Напоминание

Одаренные дети


Автор: Лебедева Инесса Владимировна
Должность: ПДО
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ №7 Советского района
Населённый пункт: г. Самара, Самарская область
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Одаренные дети
Раздел: дополнительное образование





Назад




Модель программы на тему:

Педагогическое сопровождение детей младшего

школьного возраста с признаками музыкальной

одаренности в учреждении дополнительного

образования.

Лебедева И.В.

Пояснительная записка.

Актуальность программы по работе с одаренными детьми определяется

несколькими обстоятельствами: осознанием обществом «человеческого

потенциала», как важнейшей предпосылки и основного ресурса своего развития;

ускорением динамики жизни,увеличением информационной и эмоциональной

нагрузок на человека, множеством проблем, решение которых требует

огромных интеллектуальных усилий; требованиями социума к

профессиональной деятельности личности, которая должна быть

творческой,активной, социально ответственной, с развитым интеллектом,

высоко образованной и др.

Каждый человек индивидуален и неповторим. В материалах национальной

образовательной инициативы «Наша новая школа» необходимость выявления и

поддержки одаренных детей и талантливой молодежи была названа в числе

приоритетных направлений образовательной деятельности.Особое место в

формировании такой личности занимает психолого-педагогическая работа с

одаренными детьми.Одно из главных направлений работы школы искусств –

создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех,

чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявилась, а также

просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на

дальнейший качественный скачек в развитии их способностей.

Ключевой характеристикой современного российского образования становится

формирование компетентностей у детей, в том числе творческих. Именно такой

подход к образованию способствует формированию у обучающихся

инициативности, способности творчески мыслить и находить нестандартные

решения. Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими,

очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние

предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Как

отмечается в Рабочей концепции одаренности (авторский коллектив

-

Ю.Д.

Бабаева, Д.Б. Богоявленская и др.), детский возраст – это время глубоких

интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации.

Концепция программы.

Реализовать возможность каждого человека проявить и применить свой талант,

преуспеть в своей профессии влияет на качество жизни, обеспечивает

экономический рост и прочность демократических институтов (Концепция

общенациональной системы выявления и развития молодых талантов).

Сегодняшняя социальная ситуация диктует потребность в выпускнике школы

как человеке, владеющим способами сохраненияи развития себя как личности,

способным реализовывать свои индивидуальные запросы, решать проблемы

общества. «Развивая себя – развиваешь общество», - тезис, отражающий в

некоторой степени характерный признак нового социального заказа. Главная

идея, положенная в основу концепции – создание современной

образовательной среды, обеспечивающей условия для формирования и

совершенствования всесторонне развитой, конкурентоспособной личности.

Диагностика одаренности должна служить средством для наиболее

эффективного обучения и развития одаренного ребенка

К группе одарённых детей могут быть отнесены учащиеся, которые:

1)

имеют

более

высокие

по

сравнению с

большинством остальных

сверстников

интеллектуальные

способности,

восприимчивость

к

учению,

творческие возможности и проявления;

2) имеют доминирующую,

активную,

не

насыщаемую познавательную потребность;

3)

испытывают

радость

от

умственного труда.

Для

одарённых

детей

характерна

высокая

скорость

развития

интеллектуальной и творческой сфер,

глубина и нетрадиционность мышления,

однако по целому ряду причин на определённом этапе могут быть проявлены

далеко не все признаки одарённости.

Можно условно выделить 3 категории одарённых детей:

1) дети с необыкновенно высоким общим уровнем развития при прочих

равных условиях (такие дети чаще встречаются в дошкольном и младшем

школьном возрасте);

2)

дети

с

признаками

специальной

умственной

одарённости

одарённости

в

определённой

области

науки

(такие

учащиеся

чаще

обнаруживаются в подростковом возрасте);

3) учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но

обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью

психического склада, незаурядными умственными резервами (возможности

таких учащихся нередко раскрываются в старшем школьном возрасте).

Следовательно образовательная деятельность должна быть направлена на

освоение современных компетентностей, отвечающих индивидуальным

особенностям школьников, различному уровню содержания образования,

условиям развития школы в целом,и учреждений дополнительного образования,

в процессе создания условий для максимального раскрытия творческого

потенциала участников образовательного процесса

Ключевые понятия.

Одаренность – это системное,

развивающееся в течение жизни качество

психики,

которое

определяет

возможность

достижения

человеком более

высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности

по сравнению с другими людьми.Одаренный ребенок – это ребенок,

который

выделяется яркими,

очевидными,

иногда выдающимися достижениями (или

имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде

деятельности.Успешность

усвоения

учебного

материала

и

способность

к

творчеству– наиболее известные признаки одаренности.Различают следующие

виды одаренности:

1.

