Автор: Боброва Галина Адиевна
Должность: преподаватель спец. дисциплин
Учебное заведение: ГАПОУ Благовещенский филиал БАСК
Населённый пункт: город Благовещенск Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Особенности развития коммуникативной компетенции студентов технических специальностей
Раздел: среднее профессиональное
Особенности развития коммуникативной компетенции студентов
технических специальностей
В сфере будущей профессиональной деятельности студентов средних
специальных учебных заведений, получающих образование по техническим
специальностям, очень многое зависит от умений специалиста реализовать
себя через общение. Жизнь в целом, в том числе и профессиональная
техническая деятельность, характеризуется возрастающей сложностью и
динамикой,
поэтому
будущим
специалистам
необходима
способность
эффективного общения в сложной динамичной производственной среде.
Теоретически развить в себе коммуникативную компетенцию может
каждый студент колледжа, обучающийся по технической специальности. Для
этого необходимо создать такое коммуникативное пространство, такую
среду,
где
взаимодействие
и
развитие
происходили
бы
быстрее
и
эффективнее. Это становится особенно важным в свете тех требований,
которые сегодня предъявляются к техническим работникам: широкий
общественно-политический кругозор, творческое мышление, способность к
прогнозированию,
управлению
производственными
процессами,
организаторские способности, развитая коммуникативная компетенция.
Именно поэтому среди основных видов ключевых компетенций многие
авторы выделяют коммуникативную. Коммуникативная компетенция сегодня
может быть отнесена к ключевым компетенциям по нескольким причинам, к
которым относятся:
1)
наличие общественного запроса;
2)
формирование новых потребностей сферы образования;
3)
специфика коммуникации как ключевой компетенции [5].
Формирование коммуникативности студентов колледжей включает
накопление профессиональных знаний, ориентацию на представления о
человеческих ценностях, толерантность, развитие умений использовать все
вербальные
и
невербальные
средства
общения
в
зависимости
от
коммуникативной ситуации и владения речевой культурой (П.Ф. Анисимов
[2], С.Я. Батышев, Л.Г. Семушина, А.А. Скамницкий).
Что
такое
коммуникация?
Каково
значение
коммуникативной
компетенции в профессиональной деятельности? Эти вопросы приобретают в
процессе обучения особую актуальность.
Для поиска ответов на эти и другие вопросы в течение трех лет были
опрошены 270 студентов средних специальных учебных заведений г.
Благовещенска.
Среди
респондентов
-
студенты,
обучающиеся
по
специальностям:
08.02.01
«Строительство
и
эксплуатация
зданий
и
сооружений» и 08.02.03 «Производство неметаллических строительных
изделий и конструкций».
С
целью
проверки
уровня
сформированности
коммуникативной
компетенции среди студентов, получающих техническое образование, был
проведен опрос в виде анкетирования с выборочной совокупностью. Для
оценки ответов респондентов использованы разработанные Е.А. Смирновой
три уровня понимания сущности понятия «коммуникативная компетенция»
на основе следующих показателей: прогнозирование и программирование
коммуникативной
ситуации;
знания
и
эрудиция;
средства
общения
(вербальные и невербальные); управление коммуникативной ситуацией;
коммуникативная культура (общая и национальная); ориентировка на
социального партнера; речевая компетенция.
Высокий уровень. Студент самостоятельно осмысливает программу и
результативность
общения
с
любым
социальным
партнером;
умеет
моделировать различные формы общения. Эрудирован, интересен как
собеседник, может резюмировать любые высказывания, рефлексирует свое
речевое поведение, имеет высокий уровень речевой культуры, владеет как
вербальными, так и невербальными средствами общения.
Средний уровень. Студент осмысливает программу общения, но по
заданию
преподавателя
или
по
подсказке
сокурсников;
пользуется
шаблонами в споре, полемике. Эрудирован, однако недостаточно интересен
как собеседник; моделирует высказывания по образцу; имеет средний
уровень речевой культуры, высказывает общеизвестные положения о
речевой культуре; не использует нормы речевого этикета.
Ниже среднего.
Студент не всегда может моделировать ситуацию
общения,
затрудняется
в
выборе
средств
общения;
допускает
в
высказываниях языковые и речевые ошибки, не может рефлексировать свою
тактику общения, не имеет достаточного уровня эрудиции [6].
При выявлении круга общения был задан вопрос: «С кем Вы чаще
всего общаетесь?». 42% респондентов назвали друзей и сверстников; 49% -
родителей, педагогов, родственников; остальные 9% опрошенных общаются
со «случайными людьми».
Следующий
вопрос:
«Какие
темы
разговоров
являются
приоритетными?» У 39% опрошенных это учеба, политика, будущая
профессия. При этом свой уровень развития речи как «высокий» оценили
9,5% респондентов, «выше среднего» - 28,4%, остальные 62,1% определили
его как «средний». Интересно, что многие из респондентов последних двух
категорий определяют себя интересными собеседниками (вот некоторые
ответы: «меня устраивает моя речь»; «я хороший собеседник»; «я "душа
компании"», так как со мной приятно общаться» и т.д.), в общении
естественны, раскованы, инициативны. Одновременно многие из этих
студентов
допускали
грамматические
и
стилистические
ошибки.
