Напоминание

Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду (из опыта работы воспитателя)


Автор: Шевчук Наталья Дмитриевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сал №63 комбинированного вида Кировского района
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду (из опыта работы воспитателя)
Раздел: дошкольное образование





Назад




Шевчук Наталья Дмитриевна

Воспитатель

ГБДОУ Детский сад №63

Кировского района комбинированного вида

г. Санкт-Петербург

Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском

саду (из опыта работы воспитателя)

При всей своей популярности проектная деятельность дошкольников остается наиболее

запутанным видом совместной деятельности взрослых и детей. В статье раскрывается

специфика проектной деятельности детей дошкольного возраста, описывается технология

ее организации в детском саду, приводится примерная тематика проектов для разных возрастных

групп.

.Проектная деятельность — это разнообразные, основанные на текущих и перспективных

интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта. Проектная деятельность

базируется, с одной стороны, на взаимодействии со взрослыми, а с другой — на постоянно

расширяющихся самостоятельных действиях ребенка (собственных пробах, поиске, выборе,

манипулировании предметами и действиями, конструировании, фантазировании, наблюдении-

изучении-исследовании).

Проектная деятельность — это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям

самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт, добывать его

экспериментальным, поисковым путем, анализировать и преобразовывать. «Каждый узнает лишь то,

что сам пробует сделать» — писал Песталоцци. В проектной деятельности ребенок чувствует себя

субъектом, поскольку получает возможность быть самостоятельным, инициативным, активным

деятелем, который ответственен за опыт своей деятельности, свои поступки.

Суть проектной деятельности — активизировать и поддерживать интерес детей к обозначенным в

данной деятельности проблемам. В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных

интересов детей, умение самостоятельно применять полученные представления в типичных

ситуациях, ориентироваться в информационном пространстве, восполнять недостающие знания и

обретать умения. Проектная деятельность стимулирует надситуативную активность, что означает

стремление ребенка к углублению в проблему.

Руководство проектной деятельностью ведет к изменению позиции педагога. Из транслятора

готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих воспитанников

и помогает ребенку приобретать универсальные культурные способы действий (умения,

универсальные компетентности, помогающие действовать во всех обстоятельствах жизни и

деятельности.

Проектную деятельность или метод проектов от других методов организации педагогического

процесса в дошкольном образовательном учреждении отличает следующее:

• практическое применение детьми имеющихся знаний и умений;

• нежесткое формулирование задач, их вариативность, повышающие самостоятельность и

творчество дошкольников;

• интерес к деятельности, приносящей публичный результат, личная заинтересованность в нем.

Проектная деятельность включает в себя:

• задание для детей, сформулированное в виде проблемы;

• целенаправленную детскую деятельность;

• формы организации взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом;

• результат деятельности как найденный детьми способ решения проблемы проекта.

Проектная деятельность дошкольников может быть познавательно-исследовательского, игрового

и творческого характера. По продолжительности проекты бывают краткосрочными (от одной недели

до нескольких месяцев) и долгосрочными (от полугода до нескольких лет).

Для детей младшего дошкольного возраста характерны небольшие по продолжительности и

простые по результату продуктивной деятельности тематические мини-проекты, организуемые чаще

при участии родителей или совместно с родителями. Для детей старшего дошкольного возраста

проектная деятельность становится более продолжительным занятием, она может активно

развиваться, приостанавливаться на какое-то время и снова нарастать по мере активности детей.

Метод проектов включает в себя несколько этапов, выделенных Н. Ю. Пахомовой, и только при

их соблюдении можно говорить о том, что в детском саду реализуется проектная деятельность:

1. Погружение в проект.

2. Организация деятельности.

3. Осуществление деятельности.

4. Презентация результатов.

Новая форма работы закономерно влечет за собой изменение в

профессиональном взаимодействии взрослого и ребенка.

Педагог:

• переходит от трансляции готовых знаний к инициированию поисковой активности

воспитанников, совместному поиску решения поставленной или обнаруженной ими проблемы;

• помогает детям самостоятельно найти решение, «открыть» новое знание и присвоить его на

уровне опыта. В ходе выполнения проекта дети учатся самостоятельно искать информацию, делать

выводы, подбирать способы изложения найденного материала для сверстников, младших детей.

Рассмотрим более подробно этапы проектной деятельности и сущность выполняемых действий

со стороны воспитателя и детей в ее условиях (см. табл.).

Сущность взаимодействия детей и воспитателя на каждом этапе проектной деятельности

Воспитатель- Дети

Погружение в проект

Формулирует проблему проекта, сюжетную игровую ситуацию, цель и задачи.

Вводит детей в проблему, активизируя интерес к ней, «заражая» стремлением решить ее.

Осуществляют присвоение проблемы на личном уровне, вживаются в ситуацию, принимают,

уточняют и конкретизируют цели и задачи предстоящей деятельности

Организация деятельности

Создает условия для самостоятельной деятельности детей.

Предлагает и организует (помогает): группы детей; распределение ролей, ответственности;

планирование детской деятельности по решению задач проекта; предполагаемые формы презентации

результатов, итогов работы. Осуществляют распределение по группам с помощью взрослого.

Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду (из опыта

работы воспитателя

).

Выбирают формы и способы презентации полученных результатов

Осуществление деятельности

При косвенном участии:

• при необходимости консультирует, отвечает на вопросы, подсказывает, советует;

• деликатно контролирует;

• обогащает знания детей, повышает их эрудицию;

• репетирует с детьми презентацию, обсуждает, помогает. Активно и самостоятельно при

косвенном участии воспитателя:

• выполняют свою работу в рамках выбранной роли и ответственности;

• консультируются, задают вопросы, ищут поддержки и положительного подкрепления;

• добывают необходимые и недостающие знания;

• фантазируют;

• готовят презентацию

Презентация результатов

Обобщает полученные результаты проекта и подводит его итоги. Оценивает умения детей и

совместную деятельность дошкольников. Поощряет каждого участника, подобрав ему свою

номинацию Демонстрируют:

• понимание проблемы, цели и задачи;

• умение планировать и осуществлять работу;

• найденные способы решения проблемы;

• самоанализ деятельности и ее результата;

• взаимную оценку в деятельности, способность выбрать лучших участников

Самое сложное в проектной деятельности для воспитателя — это обозначить и сформулировать

проблему для детей таким образом, чтобы они захотели ее решить, чтобы у них возник интерес к

исследовательскому и творческому поиску. Об этом стоит серьезно задуматься на предварительном

этапе.

Продукт проектной деятельности дети предложат сами, как только произойдет погружение в

проблемную ситуацию. Для воспитателя главное — поддержать активность детей, помочь ей

развернуться и развиться самостоятельно, организовать взаимодействие детей между собой во

время выполнения действий, направленных на реализацию проекта.

В отличие от проектной деятельности школьников, где больший упор делается на

исследовательскую активность учащихся, проектная деятельность дошкольников более разнообразна

и вариативна. Она допускает элементы фантазирования и творчества, обязателен игровой контекст,

учитывая возраст и опыт детей, ведущий вид деятельности.



В раздел образования