Интеллектуальная

одаренность

связана

с

высоким

уровнем

интеллектуального

развития.

2.

Академическая

одаренность

проявляется

в

овладении

конкретными

учебными

предметами.

Ребенок

отличается глубиной,

легкостью,

быстротой продвижения в какой-то одной

области знаний,

при этом в других областях он может ничем не выделяться и

даже

быть

слабее

своих

сверстников.

3.Творческая

одаренность,

или

креативность – способность человека изобретать,

придумывать что-то новое,

выдвигать самые разные фантастические идеи.

4. Художественная одаренность

является

разновидностью творческой

одаренности

(высокие

достижения

человека в живописи,

музыке, скульптуре и.т.д.); 5.

Социальная одаренность –

успешность

человека

в

общении,

в

межличностных

отношениях;

6.Психомоторная одаренность тесно связана с разнообразными возможностями

человеческого

тела.

.Музыкальная

одаренность

— высшее

и

крайне

индивидуализированное проявление музыкальных способностей. Иначе говоря,

блестящий музыкальный слух, феноменальная память, пластичный и прекрасно

скоординированный

двигательный

«аппарат»,

невероятная

обучаемость

(«схватывание

на

лету»)

и

титаническая

работоспособность

являются

показателями музыкальной одаренности.

Способности

-

индивидуальные особенности личности,

помогающие ей

успешно заниматься определенной деятельностью.

Талант

-

выдающиеся

способности,

высокая

степень

одаренности в

какой-либо

деятельности.

Чаще

всего

талант

проявляется

в

какой-то

определенной сфере.

Гениальность

высшая

степень

развития

таланта,

связана

она

с

созданием

качественно

новых,

уникальных

творений,

открытием

ранее

неизведанных путей творчества.

Педагогическая

поддержка

одаренных

детей

-

создание

программ

обучения и воспитания одаренных детей дошкольного и школьного возраста, а

также

реализация

этих

программ в

учебном процессе

в

соответствии

с

потребностями и возможностями этой категории учащихся,

что обеспечивает

дальнейшее

развитие

одаренности

специфическими

педагогическими

средствами.

Психологическая

поддержка

одаренных

детей

-

система

психологических

мер,

способствующих

беспрепятственному

развитию

личности ребенка.

Социальная

помощь

одаренным детям

-

специальная

деятельность

социальной службы школы,

общественных

организаций,

частных

лиц

по

минимизации или полному устранению факторов,

значительно усложняющих

процессы социализации одаренных детей.

Педагогическое

сопровождение

-

процесс

заинтересованного

наблюдения,

консультирования,

личного участия,

поощрения максимальной

самостоятельности ребенка в проблемной ситуации при минимальном участии

сопровождающего – педагога, родителей (В. А. Сластенин, И. А. Колесникова).

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

Создание комплекса условий и средств, направленных на совершенствование

системы выявления, поддержки и развития одаренных и талантливых детей,

занимающихся в вокальном ансамбле, их личной самореализации в различных

видах деятельности, их профессионального самоопределения.

ЗАДАЧИ

1. Создать систему целенаправленного выявления и отбора способных,

одаренных и талантливых детей в области вокального искусства;

2.Организовать моделирование и экспертизу образовательной среды с

включением мониторинга использования инновационных технологий и

результативности деятельности с одаренными детьми (через создание и ведение

банка данных, индивидуального образовательного маршрута);

3.Развивать сферу дополнительного образования, удовлетворяющего

потребности, интересы детей и социума;

4. Разработать систему мониторинга и развития предпосылок одаренности

учащихся;

5.Обеспечить педагогов доп.образования пособием по рабате с одаренными

детьми.

6. Расширять возможности для вокально одаренных детей, для участия в

конкурсах, концертах, соревнованиях различного уровня;

7.Развивать артистизм, эмоциональную отзывчивость,, чистоту интонации,

вокальный слух, память, данные ребенку от природы.

8. Составить индивидуальные маршруты психолого-педагогического

сопровождения одаренных учащихся;

Ожидаемые конечные результаты реализации программы.

Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:

-

Сформировать систему работы с вокально одарёнными детьми;

-

Создать условия для развития вокальной одарённости и таланта у детей в

школе искусств;

-

Поднять статус и престиж ребенка, обладающего признаками одаренности;

-

Повысить качество вокального образования и воспитания учащихся;

- Обеспечить равные возможности в развитии способностей;

-

Повысить профессиональное мастерство педагогов, работающих с

одаренными детьми;

Дети приобретут:

-

Умение держаться на сцене;

- Умение двигаться под музыку, хорошее чувство ритма и пульса;

- Правильное звукообразование, подачу звука, выразительность и

эмоциональность;

- Будут ощущать“чувство локтя” в вокальном коллективе.

Критерии оценки результативности.

