Автор: Бесмельцева Наталья Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 52
Населённый пункт: город Батайск
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: Тема: «Космическое путешествие»
Раздел: дошкольное образование
Из опыта работы МБДОУ № 52
город Батайск Ростовская область
Автор: Бесмельцева Наталья
Анатольевна
Тема: «Космическое путешествие»
Возраст:
5-6 лет (старшая группа)
Направление деятельности: комплексное занятие
Интеграция образовательных областей:
«Социально –
коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно –
эстетическое», «Речевое развитие»
Виды детской деятельности:
игровая, коммуникативная,
двигательная
Программное содержание:
1.
Систематизировать знания детей о планетах Солнечной
системы. Вызвать интерес к космическому пространству.
2.
Совершенствовать навыки счёта в пределах десяти.
3.
Закрепить знания геометрических фигур; упражнять в
ориентировке на листе бумаги.
4.
Закрепить умение уравнивать группы предметов разными
способами.
5.
Развивать фонематический слух. Закреплять умение называть
первый звук в словах; закреплять умение делить слова на
слоги.
6.
Продолжать формировать навык полных ответов на вопросы
воспитателя.
7.
Воспитывать умение общаться во время работы; включать
каждого ребёнка в деятельность.
8.
Воспитывать желание быть здоровыми, сильными.
9.
Развить навыки познавательной деятельности, внимание,
память, моторику.
10. Создать у детей хорошее настроение.
11. Воспитывать познавательный интерес к различным областям
знаний.
Предварительная работа:
Беседа о планетах солнечной системы; чтение
энциклопедий; подбор слайдов; разучивание физминуток.
Материал:
Письмо с разрезными картинками планет солнечной системы;
презентация со слайдами; звуковые пеналы; ракеты со слоговыми окошками;
карточки с космическими картинками; геометрические фигуры; картинки с
признаками весны; диск с космической музыкой, музыка природы, песня «На
круглой планете» (из м/ф «Смешарики»).
Ход занятия
Дети под музыку входят в зал, становятся полукругом.
Воспитатель: – Здравствуй, дружок! /предлагает руку ребенку слева/
- Здравствуй, дружок! /предлагает руку ребенку справа/
- Скорей становитесь со мною в кружок!
- Давай улыбнемся и скажем «Привет! »
Солнцу «Привет! »,
И гостям всем: «Здравствуйте!».
Воспитатель: - Ребята, сегодня, когда я шла в детский сад, мне почтальон
передал для вас конверт и сказал, что мы с вами отправимся в путешествие,
только в какое - узнаем из письма (открываем – разрезные картинки,
собираем – планеты Солнечной системы). Значит мы с вами отправимся в
космическое путешествие.
Слайд №1 «Планеты солнечной системы как на картинке».
Слайд№2 «Смешарики» (голосовое сообщение): «Здравствуйте, ребята, вы
узнали нас? Мы захотели побывать в космосе как Белка и Стрелка, но
почему-то оказались на разных планетах и не можем вернуться домой.
Ребята, вы поможете нам? ___(ДА)_______ Только на планетах вас ждут
разные задания, с которыми вы должны справиться, чтобы нам помочь. Вы
готовы? __(ДА)___ Тогда вперёд!
Воспитатель: Ребята, а как называется наша планета? Верно, Земля (Слайд
№3 - Планета Земля)
Чтобы совершить путешествие нужно выбрать транспорт, на котором вы
можете отправиться в космос. Верно в космическое путешествие мы
отправимся на ракете (Слайд№4 «Ракета») и поможем Смешарикам.
Динамическая пауза (дети стоят полукругом и выполняют движения со
словами):
Раз-два, стоит ракета, (дети поднимают руки вверх)
Три-четыре, скоро взлет, (разводят руки в стороны)
Чтобы долететь до солнца (круг руками)
Космонавтам нужен год (правая рука вперед, показывают указательный
палец)
Но дорогой нам не страшно (качают головой)
Каждый ведь из нас спортсмен, (сгибают руки в локтях)
Пролетая над землею, (разводят руки в стороны)
Всем передадим привет! (поднимают руки вверх и машут «привет»
Воспитатель: - Мы с вами отправляемся на планету Меркурий.
