Автор: Слинкина Лариса Анатольевна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ ТРОЦ Солнышко
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Обучение глобальному чтению детей с РДА
Раздел: начальное образование
Обучение глобальному чтению детей с РДА.
Дети с ранним детским аутизмом, приходя в детский сад, имея крайне бедные
представления об окружающим их мире. Многие из таких детей не только не могут
назвать предметы и явления окружающего мира, обозначить словом, но плохо выделяют
их из группы разнородных предметов, с трудом узнают в изменившейся ситуации, не
различают предметы по функциональному назначению, не всегда могут соотнести
реальный предмет с его изображением. Таким образом, развитие аутичного ребенка
зависит от формирования его речи.
Одним из средств компенсации не говорящего ребенка с РДА является глобальное
чтение.
При обучении глобальному чтению перед педагогом стоят задачи:
научить ребенка правильно понимать смысловую нагрузку графического
изображения слова;
воспитывать отношение к глобальному чтению как к источнику знания и
средству общения с окружающими.
Сравнивая пути овладения речью детьми с нормой и детьми с РДА, можно
отметить следующие особенности.
Ребенок, с самого рождения слышащий вокруг себя речь и воспринимающий её,
как источник информации и коммуникации, благодаря этому, еще не начав говорить,
понимает много слов, воспринимает устный рассказ взрослого, а к 4-5 годам начинает
самостоятельно пересказывать рассказы. В 6-7 лет ребенок начинает обучаться чтению.
У аутичного ребенка этот процесс осуществляется по-другому. Ограниченное
общение, отказ от него задерживает развитие мышления ребенка, познание им
окружающего
мира
с
помощью
речи.
Это
обязывает
проводить
с
аутичными
дошкольниками большую специальную работу, начиная обучение чтению уже с 2-х лет и
обучение самостоятельному пересказыванию к 6-7 годам. Для такого ребенка путь
восприятия слова через чтение является наиболее эффективным. Чем раньше начинается
обучение
глобальному
чтению,
тем
больше
появляется
возможностей
для
его
использования в целях развития речи и личности ребенка в целом.
Как научить малыша читать?
В обучении глобальному чтению необходимо соблюдать постепенность и
последовательность.
Начиная с 1 года обучения ребенка (2-3 года), широко используется восприятие
слов и фраз, написанных на табличках – это глобальное чтение. Подкладывая таблички к
предметам, картинкам с последующим приближенным проговариванием, используя
таблички в общении, дети овладевают навыком понимания написанного слова. Целостное
восприятие написанного слова доступнее маленькому ребенку, чем восприятие устной
речи. Введение глобального чтения позволяет еще до овладения аналитико-синтетическим
способом чтения расширить область буквенного анализа и синтеза, совершенствовать
навык чтения целыми словами, активизировать накапливаемый словарь. На этом этапе
систематически проводятся упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук,
кистей, упражнения по различению букв, работа с разрезной азбукой.