Автор: Лебедева Инесса Владимировна
Должность: ПДО
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ №7 Советского района
Населённый пункт: г. Самара, Самарская область
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Одаренные дети
Раздел: дополнительное образование
Модель программы на тему:
Педагогическое сопровождение детей младшего
школьного возраста с признаками музыкальной
одаренности в учреждении дополнительного
образования.
Лебедева И.В.
Пояснительная записка.
Актуальность программы по работе с одаренными детьми определяется
несколькими обстоятельствами: осознанием обществом «человеческого
потенциала», как важнейшей предпосылки и основного ресурса своего развития;
ускорением динамики жизни,увеличением информационной и эмоциональной
нагрузок на человека, множеством проблем, решение которых требует
огромных интеллектуальных усилий; требованиями социума к
профессиональной деятельности личности, которая должна быть
творческой,активной, социально ответственной, с развитым интеллектом,
высоко образованной и др.
Каждый человек индивидуален и неповторим. В материалах национальной
образовательной инициативы «Наша новая школа» необходимость выявления и
поддержки одаренных детей и талантливой молодежи была названа в числе
приоритетных направлений образовательной деятельности.Особое место в
формировании такой личности занимает психолого-педагогическая работа с
одаренными детьми.Одно из главных направлений работы школы искусств –
создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех,
чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявилась, а также
просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на
дальнейший качественный скачек в развитии их способностей.
Ключевой характеристикой современного российского образования становится
формирование компетентностей у детей, в том числе творческих. Именно такой
подход к образованию способствует формированию у обучающихся
инициативности, способности творчески мыслить и находить нестандартные
решения. Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими,
очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние
предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Как
отмечается в Рабочей концепции одаренности (авторский коллектив
-
Ю.Д.
Бабаева, Д.Б. Богоявленская и др.), детский возраст – это время глубоких
интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации.
Концепция программы.
Реализовать возможность каждого человека проявить и применить свой талант,
преуспеть в своей профессии влияет на качество жизни, обеспечивает
экономический рост и прочность демократических институтов (Концепция
общенациональной системы выявления и развития молодых талантов).
Сегодняшняя социальная ситуация диктует потребность в выпускнике школы
как человеке, владеющим способами сохраненияи развития себя как личности,
способным реализовывать свои индивидуальные запросы, решать проблемы
общества. «Развивая себя – развиваешь общество», - тезис, отражающий в
некоторой степени характерный признак нового социального заказа. Главная
идея, положенная в основу концепции – создание современной
образовательной среды, обеспечивающей условия для формирования и
совершенствования всесторонне развитой, конкурентоспособной личности.
Диагностика одаренности должна служить средством для наиболее
эффективного обучения и развития одаренного ребенка
К группе одарённых детей могут быть отнесены учащиеся, которые:
1)
имеют
более
высокие
по
сравнению с
большинством остальных
сверстников
интеллектуальные
способности,
восприимчивость
к
учению,
творческие возможности и проявления;
2) имеют доминирующую,
активную,
не
насыщаемую познавательную потребность;
3)
испытывают
радость
от
умственного труда.
Для
одарённых
детей
характерна
высокая
скорость
развития
интеллектуальной и творческой сфер,
глубина и нетрадиционность мышления,
однако по целому ряду причин на определённом этапе могут быть проявлены
далеко не все признаки одарённости.
Можно условно выделить 3 категории одарённых детей:
1) дети с необыкновенно высоким общим уровнем развития при прочих
равных условиях (такие дети чаще встречаются в дошкольном и младшем
школьном возрасте);
2)
дети
с
признаками
специальной
умственной
одарённости
–
одарённости
в
определённой
области
науки
(такие
учащиеся
чаще
обнаруживаются в подростковом возрасте);
3) учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но
обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью
психического склада, незаурядными умственными резервами (возможности
таких учащихся нередко раскрываются в старшем школьном возрасте).
Следовательно образовательная деятельность должна быть направлена на
освоение современных компетентностей, отвечающих индивидуальным
особенностям школьников, различному уровню содержания образования,
условиям развития школы в целом,и учреждений дополнительного образования,
в процессе создания условий для максимального раскрытия творческого
потенциала участников образовательного процесса
Ключевые понятия.
Одаренность – это системное,
развивающееся в течение жизни качество
психики,
которое
определяет
возможность
достижения
человеком более
высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности
по сравнению с другими людьми.Одаренный ребенок – это ребенок,
который
выделяется яркими,
очевидными,
иногда выдающимися достижениями (или
имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде
деятельности.Успешность
усвоения
учебного
материала
и
способность
к
творчеству– наиболее известные признаки одаренности.Различают следующие
виды одаренности:
1.
