Напоминание

Особенности развития коммуникативной компетенции студентов технических специальностей


Автор: Боброва Галина Адиевна
Должность: преподаватель спец. дисциплин
Учебное заведение: ГАПОУ Благовещенский филиал БАСК
Населённый пункт: город Благовещенск Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Особенности развития коммуникативной компетенции студентов технических специальностей
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Особенности развития коммуникативной компетенции студентов

технических специальностей

В сфере будущей профессиональной деятельности студентов средних

специальных учебных заведений, получающих образование по техническим

специальностям, очень многое зависит от умений специалиста реализовать

себя через общение. Жизнь в целом, в том числе и профессиональная

техническая деятельность, характеризуется возрастающей сложностью и

динамикой,

поэтому

будущим

специалистам

необходима

способность

эффективного общения в сложной динамичной производственной среде.

Теоретически развить в себе коммуникативную компетенцию может

каждый студент колледжа, обучающийся по технической специальности. Для

этого необходимо создать такое коммуникативное пространство, такую

среду,

где

взаимодействие

и

развитие

происходили

бы

быстрее

и

эффективнее. Это становится особенно важным в свете тех требований,

которые сегодня предъявляются к техническим работникам: широкий

общественно-политический кругозор, творческое мышление, способность к

прогнозированию,

управлению

производственными

процессами,

организаторские способности, развитая коммуникативная компетенция.

Именно поэтому среди основных видов ключевых компетенций многие

авторы выделяют коммуникативную. Коммуникативная компетенция сегодня

может быть отнесена к ключевым компетенциям по нескольким причинам, к

которым относятся:

1)

наличие общественного запроса;

2)

формирование новых потребностей сферы образования;

3)

специфика коммуникации как ключевой компетенции [5].

Формирование коммуникативности студентов колледжей включает

накопление профессиональных знаний, ориентацию на представления о

человеческих ценностях, толерантность, развитие умений использовать все

вербальные

и

невербальные

средства

общения

в

зависимости

от

коммуникативной ситуации и владения речевой культурой (П.Ф. Анисимов

[2], С.Я. Батышев, Л.Г. Семушина, А.А. Скамницкий).

Что

такое

коммуникация?

Каково

значение

коммуникативной

компетенции в профессиональной деятельности? Эти вопросы приобретают в

процессе обучения особую актуальность.

Для поиска ответов на эти и другие вопросы в течение трех лет были

опрошены 270 студентов средних специальных учебных заведений г.

Благовещенска.

Среди

респондентов

-

студенты,

обучающиеся

по

специальностям:

08.02.01

«Строительство

и

эксплуатация

зданий

и

сооружений» и 08.02.03 «Производство неметаллических строительных

изделий и конструкций».

С

целью

проверки

уровня

сформированности

коммуникативной

компетенции среди студентов, получающих техническое образование, был

проведен опрос в виде анкетирования с выборочной совокупностью. Для

оценки ответов респондентов использованы разработанные Е.А. Смирновой

три уровня понимания сущности понятия «коммуникативная компетенция»

на основе следующих показателей: прогнозирование и программирование

коммуникативной

ситуации;

знания

и

эрудиция;

средства

общения

(вербальные и невербальные); управление коммуникативной ситуацией;

коммуникативная культура (общая и национальная); ориентировка на

социального партнера; речевая компетенция.

Высокий уровень. Студент самостоятельно осмысливает программу и

результативность

общения

с

любым

социальным

партнером;

умеет

моделировать различные формы общения. Эрудирован, интересен как

собеседник, может резюмировать любые высказывания, рефлексирует свое

речевое поведение, имеет высокий уровень речевой культуры, владеет как

вербальными, так и невербальными средствами общения.

Средний уровень. Студент осмысливает программу общения, но по

заданию

преподавателя

или

по

подсказке

сокурсников;

пользуется

шаблонами в споре, полемике. Эрудирован, однако недостаточно интересен

как собеседник; моделирует высказывания по образцу; имеет средний

уровень речевой культуры, высказывает общеизвестные положения о

речевой культуре; не использует нормы речевого этикета.

Ниже среднего.

Студент не всегда может моделировать ситуацию

общения,

затрудняется

в

выборе

средств

общения;

допускает

в

высказываниях языковые и речевые ошибки, не может рефлексировать свою

тактику общения, не имеет достаточного уровня эрудиции [6].

При выявлении круга общения был задан вопрос: «С кем Вы чаще

всего общаетесь?». 42% респондентов назвали друзей и сверстников; 49% -

родителей, педагогов, родственников; остальные 9% опрошенных общаются

со «случайными людьми».

Следующий

вопрос:

«Какие

темы

разговоров

являются

приоритетными?» У 39% опрошенных это учеба, политика, будущая

профессия. При этом свой уровень развития речи как «высокий» оценили

9,5% респондентов, «выше среднего» - 28,4%, остальные 62,1% определили

его как «средний». Интересно, что многие из респондентов последних двух

категорий определяют себя интересными собеседниками (вот некоторые

ответы: «меня устраивает моя речь»; «я хороший собеседник»; «я "душа

компании"», так как со мной приятно общаться» и т.д.), в общении

естественны, раскованы, инициативны. Одновременно многие из этих

студентов

допускали

грамматические

и

стилистические

ошибки.