СЛАЙД №5 «Планета Меркурий и Лосяш»
Ребенок: Меркурий - ближайшая к Солнцу планета.
Жара нестерпима!
Изжарит в котлету!
Повернута к Солнцу одной стороной;
С другой - страшный холод и вечный покой.
Воспитатель:
- На Меркурии оказался Лосяш. Чтобы помочь Лосяшу
вернуться на Землю нужно выполнить следующее задание.
Д/У «Звезды и спутники» (СЛАЙД № 6 «Звезды и спутники»)
Посмотрите на экран. Что вы видите?
/Ответы детей: звезды, спутники /
Как узнать, какое количество звезд и спутников мы видим, что нужно
сделать?
/Ответы детей: нужно посчитать/
Воспитатель предлагает одному из детей посчитать звезды, другому -
спутники. Затем дети сравнивают, чего больше (меньше, насколько одних
предметов больше (меньше, чем других;
Как сделать, чтобы всех предметов стало поровну, по шесть? /ответы детей:
добавить одну звезду/
А как сделать, чтобы спутников и звезд стало поровну, по пять
/ответы детей: убрать один спутник/
Воспитатель: - Молодцы ребята. Вы справились с этим заданием и теперь
Лосяш сможет вернуться домой.
Следующая нас ждет планета - Венера. Будем помогать Нюше вернуться
домой.
СЛАЙД № 7 «Планета Венера и Нюша»
Воспитатель предлагает детям присесть за столы
Задание: Рассыпались слова (Земля, Венера), нужно собрать и выложить
схему слов, используя звуковые пеналы. (работа в парах)
После выполнения задания воспитатель благодарит детей: теперь Нюша
сможет вернуться на Землю.
Воспитатель: А мы продолжаем нашу космическую экспедицию.
Ребенок: Мы идем на космодром.
Дружно в ногу мы идем.
Ждет нас быстрая ракета
Для полета на планету.
Отправляемся на Марс.
Звезды неба, ждите нас.
СЛАЙД №8 «Планета Марс и Копатыч»
Воспитатель: Ребята, мы летим спасать на Марс Копатыча.. Чтобы помочь
Копатычу, вам нужно ответить на вопросы. Внимание на экран.
СЛАЙД № 9 «Солнце и планеты»
Вопросы детям:
- Сколько всего планет в нашей вселенной (8).
- Назовите ближайшую к Солнцу планету. (Меркурий)
- Как называется планета, которая дальше всех от Солнца? (Нептун)
- Какая по счету от Солнца Земля? (Третья)
- Как называется планета, у которой есть кольца? (Сатурн)
(Далее звучит космическая музыка и проводится физминутка)
Физминутка:
На луне жил звездочёт
Он планетам знал подсчёт:
Раз – Меркурий
Два – Венера
Три – Земля
Четыре – Марс
Пять – Юпитер
Шесть – Сатурн
А ещё Уран, Нептун
И конечно же Плутон
Наше Солнце чемпион.
Вы справились и с этим заданием и теперь Копатыч сможет вернуться домой.
Ну, а нам предстоит спасти Кроша, который оказался на Юпитере.
СЛАЙД № 9 «Планета Юпитер и Крош»
Воспитатель предлагает детям выбрать карточки, сказать, что на них
изображено назвать первый звук в слове. Затем воспитатель предлагает
обменяться карточками посчитать количество слогов в словах, распределить
их по ракетам согласно слоговым окошкам.
(Карточки на которых изображены: солнце, планета, Земля, Сатурн,
космонавт, Луна, звезда, спутник, небо, метеорит, ракета, звездочет.)
Вы хорошо постарались и теперь Крош возвращается на Землю.
Воспитатель: Пришло время помочь Ежику, который улетел на Сатурн.
СЛАЙД № 10 «Планета Сатурн и Ежик»
Чтобы Ежик вернулся домой, выполним следующее задание. Вам нужно
рассказать о времени года – весна и её признаках, используя картинки –
подсказки.
Воспитатель: Мы помогли Ежику, а теперь пришла очередь помочь Кар
Карычу возвратится с Урана.
СЛАЙД № 11 «Планета Уран и Кар Карыч»
Чтобы Кар – Карыча вернуть домой нужно расположить геометрические
фигуры на поверхности листа, там, где я скажу.