Интеллектуальная
одаренность
связана
с
высоким
уровнем
интеллектуального
развития.
2.
Академическая
одаренность
проявляется
в
овладении
конкретными
учебными
предметами.
Ребенок
отличается глубиной,
легкостью,
быстротой продвижения в какой-то одной
области знаний,
при этом в других областях он может ничем не выделяться и
даже
быть
слабее
своих
сверстников.
3.Творческая
одаренность,
или
креативность – способность человека изобретать,
придумывать что-то новое,
выдвигать самые разные фантастические идеи.
4. Художественная одаренность
является
разновидностью творческой
одаренности
(высокие
достижения
человека в живописи,
музыке, скульптуре и.т.д.); 5.
Социальная одаренность –
успешность
человека
в
общении,
в
межличностных
отношениях;
6.Психомоторная одаренность тесно связана с разнообразными возможностями
человеческого
тела.
.Музыкальная
одаренность
— высшее
и
крайне
индивидуализированное проявление музыкальных способностей. Иначе говоря,
блестящий музыкальный слух, феноменальная память, пластичный и прекрасно
скоординированный
двигательный
«аппарат»,
невероятная
обучаемость
(«схватывание
на
лету»)
и
титаническая
работоспособность
являются
показателями музыкальной одаренности.
Способности
-
индивидуальные особенности личности,
помогающие ей
успешно заниматься определенной деятельностью.
Талант
-
выдающиеся
способности,
высокая
степень
одаренности в
какой-либо
деятельности.
Чаще
всего
талант
проявляется
в
какой-то
определенной сфере.
Гениальность
–
высшая
степень
развития
таланта,
связана
она
с
созданием
качественно
новых,
уникальных
творений,
открытием
ранее
неизведанных путей творчества.
Педагогическая
поддержка
одаренных
детей
-
создание
программ
обучения и воспитания одаренных детей дошкольного и школьного возраста, а
также
реализация
этих
программ в
учебном процессе
в
соответствии
с
потребностями и возможностями этой категории учащихся,
что обеспечивает
дальнейшее
развитие
одаренности
специфическими
педагогическими
средствами.
Психологическая
поддержка
одаренных
детей
-
система
психологических
мер,
способствующих
беспрепятственному
развитию
личности ребенка.
Социальная
помощь
одаренным детям
-
специальная
деятельность
социальной службы школы,
общественных
организаций,
частных
лиц
по
минимизации или полному устранению факторов,
значительно усложняющих
процессы социализации одаренных детей.
Педагогическое
сопровождение
-
процесс
заинтересованного
наблюдения,
консультирования,
личного участия,
поощрения максимальной
самостоятельности ребенка в проблемной ситуации при минимальном участии
сопровождающего – педагога, родителей (В. А. Сластенин, И. А. Колесникова).
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
Создание комплекса условий и средств, направленных на совершенствование
системы выявления, поддержки и развития одаренных и талантливых детей,
занимающихся в вокальном ансамбле, их личной самореализации в различных
видах деятельности, их профессионального самоопределения.
ЗАДАЧИ
1. Создать систему целенаправленного выявления и отбора способных,
одаренных и талантливых детей в области вокального искусства;
2.Организовать моделирование и экспертизу образовательной среды с
включением мониторинга использования инновационных технологий и
результативности деятельности с одаренными детьми (через создание и ведение
банка данных, индивидуального образовательного маршрута);
3.Развивать сферу дополнительного образования, удовлетворяющего
потребности, интересы детей и социума;
4. Разработать систему мониторинга и развития предпосылок одаренности
учащихся;
5.Обеспечить педагогов доп.образования пособием по рабате с одаренными
детьми.
6. Расширять возможности для вокально одаренных детей, для участия в
конкурсах, концертах, соревнованиях различного уровня;
7.Развивать артистизм, эмоциональную отзывчивость,, чистоту интонации,
вокальный слух, память, данные ребенку от природы.
8. Составить индивидуальные маршруты психолого-педагогического
сопровождения одаренных учащихся;
Ожидаемые конечные результаты реализации программы.
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:
-
Сформировать систему работы с вокально одарёнными детьми;
-
Создать условия для развития вокальной одарённости и таланта у детей в
школе искусств;
-
Поднять статус и престиж ребенка, обладающего признаками одаренности;
-
Повысить качество вокального образования и воспитания учащихся;
- Обеспечить равные возможности в развитии способностей;
-
Повысить профессиональное мастерство педагогов, работающих с
одаренными детьми;
Дети приобретут:
-
Умение держаться на сцене;
- Умение двигаться под музыку, хорошее чувство ритма и пульса;
- Правильное звукообразование, подачу звука, выразительность и
эмоциональность;
- Будут ощущать“чувство локтя” в вокальном коллективе.
Критерии оценки результативности.
