Автор: Шевчук Наталья Дмитриевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сал №63 комбинированного вида Кировского района
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду (из опыта работы воспитателя)
Раздел: дошкольное образование
Шевчук Наталья Дмитриевна
Воспитатель
ГБДОУ Детский сад №63
Кировского района комбинированного вида
г. Санкт-Петербург
Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском
саду (из опыта работы воспитателя)
При всей своей популярности проектная деятельность дошкольников остается наиболее
запутанным видом совместной деятельности взрослых и детей. В статье раскрывается
специфика проектной деятельности детей дошкольного возраста, описывается технология
ее организации в детском саду, приводится примерная тематика проектов для разных возрастных
групп.
.Проектная деятельность — это разнообразные, основанные на текущих и перспективных
интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта. Проектная деятельность
базируется, с одной стороны, на взаимодействии со взрослыми, а с другой — на постоянно
расширяющихся самостоятельных действиях ребенка (собственных пробах, поиске, выборе,
манипулировании предметами и действиями, конструировании, фантазировании, наблюдении-
изучении-исследовании).
Проектная деятельность — это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям
самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт, добывать его
экспериментальным, поисковым путем, анализировать и преобразовывать. «Каждый узнает лишь то,
что сам пробует сделать» — писал Песталоцци. В проектной деятельности ребенок чувствует себя
субъектом, поскольку получает возможность быть самостоятельным, инициативным, активным
деятелем, который ответственен за опыт своей деятельности, свои поступки.
Суть проектной деятельности — активизировать и поддерживать интерес детей к обозначенным в
данной деятельности проблемам. В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных
интересов детей, умение самостоятельно применять полученные представления в типичных
ситуациях, ориентироваться в информационном пространстве, восполнять недостающие знания и
обретать умения. Проектная деятельность стимулирует надситуативную активность, что означает
стремление ребенка к углублению в проблему.
Руководство проектной деятельностью ведет к изменению позиции педагога. Из транслятора
готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих воспитанников
и помогает ребенку приобретать универсальные культурные способы действий (умения,
универсальные компетентности, помогающие действовать во всех обстоятельствах жизни и
деятельности.
Проектную деятельность или метод проектов от других методов организации педагогического
процесса в дошкольном образовательном учреждении отличает следующее:
• практическое применение детьми имеющихся знаний и умений;
• нежесткое формулирование задач, их вариативность, повышающие самостоятельность и
творчество дошкольников;
• интерес к деятельности, приносящей публичный результат, личная заинтересованность в нем.
Проектная деятельность включает в себя:
• задание для детей, сформулированное в виде проблемы;
• целенаправленную детскую деятельность;
• формы организации взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом;
• результат деятельности как найденный детьми способ решения проблемы проекта.
Проектная деятельность дошкольников может быть познавательно-исследовательского, игрового
и творческого характера. По продолжительности проекты бывают краткосрочными (от одной недели
до нескольких месяцев) и долгосрочными (от полугода до нескольких лет).
Для детей младшего дошкольного возраста характерны небольшие по продолжительности и
простые по результату продуктивной деятельности тематические мини-проекты, организуемые чаще
при участии родителей или совместно с родителями. Для детей старшего дошкольного возраста
проектная деятельность становится более продолжительным занятием, она может активно
развиваться, приостанавливаться на какое-то время и снова нарастать по мере активности детей.
Метод проектов включает в себя несколько этапов, выделенных Н. Ю. Пахомовой, и только при
их соблюдении можно говорить о том, что в детском саду реализуется проектная деятельность:
1. Погружение в проект.
2. Организация деятельности.
3. Осуществление деятельности.
4. Презентация результатов.
Новая форма работы закономерно влечет за собой изменение в
профессиональном взаимодействии взрослого и ребенка.
Педагог:
• переходит от трансляции готовых знаний к инициированию поисковой активности
воспитанников, совместному поиску решения поставленной или обнаруженной ими проблемы;
• помогает детям самостоятельно найти решение, «открыть» новое знание и присвоить его на
уровне опыта. В ходе выполнения проекта дети учатся самостоятельно искать информацию, делать
выводы, подбирать способы изложения найденного материала для сверстников, младших детей.
Рассмотрим более подробно этапы проектной деятельности и сущность выполняемых действий
со стороны воспитателя и детей в ее условиях (см. табл.).
Сущность взаимодействия детей и воспитателя на каждом этапе проектной деятельности
Воспитатель- Дети
Погружение в проект
Формулирует проблему проекта, сюжетную игровую ситуацию, цель и задачи.
Вводит детей в проблему, активизируя интерес к ней, «заражая» стремлением решить ее.
Осуществляют присвоение проблемы на личном уровне, вживаются в ситуацию, принимают,
уточняют и конкретизируют цели и задачи предстоящей деятельности
Организация деятельности
Создает условия для самостоятельной деятельности детей.
Предлагает и организует (помогает): группы детей; распределение ролей, ответственности;
планирование детской деятельности по решению задач проекта; предполагаемые формы презентации
результатов, итогов работы. Осуществляют распределение по группам с помощью взрослого.
Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду (из опыта
работы воспитателя
).
Выбирают формы и способы презентации полученных результатов
Осуществление деятельности
При косвенном участии:
• при необходимости консультирует, отвечает на вопросы, подсказывает, советует;
• деликатно контролирует;
• обогащает знания детей, повышает их эрудицию;
• репетирует с детьми презентацию, обсуждает, помогает. Активно и самостоятельно при
косвенном участии воспитателя:
• выполняют свою работу в рамках выбранной роли и ответственности;
• консультируются, задают вопросы, ищут поддержки и положительного подкрепления;
• добывают необходимые и недостающие знания;
• фантазируют;
• готовят презентацию
Презентация результатов
Обобщает полученные результаты проекта и подводит его итоги. Оценивает умения детей и
совместную деятельность дошкольников. Поощряет каждого участника, подобрав ему свою
номинацию Демонстрируют:
• понимание проблемы, цели и задачи;
• умение планировать и осуществлять работу;
• найденные способы решения проблемы;
• самоанализ деятельности и ее результата;
• взаимную оценку в деятельности, способность выбрать лучших участников
Самое сложное в проектной деятельности для воспитателя — это обозначить и сформулировать
проблему для детей таким образом, чтобы они захотели ее решить, чтобы у них возник интерес к
исследовательскому и творческому поиску. Об этом стоит серьезно задуматься на предварительном
этапе.
Продукт проектной деятельности дети предложат сами, как только произойдет погружение в
проблемную ситуацию. Для воспитателя главное — поддержать активность детей, помочь ей
развернуться и развиться самостоятельно, организовать взаимодействие детей между собой во
время выполнения действий, направленных на реализацию проекта.
В отличие от проектной деятельности школьников, где больший упор делается на
исследовательскую активность учащихся, проектная деятельность дошкольников более разнообразна
и вариативна. Она допускает элементы фантазирования и творчества, обязателен игровой контекст,
учитывая возраст и опыт детей, ведущий вид деятельности.