основных задач музыкального
воспитания – развитие музыкального слуха: важно слышать себя во время
пения, кроме того, замечать и исправлять ошибки, формировать слуховой
самоконтроль.
Для
развития
правильного
воспроизведения
музыкального
звука
огромное значение имеет певческое дыхание, нарушение его снижает
точность интонирования. Певческое дыхание вырабатывается только в
процессе самого пения. Надо учить детей с младшего возраста петь
музыкальную фразу на одном дыхании. Это укрепляет дыхательный аппарат,
дети ровно, устойчиво исполняют различные гласные на всех участках
диапазона голоса, т. е. вырабатывается единый тембр, что немаловажно для
хорового пения.
Певческое дыхание требует выработки навыков бесшумного вдоха, он
должен быть спокойным, без поднятия плеч. Следить за тем, чтобы
певческое дыхание регулировалось фразировкой в соответствии со смыслом,
идущим от содержания песни, так как высокое позиционное звучание
возможно только при активном дыхании. Добиваясь четкой и ясной дикции,
учить детей отчетливо произносить согласные и чисто петь гласные звуки,
что требует от артикуляционного аппарата постоянных упражнений. Детям
нужно понять, что плохая, вялая дикция отрицательно влияет на качество
пения, на звукообразование и чистоту интонации и, наоборот, ясно
произнесенное слово способствует выразительному исполнению песни,
помогает овладеть наиболее важным качеством пения — кантиленой. С этой
целью использовать русские народные песенки, прибаутки. Пение каждого
звука с четким, ясным произношением согласных приносит большую пользу
малышам, оказывает благотворное влияние на процесс звукообразования.
Музыкальный руководитель и воспитатель должны не только знать
репертуар детских песен, владеть методикой пения, но и беречь голос детей,
следить за тем, чтобы дети пели естественным голосом, не форсируя звука,
не говорили слишком громко. Сам педагог также не должен громко говорить.
Заботясь о создании спокойной обстановки, об уменьшении шума в группе,
воспитатель тем самым оберегает детский голос. Крик, шум портят голос,
притупляют слух и отрицательно влияют на нервную систему детей.
Список используемой литературы:
1.
Вильсон Д.К. Нарушения голоса у детей. - М., Просвещение,
1990.
2.
Емельянов
В.В.
Фонопедический
метод
развития
голоса.
Методическое пособие. – М: Изд. Центр Академия, 2010- 320 с.
3.
Ветлугина Н. А. Музыкальные занятия в детском саду: Из опыта
работы. Пособия для воспитателя и муз. Руководителя/Н.А. Ветлугина, И. Л.
Джержинская, Л.Н. Комисарова.- М.: Просвещение. 1964. - 208 с.,- (Б-ка.
«Сад на селе»).
4.
Радынова
О.П.,
Катинене
А.И.,
Палавандишвили
М.Л.
Музыкальное воспитание дошкольников. - М., Академия. 2000.