Закономерно, что на вопрос: «Нуждаетесь ли Вы в специальных занятиях и

умениях для успешного развития речи?» 68% опрошенных ответили

положительно.

На

основе

анкетирования

были

выявлены

и

проанализированы

представления студентов о коммуникативной компетентности. На вопрос:

«Является ли умение вести беседу с родственниками или друзьями

коммуникативным навыком?» подавляющее число студентов ответило

утвердительно. Более половины опрошенных (68%) коммуникативную

компетентность определяли, как передачу информации. Затем был задан

вопрос: «Какие компоненты коммуникативной компетенции Вы можете

перечислить?»

Предполагаемый

ответ:

«Прогнозирование

и

программирование коммуникативной ситуации, знания и эрудиция, средства

общения

(вербальные

и

невербальные),

управление

коммуникативной

ситуацией, коммуникативная культура, социальное партнерство, речевая

компетенция». Перечислить хотя бы некоторые из этих компонентов смогли

лишь 16,3% испытуемых.

Были

зафиксированы

суждения

об

отдельных

компонентах

коммуникативной

компетенции.

В

основном

респонденты

отмечали

следующие:

социальное

партнерство,

речевая

(языковая)

культура,

вербальное и невербальное общение. Это объясняется тем, что в отдельных

учебных

дисциплинах

колледжа

(например,

в

дисциплине

«Деловое

общение») вышеназванные понятия раскрываются. В некоторых объяснениях

присутствовали

элементы

научно

обоснованного

определения

коммуникативной

компетенции.

У

большинства

же

студентов

были

неопределенные

ответы,

которые

можно

оценить,

как

«безуспешная

попытка»; 14,7% респондентов дали однозначно отрицательные ответы: «не

знаю», «понимаю, но объяснить не могу» и др.

Анализ

анкет

показал,

что

точного

определения

понятиям

«коммуникативная компетенция», «компетентность» никто дать не смог,

хотя практические суждения, взятые из жизненного опыта, у студентов

имеются. В процентном отношении результаты выглядят так: «это умение

общаться» - 47,9%, «это умение устанавливать контакты» - 46,3%, «это

способность быть руководителем» - 5,8%.

Исходя из результатов проведенного опроса, можно сделать вывод, что

у студентов колледжей, обучающихся по техническим специальностям,

представления о коммуникативной компетенции находятся на низком

уровне.

Не

было

дано

точного

понимания

сути

коммуникативной

компетенции, некоторые ответы однозначно отрицательные.

Результаты анкетирования доказывают необходимость пересмотра

отношения к гуманитарным дисциплинам, так как именно они создают

максимально эффективные условия для формирования коммуникативной

компетенции,

без

которой

невозможна

подготовка

современного

специалиста.

Преподавание

в

колледжах

гуманитарных

дисциплин

осуществляется в основном в виде лекций и семинаров, при этом на

практические занятия, где может быть организована работа с текстом,

дискуссия, дебаты и другое, отводится очень мало учебных часов. В

колледже, где студенты получают техническое образование, эти дисциплины

представлены как не основные, поэтому и обучающиеся относятся к ним

недостаточно серьезно.

Таким

образом,

можно

выделить

две

особенности

развития

коммуникативной

компетенции

студентов

технических специальностей

ссузов.

Несмотря на возможности, заложенные ГОС СПО, как со стороны

студентов, так и со стороны преподавателей не сформировано понимание

того, что гуманитарное знание - это оптимальная база для формирования

коммуникативной компетенции как основной ключевой компетенции. Как

следствие, гуманитарные дисциплины не используются преподавателями

целенаправленно для активизации процесса становления коммуникативной

компетенции, а со стороны студентов воспринимаются как второстепенные,

незначимые.

Внедрение компетентностного подхода на всех уровнях образования до

сих пор недостаточно активно прослеживается в системе СПО. Это приводит

к

тому,

что

педагогический

инструментарий,

способствующий

формированию ключевых и профессиональных компетенций студентов,

обновляется медленно, и, как следствие, у студентов не складывается

понимание

коммуникативной

компетенции

как

основной

ключевой

компетенции.

Литература

1.

Андреев А.А., Каплет С.Л., Краснова Г.А. и др. Основы открытого

образования // отв. ред. В.И. Солдаткин. М.: НИИЦ РАО, 2012. Т. 2.

2.

Анисимов П.Ф.

Среднее профессиональное образование: развитие

профессионального образования в контексте модернизации образования //

Среднее профессиональное образование. 2002. № 4. С. 2-8.

3.

Анисимов П.Ф., Байденко В.И., Коломенская А.Л., Семушина Л.Г.

Среднее профессиональное образование в России: период реформ. М.: НМЦ

СПО Госкомвуза России, 2016.

4.

Батышев

С.Я.

Перспективы

профессионально-технического

образования // Вопросы психологии. № 3. 2017. С. 108.

5.

Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный

подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий: учеб. метод,

пособие. М.: Академия, 2013. С. 50-51.

6.

Смирнова Е.А.

Формирование коммуникативной компетентности

студентов в условиях непрерывного образования: автореф. дис. ... д-ра пед.

наук. М., 2007. С. 39.



В раздел образования