- Положительная динамика развития проявлений музыкальной (вокальной)

одаренности;

-Использование педагогами личностно-ориентированных методов

взаимодействия;

-Участие педагогов в расширении образовательного пространства,

использовании его ресурсов ( культурно-предметных, социальных) для

стновления личности и развития одаренного ребенка;

-Повышение качества и результативности работы педагогов

дополнительного образования с одаренными детьми;

- Повышение удельного веса количества учащихся, работающих по

индивидуальным учебным планам и программам;

-Повышение удельного веса призеров и участников городских, районных,

республиканских и всероссийских олимпиад, конкурсов, выставок,

соревнований;

-Наличие теоретического материала (методического, технологического,

диагностического) информационного банка по проблеме «Развитие

детской одаренности»

Принципы.

1. Широкое применение различных форм образовательной деятельности:

проектов, исследований, познавательных игр, учебных дискуссий,

конкурсов, викторин, и.т.д.;

2. Развитие у учащихся обобщенных умений (способов) познавательной

деятельности;

3. Поддержание интереса, любознательности;

4. Оптимально ориентированный уровень сложности и трудности заданий;

5. Развивать волю к выражению творческой компетентности.

6. Формирование ценностного отношения к продуктам творческой

деятельности других людей;

7. Формирование мотивов познавательного интереса с использованием

особо актуального содержания, занимательности, необычности;

8. Обучение рациональным приемам познавательной деятельности;

9. Создание педагогических условий формирования интереса учащихся к

личностно-творческой саморелизации;

10. Создание благоприятной предметно-развивающей среды,

стимулирующей самую разнообразную деятельность ребенка

Основные направления работы.

1.

Психолого-педагогическое просвещение педагогов и родителей с целью

расширения их представлений о природе, проявлениях одаренности,

особенностях обучения и воспитания одаренных детей.

2.

Диагностика как неотъемлемая часть развития интеллекта, его исходное

начало.

3.

Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала

одарённых детей.

4.

Развитие творческих способностей учащихся.

5.

Поощрение – стимулирование дальнейшей творческой деятельности.

Стратегия работы с одаренными детьми в области музыкального искусства.

I. Психолого-педагогическое просвещение педагогов и родителей.

1.

Приглашение в учреждение дополнительного образования таких кадров как

«педагог-психолог» (педагог – репетитор);

2.

Прохождение

педагогами

и

родителями

тренингов,

курсов,

семинаров,

собраний, раскрывающих тему одаренности

(ее проявления,

особенности

и др.)

3.

Специализированная

переподготовка

педагогов

для

дальнейшего

сопровождения развития одаренности;

II. Диагностика.

1. Изучение диагностических методик, основанных на доступности,

информативности, емкости;

2. Создание банка методик для диагностирования учащихся; банка

одарённых талантливых детей;

3. Изучение круга интересов умственной деятельности учащихся путем

анкетирования;

4. Изучение личностных потребностей одарённых учащихся путем

собеседования;

5. Приобретение развивающих программ и методик работы с одаренными

детьми.

III. Создание благоприятных условий для реализации творческого

потенциала одаренных детей.

1. Организация консультативной помощи для учащихся,

целенаправленных на творческую самореализацию и самодостаточность;

2. Информирование учащихся о новейших достижениях в области

творческой (музыкальной) деятельности;

3. Знакомство учащихся с новинками в музыкальной сфере. Организация

помощи учащимся в подборе музыкальной литературы;

4. Привлечение творческих педагогов, работников культуры, спорта и др.

организаций для общения с детьми;

5. Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся;

6. Увеличение времени для самостоятельной работы учащихся и создание

стимулирующих условий при наличии оригинальности, рациональности

творчества в результатах самостоятельной работы.

IV. Развитие творческих способностей.

1. Доступность и широкое привлечение учащихся к проведению

олимпиад, конкурсов и других тематических мероприятий различного уровня;

2. Проведение концертов, конкурсов, открытых уроков внутри

учреждения;

3. Использование в практике работы с одарёнными детьми следующих

приемов:

-

выполнение творческих тематических заданий;

-

приобщение (в различных формах) к работе педагога;

-

повышение степени сложности заданий;

-

ориентация на качество выполняемых заданий.

V. Стимулирование – поощрение дальнейшей творческой

деятельности.

1. Создание постоянно действующих стендов, посвященных победителям

и призерам олимпиад, конкурсов, и др. мероприятий различного уровня;

2. Выносить на публичное своевременное поощрение успехов учащихся

(заметки в СМИ, муниципальные и республиканские стипендии и др.);

3. Отправление благодарственных писем родителям;

4. Отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на

родительских собраниях.

5. Поощрение в виде подарочных билетов/приглашений на концерты,

фестивали, мастер - классы и т. п.



В раздел образования