Дети подходят к столам, на которых лежат листы бумаги и раздаточный
материал с геометрическими фигурами.
Словесные указания воспитателя:
- Расположите круг в центре листа.
- В правый верхний угол положите квадрат.
- В правый нижний угол- треугольник.
- В левый верхний угол положите прямоугольник.
- В левый нижний - овал.
А теперь посмотрите на экран и самостоятельно проверьте правильно ли вы
выполнили задание.
СЛАЙД № 12 «Геометрические фигуры» (дети проверяют расположение
фигур, если есть ошибки, исправляют)
Воспитатель: Вот мы Кар Карыча вернули на Землю.
СЛАЙД № 13 «Смешарики дома- на планете Земля»
Ребята, сегодня мы с вами побывали на разных планетах и помогли
Смешарикам. Понравилось вам наше космическое путешествие? /ответы
детей/
Какие задания вам пришлось выполнять? /ответы детей/
Для чего вы выполняли задания?
Ребята, вы сегодня молодцы. За вашу помощь, старания Смешарики дарят
макет планет Солнечной системы.
Звучит музыка из м/ф «Смешарики» - «На круглой планете» - ребята возвращаются в группу.
Самоанализ НОД
Методы и приёмы НОД:
1.
Словесный (вопросы детям, повторение, уточнение, поощрение)
2.
Наглядный (презентация, интерактивная доска)
3.
Практический (решение математических упражнений с использованием
дидактического материала)
4.
Эвристический метод (
5.
Репродуктивный метод (разминка)
6.
Исследовательский метод (решение проблемной игровой ситуации – возвращение
Смешариков на планету Земля)
7.
Игровой метод (игровой сюжет «В космосе нашем воздуха нет и кружат там 9 разных
планет)
8.
Метод контроля (самооценка детьми результатов деятельности, анализ
выполненных заданий)
Структура НОД:
1 Вводная часть (организация детей)
2 Основная часть (практическая деятельность)
3 Заключение (подведение итогов)
Вводная часть НОД предполагала организацию детей: переключение на предстоящую
деятельность, стимуляцию интереса к ней, создание эмоционального настроя. Это было
сделано с помощью игрового сюжета «Космическое путешествие Смешариков»
НОД была направлена на решение проблемно – игровой ситуации – возвращение
Смешариков на планету Земля, проходя препятствия в виде заданий.
В основную часть НОД были включены задания на повторение закрепления пройденного
материала, систематизацию имеющихся знаний детей в самостоятельной деятельности.
Задания:
1.
Д-И: «Звёзды и спутники»
2.
Собрать разрезные картинки слов и выложить схему полученных слов, используя
звуковые пеналы
3.
Вопросы по слайду: «Солнце и планеты»
4.
Назвать слово, определить первый звук и количество слогов в слове
5.
Составить рассказ о весне и её признаках, используя картинки – подсказки.
6.
Расположить геометрические фигуры на поверхности листа, используя словесные
указания воспитателя.
В середине занятия с целью снятия статистического напряжения, повышения
умственной работоспособности, снижения утомления была проведена
физкультминутка.
Использование презентации, физкультминуток обеспечивало активность,
высокую работоспособность, интерес детей к содержанию деятельности –
способствовало успешному решению поставленных задач.
Для достижения результатов был проведён дифференцированный подход к
обучению.
В заключительной части НОД подводился итог деятельности, используя метод
анализа успешности выполнения заданий, метод самооценки деятельности своих
возможностей. Ребятам в качестве инструмента для самооценки собственной
успешности было предложено выбрать «звёздочку». Выбор красной звёздочки – со
всеми заданиями справились хорошо. Выбор зелёной звёздочки – справились с
заданиями хорошо при помощи воспитателя.
Самооценка детей показала, что оценили результат деятельности красной
звёздочкой, зелёной.
По итогам проведения занятия можно сделать следующие выводы:
---- дети успешно справились с заданиями, решив проблемную ситуацию –
возвращение Смешариков на планету земля, тем самым получив удовольствие от
результатов деятельности.
----- дети усовершенствовали навык моделирования по схеме; умение считать,
сравнивать; выполнять звуко – буквенный анализ слов; умение давать полные
ответы.
Поставленные задачи были выполнены.