Закономерно, что на вопрос: «Нуждаетесь ли Вы в специальных занятиях и
умениях для успешного развития речи?» 68% опрошенных ответили
положительно.
На
основе
анкетирования
были
выявлены
и
проанализированы
представления студентов о коммуникативной компетентности. На вопрос:
«Является ли умение вести беседу с родственниками или друзьями
коммуникативным навыком?» подавляющее число студентов ответило
утвердительно. Более половины опрошенных (68%) коммуникативную
компетентность определяли, как передачу информации. Затем был задан
вопрос: «Какие компоненты коммуникативной компетенции Вы можете
перечислить?»
Предполагаемый
ответ:
«Прогнозирование
и
программирование коммуникативной ситуации, знания и эрудиция, средства
общения
(вербальные
и
невербальные),
управление
коммуникативной
ситуацией, коммуникативная культура, социальное партнерство, речевая
компетенция». Перечислить хотя бы некоторые из этих компонентов смогли
лишь 16,3% испытуемых.
Были
зафиксированы
суждения
об
отдельных
компонентах
коммуникативной
компетенции.
В
основном
респонденты
отмечали
следующие:
социальное
партнерство,
речевая
(языковая)
культура,
вербальное и невербальное общение. Это объясняется тем, что в отдельных
учебных
дисциплинах
колледжа
(например,
в
дисциплине
«Деловое
общение») вышеназванные понятия раскрываются. В некоторых объяснениях
присутствовали
элементы
научно
обоснованного
определения
коммуникативной
компетенции.
У
большинства
же
студентов
были
неопределенные
ответы,
которые
можно
оценить,
как
«безуспешная
попытка»; 14,7% респондентов дали однозначно отрицательные ответы: «не
знаю», «понимаю, но объяснить не могу» и др.
Анализ
анкет
показал,
что
точного
определения
понятиям
«коммуникативная компетенция», «компетентность» никто дать не смог,
хотя практические суждения, взятые из жизненного опыта, у студентов
имеются. В процентном отношении результаты выглядят так: «это умение
общаться» - 47,9%, «это умение устанавливать контакты» - 46,3%, «это
способность быть руководителем» - 5,8%.
Исходя из результатов проведенного опроса, можно сделать вывод, что
у студентов колледжей, обучающихся по техническим специальностям,
представления о коммуникативной компетенции находятся на низком
уровне.
Не
было
дано
точного
понимания
сути
коммуникативной
компетенции, некоторые ответы однозначно отрицательные.
Результаты анкетирования доказывают необходимость пересмотра
отношения к гуманитарным дисциплинам, так как именно они создают
максимально эффективные условия для формирования коммуникативной
компетенции,
без
которой
невозможна
подготовка
современного
специалиста.
Преподавание
в
колледжах
гуманитарных
дисциплин
осуществляется в основном в виде лекций и семинаров, при этом на
практические занятия, где может быть организована работа с текстом,
дискуссия, дебаты и другое, отводится очень мало учебных часов. В
колледже, где студенты получают техническое образование, эти дисциплины
представлены как не основные, поэтому и обучающиеся относятся к ним
недостаточно серьезно.
Таким
образом,
можно
выделить
две
особенности
развития
коммуникативной
компетенции
студентов
технических специальностей
ссузов.
Несмотря на возможности, заложенные ГОС СПО, как со стороны
студентов, так и со стороны преподавателей не сформировано понимание
того, что гуманитарное знание - это оптимальная база для формирования
коммуникативной компетенции как основной ключевой компетенции. Как
следствие, гуманитарные дисциплины не используются преподавателями
целенаправленно для активизации процесса становления коммуникативной
компетенции, а со стороны студентов воспринимаются как второстепенные,
незначимые.
Внедрение компетентностного подхода на всех уровнях образования до
сих пор недостаточно активно прослеживается в системе СПО. Это приводит
к
тому,
что
педагогический
инструментарий,
способствующий
формированию ключевых и профессиональных компетенций студентов,
обновляется медленно, и, как следствие, у студентов не складывается
понимание
коммуникативной
компетенции
как
основной
ключевой
компетенции.
Литература
1.
Андреев А.А., Каплет С.Л., Краснова Г.А. и др. Основы открытого
образования // отв. ред. В.И. Солдаткин. М.: НИИЦ РАО, 2012. Т. 2.
2.
Анисимов П.Ф.
Среднее профессиональное образование: развитие
профессионального образования в контексте модернизации образования //
Среднее профессиональное образование. 2002. № 4. С. 2-8.
3.
Анисимов П.Ф., Байденко В.И., Коломенская А.Л., Семушина Л.Г.
Среднее профессиональное образование в России: период реформ. М.: НМЦ
СПО Госкомвуза России, 2016.
4.
Батышев
С.Я.
Перспективы
профессионально-технического
образования // Вопросы психологии. № 3. 2017. С. 108.
5.
Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный
подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий: учеб. метод,
пособие. М.: Академия, 2013. С. 50-51.
6.
Смирнова Е.А.
Формирование коммуникативной компетентности
студентов в условиях непрерывного образования: автореф. дис. ... д-ра пед.
наук. М., 2007. С. 39.