- Положительная динамика развития проявлений музыкальной (вокальной)
одаренности;
-Использование педагогами личностно-ориентированных методов
взаимодействия;
-Участие педагогов в расширении образовательного пространства,
использовании его ресурсов ( культурно-предметных, социальных) для
стновления личности и развития одаренного ребенка;
-Повышение качества и результативности работы педагогов
дополнительного образования с одаренными детьми;
- Повышение удельного веса количества учащихся, работающих по
индивидуальным учебным планам и программам;
-Повышение удельного веса призеров и участников городских, районных,
республиканских и всероссийских олимпиад, конкурсов, выставок,
соревнований;
-Наличие теоретического материала (методического, технологического,
диагностического) информационного банка по проблеме «Развитие
детской одаренности»
Принципы.
1. Широкое применение различных форм образовательной деятельности:
проектов, исследований, познавательных игр, учебных дискуссий,
конкурсов, викторин, и.т.д.;
2. Развитие у учащихся обобщенных умений (способов) познавательной
деятельности;
3. Поддержание интереса, любознательности;
4. Оптимально ориентированный уровень сложности и трудности заданий;
5. Развивать волю к выражению творческой компетентности.
6. Формирование ценностного отношения к продуктам творческой
деятельности других людей;
7. Формирование мотивов познавательного интереса с использованием
особо актуального содержания, занимательности, необычности;
8. Обучение рациональным приемам познавательной деятельности;
9. Создание педагогических условий формирования интереса учащихся к
личностно-творческой саморелизации;
10. Создание благоприятной предметно-развивающей среды,
стимулирующей самую разнообразную деятельность ребенка
Основные направления работы.
1.
Психолого-педагогическое просвещение педагогов и родителей с целью
расширения их представлений о природе, проявлениях одаренности,
особенностях обучения и воспитания одаренных детей.
2.
Диагностика как неотъемлемая часть развития интеллекта, его исходное
начало.
3.
Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала
одарённых детей.
4.
Развитие творческих способностей учащихся.
5.
Поощрение – стимулирование дальнейшей творческой деятельности.
Стратегия работы с одаренными детьми в области музыкального искусства.
I. Психолого-педагогическое просвещение педагогов и родителей.
1.
Приглашение в учреждение дополнительного образования таких кадров как
«педагог-психолог» (педагог – репетитор);
2.
Прохождение
педагогами
и
родителями
тренингов,
курсов,
семинаров,
собраний, раскрывающих тему одаренности
(ее проявления,
особенности
и др.)
3.
Специализированная
переподготовка
педагогов
для
дальнейшего
сопровождения развития одаренности;
II. Диагностика.
1. Изучение диагностических методик, основанных на доступности,
информативности, емкости;
2. Создание банка методик для диагностирования учащихся; банка
одарённых талантливых детей;
3. Изучение круга интересов умственной деятельности учащихся путем
анкетирования;
4. Изучение личностных потребностей одарённых учащихся путем
собеседования;
5. Приобретение развивающих программ и методик работы с одаренными
детьми.
III. Создание благоприятных условий для реализации творческого
потенциала одаренных детей.
1. Организация консультативной помощи для учащихся,
целенаправленных на творческую самореализацию и самодостаточность;
2. Информирование учащихся о новейших достижениях в области
творческой (музыкальной) деятельности;
3. Знакомство учащихся с новинками в музыкальной сфере. Организация
помощи учащимся в подборе музыкальной литературы;
4. Привлечение творческих педагогов, работников культуры, спорта и др.
организаций для общения с детьми;
5. Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся;
6. Увеличение времени для самостоятельной работы учащихся и создание
стимулирующих условий при наличии оригинальности, рациональности
творчества в результатах самостоятельной работы.
IV. Развитие творческих способностей.
1. Доступность и широкое привлечение учащихся к проведению
олимпиад, конкурсов и других тематических мероприятий различного уровня;
2. Проведение концертов, конкурсов, открытых уроков внутри
учреждения;
3. Использование в практике работы с одарёнными детьми следующих
приемов:
-
выполнение творческих тематических заданий;
-
приобщение (в различных формах) к работе педагога;
-
повышение степени сложности заданий;
-
ориентация на качество выполняемых заданий.
V. Стимулирование – поощрение дальнейшей творческой
деятельности.
1. Создание постоянно действующих стендов, посвященных победителям
и призерам олимпиад, конкурсов, и др. мероприятий различного уровня;
2. Выносить на публичное своевременное поощрение успехов учащихся
(заметки в СМИ, муниципальные и республиканские стипендии и др.);
3. Отправление благодарственных писем родителям;
4. Отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на
родительских собраниях.
5. Поощрение в виде подарочных билетов/приглашений на концерты,
фестивали, мастер - классы и т. п.