Напоминание

Обучение глобальному чтению детей с РДА


Автор: Слинкина Лариса Анатольевна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ ТРОЦ Солнышко
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Обучение глобальному чтению детей с РДА
Раздел: начальное образование





Назад




Обучение глобальному чтению детей с РДА.

Дети с ранним детским аутизмом, приходя в детский сад, имея крайне бедные

представления об окружающим их мире. Многие из таких детей не только не могут

назвать предметы и явления окружающего мира, обозначить словом, но плохо выделяют

их из группы разнородных предметов, с трудом узнают в изменившейся ситуации, не

различают предметы по функциональному назначению, не всегда могут соотнести

реальный предмет с его изображением. Таким образом, развитие аутичного ребенка

зависит от формирования его речи.

Одним из средств компенсации не говорящего ребенка с РДА является глобальное

чтение.

При обучении глобальному чтению перед педагогом стоят задачи:

научить ребенка правильно понимать смысловую нагрузку графического

изображения слова;

воспитывать отношение к глобальному чтению как к источнику знания и

средству общения с окружающими.

Сравнивая пути овладения речью детьми с нормой и детьми с РДА, можно

отметить следующие особенности.

Ребенок, с самого рождения слышащий вокруг себя речь и воспринимающий её,

как источник информации и коммуникации, благодаря этому, еще не начав говорить,

понимает много слов, воспринимает устный рассказ взрослого, а к 4-5 годам начинает

самостоятельно пересказывать рассказы. В 6-7 лет ребенок начинает обучаться чтению.

У аутичного ребенка этот процесс осуществляется по-другому. Ограниченное

общение, отказ от него задерживает развитие мышления ребенка, познание им

окружающего

мира

с

помощью

речи.

Это

обязывает

проводить

с

аутичными

дошкольниками большую специальную работу, начиная обучение чтению уже с 2-х лет и

обучение самостоятельному пересказыванию к 6-7 годам. Для такого ребенка путь

восприятия слова через чтение является наиболее эффективным. Чем раньше начинается

обучение

глобальному

чтению,

тем

больше

появляется

возможностей

для

его

использования в целях развития речи и личности ребенка в целом.

Как научить малыша читать?

В обучении глобальному чтению необходимо соблюдать постепенность и

последовательность.

Начиная с 1 года обучения ребенка (2-3 года), широко используется восприятие

слов и фраз, написанных на табличках – это глобальное чтение. Подкладывая таблички к

предметам, картинкам с последующим приближенным проговариванием, используя

таблички в общении, дети овладевают навыком понимания написанного слова. Целостное

восприятие написанного слова доступнее маленькому ребенку, чем восприятие устной

речи. Введение глобального чтения позволяет еще до овладения аналитико-синтетическим

способом чтения расширить область буквенного анализа и синтеза, совершенствовать

навык чтения целыми словами, активизировать накапливаемый словарь. На этом этапе

систематически проводятся упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук,

кистей, упражнения по различению букв, работа с разрезной азбукой.



В раздел образования