Автор: Сычева Тамара Семеновна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МКДОУ д/с № 14
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ для детей 6 - 7 лет по речевому развитию с применением STEM оборудования «Доброе волшебство»
Раздел: дошкольное образование
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
города Новосибирска
«Детский сад № 14 «Аленка» комбинированного вида»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
для детей 6 - 7 лет по речевому развитию
с применением STEM оборудования
(палочки Кюизенера, программируемые мини-роботы
Bee-Bot «Умная пчела»)
«Доброе волшебство»
Выполнила:
учитель-логопед высшей квалификационной категории
Сычева Тамара Семеновна
Новосибирск, 2021 г.
Цель:
развитие речевых навыков детей средствами игрового STEM-
оборудования.
Задачи:
1.
Развитие речевых способностей и умений.
2.
Формирование предпосылок чтения и письма.
3.
Формирование
фонематического
восприятия,
зрительного
гнозиса,
пространственного праксиса.
4.
Формирование
и
воспитание
нравственно-волевых
качеств:
целеустремленности, сосредоточенности, настойчивости, самостоятельности.
5.
Развитие
интеллектуальных
способностей,
логического
мышления,
творческих способностей
6.
Развитие мелкой моторики, координации мелких движений, общей
моторики.
7.
Развитие пространственного воображения, игровой, конструктивной
деятельности.
8.
Развитие умения слушать друг друга, работать в команде.
Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие».
Интеграция
образовательных
областей:
«познавательное
развитие»,
«художественно – эстетическое развитие», «социально-коммуникативное
развитие», «физическое развитие».
Материалы и оборудование:
1.
Видеоролик.
2.
Волшебный свиток с кроссвордом.
3.
Предметные картинки разнообразных жилищ человека.
4.
Презентация на интерактивной доске SMART Board.
5.
Карточки с зашифрованными словами.
6.
Палочки Кюизенера.
7.
Программируемые мини-роботы Bee-Bot «Умная пчела».
8.
Игровое поле для мини-роботов Bee-Bot.
9.
Подарок для детей «Волшебные капсулы».
Предварительная работа:
1.
Просмотр фильма о Гарри Потере.
2.
Рисование, штриховка букв.
3.
Игры на интерактивной доске SMART Board.
4.
Игры с конструкторами.
Ход совместной деятельности:
Учитель-логопед: Ребята, вы любите сказки? (Слушает ответы детей и
предлагает послушать сказку).
- В некотором царстве, в некотором государстве жили-были король и
королева.
И была у них дочь - принцесса небывалой красоты и доброты. Она
помогала и людям, живущим в замке и животным, которые жили неподалеку
в лесу. Все ее очень любили. И прознал об этой прекрасной принцессе злой
маг и колдун. Захотел он взять ее в жены, но принцесса даже не взглянула на
него. Тогда злой колдун заколдовал красавицу-принцессу. Он погрузил ее в
глубокий, вековой сон. Долго горевали король и королева, обращались за
помощью
к волшебникам, добрым феям, магам, чародеям и даже
экстрасенсам. Но никто не смог разбудить прекрасную принцессу. И остался
последний добрый маг и волшебник – это юный студент школы Чародейства
и Волшебства Хогвартс. Но и ему понадобилась помощь. И он обратился за
помощью ко всем ребятам.
Демонстрация видеообращения волшебника Гарри Поттера к детям.
Дети решают помочь волшебнику и получают волшебный свиток с
заданиями,
рассматривают
его,
выясняют,
что
это
кроссворд
и
приступают к выполнению заданий.
Задание 1: Как называется здание, в котором жила принцесса с королем и
королевой?
Дети рассматривают разные жилища: и выбирают нужное слово – из 5 букв,
определяя первый и последний звуки в слове.
Пещера - находящееся в горах углубление.
Хижина - примитивное жилище человека из веток, стволов деревьев или
камня.
Земля
́
нка — заглублённое в землю жилище, с перекрытием из брёвен. Один
из древнейших и распространённых видов утеплённого жилья.
Хата или мазанка – название сельского дома на юге страны.
Изба
́
— деревянный жилой дом в деревне.
Иглу – жилище эскимосов.
Многоэтажное здание — здание с числом этажей 2 и более.
Замок - дворец и крепость.
Задание 2: «Буквенные превращения».
Злой гном превратил звуки в буквы и у каждой из них отнял один или
несколько элементов.
Детям предлагается дописать и назвать буквы.
- Ребята, чтобы написать второе слово в кроссворде, ответьте на вопрос»
«Где изучают буквы, азбуку, учатся читать и писать?» (В школе). Педагог
предлагает выложить это слово из букв, а потом написать слово в
кроссворде.
Задание 3: «Любимое занятие принцессы?»
У доброго волшебника
Помощников не счесть!
Средь них один чудесный Гномик есть.
Он карточки с вопросами в подарок передал!
Вы ж проявите свои умения
И на вопросы отвечайте без стеснения!
Педагог задает детям вопросы:
Из чего состоит наша речь?
На что можно разделить слово?
Какими бывают звуки речи?
Что такое ударный звук?
Чем отличается звук от буквы?
Что такое предложение? И т.д.
После ответов на все вопросы, дети делают вывод, что осваивая все эти
понятия, дети учатся грамоте.
Задание 4: «Заколдованное слово».
- Злой колдун Звукомор заколдовал слово. Дети по первому звуку слова
определяют, какое слово зашифровано.
- Ребята, вы расшифровали заколдованное слово. Чтобы Звукомор больше
не имел силы над этими словами и не смог больше заколдовывать их, давайте
с этими словами поиграем. Предлагаю составить предложения с предлогами,
со словом признаком и используя палочки Кюизенера выложить схему
предложения.
Учитель-логопед предлагает ребятам отдохнуть и поиграть.
Игра «Волшебство» - развитие слухового внимания, координация движения
и речи.
Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!
К нам пришёл волшебник злой.
Он руками помахал, всех детей заколдовал.
Дети головы склонили, замолчали и застыли…
Тут пришёл волшебник добрый, помахал руками бодро!
Раз и два, раз и два, поднимайся, голова!
Выше, выше, высоко! Прыгай на носках легко!
Приседайте, приседайте, пошагайте, пошагайте.
Всё. Друг другу улыбнитесь. И опять за труд возьмитесь.
Задание 5: Игра «Бывает - не бывает» - развитие словесного творчества,
слухового внимания.
Педагог
предлагает
детям
послушать
предложения
и
выполнить
определенные движения - если такое бывает, то дети приседают. Если такого
не бывает, то поднимают руки вверх.
- Волк бродит по лесу.
- Волк на дереве сидит.
- В кастрюле чашка варится.
- Кошка по крыше гуляет.
- Лодка по небу плывёт.
- Девочка рисует домик.
- Домик рисует девочку.
- Мышка любит сыр.
- Мама поехала на рынок
- Кот купил колбасу.
- Собака садится играть на гармошке.
- Дедушка учится в школе.
- Внучкина бабушка в куклы играет.
- Ныряют в аквариум рыжие кошки.
- Внук младше дедушки.
- На сосне растет картошка.
- Цветы малышей поливают из лейки.
- Рыбка лежит на сковороде.
Затем
педагог
предлагает
детям
составить
смешные
предложения
-
перевертыши, используя коврик и программируемых роботов. В конце игры
дети выясняют, что перевертыши можно назвать небылицами, а это и есть
последнее слово в кроссворде.
Дети рассматривают кроссворд, выясняют, что все заполнили и решают
отправить свиток обратно Гарри Поттеру.
К ребятам вновь обращается волшебник, он получил свиток, читает
получившееся слово в кроссворде, берет волшебную палочку и произносит
заклинание – ПЕРТИФИКУС ТАТАЛЛУС АЛА ЗОРУЛ!!! И принцесса
просыпается! Волшебник благодарит ребят за старания и в награду дарит
волшебные капсулы.